Основные проблемы и перспективы реализации политики в сфере занятости населения в РФ в современных условиях (или на примере субъекта РФ)
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
1.1 Понятие и сущность политики в сфере занятости
1.2 Основные направления политики в сфере занятости
1.3 Отечественный и зарубежный опыт политики в сфере занятости
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
2.1 Основные направления государственной политики в сфере занятости
2.2 Характеристика социальной политики в сфере занятости
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
3.1 Использование марксистского подхода в управлении сферы занятости
3.2 Рекомендации по модернизации в сфере занятости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А вот спрос на вспомогательный персонал (бухгалтеры, секретари) в ближайшее время не возрастет.
Кризис изменил структуру рынка труда в России. Профессия строителя или банкира, столь популярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 года, уже не так привлекает выпускников ВУЗов и абитуриентов, работа же чиновника в 2009 году стала более популярной. С рынка труда на время исчезают профессионалы, готовые использовать вынужденный перерыв в карьере с пользой: растет число слушателей программ MBA в ведущих школах бизнеса: Harvard Business School, INSEAD, Wharton и др.
Традиционно в периоды кризисов, рынок труда России, в отличие от западных стран, демонстрирует интересную особенность.
Правительство России уже заявило, что будет всячески препятствовать массовым увольнениям. В такой ситуации бизнесу остается пойти по традиционному пути, особенно крупным предприятиям городского и районного масштаба. Начавшийся кризис неравномерно влиял на различные отрасли. Можно выделить следующие отрасли, которые первыми наиболее сильно почувствовали влияние кризиса: рынок финансовых услуг, в т.ч. страховщики, инвестиционные и лизинговые компании; строительство, девелопмент, real estate; металлургия; телекоммуникации и ИТ; retail; автомобильная отрасль; услуги B2B (маркетинг, реклама, обучение - тренинги, поиск персонала. Так, тенденции, в соответствии с которыми будет меняться рынок:
1. Произойдет сужение рыночного поля за счет усиления госкорпораций.
2. Исчезнут слабые компании в малом и среднем бизнесе. Как следствие, произойдет высвобождение кадров в этом сегменте рынка.
3. Крупные игроки будут активно скупать новые активы. Начнется высвобождение кадров за счет сокращения оптимизации бизнес-процессов.
4. Отсутствие в стране длинных денег (страховых и пенсионных) будет способствовать развитию спекулятивных (коротких) бизнесов, ориентированных на получение максимальной прибыли «здесь и сейчас», а не планирование «в долгую».
5. В связи с ростом безработицы увеличится социальная нагрузка на государство. Меньшее количество работающих должны будут обслуживать большее количество пенсионеров, что может привести к увеличению налогового бремени на компании и сотрудников. Размеры пенсий и социальных выплат могут быть заморожены, что приведет к ограничению покупательской способности и замедлению выхода из кризиса. Регулирование миграции и борьба с нелегальной миграцией в настоящее время официально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Экс- президент Российской Федерации Владимир Путин призвал ужесточить меры борьбы с нелегальной миграцией. За последние годы проблема незаконной миграции перешла в России в разряд наиболее актуальных, Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но только там и тогда, где это нужно в стране. Должен быть поставлен жесткий заслон на пути тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса.
Экс президент считает, что вред государству наносит не только сам факт незаконной миграции, но и ее косвенные следствия.
Инфраструктура миграции в России развита слабо, но уже начинает развиваться, прежде всего, в Москве. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, которая пользовалась бы к тому же доверием граждан и мигрантов. Пока же теневые и неформальные отношения зачастую работают эффективнее, чем официальные институты трудовой миграции.
Для борьбы с нелегальной миграцией необходимы:
совершенствование законодательной базы регулирования миграционных процессов;
организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля;
разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов;
международное сотрудничество в вопросе о нелегальных мигрантах
Также в России в последнее время расширяется проблема «утечки умов», решить которую можно посредством проведения активной политики по управлению трудовой миграцией.
