Досуг в системе ценностей современной молодёжи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 20.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ 4
1.1 Молодёжь как социально-демографическая группа 4
1.2. Содержание понятия досуг в научной литературе 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ДОСУГ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 14
2.1 Ценности: понятие, классификация 14
2.2. Система ценностей современной молодёжи и досуг: характеристика результатов эмпирических исследований учёных 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

В советский период молодежь отличалась активным образом жизни, многие представители молодого поколения проявляли высокий уровень инициативности и творческой активности, одновременно занимались несколькими видами деятельности в различных сферах жизни. Между разнообразием видов деятельности людей и уровнем их социальной активности существовала тесная взаимосвязь, но, тем не менее, мотивация социальной активности, как правило, не была связана с корыстными мотивами. Основными мотиваторами участия молодежи в социальной работе были не желание построить успешную карьеру, а чувство долга и желание приобрести жизненный опыт и общаться с людьми.Изменение ценностных ориентаций в постсоветский период было противоречивым. Из ведущих ценностей советского прошлого остались "семья" и "интересная работа", но исчезли такие жизненные ценности, как "желание приносить пользу людям" и "уважение к другим". Этот факт свидетельствует о переориентации интересов молодежи со всего общества на ее ближайшее окружение. Материальное благополучие, свобода и независимость стали более значимыми. В результате криминализации жизни увеличилось число представителей молодого поколения с асоциальной ориентацией. Согласно модели западных социологических школ, в постсоветской социологии были утверждены 2 типа людей: "тип А" и "тип В". Под "Типом А" понимался современный индивид, ориентированный на образование и профессионализм, личный успех и свободу, в отличие от него был дан "тип В", который характеризовался традиционализмом, коллективизмом и приоритетом традиционных ценностей для данного общества. Данные социологических исследований постсоветского периода показывают, что разрушение советской системы жизненных ценностей, хотя и стимулировало увеличение числа представителей, принадлежащих к "типу А" в России, не привело к его преобладанию. В настоящее время только 10-15% молодого населения современной России можно отнести к этому типу, около 20% остаются приверженцами советской системы ценностей, а около 60% руководствуются традиционными российскими ценностями. [15]Таким образом, основываясь на данных исследования, можно сделать вывод, что на рубеже XX-XXI веков произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций российской молодежи. В постсоветский период молодое поколение чувствовало себя более практичным. В то же время возросла роль личной свободы молодого человека, тем самым обеспечив его выбор, который, однако, не всегда был системной составляющей социально принятых моделей жизненных ориентаций в обществе. [28]Что важно для молодежи сегодня? Каковы ориентиры и ценности молодых россиян? Чтобы ответить на эти вопросы, фонд "Общественное мнение" провел социологический опрос среди представителей молодого поколения, в результате которого было установлено, что, несмотря на глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе и оказывающие значительное влияние на молодежь, традиционные жизненные ценности, такие как семья, интересная работа и профессиональное развитие, здоровье, общение с друзьями и самореализация, остаются неизменными. [19]Возросла важность материального благополучия и комфорта. Современная молодежь предпочитает добиваться высокого положения на работе, а также выбирать профессию, способную обеспечить достойную жизнь, но в то же время не вызывающую интереса респондентов. Работа в интересах молодежи в первую очередь связана с результатом карьеры, а не с процессом приобретения профессионального опыта [16]. Также можно отметить, что чем старше человек, тем большее значение он придает размеру зарплаты, а не положению в коллективе, в то время как совсем молодые люди больше заинтересованы в высокой должности на работе, чем в размере зарплаты.Несмотря на положительные стороны, многие считают сегодняшнюю молодежь менее образованной и безответственной, чем поколение "отцов". Понятно, что современной молодежи свойственны цинизм и безразличие к любым идеалам, которые имеют большое значение для старшего поколения. Поэтому характерными личностными качествами современной молодежи являются высокомерие, невоспитанность, безответственность, меркантильность, лень и распущенность.[21] Во многом такое отношение обусловлено наличием виртуальной реальности - интернета, где существует свой собственный мир, имеющий минимальное отношение к реальности окружающих людей, но в то же время оказывающий достаточное влияние на формирование жизненных ценностей и идеалов подрастающего поколения. Бытует мнение, что русская культура вместе с традициями, моральными и нравственными устоями постепенно унижается, уступая место образцам западной массовой культуры. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для подрастающего поколения эта культура является образом жизни. А поскольку открытая пропаганда правил жизни вызвала бы недовольство и возмущение, возникли современная литература и кино. В заключение я хотел бы подчеркнуть, что культура оказывает значительное влияние на формирование, развитие и совершенствование личности. [26] Культура отражает его отношение к моральным нормам и жизненным ценностям, безответственное отношение, которое ведет к разрушению древних устоев и подрывает основы общества в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь советского, постсоветского периода и современной России также имеют общие и разные жизненные ценности, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Несмотря на то, что такие традиционные ценности, как семья и дети, честность, здоровье, профессиональная реализация, остаются на лидирующих позициях, современная молодежь, в отличие от советской и постсоветской молодежи, больше ориентирована на достижение материального благополучия и карьерных высот.