Круг лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 31.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-правовые основы обязательного медицинского страхования в России 5
1.1. Обязательное медицинское страхование в структуре социальных прав и социального обеспечения России 5
1.2. Понятие и правовые основы обязательного медицинского страхования 8
1.3. Институциональная основа обязательного медицинского страхования 13
2. Категории граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию в России 18
2.1. Характеристика круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию 18
2.2. Динамика показателей обязательного медицинского страхования 22
2.3. Основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в отношении различных категорий граждан 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время, в России острой проблемой является сильная угроза разрыва всякой связи между лечением и профилактикой заболеваний. Возникает ситуация, когда вся программа заинтересована в росте числа больных, а не здоровых людей, в свою очередь, качество медицинских услуг определяется не достигнутыми результатами, а дороговизной применения новых технологий
При попытке совершенствования системы внебюджетных фондов Российской Федерации следует учитывать экономические и политические факторы, поскольку возможно улучшение одних отраслей и может привести к ухудшению других. Исходя из концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, можно рассмотреть варианты совершенствования пенсионного обеспечения, развития демографической политики страны, системы здравоохранения.
Можно предположить, что в случае решения выявленных проблем система социального страхования может быть усовершенствована, а организация финансовой деятельности внебюджетных фондов может стать более стабильной. Приоритетными направлениями концепции являются:
сохранение и укрепление здоровья граждан,
снижение уровня социально значимых заболеваний,
развитие системы поддержки семей в воспитании и рождении детей.
В настоящее время наиболее востребованными направлениями совершенствования российской системы управления системы обязательного медицинского страхования являются:
реформирование системы управления отраслью с целью ее гармонизации с создаваемой системой здравоохранения (или, по крайней мере, с ее прототипом);
совершенствование инструментов, отражающих условия социально-экономического развития страны и отдельных регионов с точки зрения социальной направленности и социальной справедливости в здравоохранении;
обновление структурных, организационно-методических и мотивационных механизмов, повышающих уровень поддержки научных исследований и разработок, а также степень адаптации мирового опыта в системе здравоохранения;
разработка инструментов управления (в том числе на уровне правового и нормативного обеспечения), обеспечивающих эффективную (и зачастую определяющую жизнь) передачу решений и проектов в процессе вертикальных и горизонтальных перемещений в системе управления здравоохранением.
Таким образом, по мере роста благосостояния населения РФ и повышения стимулирующей стоимости финансирования, составляющего внебюджетные фонды, эти средства будут укрепляться в страховой среде. Поэтому можно сделать вывод, что деятельность в области ОМС, во многом эффективна. В РФ система ОМС основана правильно, но сами функции регулятора, организатора и плательщика, находятся близко друг другу. На всех уровнях государство совмещает в себе очень огромное количество функций, как регулятор рынка, собственник крупнейшей сети медицинских организаций, заказчик медицинских услуг в обязательном медицинском страховании. Это обуславливает проблему управления.
Основным недостатком всей страховой медицинской системы в России является то, что ни программа обязательного медицинского страхования, ни программа дополнительного медицинского страхования не могут обеспечить гражданина необходимыми средствами при возникновении серьезного заболевания. Программа обязательного медицинского страхования не работает с подобными рисками из-за того, что для этого не хватает финансовых ресурсов.
Необходимо совершенствование управления финансовыми потоками с активной интеграцией методов управления, основанных не на перераспределении выделяемых ресурсов, а на достижении целей с минимизацией законных и практически обоснованных затрат и эффективным использованием имеющихся средств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инструменты, используемые в России для достижения базовой защиты граждан, в области социальных прав основаны на национальной стратегии социальной политики – что обуславливается высокой ролью Конституции Российской Федерации как гаранта не только социальных прав, но и их защиты посредством различных институтов. Система государственного страхования является неотъемлемой частью любого государства.
ОМС является государственным социальным страхованием, что гарантируется Конституцией Российской Федерации и право на ОМС устанавливается в ряде законов, ключевое значение среди которых имеет Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Система ОМС создана для обеспечения граждан правом на бесплатное медицинское обслуживание. Данный вид страхования позволяет гражданам России получать бесплатную медицинскую помощь и бесплатные лекарственные средства на равноправной основе, за счет финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении фонда обязательного медицинского страхования.
ФОМС является внебюджетным фондам, который по классификации относится к государственным социальным целевым фондам. Деятельность ФОМС направлена на аккумулирование финансовых средств для оказания медицинской помощи гражданам на бесплатной основе. ФОМС осуществляет обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС.
Законодательством устанавливается круг лиц, которые подлежат ОМС, к таковым относятся как граждане Российской Федерации, так и субъекты иностранных государств: беженцы, иностранные граждане которые как постоянно, так и временно проживают на территории РФ, лица без гражданства, а также иностранные граждане по договору с ЕАЭС.
ФОМС аккумулирует финансовые ресурсы для обеспечения финансовой стабильности всей системы обязательного медицинского страхования, а также несет расходы по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ. В 2019 г. ОМС охвачено было 146, 3 млн. чел.
По мере роста благосостояния населения РФ и повышения стимулирующей стоимости финансирования, составляющего внебюджетные фонды, эти средства будут укрепляться в страховой среде. Поэтому можно сделать вывод, что деятельность в области ОМС, во многом эффективна. В РФ система ОМС основана правильно, но сами функции регулятора, организатора и плательщика, находятся близко друг другу. На всех уровнях государство совмещает в себе очень огромное количество функций, как регулятор рынка, собственник крупнейшей сети медицинских организаций, заказчик медицинских услуг в обязательном медицинском страховании. Это обуславливает проблему управления. Основным недостатком всей страховой медицинской системы в России является то, что ни программа обязательного медицинского страхования, ни программа дополнительного медицинского страхования не могут обеспечить гражданина необходимыми средствами при возникновении серьезного заболевания. Программа обязательного медицинского страхования не работает с подобными рисками из-за того, что для этого не хватает финансовых ресурсов.
Необходимо совершенствование управления финансовыми потоками с активной интеграцией методов управления, основанных не на перераспределении выделяемых ресурсов, а на достижении целей с минимизацией законных и практически обоснованных затрат и эффективным использованием имеющихся средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.
Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. ст. 4029.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Парламентская газета. № 144. 31.07.2002.
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2010. № 49. ст. 6422.
Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.

