Защита прав предпринимателей: понятие, правовые средства. Способы и формы.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 04.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ЗАЩИТА ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 3
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 12
3. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Особенностью данного иска является то, что арбитражный суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела; решить вопрос о наличии прав и обязанностей сторон, которые законом, договором предусмотрены. Если ответ на этот вопрос утвердительный - поручить ответчику передать спорное дело истцу, выплатить оспариваемую сумму и т. д. 2. Преобразовательные иски – данный иск подается с целью прекращения, изменения, а также возникновения материальных правоотношений. Таким образом, решение суда может выступать в качестве правового акта в сфере материального права, изменяя структуру этого правоотношения, как в случае запроса об изменении условий договорных обязательств. Арбитражный суд не выносит решения, не обязывает ответчика предпринять какие-либо действия или воздерживаться от принятия решения о преобразовании. Например, после расторжения хозяйственного контракта суд не обязывает ответчика к каким-либо действиям, т.е. нет обязательства, которое суд может выполнить. При внесении изменений в соглашение стороны, в соответствии с решением третейского суда, должны будут оформить вытекающие из соглашения правоотношения с новыми условиями. В то же время, нельзя забывать о проблемах, существующих в судебной системе Российской Федерации включая арбитражные суды. Так, возникает необходимость отметить проблему, связанную с чрезвычайной загруженностью данных судов. Очевидно, что загруженность Арбитражных судов [5], а также недостаточность практики применения ГК РФ после изменений 2012 года, сильно снижают качество правовой защиты граждан в Арбитражных судах. Так же стоит обратить внимание и на другую немаловажную проблему, а именно на порядок проведения экспертиз. Изучив расценки на осуществление судебной экспертизы, можно обратить внимание, что данная процедура является, достаточна дорогой [6]. Нередко сроки для проведения экспертизы превосходят все целесообразные пределы, это, в свою очередь, порождает не только удивление, но и аргументированное возмущение данным процессом. К тому же, судьи бывает, что негативно относятся к ходатайствам лиц, которые участвуют в деле, о назначении судебных экспертиз, расценивают их как «преждевременные» или «направленными на затягивание рассмотрения дела». В заключение следует отметить, что, несмотря на проблемы связанные с защитой прав предпринимателей, суды успешно и полно выполняют свою работу. Судебная защита прав и интересов предпринимателей была и остается одной из самых универсальных, основных, эффективных и наиболее успешных форм защиты, независимо от того, имеет ли этот метод определенные трудности и объективные проблемы. Тем не менее, стоит обратить внимание на урегулирование проблем мешающих осуществлению правосудия, исходя из этого, целесообразно осуществить следующий комплекс мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ: анализ процессуального законодательства России и на этой основе подготовка предложений по их совершенствованию; увеличить количество судейского персонала, что будет способствовать повышению эффективности; усилить контроль над соблюдением разумных сроков судебного разбирательства в процессе разрешения деловых споров. 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПод предпринимательской деятельностью понимается рисковая деятельность физического или юридического лица, которая направлена на получение систематической прибыли [2]. Право на ведение предпринимательской деятельности закреплено в Конституции Российской Федерации, во исполнение указанной нормы государство обязано обеспечить защиту данного права [1]. В настоящий момент защита прав предпринимателей в Российской Федерации вызывает ряд вопросов. 1. Основным законом в сфере защиты прав предпринимателей можно считать по праву ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5]. В ст. 2 данного закона были легально закреплены такие понятия как «контроль» и «надзор» [5]. Одновременно с этим в указанной статье не осуществляется раскрытие каждого понятия в отдельности, взамен этого производится дуальное раскрытие понятий, занося термин «надзор» за скобки. Данная проблема могла быть не столь явной, если бы в законе присутствовало две отдельные главы, которые бы регламентировали виды государственного надзора и государственного (муниципального) контроля, но во второй главе всё того же закона говорится сразу обо всех видах контроля и надзора. Описываемое положение усугубляется пространными формулировками, которые становятся барьерами к уяснению смысла закона. Например, понятие «государственный контроль (надзор)» раскрывается в один неоправданно громоздкий по своим объёмам абзац. Важно отметить, что разницу между «контролем» и «надзором» в рамках Федерального закона всё же возможно проследить, сопоставив, например, и «муниципальный контроль» в силу того, что органы местного самоуправления вправе осуществлять только контроль. