Соотношение и динамика изменений профессионального, жизненного и личностного самоопределения при планировании подростками перспектив своего развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 23 23 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Все это говорит о психологических трудностях, которые испытывают старшеклассники в период профессионального выбора, которые дополняются трудностями социально-психологического характера [10].
В то же время данные исследований показывают, что при определении дальнейших учебных планов девятиклассников роль фактора академической успеваемости достаточно велика: если почти все подростки, обучающиеся на «4» и «5», намерены продолжить обучение в десятый класс, а среди успешно сдавших в основном «4» - 3/4 контингента, затем среди успешных на «3» и «4» или преимущественно на «3» соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% учеников, в основном трое и 31,4% вообще трое, не склонны к дальнейшему обучению в школе [21].
Изучение требований старшеклассников к будущей профессии показывает, что в соответствии с наблюдаемой в нашем обществе переоценкой ценностей школьники делают акцент на высокой заработной плате как на первом требовании для работы. На втором месте - безопасность профессии для здоровья, что, по всей видимости, связано с ухудшением экологической ситуации в мире и формированием у нового поколения нового экологического сознания; Затем следует спрос на профессию на рынке труда, гарантирующую от безработицы, а также престиж и высокую квалификацию будущей работы. Это связано, прежде всего, с поиском и определением подростком для себя важнейших ценностных ориентаций, носителями которых для них чаще всего являются взрослые. Именно их стандарты становятся отправной точкой для подростка в поисках собственных моделей поведения [11].
Таким образом, профессиональное самоопределение - одна из важнейших задач развития в старшем подростковом возрасте. Именно в этот период общество ставит перед молодыми людьми задачу выбора профессии, с которой будет связана их дальнейшая жизнь. Поэтому все жизненные планы, программы, цели и перспективы строятся подростками в контексте профессионального выбора. Сознательно планируя свою жизнь, старшеклассники стремятся сделать все возможное, чтобы их решения и действия привели к реализации этих планов. В то же время непрерывный процесс формирования и развития личности и реальные условия действительности приводят к корректировке этих планов и представлений о жизни, существенно влияя на выбор подростками своего профессионального пути [8].
Также важно отметить, что формирование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии определяется системой мотивов и потребностей, которые они планируют реализовать через выбранную профессию. Кроме того, этот возрастной период наиболее чувствителен для формирования оптимального мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному выбору. Поэтому его развитие может успешно осуществляться при специально организованной профориентационной работе в образовательных учреждениях [20].
К сожалению, школа как социальный институт не рассматривается старшеклассниками как серьезный помощник в профессиональном выборе. Но непосредственно в нем созданы оптимальные условия для получения старшеклассниками знаний о мире профессий, информации об их личностных качествах и степени выраженности их профессионально важных качеств.
Это позволяет говорить о том, что профессиональное самоопределение учащихся должно стать серьезной психолого-педагогической проблемой, решение которой связано с разработкой программ психолого-педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах школьного образования, начиная с с младшими классами. Результатом такой работы педагогов и школьных психологов должен стать профессиональный жизненный план каждого выпускника, учитывающий как интересы, потребности и способности самих молодых людей, так и востребованность их будущей профессии со стороны современного общества [13].
Концепция использования профориентации сформулирована далеко не полностью. Каждый раз на международных съездах и встречах специалистов отмечается нежелательное наличие большого количества применяемых понятий и терминов. Во многих странах профессиональная ориентация отличается от консультирования и подчеркивается рекомендательный характер профессионального консультирования: каждый человек несет ответственность за выбор своей профессии. В связи с этим возникает необходимость выявления сущности и соотношения понятий «профориентация», «профессиональная консультация» и «профессиональное самоопределение», которые составляют основу изучаемой нами дисциплины [4].
Таким образом, профориентация - это обобщенное понятие одной из составляющих общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном развитии подрастающего поколения, поддержке и развитии природных талантов, а также комплекса специальных мер по их развитию помочь человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального типа занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [18].
Понятие «самоопределение» полностью соответствует таким модным в настоящее время понятиям, как самоактуализация, самореализация, самореализация, самопревосхождение, самосознание. В то же время многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. Д. Именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самореализация проявляется «через страсть к содержательной работе»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое совершает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется в труде, работе и общении. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения заключается в способности человека строить себя, свою индивидуальную историю, в способности постоянно переосмысливать собственную сущность».
Для каждого из основных типов самоопределения (профессионального, жизненного и личного) можно условно выделить подтипы, различающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку введен критерий «более или менее» (возможности), правомерно называть эти подтипы «уровнями способностей к самоопределению». Условно можно выделить пять таких «уровней» отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку в процессе своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личного самоопределения выделяются отдельные уровни - «уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения)».
Заключение
Ценностно-смысловая основа самоопределения подчеркивается разными авторами. Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана также с тем, что существуют и другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самореализация, которые часто раскрываются «через увлечение осмысленным трудом» (А. Маслоу), через «работу», которую выполняет человек (К. Ясперс). П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмыслить собственную сущность. В. Франкл определяет всю ценность человеческой жизни через свою способность «выходить за пределы самого себя», а главное - находить новые смыслы в конкретном вопросе и во всей своей жизни. Все это позволяет сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с самореализацией человека, основанной на реализации принятой системы ценностей [17].
Современная система образования, реализующая принцип вариативности и предпрофильного и профильного обучения, ориентирована на школьников, готовых к личному жизненному выбору, построению себя и своего будущего. Однако, как мы видим, многие подростки и юноши не готовы сделать полноценный выбор и взять на себя ответственность. Недостаточное развитие способности подростков и молодежи ставить цели и планировать свои жизненные перспективы в сочетании с требованиями общества делают актуальным задачу психологического сопровождения процессов личностного и профессионального самоопределения. Нерешенные проблемы самоопределения приводят к «уходу» молодого человека из сферы основной культуры в сферу субкультуры как среды для возможной самореализации, что создает риски для успеха процесса социализации [12].
Важнейшим фактором профессионального развития являются особенности психического развития подростка и образование, которое предшествует выбору профессии. Индивидуальные черты личности, такие как пол, возраст, ценности, мотивация, уровень стремлений, структура способностей и другие характеристики личности, оказывают значительное влияние на выбор профессии и характер профессионального развития. Они могут как способствовать формированию профессиональных навыков, творческого подхода к работе, так и препятствовать профессиональному развитию (например, при отсутствии общепрофессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформация. Конечно, немаловажную роль играют и внешние факторы, такие как ситуация на рынке труда, потребность в определенных профессиях, социально-экономическая ситуация в стране [16].
Список использованных источников
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет // Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. Л. Венгера. М., 1988
Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет // Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: Изд-во МГППИ, 1999. С. 10
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
Климов Е. Л. Психология профессионального самоопределения 4-е изд. М.: Академия, 2010
Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана
Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М. : Изд-во ЦСО РАО, 1997
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения
Климов Е. А. Как выбирать профессию. 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
Климов Е. А. Как выбирать профессию: Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения.









