Судебная власть: понятия и виды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 26 26 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 03.02.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Принцип разделения властей в правовом государстве 5
2. Понятие и основные черты судебной власти 8
ГЛАВА II. РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ 15
1. Понятие судебной системы. Система органов судебной власти в России 15
2. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Приложения 26


Фрагмент для ознакомления

д) принцип верховенства права и вытекающий из него принцип законности; е) принцип обеспечения судебной защиты со стороны государства; ж) принцип самостоятельности и независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей; з) принцип равенства всех перед законом и судом; и) принцип участия граждан в осуществлении правосудия.Следует отметить, что это не единственные принципы, обозначенные как общие положения функционирования судебной системы. Так, например, Ю.И. Стецовский отмечает такой принцип, как доступ к правосудию, а И.Л. Петрухин к принципам функционирования судебной системы относит такие принципы, как публичность, диспозитивность, презумпции.По нашему мнению принципы судебной системы позволяют определить сущность судебной власти.Структура судебной системы Российской Федерации, указанная в статье 4 Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» представлена в приложении 1 к настоящей работе.§ 2. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями властиПринцип разделения властей предполагает самостоятельность каждой ветви власти, но вместе с тем все ветви власти находятся в постоянном взаимодействии. В каждом государстве действует механизм сдержек и противовесов. Н.И.Матаузов и А.В.Малько предлагают определять механизм сдержек и противовесов, как гарантированную Основным законом государства систему ограничений в отношении каждой из ветвей власти.Такие ограничения проявляются во взаимодействии ветвей власти между собой.Рассмотрим отдельные направления такого взаимодействия: Так, например взаимодействие судебной и законодательной власти проявляется в том, что судебная власть функционирует на основе правовых норм, которые принимаются соответствующими органами законодательной власти.Другим моментом, характеризующим взаимодействие указанных ветвей власти, является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации направлена на осуществление контроля за соответствием законов положениям Основного закона Российской Федерации.При этом стоит обратить внимание, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, равно как и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Также взаимодействие судебной и законодательной власти состоит в принятии Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в отношении лиц, которым судом назначено уголовное наказание.Взаимодействие судебной власти с исполнительной проявляется в нескольких моментах, прежде всего, субъекты исполнительной власти могут быть привлечены к уголовной ответственности только судом. Также суд рассматривает вопросы о соответствии нормативно-правовых актов законодательным актам России.В компетенцию исполнительной власти входит также подготовка кадров органов судебной системы.Еще одним моментом такого взаимодействия является обязанность службы судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы обеспечение порядка в суде и исполнения судебных актов.Поскольку для ряда должностных лиц органов государственной власти предусмотрен особый порядок их привлечения к уголовной ответственности, на законодательном уровне установлено, что вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора российской Федерации и Председателя Следственного комитета Российской Федерации рассматривается судьями Верховного Суда Российской Федерации. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении судьи решается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.Также в литературе отмечается о взаимодействии Президента Российской Федерации и судебной власти, которое проявляется в том, что глава государства назначает на должность судей общей юрисдикции и арбитражные суды. Исключение из этого правила составляют мировые судьи. Именно Президент Российской Федерации представляет кандидатуры на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации имеются и иные направления взаимодействий судебной власти с главой государства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ обобщении изложенного материала предполагаем возможным сформулировать следующее определение судебной власти. Судебная власть представляет собой ветвь государственной власти, в рамках которой осуществляется деятельность по рассмотрению правовых споров специально уполномоченными органами по установленным процессуальным правилам. Признаки судебной власти следует сформулировать следующим образом:а) самостоятельность и независимость судебной власти;б) судебная власть осуществляется специальными управомоченными органами - судами;в) в рамках осуществления деятельности органов судебной власти разрешаются правовые споры;г) судебные акты носят обязательный характер.Функции судебной власти по нашему мнению следует обозначить следующим образом: а) осуществление правосудия;б)  защита прав и интересов субъектов правоотношений, в том числе и государства; в) разъяснение правовых норм;г) осуществление судебного санкционирования.Судебная система представлена системой органов государственной власти, на которых возложено осуществление правосудия, которая отвечает признакам:а) целостность;б) упорядоченность;в)  взаимосвязанность структурных элементов.Судебная власть, как и другие ветви власти, является самостоятельной, но вместе с тем с целью предотвращения сосредоточивания всей государственной власти в одной ветви власти в любом государстве действует механизм сдержек и противовесов, при этом следует отметить, что на допустимые формы взаимодействия ни одна власть не может влиять на ход осуществления правосудия. Для обеспечения данного положения действуют принципы функционирования судебной системы. В указанных принципах проявляется сущность судебной власти.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398..Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001ФКЗ "О Конституционном суде РФ" № 1-ФКЗ от 12.06.96 (последняя редакция).Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 30.Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 1995. - № 18.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (последняя редакция) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская юстиция", N 11, 1995"Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р)Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы" // Собрание законодательства РФ", 09.10.2006, N 41, ст. 4248,Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. - М.: Омега - Л, 2017. – 528 с.Барциц И.Н.  Модернизация государственного управления России в условиях административной реформы: Методические материалы по курсу "Система государственного и муниципального управления"/ РАГС при Президенте РФ.- М.: РАГС, 2018.- 72 с.Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮРАЙТ, 2017.- 431 с.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Проспект, 2017. – 640 с.Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ А.И.Гомола, И.А.Гомола, Е.В.Борисова.- М.: Академия, 2016.- 336 сИванова М.В. Система государственного и муниципального управления: Конспект лекций для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление/ Кафедра государственного и муниципального управления.- СПб: СПбГИЭУ, 2017.- 178 с. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2017. - № 5. - С. 13 Михин А. В. Перспективы развития судебной системы России в рамках реализации федеральной целевой программы //Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России».- Выпуск № 23 / 2018.-С.75Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 640с.Пронкин С.В., Петрунина О.В. Государственное управление зарубежных стран. – М.: КДУ, 2017. – 496 с. Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / под ред. Зотова В.Б. – М.: Феникс, 2016. – 720 с. Терёшкина А. А. Создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 58Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 679с.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник.- 4-е изд., пересмотр..- М.: Норма, 2017.- 432 с.Шопенко Д.В. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ Д.В. Шопенко, В.Д.Шопенко, Н.Н.Константинова.- СПб.: СПбГИЭУ, 2016. - 314 с.ПриложенияПриложение 1Судебная система Российской Федерации