Совершенствование российского рынка труда в современных условиях необходимо. Как было выяснено, для России интересен опыт развитых стран.
На основе изученных ранее данных и зарубежного опыта, можно предположить собственные рекомендации, в соответствии с которыми политика занятости в России должна включать в себя четыре основных элемента:
ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
Для снижения уровня безработицы России в качестве собственных рекомендаций можно выделить следующие:
осуществление программ переподготовки и переквалификации безработных;
создание новых рабочих мест;
улучшение условий работы.
осуществление программ по поддержке занятости среди молодежи;
финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.
Очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 30 -е годы. Комплекс таких мер в промышленно – развитых странах по состоянию на 2011 год включает в себя:
развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;
сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;
организация общественных работ;
исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;
организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;
разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;
снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.
После рассмотрения личных рекомендаций по стимулированию российского рынка труда и борьбе с безработицей, можно выделить следующий меры, которые реально осуществляются Правительством РФ в настоящее время. В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда и составляющих главные аспекты современной политики занятости:
содействие увеличению численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости и другие);
содействие увеличению продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);
стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;
содействие повышению мобильности рабочей силы за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами и другие.
В завершении важно отметить, что приоритетными задачами социально-экономической политики России, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются:
реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.
В дальнейшем приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда должны стать:
совершенствование законодательства в области содействия занятости;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
развитие кадрового потенциала;
оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
стимулирование экономической активности населения.
Важно отметить, что кризис привел к пересмотру роли государства в экономике в целом и в частности на рынке труда. Государство, таким образом, должно содействовать развитию трудовых отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В научной литературе, в периодической печати читатель сталкивается с такими категориями, как «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов».
Во многом определение данных категорий сложилось под влиянием трудов выдающихся экономистов прошлого, в частности А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Д.М. Кейнса и др.
Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов.
Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг. Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.
Доля сельскохозяйственного населения в развитых странах здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше; велика также доля населения, занятого в сфере услуг.
В отраслевой структуре рабочей силы в последние десятилетие прослеживаются две важнейшие тенденции:
резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве;
существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения труда.
На сегодняшний день экономически активное население России занимает 41-49% от общего населения мира. Отраслевая форма занятости в стране прямо противоположно той, которая сложилась в развитых странах – в материальном производстве у нас занято около 54% численности рабочей силы, а в сфере услуг – только 46%.
Подведя итог, можно сказать, что распространение экономически активного населения по сферам хозяйства различно в каждой стране. В более развитых странах увеличивается доля распространение экономически активного населения в сфере обслуживания, в слабо развитых странах, напротив, в аграрном секторе занято больше людей, более того, сфера услуг остается практически не развитой.
В процессе написания работы было также выяснено, что в последнее время все более актуальной становится проблема безработицы в России.
В условиях современного мирового финансово-экономического кризиса, таким образом, необходимо более активное вмешательство со стороны государства для стимулирования новых рабочих мест и недопущения массового увольнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.- М.: АСТ, 2009.- 325 с.
Житков В.Б. Труд и занятость в России 2009.- М.: Статистика России, 2011.- 401 с.
Золотарева Т. Современный рынок труда: вызов работодателям // Careerforum.ru.- 2007.- 31 августа
Исахаев А.П. «Расчет Валового регионального продукта в 2002 – 2007 годах» // Экономика и наука.- 2010.- № 17
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Экономики. -6-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2008. – 504 с.
Малахова Ж. Денежные доходы населения России // Лента 66.-2008.- 3 марта.- № 25
Малыхин М. Ниже падать некуда // Ведомости.- 2010.- 21 февраля.- №32 (2054)
Рябцев В. М. Региональная статистика / В. М. Рябцев, Г. И. Чудилина. Под ред. В. М. Рябцева.- М.: 2010.-390 с.
Рязанов С.С. Экономика.- М.: «Лига-проФФ», 2010.-990 с.
