Развитие корпоративной культуры коммерческой организации методами арт-терапии
Заказать уникальную дипломную работу- 93 93 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 17.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 11
1.1 Понятие, структура и функции корпоративной культуры 11
1.2 Психологические особенности корпоративной культуры коммерческой организации, определение компонентов корпоративной культуры 17
1.3. Понятие, специфика и использование арт-терапии в бизнесе 21
1.4. Понятие эмоционального интеллекта, самоосознания и экзистенциальной исполненности 30
Выводы по Главе 1 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ООО «КАНТАТА» С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 43
2.1. Обоснование гипотезы и методов исследования 43
2.2. Диагностика некоторых психологических компонентов корпоративной культуры в ООО «Кантата» 46
2.3. Разработка программы арт-терапевтического сопровождения, направленного на развитие корпоративной культуры компании 56
2.4. Реализация разработанной программы в ООО «Кантата» 58
Выводы по Главе 2 79
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 80
Выводы по Главе 3 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Мы полагаем, что использование элементов арт-терапии в рамках данного тренинга является эффективным и обоснованным, поскольку арт-технологии, во-первых, воспринимаются позитивно, что очень важно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, во-вторых, они имею очень высокий эмоциональный эффект, что важно в связи со спецификой рассматривемых качеств.Адресат программыПрограмма рассчитана на сотрудниц компании «Кантата» в возрасте от 24 до 40 лет. Занятия тренинга проводятся в групповой форме как в обычном режиме, так и дистанционно.Отличительные особенностиДанная программа написана с учётом проведённых психологических методик. Она содержит в себе как традиционные элементы психокоррекционнойработы, так и инновационный компонент. Характерной чертой её является фрагментарная структура. Цель и задачи программы. Цель программы: оказание целесообразной квалифицированной психологической помощи сотрудникам компании в формировании актуальных компонентов корпоративной культуры на основе полученных результатов психологических исследований.Исходя из цели, определим задачи данной программы:Провести специальную работу, направленную на развитие таких качеств, как самопознание, гибкость поведения, внутренней личностной активности.Определить возможности арт-технологии в преодолении эмоционального истощения сотрудников.Формировать значимые компоненты эмоционального интеллектаРазвивать компоненты экзистенциональной исполненности.Программа включила в себя три основных раздела:Занятия, направленные на формирование компонентов эмоционального интеллектаЗанятия, направленные на преодоление профессионального выгоранияЗанятия, направленные на развитие экзистенцональнойисполненности.Содержание программы построено на основе методических разработок психологов О.А. Бортнюк, А.Ю. Ермолаевой, О.И. Каяшевой, Е.А. Лебедевой, Л.В. Ножичкиной, Е.А. Романовой, Е.Ф. Сердюковой, А.В. Сидияровой, А.В. Старовойтова, В.Ю. Холодкова. В качестве средств арт-терапии, реализующих задачи применялись методики:- изобразительные арт-технологии (проектировочные рисунки, анализ художественных композиций)- литературное творчество (написание эссе, собственных высказываний по разнообразным основаниям, анализ литературных произведений)- хореографические арт-технологии (выражение эмоций хореографическими средствами)- музыкальные арт-технологии (анализ музыкальных произведений, эмоциональное восприятие музыкальных произведений).2.4. Реализация разработанной программы в ООО «Кантата»Занятия, направленные на формирование компонентов эмоционального интеллектаВ табл.3.1 отмечены основные этапы реализации компонентов программы, направленные на формирование необходимых компонентов эмоционального интеллекта.Таблица 3.1Содержание тренинга, направленного на формирование необходимых компонентов эмоционального интеллекта№ Название занятияЦельВремя1Диагностика, методика Люшера.Проективный тест «Несуществующее животное».Цель: обоснование необходимости конструктивных перемен, устранение неконтролируемых чувств; показ способов контролировать свои эмоции, выражать недовольство цивилизованным способом; учить контролировать моторику. 1 час2«Танец эмоций»Цель: нивелировать отрицательные вспышки эмоций, моторики, через желание говорить об этом спокойно. 1 час3«Письмо»(разработано с использованием материалов работы Е.А. Лебедевой)Цель: устранить у сотрудников неконтролируемые эмоции; показать способы самоконтроля, выражение недовольства адекватно; помощь сотруднику в оценке своего состояния , анализ поведения окружающих и самого себя; формирование самоконтроля движений1 час4«Владей собой» (разработано с использованием материалов работы Е.А. Романовой)Цели: нивелировать напряжение, установить положительный настрой; учить адекватно выражать эмоции недовольства; устранить неконтролируемые раздражения; снизить нервно-психическое; помощь в переключении к деятельности чувствовать скопившуюся агрессию в игре.1 час5Техника «Мандалы»Цель: осознание конфликтов между зонами «Я» и «Не Я», рефлексия, интеграция личности.1 час6Оценка поступковЦель: осознавать эффективные формы поведенческих навыков, соединить агрессию и мышечную релаксацию; учить адекватно выразить чувство гнева; снизить нервно-психическое напряжение.1 час7«Дорисовываниефигур» (Разработано с использованием материалов А.