2

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
4. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет // Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. Л. Венгера. М., 1988
5. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет // Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды
7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
8. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: Изд-во МГППИ, 1999. С. 10
9. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
10. Климов Е. Л. Психология профессионального самоопределения 4-е изд. М.: Академия, 2010
11. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана
12. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
13. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана
14. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М. : Изд-во ЦСО РАО, 1997
15. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
16. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
17. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения
18. Климов Е. А. Как выбирать профессию. 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990
19. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
20. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения
21. Климов Е. А. Как выбирать профессию: Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения.

Вопрос-ответ:

Какие трудности испытывают старшеклассники при планировании своего профессионального развития?

Старшеклассники испытывают психологические трудности при профессиональном выборе, а также социально-психологические трудности. Они сталкиваются с проблемами самоопределения и поиска себя в профессиональной сфере.

Влияет ли академическая успеваемость на планирование учебных планов девятиклассников?

Данные исследований показывают, что академическая успеваемость играет достаточно значимую роль при определении дальнейших учебных планов девятиклассников.

Какие психологические трудности испытывают старшеклассники в период профессионального выбора?

Старшеклассники испытывают психологические трудности, связанные с самоопределением и поиском своего места в обществе. Они часто сомневаются в своих силах и способностях, сталкиваются с неуверенностью в выборе профессии.

Какие трудности социально-психологического характера возникают у старшеклассников при профессиональном выборе?

Социально-психологические трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники, включают в себя влияние общественного мнения и ожиданий, несоответствие между собственными интересами и предпочтениями родителей или окружающих. Также возникают проблемы социального статуса и принятия в группу сверстников.

Какие факторы влияют на планирование профессионального развития старшеклассниками?

Факторы, влияющие на планирование профессионального развития старшеклассниками, включают в себя академическую успеваемость, личные интересы и предпочтения, общественные ожидания, рекомендации родителей и учителей, а также доступность образовательных программ и возможности трудоустройства.

Какие трудности могут возникать у старшеклассников при профессиональном выборе?

Старшеклассники могут испытывать психологические трудности при профессиональном выборе, так как им приходится определять свои жизненные и карьерные перспективы. Они могут испытывать сомнения относительно своих интересов и способностей, а также бояться принятия неправильного решения, которое повлияет на их будущее. Кроме того, многие старшеклассники также сталкиваются с социально-психологическими трудностями, связанными с влиянием окружающей среды и ожиданиями родителей и общества.

Какие данные исследований указывают на роль фактора академической успеваемости при определении дальнейших учебных планов девятиклассников?

Данные исследований показывают, что академическая успеваемость играет значительную роль при определении дальнейших учебных планов девятиклассников. Хорошие оценки и успехи в учебе могут влиять на выбор профессии и уровень образования, к которому стремится подросток. Девятиклассники, получающие высокие баллы, часто выбирают учебные заведения с высоким рейтингом и стремятся получить высшее образование.

Существуют ли психологические трудности у старшеклассников в период профессионального выбора?

Да, существуют психологические трудности у старшеклассников в период профессионального выбора. Этот период сопряжен с неопределенностью, сомнениями и стрессом. Подростки могут испытывать трудности в определении своих интересов и целей, а также в принятии решений относительно своего будущего. Они могут бояться сделать неправильный выбор и оказаться неудовлетворенными своей профессиональной деятельностью в будущем.

Какие трудности испытывают старшеклассники при профессиональном выборе?

Старшеклассники испытывают психологические трудности в процессе профессионального выбора, такие как неуверенность в своих способностях, страх неудачи, неопределенность в том, чем они хотят заниматься в будущем. Кроме того, многие старшеклассники сталкиваются с социально-психологическими трудностями, связанными с ожиданиями и влиянием окружающих, стереотипами профессий и давлением окружающей среды.