Уровень бедности в России // Крестьянские ведомости.- 2010.- 24 октября
Финляндия относится к числу высокоразвитых малых индустриальных стран // Инфо.- 2011.- январь
Цуканов М.П. Рынок труда в России //Экономические знания.- 2009.- №62
Ярубцев С. Российский рынок труда под влиянием Запада? // The Career Forum.- 2008.- 28 апреля.- № 9
Электронный ресурс: http://www.ferghana.ru/article.php?id=2502 (дата обращения 09.05.2011 г.)
Рязанов С.С. Экономика.- М.: «Лига-проФФ», 2010.-990 с., с. 284-285
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.- М.: АСТ, 2009.- 325 с., с. 259-260
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Экономики. -6-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2008. – 504 с., с. 261
Житков В.Б. Труд и занятость в России 2009.- М.: Статистика России, 2011.- 401 с., .28
Финляндия относится к числу высокоразвитых малых индустриальных стран // Инфо.- 2011.- январь
Золотарева Т. Современный рынок труда: вызов работодателям // Careerforum.ru.- 2007.- 31 августа
Житков В.Б. Труд и занятость в России 2009.- М.: Статистика России, 2011.- 401 с., .42
Рябцев В. М. Региональная статистика / В. М. Рябцев, Г. И. Чудилина. Под ред. В. М. Рябцева.- М.: 2010.-390 с., с.47
Малыхин М. Ниже падать некуда // Ведомости.- 2010.- 21 февраля.- №32 (2054)
Исахаев А.П. «Расчет Валового регионального продукта в 2002 – 2007 годах» // Экономика и наука.- 2010.- № 17
Малахова Ж. Денежные доходы населения России // Лента 66.-2008.- 3 марта.- № 25
Уровень бедности в России // Крестьянские ведомости.- 2010.- 24 октября
Цуканов М.П. Рынок труда в России //Экономические знания.- 2009.- №62
Цуканов М.П. Рынок труда в России. Москва: «Вита-Пресс».-2009.-471 с., с. 215
Ярубцев С. Российский рынок труда под влиянием Запада? // The Career Forum.- 2008.- 28 апреля.- № 9
Электронный ресурс: http://www.ferghana.ru/article.php?id=2502 (дата обращения 09.05.2011 г.)
Цуканов М.П. Рынок труда в России. Москва: «Вита-Пресс».-2009.-471 с., с. 215
5
2.Житков В.Б. Труд и занятость в России 2009.- М.: Статистика России, 2011.- 401 с.
3.Золотарева Т. Современный рынок труда: вызов работодателям // Careerforum.ru.- 2007.- 31 августа
4.Исахаев А.П. «Расчет Валового регионального продукта в 2002 – 2007 годах» // Экономика и наука.- 2010.- № 17
5.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Экономики. -6-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2008. – 504 с.
6.Малахова Ж. Денежные доходы населения России // Лента 66.-2008.- 3 марта.- № 25
7.Малыхин М. Ниже падать некуда // Ведомости.- 2010.- 21 февраля.- №32 (2054)
8.Рябцев В. М. Региональная статистика / В. М. Рябцев, Г. И. Чудилина. Под ред. В. М. Рябцева.- М.: 2010.-390 с.
9.Рязанов С.С. Экономика.- М.: «Лига-проФФ», 2010.-990 с.
10.Уровень бедности в России // Крестьянские ведомости.- 2010.- 24 октября
11.Финляндия относится к числу высокоразвитых малых индустриальных стран // Инфо.- 2011.- январь
12.Цуканов М.П. Рынок труда в России //Экономические знания.- 2009.- №62
13.Ярубцев С. Российский рынок труда под влиянием Запада? // The Career Forum.- 2008.- 28 апреля.- № 9
14.Электронный ресурс: http://www.ferghana.ru/article.php?id=2502 (дата обращения 09.05.2011 г.)
Вопрос-ответ:
Какая основная проблема реализации политики занятости в России сегодня?