В. Сидияровой)Цели: освоить поведенческие навыки и использовать их в социуме; приобретение навыка адекватно выражать чувства; формирование возможности применять эмоции в адекватных социальных целях; развить саморефлексию поступков; снизить нервно-психическое и эмоциональное напряжение.1 час8«Дорога жизни» (разработано с использованием материалов работы В.Ю. Холодковой)Цели: самоисследование, формирование адекватного представление о себе и своей жизни. Найти новые пути самовыражения и взаимодействия с социальным окружением.1,5 часа. 9«Сказки» (разработано с использованием материалов работы Е.Ф. Сердюковой)Цель: учить адекватно выразить гнев; помощь в переключении к активной деятельности после долгого сидячего положения, снять страхи и обеспокоенность, силы бросить на достижение социально приемлемой цели1,5 часа.10Анализ результатовЦели: освоить эффективные способы поведения и использовать в социуме; учить адекватно выразить чувство гнева; развивать эмпатию.часЗанятия, направленные на преодоление профессионального выгорания1 день. Онлайн.Старт. Обсуждаем правила участия в группе.5 мин.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на досках в Миро – телесное, психическое и ноэтическое состояние. И делятся вслух.20 мин. На этих досках они будут отмечать состояние каждый раз, когда мы будем встречаться (утром)А также вечером в те дни, когда мы будем встречаться.Цель: Повысить уровень самоосознания своего состояния. Научиться лучше себя «слышать»Заметить динамику изменения состояний в течение 3х недель, понять, с чем она связана, и сделать для себя выводыНаучиться дифференцировать телесное, эмоционалное и ноэтическое ощущение себя.«Эмоциональное истощение» и «Э. выгорание» – что это такое?Лекционная часть – 15 мин. 10 мин. Обсуждение: Как вы думаете, о чем нам говорят ситуации, когда мы попадаем в «Истощение» или «Выгорание»? В чем ИХ СМЫСЛ в нашей жизни? Причины – ЭИ (Стресс, Несбалансированная работа НС) + ЭВ (Экзистенциальный вакуум, подмена ценностей дефицитами / истинных смыслов ложными)Лекционная часть – 15 мин. Танце-двигательное упражнение «Начало движения / остановка движения».Дома у своих компьютеров или на улице. Под музыку (ссылка на композицию в Миро).Цель: заметить (индивидуально), что вами движет – какие чувства и мысли, когда вы решаете начать движение и перейти к отдыху. Как вам даются эти решения? Насколько они для вас органичны? 20 мин. 3 мин. – инструкция, 3 мин. – движение, 5 мин. – шеринг в парах, 9 мин. – шеринг в кругу, кто хочет.Перерыв 10 мин.Симптомы «Выгорания» / Симптомы «Исполненности»Лекционная часть – 10 мин. Упражнение – 40 мин.15 мин. Выбирают 3 карты из колоды МАК, придумывают небольшую «историю» – записывают в личные дневники:«Выгорания»:Эмоционального истощения – ОбразДеперсонализация – образПотеря смыслов (цели есть, и содержания нет) – образ (м.б. здесь использовать метафорические карты?)15 мин. Выбирают 3 карты из колоды МАК придумывают небольшую «историю» – записывают в личные дневники:«Исполненности»Эмоционального благосостояния (не эйфории, а благосостояния)Персонализация – образКогда есть смыслы (есть и цели, и содержание) – образЗавершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?20 мин. Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):повспоминать, поисследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какие запахи мне помогают восстанавливаться и отдыхать лучше всего? В идеале – принести на следующее оффлайн занятие и поделиться с нами.2 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс – ДЗ по запахам60 мин. Обсуждение в парах, а затем в кругу рисунков, историй и инсайтов, найденных во время финального упражнения на предыдущем занятии – 60 мин.Как восстанавливаться? – ЭИ (через ощущения) и ЭВ (через переживание «Внутреннего согласия», истинных ценностей и смыслов – терминология Экзистенциального анализа)Леционная часть – 15 мин.Упражнение – 15 мин.Упражнение: каждый находит свой образ «Внутреннего согласия», слепив его из пластилина, и делится им в круге. Лекционная часть про модель личности Франкла + Личность – диалог между внутренним миром и внешним. 10 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин. Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):повспоминать, поисследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какая телесная активность, телесный отдых, телесный контакт мне помогают восстанавливаться и отдыхать лучше всего?3 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс – ДЗ по «телесному отдыху»мин. Лекция по 2 Фундаментальной мотивации – смысл эмоций в нашей жизни 15 мин.Упражнение через рисунок: Исследование своих эмоций в теле. Их многообразие. О чем они говорят? Как переживаются? Маркерами для каких ценностей являются?Рисунок 15 мин, обсуждение в парах 20 мин.Перерыв 10 мин. Общий шеринг после упражнения – 45 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин.Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):Вспомнить, исследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какой визуальный ряд мне помогает восстанавливаться и отдыхать лучше всего?день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс шеринг по ДЗ – 60мин. Как мы переживаем ценности? Что это такое в ЭА? Три группы ценностей по Франклу. Лекционная часть – 30 мин.