Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Понятие и сущность народовластия 5
1.1.Народовластие как один из видов власти 5
1.2. Закрепление народовластия как основы политической жизни в Конституции 1993 г. 6
1.3.Механизм осуществления народовластия 8
1.4.Основные институты народовластия 10
2.Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации 13
2.1.Непосредственное народовластие 13
2.2.Представительная форма осуществления власти 15
2.3. Контроль и участие граждан в управлении делами государства 19
3. Непосредственная демократия и ее формы 23
3.1. Свободные выборы 23
3.2. Референдум 25
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Отличительной особенностью референдума Российской Федерации является то, что его проводят по самым важным государственным вопросам. Механизм проведения Всероссийского референдума определяется ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Запрещается проведение общероссийского референдума при введении чрезвычайного либо военного положения на всей территории России на весь период подобного положения, а также в течение трех месяцев с момента отмены соответствующего положения.Право участвовать в российском референдуме принадлежит каждому гражданину РФ. Никого нельзя лишить данного права. Не вправе принимать участие в референдуме РФ лишь граждане, которые были признаны по решению суда недееспособными либо те, по отношению к которым вступил в силу судебный приговор с наказанием в виде лишения свободы. Право принимать участие в референдуме формируется с момента достижения гражданином восемнадцатилетнего возраста. Голосование на российском референдуме осуществляется гражданами лично. Воздействие на участников референдума, а также контроль за их волеизъявлением, является недопустимым.В статье 32 и 130 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане РФ имеют право принимать участие в референдуме, также в данных статьях определяются конституционные гражданские права по участию в управлении государственными делами и осуществлении местного самоуправления.В соответствие со ст. 5 Федерального конституционного закона «О референдуме РФ» гражданин РФ, которые достиг восемнадцатилетнего возраста, вправе участвовать в голосовании на референдуме, принимать участие в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в других законных действиях, связанных с подготовкой и проведением референдума в порядке, установленном законом.Гражданин РФ, который был признан судом недееспособным либо содержащийся в местах лишения свободы на основании судебного приговора, не вправе принимать участие в референдуме.Согласно статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, который достиг восемнадцатилетнего возраста, вправе голосовать на референдуме Российской Федерации, субъекта РФ, а также местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который ко дню проведения голосования достигнет восемнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать в установленных законом и проводимых законными способами иных действиях, связанных с подготовкой и проведением референдума. Инициатива проведения референдума находится в руках не менее двух миллионов граждан РФ, которые вправе принимать участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ либо в комплексе за пределами территории РФ располагается место жительства не более пятидесяти тысяч из них.Однако, эта инициатива не подлежит выдвижению во время избирательной кампании, которая проводится в одно и то же время по всей территории РФ на основании решения специально уполномоченного федерального органа, а также в том случае, если проведение референдума приходится на последний год осуществление полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ. Об этом говорится в статье 14 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».В ст. 15 Федерального конституционного закона «О референдуме РФ» определен механизм практической реализации инициативы проведения референдума, который принадлежит гражданам РФ. В соответствие с этой статьей участники референдума создают инициативную группу по вопросам проведения референдума.Инициативную группу имеет право создать гражданин либо группа граждан РФ, которые вправе принимать участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта РФ, местного референдума может объединение избирателей, другое общественное объединение, устав которого устанавливает участие в выборах либо референдуме и которое было зарегистрировано в порядке, установленном федеральным законодательством, на высоком уровню, который соответствует уровню референдума не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по вопросам проведения референдума.В данном случае руководящий орган данного объединения избирателей, другого общественного объединения или руководящий орган его отделения по региону либо другого структурного подразделения вне зависимости от его численности является инициативной группой по проведению референдума.Инициативная группа по вопросам проведения референдума должна состоять из подгрупп по региону, которые создаются более чем в половине субъектов РФ. В каждую подгруппу по региону по вопросам проведения референдума, место жительства которых располагается на территории того субъекта РФ, где создана подгруппа по региону.Что касается практической реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума, то каждый из граждан РФ либо группа граждан, которые имеют право принимать участие в соответствующем референдуме, могут образовать инициативную группу по вопросам проведения референдума в количестве не менее двадцати человек, которые вправе принимать участие в референдуме, для того, чтобы выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта РФ и не менее десяти человек – для того, чтобы выдвинуть инициативу проведения референдума на местах.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что народовластие есть выражение демократизма Российской Федерации как конституционной характеристики государства.Демократизм государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия. Демократическое государство обязано создавать необходимые правовые механизмы для реализации народовластия. Несмотря на это, народовластие не является единственным элементом сущностного содержания демократии, это всего лишь одна из частей сложной системы, составляющие которой находятся в постоянном взаимодействии.Что касается либерализма, то он провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Либерализм — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества.В зависимости от формы волеизъявления народа различается представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ, - являются референдум и свободные выборы».