Русский Женский костюм
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 05.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. История национальной русской женской одежды……………………5
1.1. Мода России до 20-го века…………………………………………….5
1.2. Эпоха возникновения меха и кружева………………………………...7
1.3. Ткани, цвет и заложенная символика………………………………….8
Глава 2. Своеобразие женских костюмов отдельных возрастных перио-дов…12
2.1. Основные элементы детского костю-ма………………………………..12
2.2. Своеобразие костюма молодой девуш-ки……………………………...12
2.3. Особенности костюма взрослой женщи-ны……………………………14
2.4. Возрастной костюм пожилой да-мы……………………………………15
Заключе-ние…………………………………………………………………………17
Библиогра-фия………………………………………………………………………18
Приложе-ния…………………………………………………………………………19
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.Это позволяло видеть спускающуюся по спине косу.Интересно взглянуть и на свадебные наряды. В те далёкие времена свадьба у славян проходила с соблюдением ряда необходимых традиций. И одной из этих традиций была такая, в которой невеста обязана была сама сшить будущее свадебное платье. Чаще всего это был цветной сарафан и рубашка, богато украшенные ручной вышивкой. И трудиться невесте на Руси приходилось много, ведь она должна была сшить целых три наряда.Перед самой свадьбой во время девичника будущая жена должна быть облачена в «девичий» сарафан. Обычно его было принято шить из голубого, розового, жёлтого или зелёного цвета, он имел совершенно простой незамысловатый крой. Венчальный сарафан обычно шили из очень дорогих тканей, расшивали его камнями, золотыми нитями и жемчугом, а также украшали мехом. Такой сарафан изготовлен из тканей всех оттенков красного: малинового, бордового, багрового, багряного.2.3. Особенности костюма взрослой женщиныПередник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.Женской обувью служили кожаные полусапожки, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.2.4. Возрастной костюм пожилой дамыОдежда пожилой женщины отличалась от платья девушки, в будние дни носили одно одеяние, в праздничные — совсем другие наряды.Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора.Для повседневной жизни барышни облачались в одеяние, состоящее из трех частей: сорочка, сарафан и кокошник (либо сорока). Считалось, что многослойный наряд защищал барышню от сглаза. Если дама надевала менее трех платьев, то ее поведение считалось непристойным.Платок из шерсти. Женское украшение зимнего образа. Его вязали из шерсти коз или овец. Узор на платке был уникальным для каждого региона. Мастерицы плели их вручную. Изделие хорошо защищало от стужи и ветра.Одежда стариков и старух приближалась по своему типу к детской. Она носилась без всяких украшений и шилась из материй белого или темного цвета. Не полагалось старикам и праздничного костюма.Вдовы, вдовцы, солдатики, как и старики, носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, носить поневу. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.ЗаключениеВ ходе проведенной работыбыл осмыслен и упорядочен обширный материал, относящийся к области женского костюма ирегиональным особенностям и особенностям русского стиля на Руси. Исследованная тема является актуальной и по сей день, поскольку сегодня значителен «русский след» даже в мировой культуре. Он вдохновляет дизайнеров и модельеров на создание новых уникальных шедевров высокой моды. Знаменитые Пьер Карден, Карл Лагерфельд, Джон Гальано обращаются к элементам русского стиля, кокошникам и иному Русскому культурному наследию, переосмысляют и вдохновляются. Это обуславливает необходимость углубления в понимание народной культуры. В данной работе осуществлена попытка разобраться в русской моды на примере традиционного женского костюма, как одной из важнейших позиций в жизни женщины.В работе проанализирована история возникновения костюма; описан женский костюм в разных уголках страны; в ходе изучения материала по данной теме была отражена обусловленность костюма образом жизни; было показано значение вышивки и цвета; подробно изучена взаимосвязь костюма и возраста, охарактеризованы основные элементы; произведено обобщение имеющихся семиотических трактовок женского традиционного костюма.Современные примеры обращения к истокам показываю важность сохранения знаний о прошлом, обращения к истокам с целью ориентирования на них и создания нового посредством изучения старого. Изученная культура поражает своим богатством и разнообразием, вложенными в неё скрытыми смыслами и образами. Несмотря на некоторое заимствование западной культуры, влияние Монголов и Петра 1, русский наряд отличался уникальностью за счёт фантазий тех, кто эти наряды шил. Именно поэтому изучать традиционный женский костюм – значит изучать сознание и мироощущение женщины того времени. Библиография1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.2. Гурова С. «Лебединая песня реконструктора»3. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с4. Каминская Н.М. История костюма.- М., 1986.5. Культура.РФ. Научная публикация. https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut6. Левашова В.П. «Об одежде сельского населения древней Руси» 1966 г.7. МерцаловаМ. Н. «Поэзия народного костюма». 8. Научная статья «Русский народный костюм» https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/9. Погодина И. «Особенности национальной русской женской одежды» https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennosti-natsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdyПриложения
1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.
