«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 28.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Специфика и содержание нравственных норм поведения 6
1.2. Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях 12
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 18
2.1. Проблемы формирования нравственных норм дошкольников 18
2.2. Игра как средство нравственного воспитания дошкольников 21
2.3. Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой игры в аспекте нравственного воспитания старших дошкольников 24
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Особенности сюжетно-ролевой игры соответственно раскрыты в работах психологов соответственно Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. соответственно Запорожца и педагогов Р.И. соответственно Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. соответственно Усовой, Н.Я. Михайленко.
Сюжетно-ролевая игра соответственно является той формой организации жизнедеятельности соответственно дошкольника, в условиях которой соответственно педагог может, применяя различные соответственно методы, формировать личность соответственно ребенка, ее общественную соответственно направленность. Основной особенностью соответственно сюжетно-ролевой игры является соответственно соответственно наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация соответственно складывается из сюжета и ролей, соответственно которые принимают на себя соответственно дети в ходе игры, соответственно включает своеобразное использование соответственно вещей и предметов.
Сюжет игры – это ряд событий, соответственно объединенных жизненно мотивированными соответственно связями. В сюжете раскрывается соответственно содержание игры – характер тех действий соответственно и отношений, которыми связаны соответственно участники событий.
Д.Б. Эльконин соответственно проанализировал структуру соответственно сюжетно-ролевой игры, выделил соответственно единицу игры – роль, которую соответственно берет на себя ребенок. С ролью связаны соответственно игровые действия. Другой компонент соответственно игры – правила. Благодаря им, соответственно возникает новая форма соответственно удовольствия ребенка – радость соответственно от того, что он действует так, соответственно как требуют правила. Результатом соответственно игры являются более глубокие соответственно представления о жизни и деятельности соответственно людей, знакомство с их профессиями [31].
Роль является соответственно основным стержнем соответственно сюжетно-ролевой игры. Чаще всего соответственно ребенок принимает на соответственно себя роль взрослого. Наличие соответственно роли в игре означает, соответственно что в своем сознании соответственно ребенок отождествляет соответственно себя с тем или иным соответственно человеком и действует в игре соответственно от его имени: соответствующим соответственно образом используя те или иные предметы соответственно (ведет машину, соответственно как шофер; ставит градусник, соответственно как медсестра), вступает в соответственно разнообразные отношения с соответственно другими играющими (наказывает соответственно или ласкает дочку, соответственно осматривает больного и т. д.). Роль выражается соответственно в действиях, речи, мимике, соответственно пантомиме [13].
К роли дети соответственно относятся избирательно: соответственно они принимают на себя роли соответственно тех взрослых или соответственно детей (старших, а иногда и соответственно сверстников), действия соответственно и поступки которых соответственно произвели на них наибольшее соответственно эмоциональное впечатление, соответственно вызвали наибольший соответственно интерес. Чаще всего это мама, соответственно воспитатель, учитель, соответственно врач, летчик, моряк, соответственно шофер и т. д. Интерес ребенка соответственно к той или иной роли соответственно связан и с тем местом, соответственно которое занимает данная роль соответственно в развертываемом сюжете соответственно игры, в какие соответственно взаимоотношения – равноправия, соответственно подчинения или соответственно управления – вступает с другими соответственно играющий, принявший на себя соответственно ту или иную роль.
Творческой соответственно сюжетно-ролевой игре присущи соответственно специфические мотивы. Наиболее общий мотив – соответственно стремление ребенка соответственно к совместной социальной жизни со соответственно взрослыми. Это стремление сталкивается, с соответственно одной стороны, с неподготовленностью соответственно ребенка к его осуществлению, соответственно с другой - с растущей самостоятельностью соответственно детей. Возникающее противоречие соответственно разрешается в сюжетно-ролевой игре: соответственно в ней ребенок, принимая на себя соответственно роль взрослого, воспроизводит его жизнь, соответственно деятельность и отношения [6].