Значение выборов заключается в том, что они выступают средством выражения политической воли народа, способом формирования органов публичной власти (государственной и муниципальной), основой суверенной государственности. Выборы стали необходимым элементом гражданского общества, атрибутом современной государственности, одним из способов обеспечения единства государственной власти, а также сохранения ее демократического характера.Представительными органами являются Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.К сожалению, органы публичной власти и должностные лица забывают о главной цели их создания, государственная власть расценивается ими как способ удовлетворения личных потребностей, а не служение народу, обеспечение прав и свобод человека, признанных высшей ценностью. Народ определяет, в каких формах и каким способом будет осуществляться эта власть. Кроме того, он осуществляет контроль за деятельностью органов публичной власти. Такое представление о государственной власти является идеалом, целью развития государства. В практике мы видим недоверие народа власти, коррупционную составляющую решения государственных вопросов и полное отсутствие диалога между властью и народом, что приводит к дискриминации государственных институтов. Народ, к сожалению, не чувствует реализации основ конституционного строя, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью, что Россия — социальное государство.Построение сильного государства возможно только на основе народного суверенитета, в условиях полного доверия власти и народа друг другу. Для этого необходимо создание условий социального партнерства государства и народа, когда народ и государство рассматриваются не как две противоположные стороны н борьбы за выживание, а как партнеры, стремящиеся к стабильности и взаимной поддержке.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) О референдуме Российской Федерации // Российская газета, N 137-д, 30.06.20043. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // Российская газета, N 202, 08.10.20034. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.19995. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Российская газета, N 131, 23.06.20046. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) Об общественных объединениях // Российская газета, N 100, 25.05.1995.7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 30.04.2021) О политических партиях // Российская газета, N 133, 14.07.20018. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) Об основах общественного контроля в Российской Федерации // Российская газета, N 163, 23.07.2014Научная и учебная литература:1.Ахъядов Э., Ахъядов Э. Институт народовластия в России: сущность и особенности // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 2. - С. 116-118.2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ 13-е изд., изм. и доп. -М: Норма: ИНФРА-М, 2018. – С. -237-2383.Гарькавченко О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории // Журнал «Государственное управление. Электронный вестник».-Выпуск № 35 / 2018. – С. 109-1104. Гончарова А.А. Общественный контроль и участие граждан в управлении делами государства: проблемы соотношения // Журнал «Закон и право». - 2017. - С. 154-156.5. Ильясов Д.Ф. О сущности народовластия //Вестник современных исследований. - 2018. - № 8.3 (23). - С. 190-191.6. Комарова В.В. Идеи народовластия // Журнал «Lexrussica». - 2016. - № 3 (112). - С. 69-72.7. Конституционное право России: учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.8. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для вузов / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко; под общей редакций И. А. Умновой . – М. Юрайт. – 2020. -439с.9. Кочев В.А., Ромашов П.А. Конституционно-правовая природа института референдума // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - № 45. - С. 386-38810. Меньшов, В. Л. Конституционное право России : учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 206 с.11. Нефедов К.В. Референдум как форма непосредственного осуществления народовластия: понятие, виды // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 3. - С. 108-115.12. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 531 с.13. Обухова А.Д. Обеспечение права граждан на участие в управлении делами государства // Журнал «Аллея науки». - 2019. - Т. 2. - № 6 (33). - С. 517-527.14. Орлова И.В., Рогачев С.В. Формирование механизмов саморегуляции и становление системы народовластия в современной России // Журнал «Социально-политические науки». - 2019. - № 2. - С. 10-14.15. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный / Г. Д. Садовникова. – 11-е изд., испр. и доп. – М.:Юрайт. – 2020. – 212с.16. Саидахмедова Г.Р. Выборы как важнейшая форма народовластия // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 3 (293). - С. 271-274.17. Сафронова М.Д., Марков П.Н. Выборы как элемент народовластия в Российской Федерации // Журнал «Colloquium-journal». - 2018. - № 11-10 (22). - С. 51-53.18.Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с.19. Стрельников С.А. Институт референдума в России: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы конституционного и международного права». - 2018. - С. 186-190.20.Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2017. – С. 131-133
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) О референдуме Российской Федерации // Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // Российская газета, N 202, 08.10.2003
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.1999
5. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Российская газета, N 131, 23.06.2004
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) Об общественных объединениях // Российская газета, N 100, 25.05.1995.
7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 30.04.2021) О политических партиях // Российская газета, N 133, 14.07.2001
8. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) Об основах общественного контроля в Российской Федерации // Российская газета, N 163, 23.07.2014
Научная и учебная литература:
1. Ахъядов Э., Ахъядов Э. Институт народовластия в России: сущность и особенности // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 2. - С. 116-118.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ 13-е изд., изм. и доп. -М: Норма: ИНФРА-М, 2018. – С. -237-238
3. Гарькавченко О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории // Журнал «Государственное управление. Электронный вестник».-Выпуск № 35 / 2018. – С. 109-110
4. Гончарова А.А. Общественный контроль и участие граждан в управлении делами государства: проблемы соотношения // Журнал «Закон и право». - 2017. - С. 154-156.
