Общая характеристика гештальтпсихологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 23 23 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 11.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. История гештальтпсихологии как научной школы, основные представители 5
2.Гештальт терапия как практическая реализация методологических принципов гештальтпсихологии и ее современная значимость 15
3.Вклад гештальт психологии в исследование проблем мышления и психологической защиты 17
Заключение 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Процесс удовлетворения потребностей является постоянно развертывающимся и длящимся процессом дополнения до целого потребностей (нужд, «нехваток»), процессом формирования целостности, или гештальта. Данный процесс Ф.Перлс постулировал в качестве фундаментального закона поддержания интегрированности организма. Процесс здорового существования предполагает, что в жизненном цикле есть естественный процесс зрелости и взросления: индивид «развивается и движется от инфантильной зависимости от окружения и поддержки близких к нахождению внутренней основы в самом себе». Ф. Перлс полагал, что здоровая личность не бывает обременена своими социальными ролями, поскольку социальные роли являются набором социальных ожиданий относительно себя и других. Зрелая личность не приспосабливается к обществу. Для здорового индивида неприемлемо цепляться за отжившие традиции и привычки. Иными словами, здоровой и зрелой личностью несется полная ответственность за собственную жизнь, ей свойственно ценить все моменты жизни. На современном этапе гештальт-терапия активно используется при коррекции психоэмоционального состояния человека. Гештальт-терапия может рассматриваться как полноценный творческий процесс, в ходе которого достигается целостность и гармоничность личности, которая нуждается в терапевтической помощи. 3.Вклад гештальт психологии в исследование проблем мышления и психологической защиты Достаточно актуальная проблема для гештальтпсихологии – это проблема мышления. В целом, согласно исходным представлениям гештальтпсихологов, мышление должно рассматриваться с его содержательной стороны как переструктурирование ситуации через инсайт, как переход от одного гештальта к другому.Гештальтистские представления о мышлении в историческом развитии школы трансформировались. Условно в эволюции гештальттеории мышления осуществляется выделение трех этапов:I. «Классическая» гештальттеория мышления (работы М. Вертгеймера, К. Кофки, В. Келера и др., выполненные в 1920-х гг.).II. «Неогештальттеория» мышления (исследования К. Дункера, Л. Секея, Н. Майера и др., посмертно опубликованная работа М. Вертгеймера «Продуктивное мышление», 1930-40-е гг.).III. «Постгештальттеория» мышления (последующие работы Л. Секея, Н. Майера, А. Лачинса и др., 1950-70-е гг.).Если на первом этапе многие исходные характеристики мышления были приняты, то на втором наблюдается наличие отчетливого отхода от целого ряда принципиальных положений. Третий этап вообще - это попытка сформировать «гибридные» теории, синтезировать с иными научными направлениями.Если первый и второй этапы развития гештальтистских представлений о мышлении в отечественной литературе получили достаточно подробное освещение, то третий практически отражения не нашел. Рассмотрим некоторые аспекты.Развитие гештальтпсихологической концепции мышления шло в направлении отказа от исходных ограничений и принятия положений, противоречащих первоначальным установкам. Уже в работах К. Дункера признается роль прошлого опыта в мышлении, решении задач (что, в частности, дало толчок для проведения целого цикла специальных исследований, направленных на изучение феномена функциональной фиксированности в решении мыслительных задач), находят отражение операционные и мотивационные характеристики мышления. В целом, работы второго этапа развития гештальттеории мышления сильно отличаются от исходных представлений об этом процессе. Рассмотрим концепциюЛайошаСекея, это очень интересный представительгештальтпсихологии, поскольку его работы (особенно последние) в России малоизвестны.Несомненно, что Секейосновывается на традициях гештальтпсихологии, непосредственно продолжая исследования К. Дункера. Исходное положение, согласно которому мышление - продуктивный процесс, представляющий собой переструктурирование, сохраняется. Но по остальным «позициям» происходит весьма радикальное изменение взглядов:- признание роли прошлого опыта, причем опыт не только представляет собой необходимый момент в мышлении, но, в свою очередь, обусловлен такими аспектами, как культура, общественный опыт;- признание роли действий субъекта (речь идет об эвристических приемах, анализе ситуации, анализе цели);- мышление выступает в качестве обслуживающего реального поведения, это есть средство решения, в том числе, жизненных, практических задач;- происходит отказ от понятия феноменального поля (в работе речь идет о мысленных образах предметов, в которых должны выявляться новые свойства);- выделяются различные уровни мыслительного процесса (осознаваемые и неосознаваемые).