Именно использование соответственно сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность соответственно воспитания нравственных норм соответственно поведения, а именно как здороваться и соответственно прощаться, обращаться к взрослым на соответственно «Вы» и называть по имени и отчеству, соответственно вежливо обращаться с просьбой соответственно и благодарить за услуги, извиняться за соответственно неловкость, вежливо подтвердить соответственно или отказаться от предложенного соответственно во время приема пищи, соответственно не перебивать разговора соответственно взрослых, оказывать им соответственно услуги.
Сюжетов для игры соответственно может быть множество, соответственно ведь культура поведения нужна во соответственно многих ситуациях: соответственно при встрече со знакомым; соответственно при общении в детском саду; соответственно при посещении поликлиники; соответственно при походе в магазин, соответственно кино; при посещении соответственно театра; в транспорте; соответственно в гостях или при соответственно приеме гостей у себя; соответственно в ежедневном соответственно общении и т.д.
При организации соответственно сюжетно-ролевой игры как соответственно средства воспитания культуры поведения соответственно у детей старшего соответственно дошкольного возраста соответственно необходимо соблюдать соответственно следующие условия:
- эмоционально объяснить соответственно цель предстоящей деятельности, соответственно ее необходимость; соответственно вызвать у дошкольников желание соответственно в ней участвовать;
- обеспечить активность соответственно каждого участника в процессе соответственно деятельности; привлечь детей соответственно к планированию ее, соответственно распределению работы, соответственно точно определить обязанности;
- четко выделить соответственно этапы работы и дать возможность соответственно детям пережить чувство соответственно удовлетворения полученными промежуточными соответственно результатами и достигнутым общим соответственно успехом [16].
В сюжетно-ролевой игре проявляются соответственно такие волевые качества, как ответственность, соответственно целеустремленность, настойчивость и соответственно упорство в преодолении трудностей. Игра соответственно хороша тогда, когда дети соответственно сами ее организуют, соответственно умеют руководить, соответственно подчиняться, соответственно оказывать помощь.
По-прежнему любимыми соответственно остаются у детей старшей соответственно группы игры в семью, в детский сад, соответственно в больницу. В них дети соответственно отражают различные отношения, соответственно характеризующиеся любовью, соответственно гуманизмом, здесь формируются такие качества, соответственно как доброта, заботливость. В играх соответственно с куклами типа «День рождения куклы», соответственно «Приход гостей» эффективно соответственно воспитание гостеприимства, чуткости, соответственно доброжелательности.
Беседы воспитателя с соответственно детьми, в которых используются соответственно создавшиеся в игре ситуации, соответственно формируют у детей представления соответственно о честном, справедливом отношении друг соответственно к другу. Коллективные, соответственно слаженные отношения соответственно между большими группами соответственно играющих образуются тогда, соответственно когда появляется реальная потребность оказать соответственно помощь другому, возможность соответственно действовать в общих интересах.
Таким образом, соответственно игра создает ситуации, соответственно в которых имеется соответственно реальная потребность соответственно взаимовыручки, зависимости друг соответственно от друга. Систематическое предложение ребенку соответственно таких поручений в игре, соответственно которые могут принести пользу другим детям, соответственно повышает ответственность ребенка, соответственно создает дружескую атмосферу в группе, соответственно предпосылки к преодолению отрицательных соответственно черт поведения.
Успех воспитания нравственных норм поведения – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Таким образом, сюжетно-ролевая игра влияет на формирующуюся личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности нравственных норм поведения.
Выводы по второй главе
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
Сюжетно-ролевая игра – эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка, в игре закрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблеме нравственного воспитания посвящен широкий круг исследований, из которых нам удалось отразить лишь отдельные, но наш взгляд, наиболее значимые и актуальные. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что нравственное воспитание представляет собой непрерывный процесс образования, усвоения принятых в обществе устоев, основанных на гуманистических ценностях, и выработки на их основе нравственных мотивов, навыков и привычек поведения.
