Специфика муниципальной службы в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 01.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты муниципальной службы в Российской Федерации 4
1.1 Понятие, сущность и принципы муниципальной службы 4
1.2 Соотношение муниципальной службы и иных видов публичной службы 8
1.3 Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации 11
Глава 2. Правовое положение (статус) муниципального служащего 16
2.1 Поступление на муниципальную службу, особенности ее прохождения и прекращения 16
2.2 Права, обязанности, ограничения и запреты муниципального служащего 19
2.3 Виды ответственности и контроль деятельности муниципальных служащих 24
Заключение 30
Библиографический список 31
Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, оформленное документально, обязательное для выполнения на территории муниципального образования, которое устанавливает или изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер [1]. К числу муниципальных правовых актов, которые регулируют статус муниципальных служащих, следует назвать уставы муниципальных образований, решения, принимаемые на сходах граждан, акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления [6]. Муниципальные правовые акты представляют собой, своего рода, локальный (местный) уровень упорядочивания отношений муниципальной службы. Дискуссионной является роль актов Конституционного Суда РФ в правовом регулировании муниципальной службы. Решения Конституционного Суда РФ в связи с проверкой конституционности отдельных положений федерального и регионального законодательства являются актами применения права, в связи с чем не регулируют общественные отношения. Однако определенное значение в сфере упорядочивания системы и содержания актов, регулирующих муниципальную службу, они имеют. Таким образом, статус муниципальных служащих в Российской Федерации является специальным, регулируется федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами и определен целями, задачами и функциями органов местного самоуправления, а также спецификой разграничения вопросов местного значения. 2.3Виды ответственности и контроль деятельности муниципальных служащихКак известно, нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие особенности привлечения к дисциплинарной ответственности, могут быть применены далеко не ко всем категориям работников. Для некоторых работников предусмотрены уставы и положения о дисциплине, которые устанавливаются федеральными законами. Поэтому можно говорить, что на лица, не попадающие под действие трудового законодательства Российской Федерации, налагается специальная дисциплинарная ответственность. К дисциплинарной ответственности, несомненно, привлекаются муниципальные служащие, служебная деятельность которых регулируется определенными нормами. Актуальность данного вопроса обусловлена главным образом тем, что муниципальная служба играет важную роль в повышении эффективности всей системы управления в Российской Федерации. Стоит отметить также и то, что соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего. В первую очередь необходимо определиться с тем, что представляет из себя муниципальная служба, и в чем заключается главная особенность этого вида деятельности. Муниципальную службу принято рассматривать как совокупность определенных законом трудовых функций, которыми обладают муниципальные служащие органа местного самоуправления. Такой вид службы относится к деятельности, направленной на осуществление соответствующих задач конкретного муниципального образования. Одним из главных направлений государственной кадровой политики в границах муниципального образования является обеспечение эффективного управления кадрами внутри муниципалитета. Основным документом, регламентирующим муниципальную службу, является федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – «О муниципальной службе…»). В 27 статье данного закона дается, во-первых, пояснение термина «дисциплинарный проступок муниципального служащего», который в свою очередь означает неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, а, во-вторых, предусматривается ответственность за совершенный виновный проступок. Так, ответственность налагается со стороны нанимателя (работодателя) в форме [1]: 1)замечания; 2) выговора; 3) увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Также муниципальные служащие, совершившие в процессе своей деятельности дисциплинарный проступок, могут быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранены от исполнения должностных обязанностей, при этом денежное содержание сохраняется. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей оформляется в этом случае в муниципальном правовом акте [1]. Муниципальные служащие находятся в более выигрышном положении по сравнению с государственными служащими, так как в силу значимости их общественной и трудовой деятельности меры дисциплинарной ответственности по отношению к первым законодательно ужесточены не были. Для муниципальных служащих перечень взысканий является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Рассмотрим подробнее крайнюю меру дисциплинарного взыскания – увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Закон «О муниципальной службе…» не уточняет, за какой именно дисциплинарный проступок может быть уволен муниципальный служащий, поэтому в данном случае необходимо действовать в соответствии со статьей 192 ТК РФ. Следуя правилам указанной статьи, при определении меры наказания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть строгость наложения дисциплинарного взыскания должна быть прямо пропорциональна и соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка [2]. Итак, исходя из ст. 81 ТК РФ к муниципальному служащему может быть применено дисциплинарное наказание в виде увольнения в случаях [2]: неоднократного неисполнения муниципальным служащим без уважительных причин трудовых обязанностей, если он при этом имеет дисциплинарное взыскание; прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных на то причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня; появления муниципального служащего на работе в состоянии алкогольного и наркотического или иного токсического опьянения; разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных (личных) данных другого муниципального служащего; совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого), растраты, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; установленного комиссией по охране труда нарушения муниципальным служащим требований охраны труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» закон «О муниципальной службе…» был дополнен статьей 27.1,которая называется «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции». В соответствии с нововведенной статьей муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случае совершения им следующих правонарушений [1]: при непринятии муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию этого конфликта. Стоит отметить также и то, что может быть уволен не только муниципальный служащий, но и представитель работодателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, но который не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. при непредставлении муниципальным служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представлении заведомо ложных или неполных сведений. Порядок увольнения по приведенным выше основаниям устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ и (или) муниципального образования. Таким образом, муниципальная служба, представляя собой важнейший компонент управления местным сообществом, в настоящий момент находится еще только на начальном, но достаточно активном этапе своего развития. Качество оказываемых населению услуг напрямую зависит от компетенции выполняемых лиц, т.