Упражнение. Медитация – вспомните событие, где вы переживали особую ценность момент. Как она переживается на уровне тела / чувств / мыслей? Какое движение приходитДелимся найденным образом через движение и зеркалим движение друг друга по кругу.30 мин.Обсуждение предстоящего ДЗ – работа с файлом: списком ценностей, из которых надо будет выбрать сначала «Важные», потом «Очень важные» персональные ценности.Д/З:поработать с файлом: с «Ценностями» - отобрать свои ценности «Важные», потом «Очень важные», а потом топ-10 и дописать свои.5 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс шеринг по ДЗ – 60мин. Отличие ценностей от «долженствований», «интересов» и «потребностей»Лекционная часть – 15 мин.Упражнение: сначала самостоятельное исследование с помощью письменной пракики. А затем обсуждение индивидуальных примеров этих различий в кругу. 30 мин.Работа с тремя персональными ценностями, которые хочется развивать.Упражнение по методу Анны Халприн. Каждая участница выбирает свои 3 персональные ценности6 которые хочет сейчас развивать в жизни. И делает к ней спонтанный рисунок. Затем пишет к нему спонтанно 3 прилагательных, 3 глагола, 3 существительных. Затем составляет из них предложение. – 45 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин. Д/З: Подобрать 3 музыкальные композиции к своим трем персональным ценностям, с которыми сегодня работали и принести их (ссылки) на следующее занятие.6 день. Онлайн.Сразу идем в обсуждение рисунков, текстов и музыки, собранных для исследования своих персональных ценностей. Каждый обсуждает только 1 ценность Все занятие посвящено этой работе.Д/З: Для тех, кто успел сегодня поделиться: обсудить со своим бадди две оставшиеся ценности из трех, которые не успели обсудить на занятии.7 день. Онлайн.1) Анализ динамикисвоего соматического, эмоционального и ноэтического состояния за эти три неделт на досках в Миро. – 30 мин.2) Сразу идем в обсуждение рисунков, текстов и музыки, собранных для исследования своих персональных ценностей. Те, кто не обсуждал свои ценности на прошлом занятии: обсуждает только 1 ценность из 3х в парах. Все занятие посвящено этой работе. – 2 часа2) Понятие «Терминальных и инструментальных ценностей» и «Конфликта ценностей». Лекционная часть – 15 мин.Д/З: Для тех, кто успел сегодня поделиться: обсудить со своим бадди две оставшиеся ценности из трех, которые не успели обсудить на занятии.8 день. Оффлайн.4 ФМ – «На пути реализации своих глубинных ценностей рождаются глубинные смыслы». Вводная часть и план работы на чегодня – 20 мин.Упражнение: Путь по 4 Фундаментальным мотивациям по «Ценностям». Каждый на своем ватмане выкладывает композицию из природных материалов и дорисовывает графику и слова в соотвествии с персональными ценностями, которые были найдены на курсе – так по трем ФМ.Затем, поставив на место 4ой ФМ свою свечку, - медитация «Свой храм». Аутентичное движение.И затем – каждый выкладыает свою композицию в районе 4 ФМ. Интеграция в слова – письменная практика в тишине.«Выставка» - свидетельствование работ друг друга в общем пространстве. 60 мин.Завершающий круг – интеграция пройденного опыта на курсе. 1 час 30 минут.Занятия, направленные на развитие экзистенциональной исполненности.Разработанные рекомендации развития экзистенциональной исполненностис учётом результатов проведённого исследования включал в себя следующие задачи:Установление конструктивных взаимосвязей внутри компанииРабота, направленная на развитие необходимых личностных качеств сотрудников (внутренней свободы, уверенности в своих силах и др. в соответствии с результатами диагностики и поставленными задачами).Достижение сотрудниками высокого психоэмоционального тонуса.№Упражнения на формирование конструктивных взаимосвязей Методические указания 1. «Давай поздороваемся»Придумать необычный способ поздороваться (особый жест, сделать танцевальное приветствие и т.д.) и продемонстрировать.Создание непринужденной обстановки. 2. «Узнай собеседника»Участие в пареНа листке пишется в столбик 5 положительных и 5 отрицательных черт собеседника. Время выполнения 3 минуты, после обсуждения. Вывод будут основываться на том, сколько собеседник угадал черт характера.Данное упражнение направленно на формирование навыка анализа собеседника и принятия себя с точки зрения окружающих.3. «Что изменилось»Участие всей группыВодящий поворачивается спиной к аудитории, в это время в аудитории происходит изменения. Пример: «Кто то поменялся кофтой или местами» (не больше двух-трех изменений). Данное упражнение направленно на формирование внимание и внимательность которое необходимо при эффективном общении.4. «Маска»Участие всей группыПрилагается каждому участнику изобразить мимику (страх, удивление, боль, радость и т.д.). А другие участники должны угадать.Данное упражнение направленно на формирование навыка различия мимики, что бы понимать без слов, что с человеком происходит.Упражнения на формирование желаемых качеств5.«Рисунки на спине»Организовать колоны по 8 человек. Каждому из участников раздается листок и фломастер. Первому участницу предлагается слово, которое он должен написать на листке бумаги, которое расположено на спине впереди стоящего участника. Далее впереди стоящий должен понять (почувствовать) и написать слово также как и предыдущий участник.