[31]ЗаключениеВажной задачей досуга является не столько проведение свободного времени, сколько его организация, направленная на формирование более высокого уровня культуры досуга. В настоящее время в период экономических, социальных, политических, информационных и морально-нравственных трансформаций последних десятилетий, сфера культуры переживает не лучшие времена, а вместе с ней и молодежная политика ряда постсоветских государств. Общий кризис в экономической, социальной и культурной сферах не может не отражаться на молодежи. Культурный конфликт поколений, увеличение числа проявлений девиантного поведения, размывание национальных культурных традиций, рост националистических проявлений, снижение уровня патриотического сознания и доверия государству, все это и многое другое – последствия неэффективного использования потенциала культурно-досуговой деятельности в системе организации свободного времени и общее культурное отставание, вызванное распадом СССР, цветными революциями, вооруженными конфликтами и многими другими явлениями, тормозящими развитие государства. В сложившейся ситуации судьба государств, наций, способность общества к самосохранению и саморазвитию зависят от того, каким образом и в каком направлении будут идти процессы в сфере культуры – будет продолжаться падение ее уровня или будут найдены пути сохранения культурного наследия и преумножения ее потенциала. Свободное время, досуг – время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. В последнее время наблюдается критическое количество молодежи, не нашедшей по тем или иным причинам своего достойного места в социальной структуре. Это в первую очередь определяется проблемой трудоустройства, но побочным эффектом высокого уровня безработицы среди молодежи является ее маргинализация, что, соответственно, влияет на формы и способы проведения свободного времени молодыми людьми. Отсутствие качественных культурных заведений и стратегии по развитию и направлению досуговой деятельности молодежи со стороны представителей руководства местных органов власти, депутатского корпуса, общественности, ее мотивации в соответствующих образовательных структурах приводит к развитию и зарождению своеобразных, свободных форм молодежного досуга, выражающихся порой в протестных акциях на площадях.Список использованных источниковБатнасунов, А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи :автореф. дис. … канд. соц. наук : 22.00.06 / Батнасунов А. С. ; Ставропольский государственный университет. – Ставрополь, 2004. – 25 с. – Текст : непосредственный. Евстратова Т. А., Голикова Е. С. Сравнительный анализ организации досуга молодежи в России и за рубежом // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 3 (21). С. 32–35. Захарова, Т. Ю. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов / Т. Ю. Захарова, Е. С. Синогина, А. П. Манина. – Текст : непосредственный // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – Вып. 2. – С. 209-219.Кизерова Ю. Е., Колесник Е. А. Совершенствование форм организации досуга для удовлетворения социально-культурных потребностей молодежи // Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом:  сборник статей участников всероссийской научно-практической конференции в рамках форума «Управлять мечтой!» / под общ. ред. Е. П. Велихова; отв. за вып. Е. В. Абилова, О. А. Хэгай. Челябинск, 2020. С. 127–131. Квят А. Г. Кафе без еды, фастфуд как медиа, временный парк: поствиртуальность и город 3.0 в России. Вестик Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные науки. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2014. № 3(23). С. 126–136.Ковров В. Ф., Хамитова Р. М. Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 57–59. Самсоненко Т. А., Васильева В. А. Антикафе как новая форма организации досуга молодежи // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 3. С. 54–57.Ольденбург Р. «Третье место»: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литератур. обозрение, 2018. 456 с. Понукалина, О. В. Специфика досуга современной молодежи / О. В. Понукалина. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 128-131. Понукалина, О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – С. 137-142. Кабадейцева, О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций / О. В. Кабадейцева. – Текст : непосредственный // RussianJournalofEducationandPsychology. – 2011. – № 3. – С. 14. Чухарев В. С., Рогач О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к активному и пассивному досугу // Новое поколение. 2018. № 15. С. 190–196. Шушунова Т. Н. Методологические основания для изучения досуговых стратегий поведения студенческой молодежи на примере БПГУ имени М. Танка в рамках урбанистической проблематики. Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск: Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», 2016. № 16-2. С. 426–432.Социология молодежи: учебник/ В. И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: НормаИНФРА-М. 2011. – 335с. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие/ под ред. Е.П. Агапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с. 31 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. – 427с. Ярошевский М.Г., Юревич А.В., Аллахвердян А.Г. Статья: Программноролевой подход и современная наука // Вопросы психологии. – 2000. - №6. – 19с. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001. – 568с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведения. – М.:Сфера, 2001. – 464с. Столин В.В., Сараева Н.В., Неверова И.А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация. // В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М.,1980. – 284с. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352с. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы кризисной России // Социологические исследования. – 1993. №9. 28с. Бродовская Е.В., Синяков А.В., Иванов И.С. Влияние Интернеткоммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности. СПб., 2014. – 123с. Суходолова Е.П. Журнал научных публикаций «Дискуссия». Выпуск №2 (32). Февраль 2013. – 114с. http://www.journaldiscussion.ru/issue.php?id=32. (Дата обращения 1.12.2017) Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. – 240с. Беленький В. Х. Борьба вокруг русской идеи// Социально-политический журнал. 1996. № 1. 29с. Фонд Общественное мнение. Опрос на тему: «Ориентиры и ценности молодых россиян». 3 ноября 2016. http://fom.ru/TSennosti/13083. (Дата обращения: 1.12.2017) 28.Фонд Общественное мнение. Опрос на тему: «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». 3 октября 2014. http://fom.ru/TSennosti/11748. (Дата обращения: 1.12.2017)Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изда-во Моск. ун-та, 1984. 200с.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методологическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 72с.Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие/ под ред. Е.П. Агапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с.

