Беседа как метод обучения диалогической речи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у дошкольников 5
1.1 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у дошкольников 5
1.2 Своеобразие детского диалога 8
Глава 2. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через беседу 11
2.1 Обучение диалогической речи в процессе повседневной беседы 11
2.2 Методические приёмы обучения 14
2.3 Виды бесед, тематика и содержание 17
Заключение 19
Библиографический список 20

Фрагмент для ознакомления

Г. Рузская предлагает в беседах по развитию диалогической речи использовать прием моделирование. Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций. Модели можно использовать в тематике познавательных бесед. Так, например, в беседе «Кто строит дом» дети рисуют модели различных домов [6].
Важную роль в организации беседы играют вопросы. От их грамотного подбора зависит эффективность беседы как метода развития диалогической речи. Правильно поставить вопрос означает выдвинуть мыслительную задачу, которая, с одной стороны, доступна для ребенка дошкольного возраста, с другой стороны, дает возможность для активизации мыслительной деятельности для решения проблемы.
Е.И. Радина разработала методику использования вопросы в процессе беседы. По ее мнению, вопросы можно разделить на следующие группы:
– вопросы, которые требуют простой констатации (репродуктивные): вопросы для описания знакомых явлений или предметов, вопросы для называния характерных признаков, частей объектов;
– поисковые вопросы: вопросы, которые дают возможность для выявления причинно-следственных связей между явлениями, применения логических действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сопоставление), выполнения умозаключений и формулировки выводов.
Вопросы в зависимости от степени самостоятельности и полноты раскрытия темы разделяются на:
– основные;
– вспомогательные.
Стержень беседы составляют основные вопросы. Если дети не справляются с ответом на них, то используются вспомогательные вопрос (подсказывающие и наводящие). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и найти правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений. Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ.
В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса. Указания относятся и к уточнению детской речи [13].
Таким образом, беседа включает в себя такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание беседы. Для развития диалогической речи детей в процессе беседы используются такие приемы, как объяснение, рассказ, обобщение, различные вопросы (репродуктивные и поисковые, основные и вспомогательные).
2.3 Виды бесед, тематика и содержание

Существуют различные подходы к классификации видов бесед. Е.А. Флерина выделяет беседы в зависимости от назначения:
– вводные (предваряющие);
– сопутствующие (сопровождающие);
– заключительные (уточняющие, итоговые, обобщающие).
М.М. Конина считает, что беседы следует различать в зависимости от используемого наглядного материала:
– беседы по картинкам;
– беседы по книгам.
По содержанию беседы, по мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, разделяются на:
– этические;
– познавательные.
А.Г. Рузская выделяет беседы:
– подготовленные;
– неподготовленные.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов [7].
Тематика и содержание бесед определяется задачами образовательной деятельности, возрастом детей, имеющимся опытом и объемом представлений об окружающей действительности.
Тематика бесед с детьми дошкольного возраста:
– беседы на социальные и общественные темы: «Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», «Мой родной край», «Моя семья», «Родословная моей семьи» и другие;
– беседы, в которых раскрывается тема труда: профессии родителей, сотрудников детского сада, результаты труда, трудовые процессы, труд самих детей в детском саду и дома;
– беседы о технике, различных инструментах, устройствах, необходимых в жизнедеятельности человека, о технике безопасности: «Как машины помогают строить дом», «Безопасность на улице», «Виды транспорта» и другие;
– беседы на различные бытовые темы – об играх и игрушках, одежде и обуви, принадлежностях, необходимых в быту;
– беседы о природе: «Домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы», «Дары осени» и другие;
– беседы этической направленности, которые раскрывают правила поведения в обществе, этикета [13].
Таким образом, в дошкольной педагогике рассматриваются различные виды бесед: вводные, сопутствующие и заключительные, беседы по картинкам и по книгам, этические и познавательные беседы, подготовленные и неподготовленные беседы. Тематика и содержание бесед в каждой возрастной группе определяется программой, задачами образовательной деятельности, опытом и объемом представлений детей об окружающей действительности.
Заключение