Научная литература

Беккер П.Р. Обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование в России, проблемы и перспективы //В сборнике: Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвященной 20-летию экономического образования в ННГАСУ. 2015. С. 29-32.
Газоян С.Г. Проблемы медицинского страхования в России // Инновации. Наука и образование 2021. № 28.С. 1327-1331.
Дугар-Жабон Р.С. Социальное страхование в России и зарубежных странах // Вестник Ангарского государственного технического университета 2019. № 13. С. 231-234.
Жижневская В.И. Система менеджмента качества в здравоохранении //Молодой исследователь Дона. 2020 № 2 (23). С. 90-95.
Журкина Н. С. Внебюджетные фонды институциональный подход //Журнал: Финансы и кредит 2013. № 2. С. 75-78.
Канева С.Ю. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 72-73.
Китко М.С. О понятии права социального обеспечения // Эпомен. 2021. № 56. С. 218-221.
Маркова Н.А., Крайнова И.С. Социальное страхование в России: проблемы и решения // Великие реки 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С.163-165.
Ржевская М.А., Симакина А.А. Особенности бюджетного учета в государственных внебюджетных фондах // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 1 (80). С. 101-105.
Рублев А.Г. Гарантии соблюдения социальных прав человека и их защиты // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 1 (38). С. 140-145.
Слободчикова И.В., Эвиев Э.В., Кичикова Б.Ч., Эвиева А.В. Реализация государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 167-170.
Шашкина Т.В., Лабзин А.В. Анализ доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования самарской области за 2018-2020 гг. // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 11 (32). С. 52-55.
Электронные ресурсы

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 25.11.2021)
Система ОМС в РФ. URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/(дата обращения 28.11.2021)
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru/(дата обращения 25.11.2021)