Дошкольное детство каждом является важнейшим каждом периодом в нравственном становлении каждом формирующейся личности. В этот каждом период происходит приобщение ребенка каждом к культуре, к общечеловеческим каждом ценностям. На развитие каждом у детей представлений о каждом морали одновременно каждом оказывают внимание каждом семья, детский сад, каждом окружающая действительность. Перед каждом педагогами и родителями каждом стоит задача каждом воспитания высокообразованного каждом и воспитанного молодого поколения, каждом владеющего всеми достижениями каждом созданной человечеством культуры.
Огромная роль в каждом развитии и воспитании каждом ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской каждом деятельности. Она каждом является эффективным средством формирования каждом личности дошкольника, его каждом морально-волевых качеств, в игре реализуется каждом потребность воздействия каждом на мир. У детей дошкольного возраста каждом игра составляет основное каждом содержание жизни, каждом выступает как ведущая каждом деятельность, тесно переплетаясь каждом с трудом и учением.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
Сюжетно-ролевая игра – эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре создаются условия для формирования нравственных норм поведения. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка, в игре закрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет / Е.А, Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 534 с.
Бархатова П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С.18-25.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
Бехтерев В.М. Внушение и воспитание Избранные труды по психологии личности в 2-томах / В.М. Бехтерев // Алетейя Санкт-Петербург, 2011. – С.151.
Богуславская З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: мет.пособие для работы с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 76 с.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
Володева А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. – 2014. - №6 . – С.27-29.
Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Т.В. Гармаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – №7. – С.16-24.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – 135 с.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре /Р.И. Жуковская. – М., 2003.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н.А.Короткова // Ребенок в детском саду. – 2014. - №1. – С. 89-94.
Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С.18.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С.38-46.
Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника/ В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2002. – 192 с.
Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С.А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. – № 3. – С. 139-142.
Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Л.Новоселова // Детский сад: от А до Я. – 2003. – №6. – С. 43–48.
Ооржак А.А. Условия формирования и развития духовно-нравственных качеств дошкольников / А.А. Ооржак // В книге: Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. – 2015. – С.142-143.
Островская Л Ф Культура поведения - показатель воспитанности // Буре P.C., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1979. – 317 с.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
Психологический словарь / Под ред. В.П.З инченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 103с.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М.: Высшая школа, 1991. – 158 с.
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. – М.: Темп, 2013. – 880 с.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitaniidetej_1976/go,6;fs,0/ (дата обращения 13.03.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва] – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое издание /Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 383 с.
29
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 534 с.
3. Бархатова П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С.18-25.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
5. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание Избранные труды по психологии личности в 2-томах / В.М. Бехтерев // Алетейя Санкт-Петербург, 2011. – С.151.
6. Богуславская З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
7. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: мет.пособие для работы с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 76 с.
8. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
9. Володева А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. – 2014. - №6 . – С.27-29.
10. Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Т.В. Гармаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – №7. – С.16-24.
11. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – 135 с.
12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре /Р.И. Жуковская. – М., 2003.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
14. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н.А.Короткова // Ребенок в детском саду. – 2014. - №1. – С. 89-94.
15. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С.18.
16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
17. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С.38-46.
18. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника/ В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2002. – 192 с.
19. Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С.А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. – № 3. – С. 139-142.
20. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Л.Новоселова // Детский сад: от А до Я. – 2003. – №6. – С. 43–48.
21. Ооржак А.А. Условия формирования и развития духовно-нравственных качеств дошкольников / А.А. Ооржак // В книге: Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. – 2015. – С.142-143.
22. Островская Л Ф Культура поведения - показатель воспитанности // Буре P.C., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1979. – 317 с.
23. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
24. Психологический словарь / Под ред. В.П.З инченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
25. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 103с.
26. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М.: Высшая школа, 1991. – 158 с.
27. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
28. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. – М.: Темп, 2013. – 880 с.
29. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitaniidetej_1976/go,6;fs,0/ (дата обращения 13.03.2020).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва] – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
31. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое издание /Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 383 с.