Данное упражнение позволит сформировать фантазии, тонкость в восприятия. Участники буду взаимодействовать между собой как физически и психологически. 6.«Мне интересно»Каждая группа должна обсудить и составить программу спортивного мероприятия. Заранее определившись с видом спорта. Каждая группа в течении 5-6 минут активно обсуждает возможный ход событий мероприятия. Затем предоставляет свое решение на всеобщее обсуждение. Данное упражнение позволит сформировать навыки взаимодействия и коллективной работы7.«Презентация того человека»Работа в парахУчастники рассказывают о себе друг другу (не более 5 минут). Далее один из участников пары должен презентовать себя публике как человек, с которым он вел беседу.Данное упражнение тренирует навык эмпатии, способность чувствовать, понимать другого человек и способности передать.Упражнения на повышение психоэмоционального тонуса 8.«Угадай фигуру»Каждому участнику игры предлагается, закрыв глаза выбрать фигуру и описать. Тем самым попытаться понять, что в руках.Данная игра поспособствует развитию перцептивных способностей индивидуума, через ощущение, восприятие.9.«Найди фигуру»Каждому участнику предлагается найти из всех предложенных фигур именно ту которая будет задана.Данная игра поспособствует развитию перцептивных способностей индивидуума с акцентов из зрительного восприятия в тактильные ощущения.10.«Память за 5 секунд»Участникам игры предлагается 5 разных фигур. Задача участника за 5 секунд запомнить все фигуры и перечислить их.Данная игра позволить развитию памяти. Расписание занятий с учётом времени№Количество времени Упражнения 45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 1» «Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2» «Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»Итог 21часТаким образом, нами разработана комплексная программа совершенствования корпоративной культуры для компании, которая функционирует на основе принципов холакратии. Программа разработана с учётом выявленных проблем в ходе диагностики на констатирующем этапе.Выводы по Главе 2С целью повышения уровня корпоративной культуры ООО «Кантата» - компании, которая осуществляет свою деятельность с использованием холакратического подхода, была выдвинута гипотеза о том, что корпоративная культура формируется в частности на базе эмоционального интеллекта, самоосознания и экзистенциальной исполненности сотрудников организации, поэтому методы арт-терапии могут быть эффективными для развития корпоративной культуры в ней.Использование диагностических методик на констатирующем этапе исследования показало, что среди участниц контрольной и экспериментальной групп выявлен ряд проблем, связанных с формированием важных элементов корпоративной культуры:Недостаточная сформированность способности сотрудников к самопознанию, гибкости их поведения, а также активности и продуктивности.Высокий уровень эмоционального истощенияВыбор неконструктивных копинг-стратегий в стрессовых ситуацияхНедостаточное развитие умений распознавать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными проявлениями.Сложности в принятии решений.На основе полученных результатов констатирующего этапа исследования была разработана программа психологического тренинга, которая включила в себя три основных направления: 1) снижение уровня эмоционального выгорания, 2) развитие базовых структур эмоционального интеллекта, 3) развитие компонентов экзистенциональной исполненности.ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ3.1. Оценка эффективности и результативности разработанной программыПосле реализации разработанной программы было проведено контрольное испытание с участием представителей экспериментальной и контрольной групп. При этом использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.Результаты проведения методики ШОС на контрольном этапе были следующими (рис.3.1):Рисунок 3.1 – Результаты проведения методики ШОС на контрольном этапеКак видно из приведённых данных, в контрольной группе существенных изменений не происходило. При этом можно отметить, что в экспериментальной группе многие показатели шкалы организационного стресса изменились. Так, теперь сотрудники могли проявлять заметну гибкость поведения, что, безусловно, благоприятно отразится на их организационном поведении, а также на умении противостоять разнообразным психологическим стрессорам, сопряжённым с профессиональной деятельностью. Следует также отметить, что значительные изменения произошли в таких показателях, как «активность и продуктивность» и «способность к самопознанию». Соответственно, после реализации формирующего этапа сотрудницы экспериментальной группы определили свои сильные стороны, значимые для себя цели в профессиональной деятельности, что определило их активность, готовность сосредоточенно работать и вкладывать собственные ресурсы в работу.При помощи критерия корреляции Манна-Уитни было проведено исследование достоверных различий в исследуемых группах (табл.3.1).