На третьем этапе (1950-70-е гг.) теория мышления трансформируется за счет заимствования объясняющих понятий, выработанных в других научных школах. Л. Секей предпринимает попытку соединить традиции гештальтпсихологии с положениями психоанализа и генетическими концепциями Жана Пиаже и Джерома Брунера. В последней статье Л. Секей в решении задачи различает следующие характеристики: 1) содержание мышления, 2) фазы (этапы) мышления, 3) механизмы мышления, в которых различаются манипуляции и операции (абстракция, аналогия, обобщение, отрицание и т. д.), 4) уровни организации мышления (терпимость или нетерпимость к противоречиям, нереалистическим предположениям и т. п.). Сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией на всех деталях. Важные и значимые события, по Ф. Перлзу, основателю гештальттерапии, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная- в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. Построение и завершение гештальтов представляет собой естественный ритм жизнедеятельности индивида, с помощью которого он поддерживает свой динамический баланс. Одно из основных положений гештальтпсихологии заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. В качестве критерия здоровья личности и ее адекватности Ф. Перлз рассматривал умение четко сформировать гештальт и провести границу между собственным Я и окружающей средой. В противном случае формируются невротические защитные реакции, главными из которых являются реакция слияния, ретрофлексия, интроекция и проекция. Граница Я,помогающая личности ощутить своюнетождественность с остальным миром, смещается и приводит либо к отвержению того, что принадлежит самой личности, либо к принятию того, что принадлежит другим личностям. При реакции слияния человек не может четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека, с трудом отличает собственные чувства, мысли и желания от чужих. ЗаключениеТаким образом, появление гештальтпсихологии связано с исследованиями восприятия. Гештальтпсихологи сосредоточили свое внимание на характерной тенденции психики к организации полученного опыта в доступное для понимания целое. Например, если мы воспринимает буквы с недостающими частями, то сознание стремится к восполнению данного пробела. Так происходит узнавание данной буквы. Итак, гештальтпсихология основана на программе изучения психики с точки зрения целостных структур, которые называются гештальтами. Представители гештальтпсихологии отказались от принципа разделения сознания на отдельные элементы, они считали, что образ является целостным, его невозможно свести к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Собственно гештальт является функциональной структурой, упорядочивающей многообразие всех явлений.Особое значение для гештальпсихологов имело исследование мышления. Направление эволюции гештальтистских представлений о мышлении свидетельствует, на наш взгляд, о тенденции к стихийной интеграции: к использованию комплексных описаний, предполагающих заимствования и тесное «взаимодействие», кооперацию, коммуникацию с другими исследовательскими подходами. Также значительные успехи были достигнуты гештальтпсихологами в сфере изучения психологических защит. В частности, именно гештальтпсихологи разработали основные методы преодоления негативных последствий психологической защиты (в аспекте того, как психологическая защита мешает решению той или иной актуальной проблемы). Список литературыВертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / К. Дункер // Психология мышления : сб. : пер. с нем. и англ. - М. : Прогресс, 1965. - С. 21-85.Мазилов В.А. Гештальтпсихология: исследования творческого мышления.// https://cyberleninka.ru/article/n/geshtaltpsihologiya-issledovaniya-tvorcheskogo-myshleniyaМазилов В.А. Интегративные тенденции в психологии: гештальтпсихология и проблема целостности / В. А. Мазилов // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2005. - Вып. 1 (9). - С. 27-38.Марцинковская Т. История психологии.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/09.phpСоколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002. [Ресурс локального доступа]Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. — М., 2001./Электронный ресурс// http://nkozlov.ru/library/psychology/Фромм И. Гештальт-терапия и «Гештальт»: Размышление о гештальт-терапии после 32 лет практики./Электронный ресурс// http://ecopsycholog.com/index.phpЯрошевский, М. Г. Гештальтпсихология / М. Г. Ярошевский // Общая психология :энцикл. слов. В 6 т. Т. 1. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 250 с.