Одной из основных проблем реализации политики занятости в России сегодня является недостаток рабочих мест, особенно в регионах. Это связано с осложнением экономической ситуации, сокращением производства и уходом крупных предприятий. Как следствие, многие люди остаются без работы.
Какие перспективы развития политики занятости в России можно выделить?
Перспективы развития политики занятости в России связаны с развитием новых отраслей экономики и продвижением инноваций. Приоритетом должна быть поддержка предпринимательства и создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Также важно обеспечить образование и подготовку кадров в сфере новых технологий, чтобы удовлетворить потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах.
Чему может поучиться Россия в сфере политики занятости у зарубежных стран?
Россия может поучиться у зарубежных стран в сфере политики занятости внедрению и поддержке гибких форм трудовых отношений, стимулированию предпринимательства и созданию благоприятного инвестиционного климата. Зарубежный опыт также показывает важность государственной поддержки образования и подготовки кадров, а также проведение социальных программ по поддержке безработных и иных социально-уязвимых категорий населения.
Какие основные направления государственной политики в сфере занятости можно выделить?
Основные направления государственной политики в сфере занятости включают создание рабочих мест и стимулирование предпринимательства, поддержку инноваций и развитие новых отраслей экономики, обеспечение подготовки кадров и развитие системы образования, а также социальную поддержку безработных и социально-уязвимых групп населения.
Какие основные проблемы встречаются при реализации политики занятости населения в РФ?
Одной из основных проблем является недостаточное количество рабочих мест, особенно в отдаленных регионах. Также существует высокая безработица среди молодежи и низкая занятость женщин. Проблемой является также непродуктивность и низкая оплата труда в некоторых сферах. Кроме того, существует проблема несоответствия профессиональных навыков работников требованиям рынка труда.
Какие перспективы развития политики занятости в РФ в современных условиях?
Перспективы развития политики занятости включают создание новых рабочих мест за счет развития инновационных и перспективных отраслей экономики. Также важно развитие сферы образования и подготовки кадров, чтобы соответствовать потребностям рынка труда. Перспективы связаны также с улучшением условий труда, повышением заработной платы и социальной защищенности работников.
Какие основные направления политики занятости существуют в РФ?
Основные направления политики занятости в РФ включают создание новых рабочих мест, содействие повышению качества и продуктивности труда, поддержку предпринимательства и инноваций, а также социальную защиту и поддержку работников.
Каковы основные проблемы в сфере занятости в субъекте РФ №1?
В субъекте РФ №1 одной из основных проблем является отсутствие достаточного количества рабочих мест, особенно в сельской местности. Также существует высокая безработица среди молодежи и низкая занятость женщин. Проблемой является также непродуктивность и низкая оплата труда в некоторых отраслях. Кроме того, многие жители субъекта РФ №1 не имеют необходимых профессиональных навыков для работы в современных условиях.
Какие основные проблемы связаны с реализацией политики в сфере занятости населения в РФ в современных условиях?
Основными проблемами реализации политики в сфере занятости населения в РФ в современных условиях являются высокий уровень безработицы, неэффективное использование трудовых ресурсов, неравномерное распределение трудовых мигрантов, недостаточная поддержка предпринимательства и отсутствие качественной подготовки кадров.
Какие перспективы могут быть в реализации политики в сфере занятости населения в РФ в современных условиях?
В реализации политики в сфере занятости населения в РФ в современных условиях можно увидеть перспективы в снижении уровня безработицы, повышении эффективности использования трудовых ресурсов, равномерном распределении трудовых мигрантов, поддержке предпринимательства и создании системы качественной подготовки кадров.
Какие основные проблемы связаны с реализацией политики в сфере занятости населения на примере субъекта РФ?
На примере субъекта РФ могут возникать такие проблемы в реализации политики в сфере занятости населения, как недостаток рабочих мест, недостаточная квалификация работников, ограниченные возможности предпринимательской деятельности, неравномерное развитие регионов и демографические проблемы.