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» является дискуссионным вопросом. Существует множество точек зрения правоведов, которые по-разному смотрят на природу надзора и контроля [11, с. 86]. По нашему мнению, законодатель исходил из того, что указанные понятия всё же имеют различную природу. Если же допускать их тождественность, то возникает вопрос о том, с какой целью законодатель поместил в закон два равнозначащих термина. Нам близка та позиция разграничения «контроля» и «надзора», которая гласит о том, что характерная особенность «надзора» заключается в значительно большем количестве наблюдательных функций, что нехарактерно для «контроля». Представляется, что документарная проверка и выездная проверка по своей природе являются разным мероприятиями, то есть документарную проверку можно отнести скорее к надзору, чем к контролю. В свою очередь выездная проверка более походит на контроль, чем на надзор. В таких условиях необходимо главу «Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» разделить на две главы, где в одной будет урегулирована с учётом её специфики выездная проверка и иные потенциальные виды проверки, которые могут быть добавлены, а во второй будет урегулирована документарная проверка. Контроль должен осуществляться с минимальным вовлечением ресурсов субъектов предпринимательства в этот процесс, поскольку любое контрольное вмешательство в деятельность организации или индивидуального предпринимателя, как нам представляется, может привести к временному уменьшению её эффективности. Так, выездная проверка, очевидно, сопряжена с парализацией тех частей производства, где производится проверка. В свою очередь документарная проверка, вряд ли может быть сопряжена с привлечением значительных ресурсов организации, потому, по нашему мнению, субъекты предпринимательства должны быть защищены дополнительными гарантиями при проведении контроля. Согласно общественно сложившейся точке зрения предпринимательская деятельность должна подвергаться публичному контролю, дабы исключить возможность ведения недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей, монополизации рынка. В данном случае речь должна идти о приоритетном выборе между частными и публичными интересами. В зависимости от постановки указанного приоритета будет зависеть сужение или расширение сферы государственного принуждения в сфере предпринимательства. Описанное положение является крайне дискуссионным не только в рамках юридической науки, но широко обсуждается в экономике, политологии и т.д. Нам близки правовые и экономические концепции, постулируемые Иоганном Альтузием [8, с. 37] и Адамом Смитов, заключающиеся в стремлении к идеалам буржуазной теории и развития свободного рынка, испытывающего наименьшее вмешательство со стороны государства, поэтому в нашем представлении сфера государственного принуждения в сфере предпринимательства должна быть существенно сужена, а приоритет должен быть установлен в сторону частных интересов [1, с. 49].Так, по нашему мнению, одним из потенциальных результатов сужения государственного принуждения в сфере предпринимательства может стать сокращение роли плановых проверок, регламентированных ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5]. Представляется, что интервал между плановыми проверками может быть увеличен (в настоящий момент по общему правилу плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, если иное не установлено законодательством). В качестве примера неоправданно малого интервала проведения плановой проверки можно привести положения ФЗ «О связи». Так, в п. 2 ч. 4 ст. 27 указанного закона закреплено, что интервал плановой проверки составляет 2 года [4]. Наиболее радикальным решением можно считать полную замену плановых проверок на внеплановые, которые по своей природе являются инструментом реагирование на неправомерные действия субъекта предпринимательства. Одновременно с вышесказанным стоит отметить, что сужение роли плановых проверок сопряжено с необходимостью оптимизации информационных источников, с помощью которых контролирующие органы могут осведомляться об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о неправомерных действиях субъектов предпринимательства. В частности стоит оптимизировать порядок обращения граждан-потребителей в контролирующие органы, например, посредством подачи заявления через портал государственных услуг Российской Федерации. Основная цель уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный) заключается собственно в отстаивании прав и инте ресов субъектов предпринимательства и содействии в развитии предпринимательства в Российской Федерации. Правовое положение уполномоченного достаточно широко раскрыто в юридической литературе и законодательстве, за исключением его процессуального статуса. Напрямую процессуальный статус уполномоченного не закреплён в ст. 40 АПК РФ в отличие от, например, прокурора [3]. При этом уполномоченный может в рамках арбитражного процесса иметь процессуальные права и иметь соответствующие обязанности. Представляется, что необходимо устранить указанную законодательную коллизию, закрепив напрямую в ст. 40 АПК РФ уполномоченного в качестве лица, участвующего в деле [9, с. 160]. Для проведения внеплановой проверки субъектов предпринимательства необходимы основания, определённые ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4]. Некоторыми правоведами поддерживается идея исключения всех обстоятельств в качестве оснований проведения внеплановых проверок за исключением обращений граждан по поводу защиты их прав потребителей. Цель указанной идеи заключается в уменьшении административного давления на субъекты предпринимательства. Представляется, что данная идея является нецелесообразной, поскольку не учитывает возможность нарушения предпринимателем прав другого предпринимателя. 