Обучение младших школьников чтению справочной литературы
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 6 + 6 источников
- Добавлена 22.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристика основного этапа обучения чтению 4
2.Справочная литература 9
3. Обучение младших школьников чтению справочной литературы 17
Заключение 20
Литература 21
Нужно смотреть не только оглавление, но и справочный аппарат тома. А он в ДЭ сложнее и представлен:оглавлением или содержанием, и обязательно указателями:Указатель имен, персональный указатель представляет собой указатель всех персоналий, о которых рассказывается в данном томе или имя какого –то деятеля просто упоминается в тексте. Расположение имен в указателе в порядке строгого алфавита с указанием страниц. Если страницы выделены жирным шрифтом или указаны через тире – материал более подробный, если страницы перечислены через запятую, то , возможно, материал об интересующем вас человеке просто упоминается в тексте ( может быть упомянута только его фамилия). Но все равно все указанные страницы в указателе нужно просматривать.Предметный указатель – указатель понятий или предметов в какой – то области знания . Материал расположен в порядке строгого алфавита. ( например, в математике" нужно найти материал об изображении. )Указатель названий народовУказатель географических названий – указаны названия всех населенных пунктов (стран,городов,), озер, рек, встречающихся в данном томе. Материал в порядке алфавита.Указатель названий народов – перечислены все национальности,народы, данного тома.Предметно – именной указатель _ совмещены сведения о предметах и о персоналиях данного тома.3. Обучение младших школьников чтению справочной литературыСправочная литература является относительно большым и особым разделом научно-популярной книги для читателя всякого возраста, куда он может обратиться в поисках сведений по какому-то вопросу, например, по вопросу о том, как произносится илипишется то или иное слово (орфоэпический и орфографический словарь- справочник), по вопросу о том, что означает то или иное слово (например, толковый словарь родного языка), в отношении с вопросами о жизни природы и ее жителей или по каким-то инымразделам знаний (энциклопедические словари). Для читателя справочные пособия ценны тем, что, привыкнув обращаться к ним и освоив их систему, он за считанные минуты может расширить, уточнить и углубить свои знания о тех странах, эпохах, явлениях, народах, с которыми пока не знаком и реальных знаний о которых у него нет, чтобы разумно действовать в практической жизни или полноценно воспринимать литературные произведения. Привычку пользоваться справочной литературой как элементом мировой и национальной культуры нужно формировать в детях параллельно с умением читать еще и потому, что справочная литература возбуждает в них познавательные интересы, которые ребенок может не осознавать до тех пор, пока не встретится с книгами, понятно и коротко рассказывающими ему о той части окружающего мира, где он как индивидуальность как бы призван действоватьпрактически илитеоретически, так как имеет к этому врожденную склонность. Видимо, имея это в виду, в середине XX века - в период расцвета нашей национальной детской литературы - для младших школьников была создана специальная система особой справочной книги. В основном это были серии «тонких» энциклопедических словариков по всем доступным детям отраслям знаний. Они так и назывались - энциклопедические словарики, например, «Про карту итетрадь, парту икарандаш» (Г. Юр- мин), или «Кто в лесу живет и что в лесу растет» (Ю. Дмитриев), или «В воде и у воды» (Н. Осипов), «или «Про тебя самого» (А. Дорохов),или Единицы нужные всем» (С. Кор- дюкова), и т.п. Подробно справочная литертура для младших школьников описана нами в пособии для учителя «Внеклассное чтение в III классе» (М., 1985).Объем данных словариков не превышал 64 страниц; они хорошо иллюстрированы, а манера изложения выдерживалась в них в полном соответствии с детским восприятием, т.е. была художественно-научной.К сожалению, данные пособия на сегодняшний день не переиздаются, но учителя еще имеют возможность собрать их в Уголке чтения, поскольку заменить их «толстыми» переводными справочниками для детей довольно трудно. Предложенные там справки длинны и изложены сухо, что противоречит образности детского мышления (понятийное мышление у младших школьников, как известно, только начинает формироваться). И все же изданы сейчас для начальной школы массовым тиражом некоторые полезные пособия, например: Н. М. Неусыпова. «Толковый словарик русского языка»,В. М. Кузнецов и др. «Словарик трудных слов»; переиздан трехтомник «Что такое? Кто такой?»; вышла в свет полная серия справочных книг Ю. Д. Дмитриева об окружающей нас природе. А потому у учителя есть возможность обучать детей на уроках чтения умению при первой необходимости систематически обращаться к справочной литературе и быстро получать нужные справки.Специального урока для обучения детей чтению справочной литературы проводить не следует. Но необходимо найти место и время для того, чтобы познакомить учащихся с разновидностями справочных статей в различных справочных книгах, а потом при каждом удобном случае вместо того, чтобы выступать в качестве «живого справочника», отсылать ребенка, задавшего вопрос, в нужную справочную книгу, которая всегда должна быть под рукой в Уголке чтения. Такая работа, кроме помощи детям в осознании своих возможностей изадатков, в углублении и расширении их собственно читательских и познавательных интересов, очень хороша и для оттачивания у младших школьников беглости и правильности чтения незнакомого текста, тем более, что данный текст в собственно справочных книгах (словарях) печатается шрифтами разной формы ивеличины. Итак, постоянное обращение в книги-справочники сначала на уроках русского языка ичтения, а затем и на всех других уроках, когда дети уже владеют механизмом чтения в целом, не только позитивновоздействует на общее развитие учащихся, но и окажется весьма результативным средством для совершенствования у них техники чтения.ЗаключениеТак как на основном этапе обучения чтению от первого периода ко второму, заключительному, читательская деятельность младших школьников, чтобы добиться порогового уровня читательской культуры, отрабатывается в деталях, в процессе обучения детей чтению намечаются системы и циклы уроков, осваивая которые, дети зримо убеждаются в совершенствовании личной читательской подготовки. Среди пестрого содержимого библиотек тематические справочники, словари, энциклопедии, выполняют роль безотказных источников знаний. Это постоянные домашние советчики, которые могут быстро предоставить нужные сведения, которые относятся к определенной области. Именно на таких книжках быстрее всего проявляются следы постоянного использования.Привычку использовать справочную литературу как элемент мировой и национальной культуры следует формировать в детях параллельно с умением читать еще и потому, что справочная литература возбуждает в них познавательные интересы, которые ребенок может не осознавать до тех пор, пока не встретится с книгами, понятно и коротко рассказывающими ему о той части окружающего мира, где он как индивидуальность как бы призван действоватьпрактически илитеоретически, так как имеет к этому врожденную склонность.ЛитератураДаль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд-во Эксмо, 2020.-98сКлиманова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2020. – 74с. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. – М.: Ось-89, 2019. – 189. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / Начальная школа. – 2018. - № 1. – С. 21. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования / В.А.Левин. - М.: Лайда, 2019-.-74сНиколаева Л.А. Учись быть читателем.- М.: Просвещение, 2019.-78с
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд-во Эксмо, 2020.-98с
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2020. – 74с.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. – М.: Ось-89, 2019. – 189.
4. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / Начальная школа. – 2018. - № 1. – С. 21.
5. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования / В.А.Левин. - М.: Лайда, 2019-.-74с
6. Николаева Л.А. Учись быть читателем.- М.: Просвещение, 2019.-78с
Вопрос-ответ:
Какие этапы характеризуют обучение чтению младших школьников?
Основной этап обучения чтению младших школьников включает в себя несколько этапов: первичное ознакомление с буквами и звуками, освоение графического и смыслового уровня чтения, развитие навыков работы со справочной литературой.
Что такое справочная литература?
Справочная литература — это особый вид литературы, который содержит информацию, предназначенную для быстрого и точного получения ответа на интересующий вопрос. В нее входят различные справочники, энциклопедии, словари и другие подобные издания.
Как происходит обучение младших школьников чтению справочной литературы?
Обучение чтению справочной литературы начинается с ознакомления со структурой и элементами справочного аппарата, такими как оглавление, содержание и указатели. Затем проводятся уроки ориентирования и работы со справочниками, где дети учатся находить необходимую информацию и использовать ее для решения поставленных задач.
Какой указатель является обязательным в справочной литературе?
В справочной литературе обязательным указателем является персональный указатель, который представляет собой список всех персоналий, о которых рассказывается в данном издании. Он позволяет быстро найти нужную информацию о конкретном человеке.
Какой указатель сложнее и представлен оглавлением или содержанием?
Сложность указателя зависит от конкретного издания. В общем случае, указатель содержания сложнее, так как он представляет собой подробную структурированную информацию о контенте издания, в то время как оглавление просто перечисляет его разделы и подразделы.
Что такое обучение чтению справочной литературы?
Обучение чтению справочной литературы - это процесс, в ходе которого младшие школьники осваивают навыки работы с различными справочными и референтными материалами, такими как энциклопедии, словари, справочники и другие источники информации. Это важный этап их развития, который помогает им узнавать новые факты, расширять свой кругозор и учиться самостоятельно находить необходимую информацию.
Какой этап обучения чтению является основным?
Основным этапом обучения чтению является этап, на котором дети учатся читать самостоятельно и выделять основные идеи текста. На этом этапе они учатся понимать и интерпретировать информацию из различных источников, использовать разные стратегии чтения (сканирование, просмотр, детальное чтение и т. д.) и делать выводы на основе прочитанного текста.
Какая роль справочной литературы в обучении чтению?
Справочная литература играет важную роль в обучении чтению, так как она предоставляет детям возможность получать информацию из различных источников. Она помогает им открывать новые понятия, знакомиться с различными темами и расширять свой кругозор. Обучение чтению справочной литературы развивает навыки работы с разными типами текстов, усиливает внимание, память и творческое мышление.
Каким образом обучение чтению справочной литературы помогает младшим школьникам?
Обучение чтению справочной литературы помогает младшим школьникам развивать навыки самостоятельной работы с информацией и общения с разными типами текстов. Они учатся находить необходимую информацию, выделять главное, работать с оглавлением, указателями и другими элементами справочной литературы. Это помогает им стать более самостоятельными и уверенными в себе читателями.
Какие навыки развиваются в процессе обучения чтению справочной литературы?
В процессе обучения чтению справочной литературы развиваются такие навыки, как навык работы с текстом, понимание и интерпретация информации, умение извлекать нужные факты, умение ориентироваться в тексте с помощью оглавления и указателей, умение формулировать вопросы и искать на них ответы. Также развивается стратегическое мышление и умение применять различные методы чтения в зависимости от поставленной задачи.
Каковы основные этапы обучения чтению?
Основные этапы обучения чтению включают знакомство с буквами и звуками, формирование навыков декодирования и чтения слов, развитие понимания прочитанного текста, освоение чтения справочной литературы.
Что такое справочная литература?
Справочная литература - это книги или иные источники информации, которые предоставляют сведения по определенной тематике. Это могут быть энциклопедии, словари, справочники и другие издания, которые помогают узнать факты, определения, объяснения и прочую информацию.