гражданство: понятия, порядок приобретения и прекращения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 26.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСТВА РФ 5
1.1.История развития законодательства о гражданстве 5
1.2.Понятие и принципы гражданства РФ 8
ГЛАВА 2.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РФ 13
2.1.Основания приобретения гражданства РФ 13
2.2.Основания прекращения гражданства РФ 18
2.3.Институт двойного гражданства в РФ 21
Заключение 27
Библиографический список 30

Фрагмент для ознакомления

Согласно общепризнанным нормам международного права Конституция РФ приравнивает граждан иностранного государства и лиц без гражданства в свете прав и обязанностей к российским гражданам, то есть устанавливает для данных категорий лиц «национальный режим». Данный режим предоставляется данной категории граждан в нашем государстве и в прошлом.Принцип приравнивания подлежит применению в полной мере, если федеральным законодательством либо международным соглашением РФ не установлено иное. Отклонение от данного режима, в сторону ограничения либо, наоборот, расширения прав в сравнении с правами граждан РФ, могут быть, в соответствии с нормами Конституции РФ, предусмотрены только федеральным законодательством либо международным соглашением.Гражданин иностранного государства, подчиняясь законодательству РФ, сохраняет юридическую связь со своим государством, обладает конкретным комплексом прав и обязанностей как гражданина. Поэтому на него возлагаются определенные обязанности гражданина РФ (к примеру, обязательство, связанное с прохождением военной службы), и не могут предоставляться права, которыми могут обладать только граждане РФ (к примеру, право быть избранным либо назначаться на государственные должности – прокурора, судьи, нотариуса, право принимать участие в референдуме и выборах).Факт двойного гражданства подлежит проверке специально уполномоченными на то органами, обладающими соответствующими полномочиями. Распоряжения о двойном гражданстве находятся в компетенции Президента РФ, и если подобное разрешение получено, то гражданин РФ, имеющий также другое гражданство, не может по этому основанию быть ограничено в правах, уклоняться от исполнения возложенных на него обязанностей либо быть освобожденным от ответственности, которая вытекает из российского гражданства.Несмотря на закрепление юридических предписаний о наличии двойного гражданства, вопрос о том, когда допустимо получение второго гражданства и что понимается под двойным гражданством, обладает дискуссионным характером. В теории и правоприменительной практике приоритет имеет толкование возможности получения второго гражданства в том случае, если это установлено международным соглашением либо законодательством. Предполагается специальный закон, кроме Федерального закона «О гражданстве», где бы в точности была установлена процедура получения второго гражданства. Подобное «расширительное» толкование уводит от содержания норм, установленных в двух главных источниках.К примеру, пункт 1 статьи 62 Конституции РФ, устанавливающий положение о том, что российский гражданин имеет право иметь гражданство другого государства согласно федеральному законодательству либо международному соглашению РФ, не включает запрета получения иностранного гражданства. Необходимо выделить выражение «согласно…», предполагающее, что процесс получения второго гражданства устанавливается либо международным договором, либо конкретным федеральным законом РФ.К тому же, вопреки этому логически вытекающему выводу, толкование нормы подразумевает возможность получить гражданство иностранного государства только при наличии определенного международного договора или федерального закона.На первый взгляд может показаться очевидной и достаточно серьезной тавтология ситуации с юридическим «хитросплетением» слов, когда данное толкование применяется на практике. Представляется, что российский гражданин, получающий иностранное гражданство в регламентированном законом порядке, нарушает нормы Конституции РФ. Хотя еще раз необходимо обратить внимание на то, что в нормах Конституции РФ такой запрет отсутствует.В ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ», которая называется «Двойное гражданство», речь ведется, в сущности, не о признании двойного гражданства, а о констатации факта наличия двух гражданств, из которых только одно будет учтено РФ. Гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, рассматривается РФ только как гражданин РФ.Другими словами, факт наличия двойного гражданства для российских граждан не имеет никакого значения при их пребывании в России. Государство будет считать их только российскими гражданами, так, будто они вообще не обладают двойным гражданством.Следовательно, можно говорить о том, что в этом сложном вопросе ставить точку еще рано. В международном праве многие отношения основываются на режиме международной вежливости.Признавая граждан РФ, имеющих второе гражданство, только гражданами РФ, государство не должно отрицать и факт наличия двойного гражданства, следовательно, и не должна препятствовать другому государству при покровительстве и защите над лицами, имеющими связь с этим государством.Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что институт двойного гражданства является объективным процессом по той причине, что люди всегда стремились к посещению других государств, широкому использованию своих экономических прав. И данное стремление не должно в полной мере зависеть от политических деятелей и государственной воли.Несмотря на то, что двойное гражданство приводит к определенным проблемам и негативным последствиям, институт двойного гражданства представляет собой доверие между двумя государствами, их желанием жить мирно и добросовестно друг с другом. В реальности, гражданство на основе договоров признается признаком союза государств, которые тесно связаны историей или иными общими интересами.ЗаключениеГражданство является многоаспектным юридическим явлением, многогранность которого состоит в том, что гражданство признается устойчивым правовым отношением, одним из системных институтов конституционного права.Гражданство имеет все необходимые правовые признаки и включает в себя сформировавшуюся концепцию отношений государства и человека, которые основывались на признании общих ценностей права и человека, где государство и человек выступают в качестве равноправных субъектов.Исследование принципов гражданства РФ на данный период времени обладает большим значением для того, чтобы установить содержание и характер гражданства, изучить все формирующиеся вопросы и принять по ним решение. Они закладываются в основание взаимодействия элементов содержания гражданства, предусматривают стабильность гражданства и отражают его сущность, считаются руководством в практической реализации гражданства, являются показателем демократического развития страны, показывая его отношение к личности. Их главная роль заключается в том, что другие нормы гражданства и принимаемые решения строго должны им соответствовать.