5. Остаётся в законодательстве не совсем ясным учёт мнения субъектов предпринимательства при назначении уполномоченных по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный). Так, ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» предусмотрено, что уполномоченный назначается также с учётом мнения предпринимательского сообщества [6]. Одновременно с этим понятие «предпринимательское сообщества» остаётся не раскрытым в рамках указанного закона и иных нормативно правовых актов и непонятно то, каким образом мнение сообщества должно учитываться. Нам представляется, что в вышеописанный закон необходимо поместить статью, которая бы раскрывала понятие предпринимательского сообщества и порядок учёта мнения сообщества по назначению уполномоченного. Абакумова Е. Б. отмечает по данному поводу, что хоть в федеральном законодательстве и не зафиксирована процедура учёта мнения предпринимательского сообщества, но она может быть закреплена в региональных закона об уполномоченных по защите прав предпринимателей, но всё же есть субъекты, где данная процедура всё же не закреплена [6, с. 433]. Так, например, действующий закон Белгородской области «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области» не содержит процедуры учёта мнения предпринимательского сообщества при назначении Губернатором уполномоченного [5]. Отсутствие процедуры учёта мнения предпринимательского сообщества является важной проблемой, поскольку даже на моменте назначения субъекта, который бы осуществлял защиту интересов предпринимательства, происходит нарушение интересов предпринимателей. Дискуссионным аспектом в сфере защиты прав субъектов предпринимательства является независимость региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей от федерального уполномоченного. Так, Абакумова Е. Б. отмечает двоякость в выборе вертикальной модели подчинённости региональных уполномоченных федеральному уполномоченному, поскольку такая модель не учитывает региональных особенностей субъектов [6, с. 43]. Так, в рамках данной модели предполагается передать полномочия по принятию наиболее значительных решений федеральному уполномоченному. В указанном случае эффективность указанных решений стоит под вопросом, поскольку федеральный уполномоченный не сможет быть глубоко осведомлён в региональных особенностях предпринимательских сфер всех субъектов Российской Федерации. Действия федерального уполномоченного в рамках указанной модели могут потенциально привести к нарушению прав и законных интересов субъектов предпринимательства, поэтому вертикальная модель под началом федерального уполномоченного признаётся нами малопривлекательной для предпринимательского сообщества в России. Примечательно, что в Государственную Думу поступало предложение в виде законопроекта № 12144-7 о создании описанной выше модели, был отклонён в 2018 году [6, с. 49]. Аргументом в пользу описываемой модели можно считать лишь только гарантию независимости от региональных недобросовестных чиновников, но данный аспект может нивелироваться наличием иных инструментов контроля законности. Нам представляется, что федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей должен теснее взаимодействовать с региональными уполномоченными, то есть его деятельность должна носить скорее координационный характер, чем обязательный. В таких условиях возможно повышение защитного потенциала прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Таким образом, в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства существует ещё множество дискуссионных и проблемных вопросов, которые требуют урегулирования. От успешности защиты прав субъектов предпринимательства зависит самодостаточность и эффективность экономической системы России, поэтому развитие указанной защиты должно занимать приоритетное место в политике государства. ЗАКЛЮЧЕНИЕЗаконодательными и исполнительными органами государственной власти принимаются различные меры, направленные на поддержку представителей бизнеса и снижение негативных последствий. Ниже рассмотрим наиболее существенные изменения федерального законодательства, касающиеся ведения бизнеса в России в условиях пандемии. Мораторий на банкротство, Правительство Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах наделено правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов и устанавливать срок введения моратория, а также продлевать его, если для этого есть основания. Как следствие, признаются ничтожными все сделки по распоряжению имуществом должника, совершенные в период действия моратория, кроме тех, которые совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности должника и не превышают 1% от размера активов должника. Что касаемо недвижимости, в отношении договоров аренды недвижимости, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимости в течение 30 дней с момента обращения арендатора об отсрочке арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Арендатор, по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества из-за принятия субъектом Российской Федерации решения о введении соответствующего режима на территории субъекта Российской Федерации. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБалашов А. И., Беляков В. Г. Предпринимательское право для экономистов. Учебник и практикум / А.И. Балашов - М: Юрайт, 2017. - 334 с.Баринов А. М., Бушев А. Ю., Городов О. А. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 2 / под ред. Попондопуло В. Ф. / А.М. Баринов-М: Проспект, 2020. - 640 с.Батрова Т. А. Предпринимательское право. Учебное пособие / Т.А. Батрова. - М: Инфра-М, 2015. - 224 с.Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России/ В.С. Белых - М: Проспект, 2017. - 432 с.Демичев А. А., Карпычев М. В., Леонов А. И. Предпринимательское право. Учебник / А.А. Демичев. - М: Форум, Инфра-М, 2015. - 352 с.Добрачев Д.В. Актуальные проблемы судебной практики в сфере корпоративного и предпринимательского права. / Д.В. Добрачев - М.: Инфотропик Медиа, 2018. - 92 с.Ершова И. В., Аганина Р. Н., Козина Е. А. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров / И.В. Ершова - М.: Проспект, 2020. - 848 с.Кабак М. А. Русский язык в сфере российского права. Часть 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие / М.А. Кабак М: Проспект, 2018. - 86 с.Корякин В. М. Предпринимательское право в схемах. Учебное пособие / В.М. Корякин - М: Проспект, 2019. - 160 с.Морозов Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие для академического бакалавриата / Г.Б. Морозов - М: Юрайт, 2017. - 420 с.Попондопуло В. Ф., Баринов А. М., Бушев А. Ю. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 1 / под ред. Попондопуло В. Ф. - М: Проспект, 2020. - 608 с.