1. Батнасунов, А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи : автореф. дис. … канд. соц. наук : 22.00.06 / Батнасунов А. С. ; Ставропольский государственный университет. – Ставрополь, 2004. – 25 с. – Текст : непосредственный.
2. Евстратова Т. А., Голикова Е. С. Сравнительный анализ организации досуга молодежи в России и за рубежом // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 3 (21). С. 32–35.
3. Захарова, Т. Ю. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов / Т. Ю. Захарова, Е. С. Синогина, А. П. Манина. – Текст : непосредственный // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – Вып. 2. – С. 209-219.
4. Кизерова Ю. Е., Колесник Е. А. Совершенствование форм организации досуга для удовлетворения социально-культурных потребностей молодежи // Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом: сборник статей участников всероссийской научно-практической конференции в рамках форума «Управлять мечтой!» / под общ. ред. Е. П. Велихова; отв. за вып. Е. В. Абилова, О. А. Хэгай. Челябинск, 2020. С. 127–131.
5. Квят А. Г. Кафе без еды, фастфуд как медиа, временный парк: поствиртуальность и город 3.0 в России. Вестик Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные науки. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2014. № 3(23). С. 126–136.
6. Ковров В. Ф., Хамитова Р. М. Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 57–59.
7. Самсоненко Т. А., Васильева В. А. Антикафе как новая форма организации досуга молодежи // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 3. С. 54–57.
8. Ольденбург Р. «Третье место»: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литератур. обозрение, 2018. 456 с.
9. Понукалина, О. В. Специфика досуга современной молодежи / О. В. Понукалина. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 128-131.
10. Понукалина, О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – С. 137-142.
11. Кабадейцева, О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций / О. В. Кабадейцева. – Текст : непосредственный // Russian Journal of Education and Psychology. – 2011. – № 3. – С. 14.
12. Чухарев В. С., Рогач О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к активному и пассивному досугу // Новое поколение. 2018. № 15. С. 190–196.
13. Шушунова Т. Н. Методологические основания для изучения досуговых стратегий поведения студенческой молодежи на примере БПГУ имени М. Танка в рамках урбанистической проблематики. Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск: Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», 2016. № 16-2. С. 426–432.
14. Социология молодежи: учебник/ В. И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: НормаИНФРА-М. 2011. – 335с.
15. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие/ под ред. Е.П. Агапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с. 31
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. – 427с.
17. Ярошевский М.Г., Юревич А.В., Аллахвердян А.Г. Статья: Программноролевой подход и современная наука // Вопросы психологии. – 2000. - №6. – 19с.
18. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001. – 568с.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведения. – М.:Сфера, 2001. – 464с.
20. Столин В.В., Сараева Н.В., Неверова И.А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация. // В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М.,1980. – 284с.
21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352с.
22. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы кризисной России // Социологические исследования. – 1993. №9. 28с.
23. Бродовская Е.В., Синяков А.В., Иванов И.С. Влияние Интернеткоммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности. СПб., 2014. – 123с.
24. Суходолова Е.П. Журнал научных публикаций «Дискуссия». Выпуск №2 (32). Февраль 2013. – 114с. http://www.journaldiscussion.ru/issue.php?id=32. (Дата обращения 1.12.2017)
25. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. – 240с.
26. Беленький В. Х. Борьба вокруг русской идеи// Социально-политический журнал. 1996. № 1. 29с.
27. Фонд Общественное мнение. Опрос на тему: «Ориентиры и ценности молодых россиян». 3 ноября 2016. http://fom.ru/TSennosti/13083. (Дата обращения: 1.12.2017)
28. 28.Фонд Общественное мнение. Опрос на тему: «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». 3 октября 2014. http://fom.ru/TSennosti/11748. (Дата обращения: 1.12.2017)
29. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изда-во Моск. ун-та, 1984. 200с.
30. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методологическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 72с.
31. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие/ под ред. Е.П. Агапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретико-методологические основы исследования досуга молодежи?