Диалог – это форма связной речи как речь двух и более лиц, являющаяся средством общения и характеризующаяся такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств.
При правильной организации педагогической работы дети старшего дошкольного возраста осваивают диалогическую речь, способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Один из методов развития диалогической речи – беседа. В повседневной беседе разговор проходит с детьми в форме свободного общения, обмена репликами, обсуждения. При этом речь педагога может быть оформлена в виде пояснений или указаний, вопросов, объяснений и других приемов.
Беседа включает в себя такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание беседы. Для развития диалогической речи детей в процессе беседы используются такие приемы, как объяснение, рассказ, обобщение, различные вопросы (репродуктивные и поисковые, основные и вспомогательные).
Существуют такие виды бесед, как вводные, сопутствующие и заключительные, беседы по картинкам и по книгам, этические и познавательные беседы, подготовленные и неподготовленные беседы. Тематика и содержание бесед в каждой возрастной группе определяется программой, задачами образовательной деятельности, опытом и объемом представлений детей об окружающей действительности.
Библиографический список

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 2000. – 399 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 221 с.
Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с.
Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
Стерликова, В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова; науч. ред. А.Г. Арушанова. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 125 с.
Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.











6

Библиографический список

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 2000. – 399 с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
3. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 221 с.
4. Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / авт.-сост. О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с.
5. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
7. Стерликова, В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова; науч. ред. А.Г. Арушанова. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
9. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
12. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 125 с.
13. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это способность и навык вести диалог, взаимодействовать с другими людьми через речь, умение выражать свои мысли и слушать собеседника.

Как развивается диалогическая речь у дошкольников?

Диалогическая речь у дошкольников развивается через различные методы, включая беседу. В процессе беседы дети учатся общаться, слушать других, высказывать свои мнения, аргументировать свои высказывания. Беседа помогает развивать у детей навыки диалогической речи.

Какие методические приемы можно использовать при обучении диалогической речи через беседу?

При обучении диалогической речи через беседу можно использовать различные методические приемы, например, моделирование диалоговой ситуации, использую разные ролевые игры, задавать вопросы и просить детей высказываться по теме, обсуждать и аргументировать свои мнения и т.д.

Какие виды бесед существуют и чем они отличаются?

Существуют различные виды бесед, такие как тематическая беседа, проблемно-поисковая беседа, игровая беседа и т.д. Они отличаются своей целью, содержанием и формой взаимодействия.

Какие особенности детского диалога?

Детский диалог имеет свои особенности, такие как недостаточная грамотность речи, наличие системных ошибок, бедность словесного запаса, слабая способность адекватно выражать свои мысли и т.д. При развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста необходимо учитывать эти особенности и помогать им преодолевать эти сложности.

Какой метод используется для обучения диалогической речи у дошкольников через беседу?

Один из методов, используемых для обучения диалогической речи у дошкольников через беседу, заключается в проведении повседневной беседы, в ходе которой дети могут развивать свою способность к диалогу.

Какие методические приемы могут быть использованы при обучении диалогической речи у детей дошкольного возраста через беседу?

При обучении диалогической речи у детей дошкольного возраста через беседу можно использовать такие методические приемы, как использование разнообразных игр, ролевых ситуаций и художественной литературы для стимулирования интереса и активного участия детей в диалоге.

Какие виды бесед могут использоваться для развития диалогической речи у дошкольников?

Для развития диалогической речи у дошкольников могут использоваться различные виды бесед, включающие обсуждение конкретных тем или ситуаций, рассказы о личных впечатлениях и опыте, игровые беседы с использованием разных ролей и ситуаций, а также беседы, связанные с чтением и обсуждением художественной литературы.

Каковы особенности детского диалога?

Детский диалог обладает своеобразием, так как в нем присутствуют особенности, которые отличают его от взрослого диалога. Это, например, несистематичность и непоследовательность высказываний, использование конкретных образов и предметов, игровые и мимические упражнения, а также большая роль эмоций и импульсивности.

Какие тематики и содержание могут быть использованы в беседах для развития диалогической речи у дошкольников?

В беседах для развития диалогической речи у дошкольников могут использоваться различные тематики и содержание, включающие обсуждение природы, игры, друзей, семьи, здоровья, питания, действий и поведения в различных ситуациях, а также рассказы о личных впечатлениях и опыте детей.