Коррекционно–педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 20.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Особенности развития детей тяжелыми нарушениями речи 5
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» и формы его проявления 5
1.2. Лексикон и особенности его становления в норме и при общем недоразвитие речи 10
Вывод по главе I 16
Глава II. Анализ основы коррекционно–педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи 17
2.13 Методические основы активизации лексических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр 17
2.2. Методы коррекционно–педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи 21
Вывод по главе II 29
Заключение 31
Список литературы 36
Ответьте на вопрос?" и так далее. При работе с синонимами и антонимами нами использовались пословицы и поговорки, короткие рассказы, доступные пониманию ребенка и представляющие для интереса. По содержанию этот речевой материал был увлекательным и понятным детям. Среди приемов, способствующих активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня формированию активного словаря у детей с ОНР, на логопедических занятиях, по рекомендации Г.С. Швайко, использовались следующие [50]: – наглядный показ и называние нового предмета или действия, его существенных признаков, которые обязательно сопровождаются рассказом, объяснением, пояснением взрослого; -новое слово должно быть произнесено сначала в хоре, а затем индивидуально; -для лучшего понимания и запоминания слова обязательно включите его в знакомый и понятный ребенку контекст, а затем выполните различные упражнения для обеспечения его правильного произношения и использования; –уточнение значения слова осуществляется с использованием однокоренных слов и слов обобщающего характера (например, хлеб – хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб; кофе – кофейник – это посуда, в которой готовят (варят) кофе; чай – чайник – это посуда, в которой кипятят чай и т.д.); –использование синонимов для уточнения значения слова (например, громадный дом – очень большой, огромный дом, тот, который выше всех других домов); –использование вначале ориентирующих, подсказывающих вопросов (например, «Это дом высокий или низкий?»), а затем вопросов, требующих от ребенка самостоятельного ответа. Эти вопросы должны быть краткими, точными, доступными для понимания ребенка. Также детей учили формулировать такие вопросы самостоятельно; –подбор названий предметов для действий (например, рисовать – рисунок, бежать – бег, читать – чтение, писать – письмо и т.д.) и наоборот, названий действий – к предметам (например, ходьба – ходить, краска – красить, игра – играть и т.д.); наречий к названиям различных действий (например, говорить тихо, прыгать высоко, бежать быстро, идти медленно и т.д.); эпитетов (имен прилагательных) к предмету (например, трава (какая?) зеленая, свежая, молодая и т.д.); однокоренных слов (например, лес – лесной, лесник; вода – водичка, водяной, водный и т.д.); –упражнение в распространении предложений путем употребления обстоятельств причины, следствия, условия, цели с помощью союзов потому что, если, для того, чтобы и т.д. Эти приемы на логопедических занятиях по активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня используются в комплексе, они часто переплетаются, взаимодействуют. На каждом логопедическом занятии активно использовалась наглядность: красочные и яркие рисунки, схемы, которые помогали детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями. Вывод по главе II1. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог Сухомлинский В.А. подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, защищающая огонёк пытливости и любознательности.2. При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей , вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.3. Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.ЗаключениеВ настоящее время актуальной является проблема активизации словаря дошкольников с ОНР III уровня. Словарь является приемлемым вариантом для осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевого общения. Дефектная речевая деятельность, которая наблюдается у детей с ОНР, оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: развитие его познавательной деятельности затруднено, продуктивность внимания и памяти снижается, нарушается логическая и смысловая память, детям трудно овладеть умственные операции сравнения, обобщающий анализ, классификация, они нарушены, многие формы общения и межличностного взаимодействия значительно препятствуют развитию игровой деятельности, что является ведущей ценностью с точки зрения общего развития психики дошкольников. Развитие активной лексики у ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой - с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематической и грамматической структуры речи. Между тем, общеизвестно, что когнитивное и интеллектуальное развитие ребенка невозможно без усвоения новых слов и формирования активного словарного запаса. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса играют важную роль в развитии логического мышления: чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развивается его речь. Под активацией словаря дошкольников понимается в нашем исследовании процесс закрепления и популяризации использования новых слов в речи, развитие смысловой стороны словаря детей. Следовательно, активизация словаря - это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к школе. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать как форму речевой аномалии, при которой формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторон речи. Причины ОНР кроются в неблагоприятных воздействиях, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Неполноценность невербальных психических функций у детей с ОНР, определяет ряд особенностей развития речи ребенка, влияет на развитие словарного запаса, обуславливает его оригинальность. У детей с общим недоразвитием речи III уровня обнаружены проявления системных нарушений, в том числе нарушение словарного запаса. Анализ литературных данных позволил предположить, что одной из ярко выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значимое, чем обычно, различие в объеме пассивной и активной лексики. Дети с OHP понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к нормальному. Однако использование слов в выразительной речи, актуализация словаря вызывают большие трудности. Дошкольники с ОНР не знают многих действий объектов, не знают оттенков цветов, плохо различают форму объектов. В детском словаре мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, почти нет синонимов. Мы предполагаем, что причины психического и речевого недоразвития у детей с ОНР усугубляются анамнезом. На основании определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления эксперимента по изучению словарного запаса (лексики) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: исследование пассивной номинативной, атрибутивной и предикативной лексики, словарь синонимов и антонимов; словарный запас обобщающих слов. В результате внедрения диагностического комплекса, включающего в себя 5 методов обследования активной и пассивной лексики детей с ОНР III уровня, на констатирующем этапе были получены следующие результаты (первичная диагностика детей). У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (по сравнению со сверстниками, развивающимися нормально) развитие активной и пассивной лексики ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. Атрибутивный словарь не формируется у детей с OHP; поэтому они используют только прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства объектов. У детей с ОНР хуже, чем у детей с нормальным речевым развитием, разработан номинативный словарь. Это проявляется в неправильном использовании слов в словесной парафазии. Не у всех детей с ОНР сформированы операции классификации, поэтому в их активном лексиконе часто происходит замена общих слов более конкретными значениями и замена общих слов на слова, обозначающие функциональную принадлежность, способ передвижения. Предикативный словарь у детей дошкольного возраста с ОНР находится на низком уровне формирования в связи с ограниченным пониманием и знанием детьми окружающего мира. Нарушение антонимии у детей с ОНР выражается в незнании многих слов, в трудности нахождения нужного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. У большинства детей с ОНР не образуются синонимические и антонимические ряды. Это связано с ограниченным количеством активной и пассивной лексики, несформированной структурой и ядром семантических полей, неспособностью детей идентифицировать основные существенные признаки в слове. Для преодоления всех этих недостатков нами разработана и внедрена в экспериментальной группе логопедическая технология активации лексики старших дошкольников с ОНР III уровня. Коррекционная работа по расширению словарного запаса дошкольников с III уровнем OНР проводилась в рамках организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступность, наглядность, индивидуальный подход, специфичность, сознательность, постепенное усложнение задач и речи материал). Основные направления логопедической технологии после активации словаря старших дошкольников с ОНР III уровня: -работа по распознаванию слова в потоке слышимой речи ребенка; -работу по формированию умения различать правильное и неправильное произношение слова; -работа по систематизации слов, которые уже есть в активном и пассивном словаре ребенка; -работа над различными типами значений слов; -работа с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами; -работа по семантической совместимости слов; -работа над активацией поиска слов, которая наиболее точно отражает идею, которую ребенок хотел бы выразить в речи; -организация семантических полей и расширение тематических групп в соответствии с программными требованиями, интересами, потребностями и возможностями каждого ребенка. На занятиях логопедией активация словаря детей проводилась в два этапа, сначала обогащалась пассивная лексика детей, затем перевод слов из пассивной лексики в активную с помощью активизации и закрепления. Основными средствами активизации словаря на логопедических занятиях с детьми данной категории были дидактические речевые игры и речевые упражнения. Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии активной и пассивной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня, развитии у них понимания и употребления слов номинативного лексического значения и способности быстро подбирать наиболее точные слова (синоним, антоним), правильно использовать обобщающие слова в речи. Такая положительная динамика стала возможной благодаря внедрению разработанной нами логопедической технологии активизации словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Таким образом, цель наших исследований достигнута, задачи решены полностью. Мы выяснили, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня успешно проводится активация словаря при использовании специально разработанной логопедической технологии, основанной на принципах и методах логопедической работы и включающей комплекс дидактических речевых игр и корректирующих упражнений, направленных на обогащение, расширение словарного запаса детей, его закрепление и стимулирование использования новых слов в речи. Список литературыАлексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. В. Алексеева. – М. : Академия, 2013. – 207 с. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. :Астрель, 2010. – 254 с. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стѐртой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2006. – 228 с. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова. – СПб. : Детствопресс, 2012. – 224 с. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексикограмматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова.– Просвещение, – 2007. – С. 16-19. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо. – М. : Просвещение, 1991. – 218 с. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика [Текст] / Ш. Бутон. – М. : Прогресс, 1984. – 223 с. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Изд-во АСТ, 2012. – 143 с. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : Речь, 2011. – 144 с. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосец. – М. : Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. – 196 с. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаргуша. – М. : Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. – 194 с. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 218 с. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2008. – 225 с. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет [Текст] / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2012. – 48 с. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР): пособие для логопедов [Текст] / Л. И. Ефименкова. – М. :Владос, 2009. – 225 с. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2009. – 237 с. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А. В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – 212 с. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С. Н. Карпова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 198 с. Козырева, Л. М. Развитие речи [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2012. – 145 с. Лаврентьева, А. И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей [Текст] / А. И. Лаврентьева. – СПб. : Речь, 2008. – С.137-142. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Речь, 2011. – 218 с. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д. :Феникс; СПб. : Союз, 2009. – 185 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2007. – 223 с. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р. Е. Левина. Дефектология – 1975. – №2. – С. 12-16. Логинова, В. И. Формирование словаря Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, Под ред. Ф. А. Сохина. – М. :Просвещение, 2008. – С. 85-97. Львов, М. Р., Методика работы над словарем [Текст] / М. Р. Львов // Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 2009. – С. 394- 412. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 2012. – 250 с. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Седых. – М. :Академия, 2011. – 483 с. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Практическая логопедия Н. А. Седых. – М. : АСТ, 2012. – 279 с. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / И. А. Смирнова. – СПб. : Детство-Прогресс, 2011. – 45 с. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. – М. : Классике Стиль, 2003. – 160 с. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2010. – 224 с. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Речь, 2013. – 194 с. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т. А. Ткаченко, Р. Е. Левина. – М. : Ювента, 2011. – 146 с. Филичева, Т. Б, Дети с ОНР [Текст] : Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В Туманова. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 226 с. Филичева, Т. Б. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова. – М. : Арти, 2005. – 240 с. Филичева, Т. Б. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти летнего возраста с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. :Просвещение, 1991. – 195 с. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М. :Владос, 2009. – 225 с. Филичева, Т. Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 252 с. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2012. – 368 с. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 287 с. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. – М. : Per Se, 2011. – 256 с. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Академический проект, 2012. – 564 с. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] С. Н. Цейтлин. – М. :Владос, 2011. – 240 с. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. :Владос, 2013. – 228 с. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С. Швайко. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 69 с. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л .С. Выготского) [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. :Тривола, 2009. – 168 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. :
Астрель, 2010. – 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стѐртой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2006. – 228 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова. – СПб. : Детствопресс, 2012. – 224 с.
5. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексикограмматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А.
Безрукова.– Просвещение, – 2007. – С. 16-19.
6. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л.
Фигередо. – М. : Просвещение, 1991. – 218 с.
7. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика [Текст] / Ш. Бутон. –
М. : Прогресс, 1984. – 223 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Изд-во АСТ, 2012. – 143 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : Речь, 2011. – 144 с.
10. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосец. – М. : Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. – 196 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф.
Гаргуша. – М. : Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. – 194 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 218 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2008. – 225 с.
14. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет [Текст] / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2012. – 48 с.
15. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников (дети с
ОНР): пособие для логопедов [Текст] / Л. И. Ефименкова. – М. : Владос, 2009. – 225 с.
16. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.
: Просвещение, 2009. – 237 с.
17. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А. В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – 212 с.
18. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.
Н. Карпова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 198 с.
19. Козырева, Л. М. Развитие речи [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2012. – 145 с.
20. Лаврентьева, А. И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей [Текст] / А. И. Лаврентьева. – СПб. : Речь, 2008. – С.137-142.
21. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Речь, 2011. – 218 с.
22. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д. :
Феникс; СПб. : Союз, 2009. – 185 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е.
Левина. – М. : Просвещение, 2007. – 223 с.
24. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р. Е. Левина. Дефектология – 1975. – №2. – С. 12-16.
25. Логинова, В. И. Формирование словаря Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, Под ред. Ф. А. Сохина. – М. :
Просвещение, 2008. – С. 85-97.
