Эссе по 3,4, 5 главам книги А.Н.Леонтьева
Заказать уникальное эссе- 7 7 страниц
- 1 + 1 источник
- Добавлена 15.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Леонтьев не считает, что личность является только лишь моментом деятельности. Этот тезис следует понимать так, что деятельность обладает структурой «субъект—объект», ее осуществление является невозможным без субъекта, который есть личность. Деятельность конституируется мотивами, а мотивы как раз и связаны с личностью, а никак не с индивидом. Индивид является связью между естественными органами и их функциями, которой свойственно возникать на базе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Личность, напротив, есть связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически. Формирование личности происходит в процессе индивидуальной истории, в процессе того, как человек общается с окружающими людьми. Другой важный тезис является характеристикой направленности действия личности: от «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения» к удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель. То есть, изначально человек действует исходя из потребностей, а затем рождаются потребности ради действий. Задатки в теории А.Н. Леонтьева – это условия и предпосылки развития личности, влияющие на процесс, но никак не предопределяющие его. В ходе жизненного процесса происходит смена задатков, на основе задатков происходит формирование способностей, но создаются способности по-настоящему только в деятельности, а пока отсутствует деятельность, они сохраняют статус задатков.Согласно позиции А.Н. Леонтьева, задатки не могут ничего определить, а значит, понятие способностей более правильно отнести к уже сформировавшимся операциональным умениям. Итак, понятие личности, согласно его позиции, является выражением целостности тех свойств, которые формируются в процессе онтогенеза, то есть целостностью не предзаданной, в отличие от индивида, а становящейся. Центральным тезисом книги А.Н. Леонтьева является мысль о двух рождениях личности. Личность рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность. Первое рождение – это кризис трех лет, когда наступает возникновение иерархизации и соподчинения действий, отсрочки удовлетворения. Второе рождение – подростковый кризис, когда происходит возникновение овладения собственным поведением посредством осознания, опосредствования. Можно утверждать, что эти два «рождения личности» являются критическими точками прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» является операциональной эмансипацией личности, когда ребенок ощущает себя в качестве некой автономной единицы; «второе рождение» является смысловой эмансипацией, осознанием себя в качестве смысловой единицы, когда мировоззрение подростка приобретает индивидуальность, утрачивает совпадение со смысловым полем, в котором происходило формирование. Также А.Н. Леонтьевым было введено принципиально важное представление о внутренней работе личности. На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе. Леонтьев неоднократно отмечает, что человек – это как бы кристаллизация биографии, но нельзя считать, что человек – это в полной мере результат его биографии, так как в этом случае мы столкнемся с упущением главного психологического факта - человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности. На уровне личности прошлые впечатления не являются покоящимися пластами его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое начинает открываться в новом смысле. Эти изменения являются перманентными; прошлое может переоцениваться и человек сбрасывает с себя груз своей биографии. ИсточникЛеонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
Вопрос-ответ:
Что означает тезис Леонтьева, что личность не является только моментом деятельности?
Этот тезис означает, что личность не сводится только к выполнению определенной деятельности. Личность обладает своей структурой, субъектно-объектными отношениями и мотивацией, которая конституирует ее деятельность.
Что такое субъект и объект в структуре деятельности?
В структуре деятельности субъект - это личность, которая осуществляет действия, обладает мотивацией и самостоятельно принимает решения. Объект - это внешний мир или предмет, на который направлена деятельность субъекта.
Почему осуществление деятельности невозможно без субъекта?
Осуществление деятельности невозможно без субъекта, так как только личность может принимать решения и выполнять действия. Субъект является активным участником процесса деятельности и имеет свою мотивацию и цели.
В чем разница между личностью и индивидом?
Личность - это более сложное понятие, которое включает в себя структурные компоненты, мотивацию и субъектно-объектные отношения. Индивид - это связь между естественными органами и их функциями, которая возникает на базе дифференциации в организме.
Почему мотивы связаны с личностью, а не с индивидом?
Мотивы связаны с личностью, так как они являются результатом комплексной структуры личности. Личность имеет уникальные мотивации, ценности и убеждения, которые определяют направленность ее деятельности.
Какова структура деятельности?
Деятельность обладает структурой субъект-объект. Она не может существовать без субъекта, который является личностью.
Что такое мотивы в деятельности?
Мотивы - это то, что связано с личностью. Они конституируют деятельность и побуждают к её осуществлению.
В чем разница между личностью и индивидом?
Согласно А.Н. Леонтьеву, индивид является связью между органами и их функциями в организме, а личность является субъектом деятельности, который несёт в себе мотивы и осуществляет деятельность.
Как связаны мотивы и личность в деятельности?
Мотивы связаны непосредственно с личностью. Они конституируют деятельность и являются её основой.
Почему деятельность невозможна без субъекта?
Деятельность не может существовать без субъекта, так как это именно субъект осуществляет её. Субъектом выступает личность, которая несёт в себе мотивы и побуждает деятельность.
Какова структура деятельности, согласно А.Н. Леонтьеву?
А.Н. Леонтьев утверждает, что деятельность имеет структуру субъект-объект. Осуществление деятельности невозможно без субъекта, который в данном случае представляет собой личность.