5. Ильясов Д.Ф. О сущности народовластия //Вестник современных исследований. - 2018. - № 8.3 (23). - С. 190-191.
6. Комарова В.В. Идеи народовластия // Журнал «Lex russica». - 2016. - № 3 (112). - С. 69-72.
7. Конституционное право России: учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.
8. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для вузов / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко; под общей редакций И. А. Умновой . – М. Юрайт. – 2020. -439с.
9. Кочев В.А., Ромашов П.А. Конституционно-правовая природа института референдума // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - № 45. - С. 386-388
10. Меньшов, В. Л. Конституционное право России : учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 206 с.
11. Нефедов К.В. Референдум как форма непосредственного осуществления народовластия: понятие, виды // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 3. - С. 108-115.
12. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 531 с.
13. Обухова А.Д. Обеспечение права граждан на участие в управлении делами государства // Журнал «Аллея науки». - 2019. - Т. 2. - № 6 (33). - С. 517-527.
14. Орлова И.В., Рогачев С.В. Формирование механизмов саморегуляции и становление системы народовластия в современной России // Журнал «Социально-политические науки». - 2019. - № 2. - С. 10-14.
15. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный / Г. Д. Садовникова. – 11-е изд., испр. и доп. – М.:Юрайт. – 2020. – 212с.
16. Саидахмедова Г.Р. Выборы как важнейшая форма народовластия // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 3 (293). - С. 271-274.
17. Сафронова М.Д., Марков П.Н. Выборы как элемент народовластия в Российской Федерации // Журнал «Colloquium-journal». - 2018. - № 11-10 (22). - С. 51-53.
18. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с.
19. Стрельников С.А. Институт референдума в России: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы конституционного и международного права». - 2018. - С. 186-190.
20. Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2017. – С. 131-133
Вопрос-ответ:
Какие основные институты народовластия существуют в России?
Основные институты народовластия в России - это избирательные органы, которые позволяют народу непосредственно участвовать в выборе своих представителей. Также существуют различные формы общественного контроля, такие, как референдумы и петиции. Эти институты обеспечивают участие граждан в принятии важных политических решений.
Какой механизм осуществления народовластия в России?
В России народовластие осуществляется через выборы. Граждане России имеют право свободно выбирать и быть избранными на различные должности. Власть народа в России передается через осуществление выборов на различные уровни - от муниципальных до федеральных. Граждане также имеют право участвовать в референдумах для решения важных вопросов, касающихся государственной политики или изменений в Конституции.
Какие конституционные формы осуществления власти народа существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют две конституционные формы осуществления власти народа: непосредственное народовластие и представительная форма. Непосредственное народовластие означает прямое участие граждан в принятии политических решений, таких как выборы и референдумы. Представительная форма осуществления власти предусматривает выбор и назначение представителей, которые действуют от имени народа и принимают решения от его имени.
Что такое народовластие и почему оно является основой политической жизни в России?
Народовластие - это принцип, согласно которому власть принадлежит народу. В России народовластие является основой политической жизни, так как именно граждане России имеют право свободно выбирать своих представителей и участвовать в принятии важных политических решений. Народовластие обеспечивает гражданам активное участие в политической жизни страны и контроль над деятельностью государственных органов власти.
Что такое народовластие?
Народовластие – это один из видов власти, при котором народ сам участвует в принятии решений и корректировке политической жизни государства.
Как народовластие закреплено в Конституции РФ?
Народовластие в качестве основы политической жизни в Российской Федерации закреплено в Конституции 1993 года.
Как осуществляется народовластие в России?
Механизм осуществления народовластия в Российской Федерации включает непосредственное народовластие и представительную форму осуществления власти.
Какие институты народовластия существуют в России?
Основными институтами народовластия в России являются президент, правительство, парламент, судебная система и другие органы государственной власти.
Какие конституционные формы осуществления власти народа существуют в России?
В Российской Федерации существуют непосредственное народовластие, когда народ принимает решения напрямую, и представительная форма осуществления власти, когда народ выбирает представителей, которые принимают решения от его имени.
Какую роль играет народовластие в политической жизни Российской Федерации?
Народовластие является одной из основ политической жизни в Российской Федерации. Оно закреплено в Конституции 1993 года и определяет, что власть исходит от народа и осуществляется им.
Каким образом осуществляется народовластие в Российской Федерации?
Механизм осуществления народовластия включает в себя различные институты и формы. В России существуют как непосредственное народовластие, при котором граждане могут выражать свою волю напрямую, так и представительная форма, когда народ выражает свою волю через выборы представителей в органы власти.
Какие институты народовластия существуют в Российской Федерации?
Основными институтами народовластия в России являются конституционные органы государственной власти, такие как президент, парламент и суд. Они отражают волю народа и выполняют свои конституционные функции на основе демократических принципов.