Основные теоретико-методологические основы исследования досуга молодежи включают понятия досуга в научной литературе, анализ ценностей и системы ценностей молодежи.

Как классифицируются ценности в системе ценностей современной молодежи?

Ценности в системе ценностей современной молодежи могут быть классифицированы как материальные и духовные. Материальные ценности включают достижение материального благополучия, успех в карьере, финансовую независимость. Духовные ценности включают такие аспекты, как семья, дружба, любовь, самореализация, здоровье и т.д.

Какие результаты эмпирических исследований связаны с системой ценностей современной молодежи и досугом?

Результаты эмпирических исследований связаны с системой ценностей современной молодежи и досугом показывают, что молодежь выделяет важность свободного времени и занятий, которые приносят удовлетворение и радость. Они также показывают предпочтения молодежи в различных сферах досуга, таких как спорт, культура, путешествия и другие.

Какие основные понятия связаны с досугом в научной литературе?

В научной литературе связанные с досугом понятия включают свободное время, отдых, развлечения, занятия, отвлечение от работы или учебы. Досуг часто рассматривается как возможность для саморазвития, релаксации и удовольствия. Также важное значение придается активности и выбору в досуговой сфере.

Какая роль молодежи как социально-демографической группы в системе ценностей повлияла на развитие досуга?

Молодежь как социально-демографическая группа играет важную роль в системе ценностей искусственного цветения и в системе развития ценностей и деятельности. Она вносит свежие идеи, энергию и новаторство в различные сферы жизни, включая досуг. Развитие досуговых возможностей для молодежи является важной составляющей развития общества в целом.

Какая роль досуга в системе ценностей современной молодежи?

Досуг играет важную роль в системе ценностей современной молодежи. Он позволяет молодым людям отдохнуть, развлечься, насладиться свободным временем и самореализоваться. Досуг также помогает формировать интересы и предпочтения, развивать творческий потенциал и социальные навыки. Благодаря досугу молодежь может расширять свой круг общения, узнавать новые культуры и искусство, развиваться личностно и профессионально.

Что такое досуг с точки зрения научной литературы?

В научной литературе досуг определяется как свободное время, которое человек проводит вне основной трудовой и учебной деятельности. Досуг включает различные виды активностей, такие как отдых, спорт, хобби, чтение, посещение мероприятий и т.д. Важным аспектом досуга является его влияние на формирование личности и развитие социальных навыков.

Какие значения имеет система ценностей современной молодежи и как она связана с досугом?

Система ценностей современной молодежи включает ценности, которые молодые люди считают важными и значимыми для своей жизни. Она может включать такие ценности, как успех, свобода, карьера, здоровье, семья, дружба и т.д. Досуг является частью системы ценностей молодежи, так как в нем молодые люди находят удовлетворение своими потребностями и интересами. Он может соответствовать и поддерживать ценности молодежи, а также формировать новые ценности и предпочтения.