Таблица 3.1Таблица 3.1. – Результаты применения критерия Манна-Уитни для выявления достоверных различий по методике «Шкала организационного стресса» на контрольном этапеКритерии Средние значенияUэмп*.X̅1X̅2 Способность самопознания 81338,63* Широта интересов 6765,82 Принятие ценностей 6843,32* Гибкость поведения 101355,17* Активность и продуктивность 815 29,74*1 X̅1 – средние значения в экспериментальной группе 2 X̅2 – средние значения в контрольной группе Примечание – * U= 64 при 5% p≤0,05, n1 = n 2 = 15Как видно из приведённых данных, между показателями шкалы организационного стресса среди сотрудниц экспериментальной и контрольной групп отмечены значимые статистические различия на уровне 5% по таким критериям, как «способность самопознания», «принятие ценностей», «гибкость поведения», «активность и продуктивность». Следовательно, разработанные рекомендации в этой части показали свою эффективность.Далее был проведён анализ результатов проведения методики «Опросник эмоционального выгорания» в экспериментальной и контрольной группах (рис.3.2).Рисунок 3.2 – Результаты проведения методики «Опросник эмоционального выгорания»Таким образом, среди участниц экспериментальной группы не отмечено существенных изменений по различным исследуемым компонентам эмоционального выгорания. При этом в экспериментальной группе уровень такого компонента, как эмоциональное истощение, был значительно ниже, что подтверждается результатами статистической обработки (табл.3.2):Таблица 2.3 - Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для выявления достоверных различий по методике «Опросник эмоционального выгорания»Критерии Средние значенияUэмп*.X̅1X̅2 Эмоциональное истощение26 2748, 55* Деперсонализация 108 66,34 Редукция проф. достижений33 3567,29 1 X̅1 – средние значения в экспериментальной группе 2 X̅2 – средние значения в контрольной группе Примечание – * U= 64 при 5% p≤0,05, n1 = n 2 = 15Как следует из данных таблицы 3.2, по показателю «Эмоциональное истощение» были получены статистически значимые различия на уровне 5%. Следовательно, после проведения формирующего эксперимента у участниц экспериментальной группы уровень эмоционального истощения был значительно ниже по сравнению с констатирующим этапом исследования. Таким образом, проведённая работа с использованием арт-технологии оказалась эффективной в этой части.Далее рассмотрим результаты проведения опросника «Стратегии преодоления конфликтных ситуаций». При этом было установлено, что у участниц контрольной группы по-прежнему ведущими стратегиями являлись «избегание», а также «осторожные действия». Участницы экспериментальной группы ведущими стратегиями назвали «поиск социальной поддержки» и «ассертивные действия». Следовательно, после проведения консультаций участницы экспериментальной группы стали осознавать, что в стрессовых ситуациях необходим конструктивный подход. Также проанализируем результаты проведения методики «Эмоциональный интеллект» (рис.3.3).Рисунок 3.3 – Результаты проведения методики «Эмоциональный интеллект» в контрольной и экспериментальной группахКак следует из полученных результатов, после проведения формирующего эксперимента участницы экспериментальной группы показали существенное повышение всех компонентов эмоционального интеллекта. Следовательно, теперь для них более понятными были эмоции других людей, что важно для конструктивного взаимодействия с сотрудниками компании и клиентами, а, следовательно, положительно скажется на корпоративной культуре.Рассмотрим, существуют ли подтверждённые статистической обработкой значимые различия в компонентах эмоционального интеллекта между представительницами контрольной и экспериментальной групп (табл.3.3).Таблица 3.3Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для выявления достоверных различий по методике «Эмоциональный интеллект» (Д. Люсин)Критерии Средние значенияUэмп*.X̅1X̅2 Межличностный ЭИ 7,33,939,76*Внутриличностный ЭИ 11,07,7 48,39* Понимание эмоций8,14,9 50,18* Управление эмоциями 6,13,8 44,93*Субшкала МП9,85,7 47,09*1 X̅1 – средние значения в экспериментальной группе 2 X̅2 – средние значения в контрольной группе Как следует из полученных результатов, по всем исследуемым показателям эмоционального интеллекта получены статистически значимые различия между представительницами контрольной и экспериментальной групп, из чего можно сделать вывод о том, что после проведения формирующего эксперимента с использованием методов арт-терапии у участниц экспериментальной группы существенно повысился уровень эмоционального интеллекта в целом, а не только по тем направлениям, на которые была ориентирована разработанная нами программа.Проведение методики «Шкала экзистенции» в экспериментальной и контрольной группах выявило следующие результаты (рис.3.4).Рисунок 3.4 – Результаты проведения методики «Шкала экзистенции» на контрольном этапеВ табл. 3.4 приведены данные о возможных значимых различиях между показателями методики «Шкала экзистенции» среди участниц контрольной и экспериментальной группТаблица 3.4Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для выявления достоверных различий по методике«Шкала экзистенции» на контрольном этапеКритерии Средние значенияUэмп*.X̅1X̅2Самодистанцирование 3840 65,21Самотрансценденция 8276 58,38* Свобода 5138 48,73* Ответственность 75 7368,051 X̅1 – средние значения в экспериментальной группе 2 X̅2 – средние значения в контрольной группе Примечание – * U= 64 при 5% p≤0,05, n1 = n 2 = 15Как следует из результатов математической обработки, были получены статистически значимые различия по таким шкалам, как «Самотрансценденция» и «Свобода». Таким образом, после проведения работы с использованием арт-терапии сотрудницы экспериментальной группы стали значительно больше понимать как собственные эмоциональные проявления, так и эмоции других люде, При этом они осознавали свои цели и потребности, имели мотивацию к деятельности, могли действовать решительно и самостоятельно в решении трудовых вопросов. Следовательно, разработанная программа показала эффективность в данной части.