Роль культурно-исторической концепции Выготского для нейропсихологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 26.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского 4
2. Понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории Л. С. Выготского 6
3. Реализация на практике концепции развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Образовательная ситуация как структурная единица образовательного процесса предполагает: вариативные формы организации, охватывающие все виды деятельности детей (занятия, поездки, коллективную работу и др.); включение в ситуацию разного количества участников; гибкое изменение тактики предметно-объектного взаимодействия воспитателя с ребенком, обеспечивающее постепенное развитие самостоятельности, на основе которой происходит целенаправленное интеллектуальное развитие дошкольников и их личностное становление.Современная дошкольная дидактика разрабатывает вариативные подходы к обучению детей, ориентирующие на использование инновационных методик и технологий (элементов творческого решения исследовательских задач, проблемного обучения, а также моделирования, технических средств обучения и т.д.). Для этого необходимо привлечение имеющегося личного опыта детей в процессе коллективной или индивидуальной поисковой деятельности под руководством педагога. Успешность этой деятельности зависит от навыков общения детей и способности к взаимодействию.Косвенное и косвенное обучение направляет дошкольников на выполнение исследовательской задачи по-своему, которую каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями и потребностями, и предполагает использование различных возможностей расширения реального «поля», «пространства» детского обучение, его самостоятельная исследовательская деятельность. Организацию «пространства» можно выстроить: во-первых, как реальное - путем создания материальных условий для саморазвития, самообразования и саморазвития ребенка в конкретной, специально созданной развивающей среде, соответствующей возрастным характеристикам ребенка. дошкольники; Во-вторых, косвенно - через развитие новых технологий активного сотрудничества и взаимодействия педагогов и учащихся, а также организацию различных видов детских мероприятий.Первое направление организации «реального пространства» получило широкое развитие в современных исследованиях, связанных в том числе с внедрением в работу отечественных детских садов «метода М. Монтессори» и вальдорфской педагогики (антропософская концепция Р.Штейнера). Именно эти теоретические концепции построены на создании среды, развивающей и воспитывающей ребенка, служащей фоном и посредником активного взаимодействия детей и взрослых, базирующихся на претворении в жизнь личностно-ориентированной модели обучения. Второе направление организации «реального пространства» получает свою реализацию посредством акцентирования деятельностного аспекта при организации учебного процесса. В качестве основного условия активного освоения детьми дошкольного возраста культурных достижений общества рассматривается проектирование интересной, содержательной деятельности, наполненной позитивными для ребенка эмоциональными переживаниями, радостью созидания и самовыражения. Современная дошкольная психология и педагогика, признавая значимость теории ведущей деятельности для понимания механизмов развития детской личности, все-таки особо отмечает то положение, что в реальной жизни ребенок участвует не в одной, а в целой системе разнообразных видов деятельности. Поэтому для дошкольной дидактики главным становится вопрос не о виде деятельности, в которой преимущественно развивается детская личность, ибо это ведет к противопоставлению и игнорированию отдельных видов деятельности, а об использовании каждого вида детской деятельности для полноценного, динамичного развития ребенка.В связи с этим в качестве центрального компонента воспитательной работы с детьми следует рассматривать комплекс тех видов деятельности, которые характерны для определенного возрастного этапа, и одним из наиболее перспективных направлений в дошкольном обучении в настоящее время признается институт образования. взаимосвязь между различными видами детской деятельности: познавательной, обучающей, игровой, наглядной, конструктивной, рабочей. В то же время актуально организовать процесс развития, воспитания и обучения дошкольника на основе целостности его познавательной деятельности.ЗаключениеВ концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский представил ряд идей, которые стали отправной точкой для дальнейших исследований советской психологии и построения новых оригинальных концепций. Основываясь на представлении о главной роли деятельности в умственном развитии ребенка, А. Леонтьев создал самостоятельное направление - теорию деятельности, в рамках которой проводится широкий спектр исследований.Разработана теория поэтапного формирования психических процессов (П.Я. Гальперин и его школа). Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (текущий уровень развития), другой - в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно.Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.Список использованной литературыАхутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. 1996. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики / Г.В. Бороздина. - 3-е изд., стереотип. - Минск: Издательство Гревцова, 2013.Выготский Л.С. История развития высших психических функций// В кн.: Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6-ти т.- Т.З.М.:Педагогика, 1983. Выготский, Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1998.Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений. В 6 томах (комплект) / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2019. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь. М., 1990/ под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.

Список использованной литературы

1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. 1996.
2. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики / Г.В. Бороздина. - 3-е изд., стереотип. - Минск: Издательство Гревцова, 2013.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// В кн.: Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6-ти т.- Т.З.М.:Педагогика, 1983.
4. Выготский, Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1998.
5. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений. В 6 томах (комплект) / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2019.
6. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь. М., 1990/ под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения включает в себя культурно-историческая концепция Л.С. Выготского?