См.: Рублев А.Г. Гарантии соблюдения социальных прав человека и их защиты // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 1 (38). С. 140.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.
См.: Китко М.С. О понятии права социального обеспечения // Эпомен. 2021. № 56. С. 218.
Маркова Н.А., Крайнова И.С. Социальное страхование в России: проблемы и решения // Великие реки 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С. 163.
Слободчикова И.В., Эвиев Э.В., Кичикова Б.Ч., Эвиева А.В. Реализация государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 167.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета 1993. 25 декабря.
Дугар-Жабон Р.С. Социальное страхование в России и зарубежных странах // Вестник Ангарского государственного технического университета 2019. № 13. С.231.
Беккер П.Р. Обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование в России, проблемы и перспективы //В сборнике: Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвященной 20-летию экономического образования в ННГАСУ. 2015. С. 29.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru/(дата обращения 25.11.2021)
Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.
Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2010. № 49. ст. 6422.
Составлено по данным: Шашкина Т.В., Лабзин А.В. Анализ доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования самарской области за 2018-2020 гг. // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 11 (32). С. 52.
Журкина Н. С. Внебюджетные фонды институциональный подход //Журнал: Финансы и кредит 2013. № 2. С. 76.
Ржевская М.А., Симакина А.А. особенности бюджетного учета в государственных внебюджетных фондах // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 1 (80). С. 101.
Жижневская В.И. Система менеджмента качества в здравоохранении //Молодой исследователь Дона. 2020 № 2 (23). С. 90.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// СЗ РФ 2011. № 48. Ст.69.
Канева С.Ю. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 72.
Приложение 1
Примечание: Страховой номер индивидуального лицевого счёта
Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. ст. 4029.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Парламентская газета. № 144. 31.07.2002.
Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 25.11.2021)

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 25.11.2021)

Система ОМС в РФ. URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/(дата обращения 28.11.2021)
Там же.
Газоян С.Г. Проблемы медицинского страхования в России // Инновации. Наука и образование 2021. № 28. С. 1327.









24




Лист1
Диаграмма1
Ряд 1
Ряд 2
Ряд 3

Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
2017.00
1655.00
2018.00
1988.50
2019.00
2186.70
Ряд 1
2017.00
2018.00
2019.00
1655.00
1988.50
2186.70
Лист1
Диаграмма1
Ряд 1
Ряд 2
Ряд 3

Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
2017.00
1737.20
2018.00
1895.90
2019.00
2124.00
Ряд 1
2017.00
2018.00
2019.00
1737.20
1895.90
2124.00


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. ст. 4029.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Парламентская газета. № 144. 31.07.2002.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2010. № 49. ст. 6422.
5. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.

Научная литература

6. Беккер П.Р. Обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование в России, проблемы и перспективы //В сборнике: Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвященной 20-летию экономического образования в ННГАСУ. 2015. С. 29-32.
7. Газоян С.Г. Проблемы медицинского страхования в России // Инновации. Наука и образование 2021. № 28.С. 1327-1331.
8. Дугар-Жабон Р.С. Социальное страхование в России и зарубежных странах // Вестник Ангарского государственного технического университета 2019. № 13. С. 231-234.
9. Жижневская В.И. Система менеджмента качества в здравоохранении //Молодой исследователь Дона. 2020 № 2 (23). С. 90-95.
10. Журкина Н. С. Внебюджетные фонды институциональный подход //Журнал: Финансы и кредит 2013. № 2. С. 75-78.
11. Канева С.Ю. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 72-73.
12. Китко М.С. О понятии права социального обеспечения // Эпомен. 2021. № 56. С. 218-221.
13. Маркова Н.А., Крайнова И.С. Социальное страхование в России: проблемы и решения // Великие реки 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С.163-165.
14. Ржевская М.А., Симакина А.А. Особенности бюджетного учета в государственных внебюджетных фондах // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 1 (80). С. 101-105.
15. Рублев А.Г. Гарантии соблюдения социальных прав человека и их защиты // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 1 (38). С. 140-145.
16. Слободчикова И.В., Эвиев Э.В., Кичикова Б.Ч., Эвиева А.В. Реализация государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 167-170.
17. Шашкина Т.В., Лабзин А.В. Анализ доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования самарской области за 2018-2020 гг. // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 11 (32). С. 52-55.
Электронные ресурсы

18. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 25.11.2021)
19. Система ОМС в РФ. URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/(дата обращения 28.11.2021)
20. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru/(дата обращения 25.11.2021)

Вопрос-ответ:

Кто подлежит обязательному медицинскому страхованию в России?