26. Львов, М. Р., Методика работы над словарем [Текст] / М. Р. Львов // Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 2009. – С. 394- 412.
27. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В.
Ипполитова. – М. : Просвещение, 2012. – 250 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Седых. – М. :
Академия, 2011. – 483 с.
29. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Практическая логопедия Н. А. Седых. – М. : АСТ, 2012. – 279 с.
30. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / И. А. Смирнова. – СПб. : Детство-Прогресс, 2011. – 45 с.
31. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. – М. : Классике Стиль, 2003. – 160 с.
32. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М. : Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2010. – 224 с.
33. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Речь, 2013. – 194 с.
34. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т. А. Ткаченко, Р. Е. Левина. – М. : Ювента, 2011. – 146 с.
35. Филичева, Т. Б, Дети с ОНР [Текст] : Воспитание и обучение / Т. Б.
Филичева, Т. В Туманова. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 226 с.
36. Филичева, Т. Б. Основы логопедической работы с детьми [Текст] /
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова. – М. : Арти, 2005. – 240 с.
37. Филичева, Т. Б. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти летнего возраста с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. :
Просвещение, 1991. – 195 с.
38. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М. : Владос, 2009. – 225 с.
39. Филичева, Т. Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 252 с.
40. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М.
: Академия, 2012. – 368 с.
41. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Детство-Пресс, 2012.
– 287 с.
42. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н.
Ушакова. – М. : Per Se, 2011. – 256 с.
43. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды [Текст] / К. Д.
Ушинский. – М. : Академический проект, 2012. – 564 с.
44. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]
С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2011. – 240 с.
45. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] /
Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Владос, 2013. – 228 с.
46. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С. Швайко. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 69 с.
47. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л .С. Выготского) [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Тривола, 2009. – 168 с.
Вопрос-ответ:
Каким образом помогают детям с тяжелыми нарушениями речи?
Детям с тяжелыми нарушениями речи помогают с помощью коррекционно-педагогической помощи, которая включает в себя специальные методики и упражнения, направленные на развитие речи и лексикона.
Как проявляется общее недоразвитие речи у детей?
Общее недоразвитие речи у детей проявляется различными формами, такими как запаздывание речевого развития, недостаточная грамматическая образность, ограниченный лексикон, слабая артикуляция звуков и т.д.
Какие особенности есть в развитии лексикона у детей с тяжелыми нарушениями речи?
У детей с тяжелыми нарушениями речи есть особенности в развитии лексикона, такие как ограниченный словарный запас, проблемы с формированием связей между словами, затруднения с усвоением сложных и нестандартных слов и выражений.
Какие методические основы используют для активизации лексических средств языка у детей с тяжелыми нарушениями речи?
Для активизации лексических средств языка у детей с тяжелыми нарушениями речи применяют различные методические подходы, такие как игровые упражнения, работа со словами в контексте, использование визуальных подсказок и др.
Каковы выводы по главе I статьи про коррекционно-педагогическую помощь детям с тяжелыми нарушениями речи?
Вывод по главе I статьи заключается в том, что дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальной помощи и поддержке, включающей в себя коррекционно-педагогические методы и упражнения для развития речи и лексикона.
Что такое общее недоразвитие речи и какие формы его проявления существуют?
Общее недоразвитие речи - это состояние, при котором ребенок испытывает сложности в развитии речи в целом. Формы проявления общего недоразвития речи могут быть различными, включая задержку речи, дефекты артикуляции, нарушения грамматики и лексики, а также проблемы восприятия и понимания речи.
Как происходит формирование лексикона в норме и при общем недоразвитии речи?
В норме развития ребенок активно усваивает новые слова и обогащает свой лексикон в процессе общения с окружающими. Однако при общем недоразвитии речи этот процесс может быть замедленным или нарушенным. Ребенок может испытывать сложности в запоминании слов, их правильном произношении и использовании в речи.
Какие методические основы используются для активизации лексических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Для активизации лексических средств языка у детей с общим недоразвитием речи используются различные методики, такие как игровые упражнения, использование визуальных пособий, моделирование правильного произношения, систематическое повторение и закрепление изучаемых слов, а также индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей.
Какая основа коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи существует?
Основой коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи является индивидуальный подход, основанный на комплексном использовании специальных упражнений, игровых форм обучения, методик развития речи и других коррекционных техник. Важно учитывать особенности каждого ребенка и создавать благоприятные условия для его развития и прогресса.