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского включают в себя идею о том, что развитие психики человека определяется его взаимодействием с окружающей средой и культурой, существования конкретных исторических и социальных условий. Культурно-историческая концепция утверждает, что развитие психических процессов происходит посредством использования внешних знаков и средств, таких как язык, инструменты, символы. Важным положением концепции является представление о том, что развитие психики происходит в коллективном процессе, взаимодействуя с более опытными и зрелыми членами общества.

Что подразумевается под понятием "сущность и развитие высших психических функций" в теории Л.С. Выготского?

Под понятием "сущность и развитие высших психических функций" в теории Л.С. Выготского подразумевается идея о том, что высшие психические функции, такие как мышление, внимание, память, регуляция поведения, формируются и развиваются в процессе социального взаимодействия с окружающим миром. Эти функции исходно возникают на социальной основе, приобретая своеобразный внутренний характер, и затем переходят внутрь индивида. Развитие высших психических функций происходит через использование различных внешних знаковых систем, таких как язык, что позволяет человеку осуществлять более сложные когнитивные процессы.

Какие основные положения лежат в основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского включают в себя идею о том, что развитие психики человека происходит в условиях социальной и культурной среды, а не только под влиянием биологических факторов. Он выделяет понятие "зоны ближайшего развития", где неразвитая функция может быть реализована под руководством взрослого или опытного партнера. Кроме того, Выготский придает большое значение роли языка в развитии мышления и психических функций.

Какие понятия связаны с развитием высших психических функций в теории Л.С. Выготского?

В теории Л.С. Выготского выделяются понятия "сущность" и "развитие высших психических функций". Сущность описывает психические процессы и операции, содержание и генезис психических явлений. Развитие высших психических функций происходит через внутреннюю перестройку их структуры и содержания, под влиянием общественного опыта и взаимодействия с другими людьми.

Как реализуется на практике концепция развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

В культурно-исторической теории Л.С. Выготского предлагается активное вовлечение индивида в культурные и образовательные среды. Задача педагога состоит в создании образовательных ситуаций, которые позволят развить высшие психические функции учащихся через взаимодействие с более опытными партнерами. Образовательная ситуация рассматривается как структурная единица образовательного процесса, предлагающая разнообразные формы организации обучения.

Какие основные положения выделяются в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского включают в себя идею о важности социокультурной среды в развитии человека, о взаимодействии между ребенком и взрослым, о зоне ближайшего развития и о роли инструментов и знаков в психическом развитии.

Что подразумевается под понятием "сущность и развитие высших психических функций" в теории Л.С. Выготского?

В теории Л.С. Выготского "сущность и развитие высших психических функций" означает, что высшие психические функции (например, речь, мышление, воображение) развиваются из простых биологических функций под влиянием культурно-исторической среды и социального взаимодействия. Таким образом, развитие высших психических функций зависит от возрастающего освоения ребенком знаково-символической системы и использования инструментов.

Как реализуется концепция развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

Концепция развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского предполагает, что обучение должно учитывать зону ближайшего развития ребенка, то есть уровень его развития, на который можно рассчитывать с помощью помощи и поддержки взрослого или более опытного товарища. Развитие и обучение индивида происходят через социальное взаимодействие и активное участие в различных образовательных ситуациях, способствующих развитию его высших психических функций.

Что предполагают вариативные формы организации образовательной ситуации?

Вариативные формы организации образовательной ситуации предполагают, что образовательный процесс должен предоставлять различные варианты и возможности для учащихся развивать свои высшие психические функции и обретать новые знания и навыки. Это может включать использование интерактивных методов обучения, групповую работу, использование разных материалов и технологий, а также индивидуальное обучение с учетом потребностей каждого учащегося.

Какие основные положения включает в себя культурно-историческая концепция Л.С. Выготского?

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского включает в себя несколько основных положений. Во-первых, она подчеркивает важность социальной среды и культурного контекста в формировании психических процессов и функций у человека. Во-вторых, концепция выделяет понятие преемственности и перехода от низших психических функций к высшим, а также понятие зоны ближайшего развития. В-третьих, концепция акцентирует внимание на важности развития и образования в культурно-историческом контексте.

Какое понятие связано с развитием высших психических функций в теории Л.С. Выготского?

В теории Л.С. Выготского понятие зоны ближайшего развития связано с развитием высших психических функций. Зона ближайшего развития - это расстояние между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальным развитием с помощью взрослого или более опытного партнера. В рамках зоны ближайшего развития происходит активное развитие высших психических функций с помощью поддержки и помощи со стороны окружающих.

Как реализуется концепция развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

Концепция развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского реализуется через создание образовательных ситуаций, которые стимулируют развитие высших психических функций у человека. Образовательная ситуация является структурной единицей образовательного процесса и предполагает вариативные формы организации, которые охватывают разные уровни развития и индивидуальные особенности обучаемого. Важно создавать ситуации, которые активно вовлекают обучаемого в учебный процесс, стимулируют его активность и развивают его потенциал.