Выводы по Главе 3В целом проведённое исследование позволяет утверждать, что гипотеза в той части, что методы арт-терапии эффективны для развития эмоционального интеллекта как актуального компонента корпоративной культуры нашла своё полное подтверждение, поскольку по всем исследуемым компонентам эмоционального интеллекта между участницами экспериментальной и контрольной групп получены статистически значимые различия.Частная гипотеза о том, что методы арт-терапии эффективны для развития самосознания и экзистенциональной исполненности подтверждена частично, так как статистически значимые результаты получены не по всем компонентам данных показателей. НЕ подтверждено изменение по таким шкалам, как «Широта интересов», «деперсонализация», «редукция профессиональных достижений», «самодистанцирование», «ответственность».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях развития бизнеса больше значение придаётся формированию корпоративной культуры. Именно этот показатель лежит в основе создания общности целей среди сотрудников компании, развития ценностей и общности интересов, формирования совместной активности, направленности на результат. Развитая корпоративная культура способствует тому, что у сотрудников повышается мотивация к качественному и оперативному выполнению своих трудовых обязанностей, эффективному взаимодействию внутри компании, а также с потенциальными и реальными клиентами. В современных исследованиях организационных психологов отмечается, что одной из эффективных технологий для развития корпоративной культуры является использование методов арт-терапии, что связано с включением сотрудников в разнообразные виды творческой деятельности. В соответствии с интересами и возможностями сотрудников в ходе психокоррекционных и развивающих тренингов им предлагается выполнение заданий в рамках музыкальной, изобразительной, хореографической, словесной терапии. В результате происходит сплочение коллектива, сотрудники больше узнают друг о друге и им становится более комфортно работать вместе. Помимо этого, каждый сотрудник находит новые возможности для реализации своего потенциала в трудовой деятельности. В настоящее время важными элементами корпоративной культуры являются эмоциональный интеллект, самоосознание и экзистенциональная исполненность. Благодаря развитому эмоциональному интеллекту, сотрудники активно воспринимают собственное эмоциональное состояние, а также эмоции окружающих. Это необходимо для определения форм взаимодействия как внутри организации, так и при установлении внешних связей, усиления роли сотрудников в деятельности компании, их активный, ответственны и осознанный подход к достижению общих положительных результатов в работе.В рамках данного исследования была проведена работа по использованию метолов арт-терапии для развития корпоративной культуры компании «Кантата». При этом была выдвинута гипотеза о том, что корпоративная культура формируется в частности на базе эмоционального интеллекта, самоосознания и экзистенциальной исполненности сотрудников организации, поэтому методы арт-терапии могут быть эффективными для развития корпоративной культуры в ней. Для проведения данного исследования 30 сотрудниц компании были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В рамках проведённой диагностики среди участниц экспериментальной работы было установлено, что среди участниц контрольной и экспериментальной групп выявлен ряд проблем, связанных с формированием важных элементов корпоративной культуры:Недостаточная сформированность способности сотрудников к самопознанию, гибкости их поведения, а также активности и продуктивности.Высокий уровень эмоционального истощенияВыбор неконструктивных копинг-стратегий в стрессовых ситуацияхНедостаточное развитие умений распознавать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными проявлениями.Сложности в принятии решений.Для решения обозначенных проблем была разработана программа тренинговых мероприятий, которая включила в себя три основных раздела: 1) снижение уровня эмоционального выгорания, 2) развитие базовых структур эмоционального интеллекта, 3) развитие компонентов экзистенциональной исполненности.После реализации разработанной программы была проведена контрольная диагностика исследуемых компонентов корпоративной культуры, которая показала, что что гипотеза в той части, что методы арт-терапии эффективны для развития эмоционального интеллекта как актуального компонента корпоративной культуры нашла своё полное подтверждение, поскольку по всем исследуемым компонентам эмоционального интеллекта между участницами экспериментальной и контрольной групп получены статистически значимые различия.Частная гипотеза о том, что методы арт-терапии эффективны для развития самосознания и экзистенциональной исполненности подтверждена частично, так как статистически значимые результаты получены не по всем компонентам данных показателей. Не подтверждено изменение по таким шкалам, как «Широта интересов», «деперсонализация», «редукция профессиональных достижений», «самодистанцирование», «ответственность».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. М.: Academia, 2016. 224 с.
3. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И.В. Бизюкова. — М.: ОАО “Издательство “ Экономика”, 2015. — 150 с.
4. Богатырева М. Р., Егорушкова Ю. И. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №. 1-1.
5. Веприкова М. Я., Козловская С. А. Корпоративная культура: роль и место в совершенствовании результатов деятельности коммерческой организации //Экономика и предпринимательство. – 2020. – №. 1. – С. 1029-1033.
6. Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 171-173
7. Гординенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия Высшее образование. / Ю.Ф. Гординенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 352 с.
8. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. научн.-практ. конф. СПб. —1999. —С. 45—48
9. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2016. 288 с.
10. Долгова С.А. Управление персоналом как эффективный инструмент развития бизнеса / С.А. Долгова, А.М. Коршунова // Научный альманах. – 2017. – № 2-1 (28). – С. 88-92
11. Доронина И. В., Бичеев М. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций / Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.
12. Дудникова М. В., Муравьева Н. А., Колесников А. В. Корпоративная культура как фактор удержания сотрудников в организации //Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. – №. 4. – С. 67-70.
13. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд — во Рос.экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга. 2015. 232 с.
14. Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л.И.Иванкина; Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. — 260 с.
15. Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования // Вестник РУДН. Серия: социология. – 2015. − №2. – С. 66−70
16. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А. Я. Кибанов. – Москва : КНОРУС, 2016. – 368 с.
17. Кириенко Е. В. Корпоративная культура организации: диагностика, оценка, управление изменениями (на примере ООО «5 С Диджитал»). – 2020.
18. Козлова Е. Г. Корпоративная культура в конкурентоспособности организации // Научный альманах. 2016. № 2–1 (16). С. 198–202
19. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2017.- № 1. – С. 38-41
20. Ладыгин О. О. Модель культуры отечественных организаций как отражение базовых ценностей россиян // Наука Красноярья. 2016. № 3 (14). С. 85–97.
21. Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. –С. 29–36.
22. Малаховская, М.В. Корпоративная культура: особенности российской практики / М.В. Малаховская // Вестник Димитровградскогоинженернотехнологического института. – Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. № 2 (10). – С. 82-85
23. Мануйлова Ю., Коломыц О. Н. Корпоративная культура как стимулирующий стратегический инструмент для эффективного функционирования организации // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3–1 (72). С. 143–146.
24. Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37
25. Менеджмент организации: Учеб. Пособие /Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. –М.: Дело, 2017. — 260с.
26. МухаметоваГ.Н., Арасланбаев И.В. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии // В сборнике: Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий, сборник научных статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2016. С. 368-370
27. Одегов, Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. - М.: КноРус, 2018. - 985 c.
28. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 440 с.
29. Попова М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации // Научно-практические исследования. 2019. № 7 (7). С. 148–150
30. Резник, С. Д. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 240 c.
31. Романова О. С. Организационная (корпоративная) культура как субстанциональная сущность с позиции науки управления // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 91–94.
32. Семенова, Н.С. Корпоративная культура в АПК: содержание и особенности / Н.С. Семенова, М.В. Малаховская // Сельский механизатор. – 2016. – № 12. – С. 22-23
33. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Стаут Л. У., пер. с англ. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2016. — 536 с.
34. Уржа О.А. Афанасьевские чтения – традиционное развитие научных школ и направлений факультета социального управления и социологии. // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1. С. 8-12
35. Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. СПб., 2016. – 343 с.
36. Шадская И.Г., Яковлева Н.А. Прогнозирование развития туристского рынка на основе социально-экономического мониторинга. // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 8 (46). С. 207-214
37. Анализ и оценка кадрового резерва. Статья из журнала «Директор по персоналу» № 9, 2015 [Электронный ресурс] — URL: http://www.hr- director.ru/article/65699-qqq-15-m9-analiz-i-otsenka-kadrovogo-rezerva
38. Наставничество как идеальный метод адаптации новичков в коллективе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/8030-nastavnichestvo
39. Нематериальная мотивация персонала – система, способы, примеры. Статья из журнала «Генеральный директор». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/3289-nematerialnaya-motivatsiya-personala
40. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 206-209. —[Режим доступа]https://moluch.ru/archive/200/49167/
41. Nanyang Technological University. The Importance of Organizational Culture. URL: https://blogs.ntu.edu.sg/nbsgradstudies/2015/10/23/the-importance-of-organizational-culture/#targetText=Organizational%20culture%2C%20by%20its%20very,the%20organization%20they%20belong%20to.