Гражданство является наиболее важной правовой категорией, одним из отличительных принципов правового статуса личности. Оно отражает систему прав и обязанностей гражданина, которые реализуются на равноправной основе.Этот принцип получает нормативное закрепление в различных формах – и как общее начало, свойственное всей системе прав и свобод личности, и как конкретные гарантии права и свободы в отдельности (ст. 2 обязанность государства соблюдать, признавать и защищать права и свободы человека и гражданина, статьи 17-19 – признавать и гарантировать права и свободы человека и гражданина. Субъектом гарантий является государство (статья 45).Для реального воплощения прав и свобод требуется большое количество условий, которые лежат за пределами права: экономические, политические и др.Принято выделять юридические, социально-экономические, политические гарантии. Гарантии социально-экономического характера предусматривают конкретную материальную основу и определенную среду, обеспечивая, вместе с тем, свободное применение прав и свобод. Это развитая экономика и инфраструктура, стабильность в обществе, производственные мощности, то есть система учреждений, предоставляющих возможность обслуживать все виды потребностей общества.Под политическими гарантиями следует понимать специально ориентированную политику государства, ее направленность на образование условий, обеспечивающих достойный жизненный уровень и свободное развитие человека; устойчивость политических систем, их способность достигнуть согласия в обществе между гражданами, исключающее дестабилизацию; уровень политической культуры граждан. В конечном итоге анализ норм законодательства о гражданстве позволяет говорить о том, что решение вопросов получения и прекращения гражданства РФ, получило в Федеральном законе «О гражданстве РФ» весьма новые подходы, что отразило существенные социально-экономические, политические и экономические преобразования в стране. Отношение к двойному гражданству формирует содержание государственной политики в области гражданства. Это отношение характеризуется политическими, этническими, культурными, демографическими особенностями, географическим положением и иными факторами. В связи с этим, вопросы гражданства главным образом относятся к области внутригосударственного регулирования, между государствами в определенных случаях формируются коллизии, влекущие к статусам двойного гражданства либо вовсе отсутствия гражданства. В связи с объективностью данных явлений государство стремится принимать во внимание их в национальном законодательстве. Несмотря на то, что двойное гражданство обладает в настоящее время явной тенденцией к расширению области собственного действия, оно, кроме прочего, приводит к значительным проблемам, как для государств, так и для самих бипатридов. В связи с тем, что гражданин должен выполнять определенные обязательства сразу перед двумя странами, одно это обстоятельство влечет за собой значительные конфликты.На данный период времени российское законодательство о гражданстве в полной мере соответствует всем общепринятым стандартам в этой области отношении. Помимо этого, оно способствует практическому развитию реформ, т.к. устанавливает мобильность своих граждан, открытость для принятия в гражданство иностранных граждан. Реформы невозможно осуществить в условиях, когда население остается в прежней систем социальных координат, когда и трудовые отношения, и сам институт гражданства не подвергаются изменениям. Создание единого и неделимого института гражданства поспособствует решению многих других задач, например, таких как совершенствование федерализма, распределение полномочий между РФ и субъектами РФ.Библиографический списокНормативные правовые акты:1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.19982.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-порталправовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.3.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 100, 05.06.2002Научная и учебная литература:1. Аксенов А. Б. Двойное гражданство и проблемы национальной безопасности: российское законодательство и зарубежная практика // Журнал «Вестник экономики, права и социологии». – 2017. – С. 38-402. Астапова А.С. Российское гражданство: приобретение и проблемы // Журнал «Наука молодых - будущее России». - 2017. - С. 17-20.3. Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Журнал «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право». -2016. -№ 2 (25). -С. 28-304. Барашева Е.В., Терентьева Я.С., Шайдурова К.С. Приобретение гражданства Российской Федерации // Журнал «Наука, общество, образование». - 2018. - С. 13-15.5. Гаглоева Л. А. История становления и развития законодательства о гражданстве в РФ // Научный журнал «Закон и право». – 2015. – 305с.6. Ежова М.Ю. История становления института гражданства Российской Федерации // Журнал «ZnanstvenaMisel». - 2018. - № 6-2 (19). - С. 59-61.7. Клокова Э.Э. Перспективы развития двойного гражданства // Журнал «Юридическая наука». - 2019.- №2. – С. 90-938. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)(ред. от 14.03.1990) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г. (утратил силу)9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936 (утратил силу)10. Муравьев Е.В., Чекалин А.В. Из истории становления института гражданства в России // Журнал «Социально-гуманитарные проблемы современности». - 2017. - С. 83-89.11. Муслумова Н.М. Гражданство Российской Федерации: понятие и сущность // Гуманитарные научные исследования. 2017. - № 12. – С. 13212. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 2, ст. 45 (утратил силу)13. Петренко Н. И., Ровенская А. С. Некоторые аспекты института гражданства в Российской Федерации // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2017. – С.148-15114. Петросян М. А. Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 10-1215. Прудников А. С. Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 128-13016. Самойленко А. А. Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – С. 207-20917. Самойлов В.Д., Соловьева М.Л. Двойное гражданство как конституционно-правовой институт обеспечения безопасности государства // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2018.- №6. –С. 41-4318. Смашникова Т. Б. Особенности статуса лиц, имеющих двойное гражданство, в Российской Федерации // Журнал «Современные инновации». – 2017. – С. 65-6719. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.20. Хафизов Д.Х., Кузнецов И.А. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // Журнал «Аллея науки». -2017. -Т. 3.- № 10. - С. 664-673.Материалы правоприменительной практики:1. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г.) // СПС Гарант