Список литературы

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
2. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / К. Дункер // Психология мышления : сб. : пер. с нем. и англ. - М. : Прогресс, 1965. - С. 21-85.
3. Мазилов В.А. Гештальтпсихология: исследования творческого мышления.// https://cyberleninka.ru/article/n/geshtaltpsihologiya-issledovaniya-tvorcheskogo-myshleniya
4. Мазилов В.А. Интегративные тенденции в психологии: гештальтпсихология и проблема целостности / В. А. Мазилов // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2005. - Вып. 1 (9). - С. 27-38.
5. Марцинковская Т. История психологии.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/09.php
6. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002. [Ресурс локального доступа]
7. Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. — М., 2001./Электронный ресурс// http://nkozlov.ru/library/psychology/
8. Фромм И. Гештальт-терапия и «Гештальт»: Размышление о гештальт-терапии после 32 лет практики./Электронный ресурс// http://ecopsycholog.com/index.php
9. Ярошевский, М. Г. Гештальтпсихология / М. Г. Ярошевский // Общая психология : энцикл. слов. В 6 т. Т. 1. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 250 с.


Вопрос-ответ:

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это научная школа, которая изучает восприятие, внимание, понимание и организацию человеческого опыта. Она основывается на принципе гештальта, идеи о том, что целое больше, чем сумма его частей.

Кто является основными представителями гештальтпсихологии?

Основными представителями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Кофка и другие. Они внесли значительный вклад в развитие этой психологической школы, и их работы до сих пор являются важными источниками для изучения гештальтпсихологии.

Чем гештальт терапия отличается от других методов психотерапии?

Гештальт терапия - это психотерапевтический подход, который использует методологические принципы гештальтпсихологии. Он акцентирует внимание на здесь и сейчас, работе с телесными ощущениями и эмоциями, а также насущных потребностях клиента. В отличие от некоторых других подходов, гештальт терапия сосредоточена на целостности человека и помогает клиенту осознавать и принять свои чувства, мысли и поведение.

Какой вклад гештальт психологии внесла в исследование проблем мышления и психологической защиты?

Гештальтпсихология внесла важный вклад в исследование проблем мышления и психологической защиты. Она показала, что наша способность воспринимать мир и решать проблемы зависит от восприятия частей в контексте целого и от нашей способности создавать новые гештальты. Гештальтпсихологи также изучали различные механизмы психологической защиты и их влияние на наше восприятие и понимание реальности.

Что такое гештальтпсихология и какова ее история?

Гештальтпсихология - это психологическая теория и методология, которая изучает процессы восприятия и понимания мира. Она глубоко исследует организацию и структуру восприятия, а также роль контекста и субъективного опыта в психических процессах. История гештальтпсихологии началась в начале XX века с работ немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, которые начали исследовать принципы восприятия и организации внимания. Они развивали свою теорию через серию экспериментов, которые показали, что наше восприятие определяется целостными образами (гештальт), а не простыми суммами отдельных элементов. С тех пор гештальтпсихология продолжает развиваться и получать новые исследовательские и практические применения.

Кто является основными представителями гештальтпсихологии?

Основными представителями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка. Они разработали основные принципы этой психологической школы и провели ряд экспериментов, которые подтвердили их представления о роли гештальта в восприятии. Благодаря их работе, гештальтпсихология получила научное обоснование и продолжает активно развиваться до сегодняшнего дня. Кроме того, стоит отметить и других важных представителей гештальтпсихологии, таких как Курт Левин и Рудольф Арнхайм, чьи работы внесли значительный вклад в развитие этой теории.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это психологическое направление, которое исследует восприятие и понимание мира в целом, а не только его отдельных элементов. Она утверждает, что наше восприятие формируется не только суммой отдельных частей, но и через их взаимодействие и организацию в целостные структуры. Гештальтпсихология активно развивалась в 20 веке и оказала влияние на множество других направлений в психологии.

Кто является основными представителями гештальтпсихологии?

Основными представителями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления и разработали основные принципы и методы гештальтпсихологии.

Какие принципы гештальтпсихологии используются в гештальт терапии?

Гештальт терапия основана на методологических принципах гештальтпсихологии, таких как осознанность, здесь и сейчас, целостность и продвижение к изменению. Она помогает людям восстановить контакт с собственными чувствами и эмоциями, а также разрешить внутренние конфликты и проблемы. Гештальт терапия имеет широкую практическую значимость, как среди специалистов, так и среди обычных людей, и продолжает развиваться и применяться в современном мире.

Какой вклад в исследование проблем мышления и психологической защиты внесла гештальтпсихология?

Гештальтпсихология значительно повлияла на исследование проблем мышления и психологической защиты. Ее принципы о восприятии и организации информации помогли лучше понять, как мы размышляем и принимаем решения. Более того, гештальтпсихология предложила новый взгляд на психологическую защиту и ее роль в нашей жизни. Она показала, что защитные механизмы могут оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на наше самочувствие и развитие.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это психологическое направление, основанное на принципе "гештальт", который подразумевает, что психика не может быть разделена на отдельные элементы, а должна рассматриваться в целостности.