Вопрос-ответ:
Какие методы арт терапии можно использовать для развития корпоративной культуры?
В процессе развития корпоративной культуры можно применять различные методы арт терапии, такие как рисование, скульптура, коллажирование и другие. В основе этих методов лежит использование творческого процесса, который помогает участникам организации выразить свои мысли, эмоции и идеи, а также стимулирует коммуникацию и взаимодействие между ними.
Какие психологические особенности имеет корпоративная культура в коммерческой организации?
Корпоративная культура в коммерческой организации имеет свои психологические особенности. Она включает в себя определенные ценности, нормы и установки, которые влияют на поведение и отношения сотрудников. Это может быть выражено в виде конкурентности, стремления к достижению успеха, ориентации на результат, сотрудничества и доверия.
Что такое эмоциональный интеллект и как его использование может помочь в развитии корпоративной культуры?
Эмоциональный интеллект - это способность узнавать, понимать и управлять эмоциями у себя и других людей. Его использование может помочь в развитии корпоративной культуры, так как позволяет улучшить коммуникацию, конфликтное разрешение, управление эмоциональной составляющей работы и создание позитивного рабочего окружения.
Какие компоненты входят в корпоративную культуру коммерческой организации?
Корпоративная культура коммерческой организации включает в себя несколько компонентов. Это ценности, которые формируются организацией и определяют ее цели и стратегию развития. Также это нормы и правила поведения, которые регулируют взаимодействие между сотрудниками и организацией. Компонентами корпоративной культуры также являются символы и обряды, которые создают общую идентичность организации и укрепляют ее сообщество.
Какие методы арт терапии могут быть применены для развития корпоративной культуры?
В процессе развития корпоративной культуры коммерческой организации можно использовать различные методы арт терапии, такие как живопись, рисунок, скульптура, коллаж и другие. Они позволяют сотрудникам выразить свои эмоции и мысли через творческий процесс, развивать коммуникацию и сотрудничество, а также повышать креативность и инновационность в работе.
Какая роль играет корпоративная культура в коммерческой организации?
Корпоративная культура играет важную роль в коммерческой организации. Она определяет ценности, нормы и поведенческие стандарты, которые принимают сотрудники организации. Развитие корпоративной культуры позволяет укрепить командный дух, повысить мотивацию и эффективность работы коллектива, а также создать благоприятную рабочую атмосферу.
Каким образом арт терапия может быть использована для развития корпоративной культуры?
Арт терапия может быть использована для развития корпоративной культуры путем проведения различных творческих мастер-классов и тренингов. Это помогает участникам процесса раскрыть свой творческий потенциал, улучшить взаимодействие внутри коллектива, развить эмоциональный интеллект и самоосознание.
Какие компоненты входят в понятие корпоративной культуры коммерческой организации?
Корпоративная культура коммерческой организации включает в себя несколько компонентов, таких как ценности и убеждения, нормы и правила поведения, коммуникацию и общение внутри коллектива, взаимоотношения сотрудников с руководством и клиентами, а также личностные качества сотрудников и их отношение к работе.
Что такое эмоциональный интеллект и как его можно развить через арт терапию?
Эмоциональный интеллект - это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, а также понимать их значение в межличностных отношениях. Арт терапия помогает развить эмоциональный интеллект путем выражения эмоций через творчество, осознания своих чувств и эмоций, а также развития эмпатии и понимания эмоций других людей.
Какие методы арт терапии можно использовать для развития корпоративной культуры?
Для развития корпоративной культуры коммерческой организации можно использовать различные методы арт терапии, такие как рисование, музыка, танцы, лепка и другие. Они позволяют сотрудникам выразить свои эмоции и мысли, помогают развивать творческое мышление, улучшают коммуникацию и укрепляют командный дух.
Какие компоненты включают в себя корпоративную культуру коммерческой организации?
Корпоративная культура включает несколько компонентов, таких как ценности, нормы и правила поведения, символы и ритуалы, коммуникацию и лидерство. Ценности определяют основные принципы, которыми руководствуются сотрудники организации. Нормы и правила поведения устанавливаются для обеспечения эффективной работы коллектива. Символы и ритуалы служат для создания узнаваемого имиджа организации. Коммуникация и лидерство влияют на эффективность коллектива и его сплоченность.
Какие психологические особенности присутствуют в корпоративной культуре коммерческой организации?
Корпоративная культура коммерческой организации включает в себя несколько психологических особенностей. Одна из них - это совокупность установок и представлений организации как о среде, в которой осуществляется трудовая деятельность. Кроме того, эта культура включает в себя систему ценностей, норм и правил, которые регулируют поведение и взаимодействие сотрудников. Еще одной особенностью является социальный уровень, который определяет возможности и ограничения влияния каждого сотрудника в организации.