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398..
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001ФКЗ "О Конституционном суде РФ" № 1-ФКЗ от 12.06.96 (последняя редакция).
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 30.
4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 1995. - № 18.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (последняя редакция) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1
6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская юстиция", N 11, 1995"
7. Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р)
8. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы" // Собрание законодательства РФ", 09.10.2006, N 41, ст. 4248,
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. - М.: Омега - Л, 2017. – 528 с.
10. Барциц И.Н. Модернизация государственного управления России в условиях административной реформы: Методические материалы по курсу "Система государственного и муниципального управления"/ РАГС при Президенте РФ.- М.: РАГС, 2018.- 72 с.
11. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮРАЙТ, 2017.- 431 с.
12. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Проспект, 2017. – 640 с.
13. Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ А.И.Гомола, И.А.Гомола, Е.В.Борисова.- М.: Академия, 2016.- 336 с
14. Иванова М.В. Система государственного и муниципального управления: Конспект лекций для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление/ Кафедра государственного и муниципального управления.- СПб: СПбГИЭУ, 2017.- 178 с.
15. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
16. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2017. - № 5. - С. 13
17. Михин А. В. Перспективы развития судебной системы России в рамках реализации федеральной целевой программы //Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России».- Выпуск № 23 / 2018.-С.75
18. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.
19. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 640с.
20. Пронкин С.В., Петрунина О.В. Государственное управление зарубежных стран. – М.: КДУ, 2017. – 496 с.
21. Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
22. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / под ред. Зотова В.Б. – М.: Феникс, 2016. – 720 с.
23. Терёшкина А. А. Создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 58
24. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 679с.
25. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник.- 4-е изд., пересмотр..- М.: Норма, 2017.- 432 с.
26. Шопенко Д.В. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ Д.В. Шопенко, В.Д.Шопенко, Н.Н.Константинова.- СПб.: СПбГИЭУ, 2016. - 314 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды судебной власти существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют следующие виды судебной власти: конституционная, гражданская, административная и уголовная.

Какие основные черты имеет судебная власть?

Основными чертами судебной власти являются независимость, неприкосновенность и судебный презумпция невиновности.

Какова роль судебной власти в государстве?

Роль судебной власти в государстве заключается в защите прав и свобод граждан, решении споров, контроле законности и справедливости исполнения законов.

Как судебная власть взаимодействует с другими ветвями власти?

Судебная власть взаимодействует с другими ветвями власти путем независимого вынесения решений в рамках закона и конституционного контроля над деятельностью других ветвей власти.

Какое место занимает судебная власть в системе государственного управления Российской Федерации?

Судебная власть занимает важное место в системе государственного управления Российской Федерации, так как она является одной из трех основных ветвей власти (наряду с законодательной и исполнительной властью) и выполняет функции правосудия.

Что такое судебная власть?

Судебная власть - это одна из трех ветвей власти в государстве, которая осуществляет правосудие и рассматривает споры и конфликты между гражданами, организациями и государством. Судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти и обеспечивает справедливость и законность в обществе.