е. от профессиональной подготовки муниципальных служащих [4]. Именно поэтому к кадровому составу на муниципальной службе предъявляются достаточно высокие требования. Одним из главные требований является дисциплина и готовности ее соблюдать. Без применения дисциплинарных мер, многие приемы мотивирования служебной деятельности не будут эффективны. Из вышесказанного следует вывод о том, что особое внимание в деятельности, как государственных, так и региональных законодателей должно уделяться созданию эффективных способов и механизмов юридической ответственности в муниципальной сфере. В административно-правовом обеспечении противодействия коррупции необходимо сделать акцент на дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. ЗаключениеПравовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.Прежде всего, законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции Российской Федерации. Он содержит принципы, которые должны лежать в основе организации и функционирования муниципальной службы. Эти принципы делятся на две основные группы. Первый включает принципы, раскрывающие сущность и основы построения Российского государства. Определяющим принципом здесь является принцип демократии, который устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вторая группа принципов касается организации местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (статья 12) признает и гарантирует местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Муниципальные правовые акты также играют важную роль в организации муниципальной службы. Система муниципальных правовых актов включает:- Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);- нормативные и другие правовые акты представительного органа муниципального образования.Библиографический списокБабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. 274 с.Беликов П.П., Ведяева Е.С., Гребенникова А.А., Жуковская Л.П., Захарова Н.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2019.Бердникова Е. В. Муниципальное право в схемах. Учебное пособие. — М: Проспект, 2021. 144 с.Бондарь Н.С. Местное самоуправление. Учебник. — М: Юрайт, 2021. 386 с.Гранкин И. В. Муниципальное право в вопросах и ответах. — М: Проспект. 2019. 208 с.Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. — М: Юрайт. 2019. 460 с.Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект) / Отв. ред. Бондарь Н.С. — М: Юрайт, 2019. 816 с.Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия. — М: Инфра-М, 2019. 240 с.Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 448 с.Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. 456 с.Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2021. 112 с.
1. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. 274 с.
2. Беликов П.П., Ведяева Е.С., Гребенникова А.А., Жуковская Л.П., Захарова Н.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2019.
3. Бердникова Е. В. Муниципальное право в схемах. Учебное пособие. — М: Проспект, 2021. 144 с.
4. Бондарь Н.С. Местное самоуправление. Учебник. — М: Юрайт, 2021. 386 с.
5. Гранкин И. В. Муниципальное право в вопросах и ответах. — М: Проспект. 2019. 208 с.
6. Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. — М: Юрайт. 2019. 460 с.
7. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект) / Отв. ред. Бондарь Н.С. — М: Юрайт, 2019. 816 с.
8. Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
9. Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия. — М: Инфра-М, 2019. 240 с.
10. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 448 с.
11. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. 456 с.
12. Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2021. 112 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет муниципальная служба в Российской Федерации?
Муниципальная служба в Российской Федерации имеет большое значение, так как обеспечивает эффективное функционирование муниципальных органов власти и реализацию интересов граждан на местном уровне.
Какие принципы лежат в основе муниципальной службы?
Основными принципами муниципальной службы являются принципы профессионализма, независимости, равенства, открытости и ответственности. Они гарантируют эффективное и справедливое осуществление муниципальных функций.
Какое место занимает муниципальная служба среди других видов публичной службы в России?
Муниципальная служба занимает важное место среди других видов публичной службы в России. Она является основой для эффективного управления на местном уровне и более непосредственно взаимодействует с жителями конкретного муниципалитета.
Какое правовое регулирование существует для муниципальной службы в России?
Муниципальная служба в России регулируется рядом законов и нормативных актов, как федерального, так и регионального уровня. На федеральном уровне основной закон, регулирующий муниципальную службу, является Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Какие особенности имеет поступление на муниципальную службу в России?
Поступление на муниципальную службу в России имеет свои особенности. К примеру, для поступления на муниципальную службу требуется наличие образования определенного профиля, прохождение конкурса, а также соблюдение возрастных ограничений.
Какая специфика муниципальной службы в Российской Федерации?
Муниципальная служба в России имеет свои особенности. Она осуществляется на территории муниципальных образований и направлена на удовлетворение потребностей населения в социальных, экономических и других видах услуг. Отличительной чертой муниципальной службы является ее близость к населению и ориентация на решение конкретных проблем жителей конкретной местности.
Какое понятие и сущность муниципальной службы в Российской Федерации?
Муниципальная служба - это деятельность, связанная с выполнением должностных обязанностей муниципальными служащими. Муниципальная служба имеет сущность государственной службы на муниципальном уровне и является составной частью всей системы государственной службы в России. Основными задачами муниципальной службы являются организация и обеспечение эффективного функционирования муниципальных образований, реализация муниципальной политики и управление муниципальными ресурсами.
Какое соотношение муниципальной службы и других видов публичной службы в России?
Муниципальная служба является отдельным видом публичной службы и отличается от государственной и федеральной службы. Она имеет свои особенности и принципы, направленные на осуществление муниципальной политики и решение проблем местного значения. Однако, муниципальная служба взаимосвязана с другими видами публичной службы и сотрудничает с ними для обеспечения эффективного управления государственной системой в целом.
Какое правовое регулирование муниципальной службы в России?
Муниципальная служба в России регулируется специальным законодательством. Основными нормативными актами, определяющими правовое положение муниципальной службы, являются Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие правовые акты, в которых устанавливаются права и обязанности муниципальных служащих, порядок поступления на муниципальную службу, прохождения и прекращения служебной деятельности.