2. Гурова С. «Лебединая песня реконструктора»
3. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с
4. Каминская Н.М. История костюма.- М., 1986.
5. Культура.РФ. Научная публикация. https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
6. Левашова В.П. «Об одежде сельского населения древней Руси» 1966 г.
7. Мерцалова М. Н. «Поэзия народного костюма».
8. Научная статья «Русский народный костюм» https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/
9. Погодина И. «Особенности национальной русской женской одежды» https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennosti-natsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdy
Вопрос-ответ:
Как развивалась мода в России до 20 века?
Мода в России до 20 века прошла несколько этапов развития. Сначала русская одежда была простой и функциональной, отражая жизнь и культуру народа. Позже, под влиянием западной культуры, началось внедрение тенденций и стилей из Европы. В 18 веке появились роскошные платья и пышные юбки, отображающие статус и благосостояние. В 19 веке мода стала менее формальной, отражая растущее влияние среднего класса. Происходили также изменения в силу политических и социальных событий.
Когда возникли мех и кружева в русской одежде?
Мех и кружева появились в русской одежде в эпоху петровских реформ, в конце 17 века. Петр I признавал значимость моды и моделей из Европы, он внедрил новые материалы и стили. Кружева стали неотъемлемой частью женского костюма, применялись для украшения воротников, манжет, платьев. Вместе с развитием мелкого швейного производства стали использоваться меховые отделки, придающие одежде элегантность и роскошь.
Какая символика была заложена в ткани и цвета русской одежды?
В тканях и цветах русской одежды была заложена символика, отражающая социальный и культурный контекст. К примеру, традиционно для одежды крепостных используются темные, приглушенные цвета, а для выходных и праздничных мероприятий - яркие, насыщенные цвета. Красивый узор на ткани мог указывать на социальный статус и богатство носителя. Также, разные цвета могли символизировать разные эмоции и настроения.
Какие элементы присутствуют в детском костюме?
В детском костюме присутствуют основные элементы, которые могут варьироваться в зависимости от времени и места. Однако, обычно детский костюм включает юбку или платье, рубашку или блузку, головной убор, а также обувь. Часто в детском костюме используются яркие цвета и узоры, чтобы создать игривый и милый образ.
Какие основные элементы детского костюма в русской национальной одежде?
Основными элементами детского костюма в русской национальной одежде являются: рубаха, сарафан, платье, повязка на голову, пояс или поясок.
Какими особенностями отличается костюм молодой девушки в русской национальной одежде?
Костюм молодой девушки в русской национальной одежде отличается своей легкостью и изящностью. Он состоит из сарафана, белой рубахи, головного убора - кокошника, а также украшается различными вышивками и аппликациями.
Какую символику несут ткани в русском женском костюме?
В русском женском костюме ткани несут различную символику. Например, белая ткань символизирует девственность и чистоту, черная ткань - траур и печаль, красная ткань - страсть и силу, зеленая - молодость и свежесть.
Какие особенности костюма взрослой женщины в русской национальной одежде?
Костюм взрослой женщины в русской национальной одежде включает сарафан или платье, рубаху, пояс и головной убор - платок или шаль. Костюм украшается вышивкой и аппликацией, а также различными узорами и уздечками.
Как возник и развивался мех и кружево в русской моде?
Мех и кружево в русской моде возникли в эпоху Петра I и развивались дальше. Они стали популярными материалами для украшения национальной одежды. Мех используется как отделка на воротниках, манжетах и кокошниках, а кружево - для украшения рукавов, груди и подола.