Мифы и основные концепции религий Древнего Востока во взаимосвязи и развитии

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Религиоведение
  • 22 22 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


Введение 3
Основная часть 4
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Образ грозного бога довершала борода и египетская корона (культурное влияние египтян). Интересно, что практически всю информацию, которую мы знаем о хеттских богах, мы знаем из одного любопытного исторического документа – мирного договора между хеттами и египтянами, который был заключен фараоном Рамзесом II. В частности в договоре говорится о том, что цари хеттов и Египта заключили мир, и теперь являются друзьями, и союз этот одобрен богами, и далее идет перечень богов и богинь, как египетских, так и хеттских. Таким образом, очевидно взаимовлияние религий. Важным богом хеттов был Сутех – бог ярости, Сандана – бог Солнца, Тисбу – бог ветров. В основном все боги хеттского пантеона имели дикий и воинственный характер, то есть во многом были под стать самим хеттам.Синтетический характер был присущ также и религии хурритов.Хурриты поклонялись огромному количеству богов, происходящих из разных культур, особенно из Месопотамии и Сирии, соответственно, разнообразными были их космогонические представления, в целом характерные для Месопотамии. В целом, в мифологии религий Месопотамии можно выделить следующие блоки: космогонические мифы, мифы о миссии правителя, мифы, посвященные загробной жизни, космологические мифы (о существовании и устройстве нижнего, верхнего, земного миров).Шумерская мифология оказала сильное влияние на Ветхий Завет. В качестве примера можно рассмотреть следующие мифы и взаимосвязи: 1) Первый миф наиболее тесно связанный с мифологией Ветхого завета является миф о Потопе.Последний перед потопом правитель Шуруппака — Зиусудра, шумерский прототип библейского Ноя. 2) Следующим важным мотивом мифологии шумеров, был сюжет о рае. В частности, у шумеров есть миф о счастливой стране Дильмун. 3) При изучении шумерской мифологии до известной степени проясняется также происхождение библейского змея-искусителя. Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где получить растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение. Спустился в него, окунулся в воду.4) Наконец, это легендарная Вавилонская башня.Есть гипотеза о том, что в легенде о Вавилонской башне говорится об зиккуратеЭтеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Далее рассмотрим религию Древнего Египта, которая оказала сильное влияние на религии семитов. В целом, процесс формирования египетской мифологии берет свое начало в VI-IV вв. до н.э. У каждой области (номе) был собственный пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. На более позднем этапе местные божества шел процесс группировки в виде триады, которую возглавлял бог-демиург, покровитель нома. Также нужно сказать о появлении мифологических сказаний о боге-демиурге. К примеру, стоит выделить фиванскую триаду - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисскую - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Нефертум - бог растительности, и т.д. Женские божества обычно являлись богинями-матерями (особенно Мут, Исида). Многие древнеегипетские мифы посвящены представлениям о том, как устроена Вселенная. Небо представлялось в качестве водной поверхности, небесного Нина, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй, как считали древние египтяне, также располагался, по нему солнце после захода также плывет. Следующие боги являлись воплощением земли – Геб и Акер. Земной Нил связывался с образом бога Хапи. Считалось, что Хапи способствует урожайности. Древние египтяне верили, что в самом Ниле также живут различные добрые и злые божества: крокодилы, гиппопотамы, скорпионы, змеи и т.п. За плодородность земель отвечала владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Древнеегипетская мифология позднего периода характеризуется сочетанием зооморфных и антропоморфных черт. Например, Баст изображали в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т.д.