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 100, 05.06.2002

Научная и учебная литература:

1. Аксенов А. Б. Двойное гражданство и проблемы национальной безопасности: российское законодательство и зарубежная практика // Журнал «Вестник экономики, права и социологии». – 2017. – С. 38-40
2. Астапова А.С. Российское гражданство: приобретение и проблемы // Журнал «Наука молодых - будущее России». - 2017. - С. 17-20.
3. Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Журнал «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право». -2016. -№ 2 (25). -С. 28-30
4. Барашева Е.В., Терентьева Я.С., Шайдурова К.С. Приобретение гражданства Российской Федерации // Журнал «Наука, общество, образование». - 2018. - С. 13-15.
5. Гаглоева Л. А. История становления и развития законодательства о гражданстве в РФ // Научный журнал «Закон и право». – 2015. – 305с.
6. Ежова М.Ю. История становления института гражданства Российской Федерации // Журнал «Znanstvena Misel». - 2018. - № 6-2 (19). - С. 59-61.
7. Клокова Э.Э. Перспективы развития двойного гражданства // Журнал «Юридическая наука». - 2019.- №2. – С. 90-93
8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)(ред. от 14.03.1990) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г. (утратил силу)
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936 (утратил силу)
10. Муравьев Е.В., Чекалин А.В. Из истории становления института гражданства в России // Журнал «Социально-гуманитарные проблемы современности». - 2017. - С. 83-89.
11. Муслумова Н.М. Гражданство Российской Федерации: понятие и сущность // Гуманитарные научные исследования. 2017. - № 12. – С. 132
12. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 2, ст. 45 (утратил силу)
13. Петренко Н. И., Ровенская А. С. Некоторые аспекты института гражданства в Российской Федерации // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2017. – С.148-151
14. Петросян М. А. Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 10-12
15. Прудников А. С. Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 128-130
16. Самойленко А. А. Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – С. 207-209
17. Самойлов В.Д., Соловьева М.Л. Двойное гражданство как конституционно-правовой институт обеспечения безопасности государства // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2018.- №6. –С. 41-43
18. Смашникова Т. Б. Особенности статуса лиц, имеющих двойное гражданство, в Российской Федерации // Журнал «Современные инновации». – 2017. – С. 65-67
19. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
20. Хафизов Д.Х., Кузнецов И.А. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // Журнал «Аллея науки». -2017. -Т. 3.- № 10. - С. 664-673.

Материалы правоприменительной практики:

1. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г.) // СПС Гарант