В России обязательное медицинское страхование обязательно для всех граждан, включая работников, студентов, пенсионеров и безработных. Также оно распространяется на их супругов и детей, если они не достигли совершеннолетия или не имеют собственного заработка.

На каких основаниях обязательное медицинское страхование осуществляется в России?

Обязательное медицинское страхование в России осуществляется на законодательном уровне. Оно базируется на Федеральном законе "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который устанавливает правила и основные принципы этой системы.

Кому необходимо оформление обязательного медицинского страхования?

Обязательное медицинское страхование необходимо оформлять всем гражданам России, независимо от их пола, возраста или социального статуса. Это включает в себя работников, студентов, пенсионеров, безработных, а также их супругов и несовершеннолетних детей.

Является ли обязательное медицинское страхование одним из социальных прав граждан России?

Да, обязательное медицинское страхование является одним из социальных прав граждан России. Оно обеспечивает доступ населения к медицинским услугам и позволяет предотвращать финансовую нагрузку на граждан в случае возникновения необходимости в медицинской помощи.

Кто еще может быть застрахован по обязательному медицинскому страхованию в России?

Помимо граждан России, обязательное медицинское страхование может быть распространено на иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, а также на беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий лиц, указанных в законодательстве.

Какие категории граждан подлежат обязательному медицинскому страхованию в России?

В России обязательному медицинскому страхованию подлежат различные категории граждан, включая работающих и безработных, пенсионеров, студентов, детей и других. Все трудоспособные граждане обязаны иметь медицинскую страховку, которая обеспечивает им доступ к медицинским услугам.

Какие предусмотрены категории граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию?

Некоторые категории граждан освобождаются от обязательного медицинского страхования, например, лица, не достигшие трудоспособного возраста, военнослужащие, некоторые категории инвалидов и беженцы. Однако, даже у этих граждан может быть возможность получить медицинское обслуживание за счет государства или по добровольной медицинской страховке.

Какие основы лежат в основе обязательного медицинского страхования в России?

Обязательное медицинское страхование в России основывается на конституционных принципах социальной защиты и права на медицинское обслуживание. Законы Российской Федерации устанавливают правовые основы для организации и функционирования обязательного медицинского страхования, а также определяют права и обязанности страхователей и застрахованных лиц.

Какие институциональные основы есть для обязательного медицинского страхования?

Для обязательного медицинского страхования в России существует специальная система страховых медицинских организаций, которые осуществляют страхование, контроль за качеством медицинской помощи и распределение средств. Также существуют государственные органы и учреждения, ответственные за регулирование и контроль за исполнением законов в области обязательного медицинского страхования.

Какие основы лежат в основе обязательного медицинского страхования в России?

Основами обязательного медицинского страхования в России являются теоретико-правовые основы, понятие и правовые основы, а также институциональная основа. Первая основа обусловлена положениями права и содержит нормативно-правовое регулирование. Вторая основа определяет правовые принципы и цели обязательного медицинского страхования. Третья основа включает в себя организационные, управленческие и экономические элементы системы обязательного медицинского страхования.

Кто подлежит обязательному медицинскому страхованию в России?

В России обязательному медицинскому страхованию подлежат различные категории граждан. В первую очередь, это работники, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая иностранных граждан, находящихся на территории России. Также страхование обязательно для граждан, получающих пенсию или пособие по инвалидности, а также для лиц, находящихся на территории России временно или постоянно. Кроме того, обязательному медицинскому страхованию подлежат дети и подростки до 18 лет, а также женщины в период беременности и роды.