Следует сказать об особом значении в религии Древнего Египта заупокойного культа или культа смерти. В религии и культуре Древнего Египта смерть в качестве чего-то неестественного, противоречащего культу жизни. Соответственно, главнейшая доктрина египетской религиозной традиции заключалась в вере в факт бессмертия души. Страстное желание бессмертия являлось определяющим в мировоззрении египтян и религиозной мысли египетского общества. Считается, что именно в Древнем Египте протест против смерти обладал самым ярким, конкретным и законченным выражением. Стремление к бессмертию стало в Древнем Египте представлять собой основу заупокойного культа. В Древнем Египте произошло рождение вероучения, по которому смерть не означает финала, прекрасную жизнь возможно продлить, а умершего ожидает грядущее воскресение. Согласно религиозным воззрениям египтян, человек имеет следующие важнейшие характеристики: Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его привидение, Ба – проявление сущности. Ведущая роль принадлежит Ка – душе человека, которая есть его бессмертный двойник. Происходило соединение Ка с телом для воскресения умершего человека. Со смертью происходит гибель только материальной основы человека, душа же может жить вечно, если для этого были созданы условия. Так и произошло рождение знаменитого таинственного заупокойного культа в Древнем Египте. Основные мифы Древнего Египта: космогонические, мифы о воскрешении Осириса, мифы, посвященные загробному пути человеческой души и суду. Путь на тот свет египтянам представлялся как череда препятствий, там на каждом шагу существовала опасность обретения второй смерти. Подробные сведения представлены в «Книге мёртвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых есть перечисление коварных ловушек, ожидавших мёртвых, и есть подробные советы того, как их возможно избежать. Считалось, что если умершим успешно были пройдены все испытания, он сможет попасть в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, в окружении иных богов. Здесь и осуществлялся суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, а на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Праведный египтянин должен говорить примерно следующее: «Я не причинил людям зла, я не мучил животных, я никого не убил, я чист». Приговор выносился верховным богом – Осирисом. В случае неблагоприятного решения умершему надлежало завершить собственное существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы. Если же решение было благоприятным, то у умершего было право вступления в царство Осириса. ЗаключениеИтак, можно заключить следующее. Религии Древнего Востока объединены многим общими чертами, которые указывают на наличие между ними взаимосвязей. В частности, это политеизм, наличие верховного бога, развитый культ, общие тематические группы мифов. В религиях Древнего Востока существовали антропоморфные божества. Мы выделили следующие основные тематические блоки мифов: космогонические, мифы об устроении мира, мифы о загробной жизни, календарные мифы, мифы о животных и растениях и т.д. Мы отметили, что религии Древнего Востока пребывали во взаимосвязи и взаимовлиянии. В частности, это касается религий на территории Месопотамии, сильно было влияние мифологии шумеров и ханаанской религии на Ветхий Завет (мотивы всемирного потопа, башни, воскрешения и т.д.).Список литературыАнати Э. Палестина до древних евреев / Пер. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – Режим доступа: https://royallib.com/book/belenkiy_moisey/o_mifologii_i_filosofii_biblii.htmlГордон С. Ханаанейская мифология. – Режим доступа: http://annales.info/mal_az/small/hanmyth.htmГрей Дж. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ. С. Фёдорова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003 Зубов А. Религия Ханаана. http://abzubov.com/new_course/lecture_062 Иванов В.В. Хеттская и хурритская литература. – Режим доступа: http://philology.ru/literature4/ivanov-83.htmКрамер С. История начинается в Шумере. – Режим доступа: https://royallib.com/book/kramer_semyuel/istoriya_nachinaetsya_v_shumere.htmlМир Ветхого Завета. Религия. Ханаана.// https://subscribe.ru/archive/religion.arch/200504/28224738.htmlПлутарх. Осирис и Исида. – Режим доступа: https://royallib.com/book/plutarh/isida_i_osiris.htmlПоликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 2011.Райт Дж. Библейская археология.// https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblejskaja-arheologija-rajt/#0_6Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого Храма. – Режим доступа: https://txt.drevle.com/text/tantlevskiy-istoriya_izrailya_i_iudeii-2005/1Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 528 с. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/vethiy-zavet-i-ego-mir.htmlЭлиаде М. История веры и религиозных идей.// http://psylib.org.ua/books/eliad02/