2. Баринов А. М., Бушев А. Ю., Городов О. А. Коммерческое (пред-принимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 2 / под ред. Попондопуло В. Ф. / А.М. Баринов -М: Проспект, 2020. - 640 с.
3. Батрова Т. А. Предпринимательское право. Учебное пособие / Т.А. Батрова. - М: Инфра-М, 2015. - 224 с.
4. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской дея-тельности в России/ В.С. Белых - М: Проспект, 2017. - 432 с.
5. Демичев А. А., Карпычев М. В., Леонов А. И. Предприниматель-ское право. Учебник / А.А. Демичев. - М: Форум, Инфра-М, 2015. - 352 с.
6. Добрачев Д.В. Актуальные проблемы судебной практики в сфере корпоративного и предпринимательского права. / Д.В. Добрачев - М.: Ин-фотропик Медиа, 2018. - 92 с.
7. Ершова И. В., Аганина Р. Н., Козина Е. А. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров / И.В. Ершова - М.: Проспект, 2020. - 848 с.
8. Кабак М. А. Русский язык в сфере российского права. Часть 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие / М.А. Кабак М: Проспект, 2018. - 86 с.
9. Корякин В. М. Предпринимательское право в схемах. Учебное пособие / В.М. Корякин - М: Проспект, 2019. - 160 с.
10. Морозов Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие для академического бакалавриата / Г.Б. Морозов - М: Юрайт, 2017. - 420 с.
11. Попондопуло В. Ф., Баринов А. М., Бушев А. Ю. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 1 / под ред. Попондопуло В. Ф. - М: Проспект, 2020. - 608 с.
Вопрос-ответ:
Какие правовые средства существуют для защиты прав предпринимателей?
Существует несколько правовых средств для защиты прав предпринимателей, включая гражданско-правовые способы и судебную защиту.
Какие способы и формы защиты прав предпринимателей существуют?
Существует несколько способов и форм защиты прав предпринимателей, включая применение гражданско-правовых средств, обращение в арбитражный суд и использование законодательства.
Какие гражданско-правовые способы используются для защиты прав индивидуальных предпринимателей?
Гражданско-правовые способы защиты прав индивидуальных предпринимателей включают обращение в арбитражный суд, составление претензий, заключение договоров и применение норм гражданского права.
Как осуществляется судебная защита прав и законных интересов предпринимателей?
Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей осуществляется путем обращения в арбитражный суд и предъявления исковых требований.
Какие проблемы существуют в области защиты прав субъектов предпринимательства в Российской Федерации?
Существуют различные проблемы в области защиты прав субъектов предпринимательства в Российской Федерации, включая проблемы судебной практики, недостаточную эффективность правовых средств и нарушения прав предпринимателей со стороны государственных органов.
Что такое защита прав предпринимателей?
Защита прав предпринимателей - это комплекс правовых средств и мер, направленных на обеспечение соблюдения законных интересов предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности.
Какие существуют правовые средства защиты прав предпринимателей?
Существует несколько способов и форм защиты прав предпринимателей, включая гражданско-правовые средства (такие как иск, претензия, договор), административно-правовые средства (например, обращение в административные органы), уголовно-правовые средства (если имущественные права предпринимателя нарушены преступным образом) и другие.
Какие гражданско-правовые способы защиты прав индивидуальных предпринимателей существуют?
Гражданско-правовые способы защиты прав индивидуальных предпринимателей включают подачу иска в суд, составление претензии, заключение договоров, примирение с нарушителем прав через переговоры и другие способы, предусмотренные гражданским законодательством.
Как осуществляется судебная защита прав и законных интересов предпринимателей?
Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей осуществляется путем подачи иска в арбитражный суд, рассмотрения дела судом, вынесения решения и его исполнения. Предприниматель имеет право обратиться в суд в случае нарушения его прав или законных интересов и получить компенсацию или иные меры защиты.