Список литературы

1. Анати Э. Палестина до древних евреев / Пер. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008.
2. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – Режим доступа: https://royallib.com/book/belenkiy_moisey/o_mifologii_i_filosofii_biblii.html
3. Гордон С. Ханаанейская мифология. – Режим доступа: http://annales.info/mal_az/small/hanmyth.htm
4. Грей Дж. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ. С. Фёдорова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003
5. Зубов А. Религия Ханаана. http://abzubov.com/new_course/lecture_062
6. Иванов В.В. Хеттская и хурритская литература. – Режим доступа: http://philology.ru/literature4/ivanov-83.htm
7. Крамер С. История начинается в Шумере. – Режим доступа: https://royallib.com/book/kramer_semyuel/istoriya_nachinaetsya_v_shumere.html
8. Мир Ветхого Завета. Религия. Ханаана.// https://subscribe.ru/archive/religion.arch/200504/28224738.html
9. Плутарх. Осирис и Исида. – Режим доступа: https://royallib.com/book/plutarh/isida_i_osiris.html
10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 2011.
11. Райт Дж. Библейская археология.// https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblejskaja-arheologija-rajt/#0_6
12. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого Храма. – Режим доступа: https://txt.drevle.com/text/tantlevskiy-istoriya_izrailya_i_iudeii-2005/1
13. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 528 с.
14. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/vethiy-zavet-i-ego-mir.html
15. Элиаде М. История веры и религиозных идей.// http://psylib.org.ua/books/eliad02/



Вопрос-ответ:

Какие основные концепции религий Древнего Востока и как они связаны между собой?

Основные концепции религий Древнего Востока включают множество божеств, верований в жизненную и смертельную силу природы, культы предков, почитание предметов и символов. Эти религии связаны между собой через общие представления о космическом порядке и духовном мире, а также влияние одних на другие.

Какое культурное влияние египтян можно увидеть в религиях Древнего Востока?

Египетская культура оказала значительное влияние на религии Древнего Востока. Например, идея грозного бога с бородой и египетской короной была заимствована и распространена в разных культурах. Также, многие символы и ритуалы, такие как использование образов животных и культ предметов, были переняты из египетской религии.

Откуда мы получаем основную информацию о хеттских богах?

Большая часть информации о хеттских богах происходит из одного исторического документа - мирного договора между хеттами и египтянами, заключенного фараоном Рамзесом II. В этом договоре описываются различные аспекты религии хеттов, включая их богов и ритуалы.

Какое значение имеет царь Хеттов и Египта в мирном договоре?

Цари Хеттов и Египта были ключевыми фигурами в мирном договоре, так как они играли роль посредников между богами и людьми. Они были признаны важнейшими религиозными и политическими лидерами и единственными, кто мог связать людей с божественным миром.

В чем заключалось сотрудничество между хеттами и египтянами в мирном договоре?

Мирный договор между хеттами и египтянами предполагал сотрудничество в области обороны и торговли, а также обмен информацией о религиозных обрядах и обрядовых предметах. Он также заключал соглашения о нейтралитете и взаимной защите между этими двумя древними цивилизациями.

Какие мифы и концепции религий Древнего Востока изучаются в этой книге?

В этой книге изучаются мифы и концепции религий Древнего Востока, таких как хеттские, египетские и другие.

Какое культурное влияние оказали египтяне на основные концепции религий Древнего Востока?

Египетское культурное влияние проявилось в образе грозного бога с бородой и египетской короной.

Откуда у нас так много информации о хеттских богах?

Практически всю информацию о хеттских богах мы знаем благодаря одному историческому документу - мирному договору, заключенному между хеттами и египтянами при фараоне Рамзесе II.

О чем говорит мирный договор между хеттами и египтянами, касательно богов?

В договоре говорится о том, что цари хеттов и Египта признают своего бога и других богов каждой стороны, а также обязуются не вредить друг другу и защищать священные места.

Какие еще религии и культы исследуются в этой книге?

В этой книге исследуются не только хеттские и египетские религии, но и другие религии и культы Древнего Востока, представленные в различных источниках и текстах.