Методологический плюрализм в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 10 10 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Три подхода к истине: методологический монизм, плюрализм и либерализм………………………………………………………………………………………4
Глава 2. Методологический плюрализм………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………..9
Список использованных источников…………………………………………………10

Фрагмент для ознакомления

Речь идет о развитии социологических представлений о нелинейных социальных явлениях и процессах на рубеже XX-XXI веков, они сформировались благодаря мощному импульсу, исходящему от теорий и концепций, сложившихся в естествознании во второй половине XX века.
Работы выдающихся ученых (Дж. Чу, Д. Бом, И. Пригожин, Х. Хакен и многие другие) имели важное значение не только для естествознания, но и для социальных наук, поскольку коренным образом изменили представление о мире, частью которого являются социальные явления [13].
Ориентация социологии на использование естественнонаучных методов, достижения естественных наук позволили ей сформулировать новый взгляд на общество как на беспокойное общество, лишенное предсказуемых изменений [14].
Подводя краткий итог, отмечу, что данный реферат отражает стремление показать важность проблемы плюрализма методологических подходов в научных исследованиях, а также возможности и перспективы, которые сулят их использование при анализе конкретных проблем. Задача исследователей, на мой взгляд, - не упустить такие возможности и не упустить шанс методологического закрепления научных разработок.
Заключение.
С моей точки зрения, методологический плюрализм заслуживает не сожаления как неизбежного зла, а одобрения как важнейшего условия развития науки. Попытка найти какое-либо одно (единственно правильное) определение основывается на убеждении, что можно построить единую теорию ментального, своего рода метатеорию, которая служила бы методологическим руководством для любого частного психологического исследования или психологической практики. Перспективы появления такой теории в ближайшем будущем равны нулю, скорее всего, это вообще невозможно, так как подобных теорий нет даже в гораздо более развитых науках. В любом случае формулировка предмета науки в целом должна быть завершающим звеном в построении единой теории, когда исследовательские и практические задачи уже сформулированы, все основные методы исследования, единицы анализа и объект исследования науки описаны.
Список использованных источников.
1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии [Текст] : Учебное пособие / Э. Л. Боднар, А. М. Вильгельм [и др.]. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 121 с. - (Университеты России). - Internet access. - ISBN 978-5-534-07822-0 : 249.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/6F4EF987-4F64-444E-8B19-7A6BC6E37343 (дата обращения 04.12.2021) - ББК Ю9я73 – Текст электронный.
2. Амбарова П. А. Дисциплинарные и междисциплинарные подходы к определению понятия нелинейности // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2. С. 103–110.
3. Амбарова П. А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей : монография. Екатеринбург, 2015. 252 с.
4. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема // Социол. исслед. 2015. № 5. С. 63–73.
5. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности : монография. Екатеринбург, 2009. 304 с.
6. Методологические основы психологии [Текст] : Учебник / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 490 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Internet access. - ISBN 978-5-9916-3015-3 : 909.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/C58F8051-B32C-4263-8778-548852CFF702 (дата обращения 04.12.2021) - ББК 88.4я73 – Текст электронный.
7. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема // Социол. исслед. 2013. № 2. С. 110–119.
8. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Кроль В.М. - Москва : Абрис, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-4372-0043-8 : Б. ц. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785437200438.html (дата обращения 04.12.2021) - Текст электронный.
9. Развитие психики и сознания [Текст] : Учебное пособие / В. В. Константинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 180 с. - (Высшее образование). - Internet access. - ISBN 978-5-534-09683-5 : 409.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/BC576B3F-8140-4F68-91E2-B485B62C40D8 (дата обращения 04.12.2021) - ББК 88.2я73 – Текст электронный.
10. Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / отв. ред. В. А. Лекторский; Российская Академия Наук, Институт философии. – Москва : Институт философии РАН, 2012. – 182 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444055 (дата обращения: 01.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9540-0232-4. – Текст: электронный.
11. Руткевич М. Н. О диалектике и эклектике в теоретической социологии // Социол. журн. 1996. № 1/2. С. 82–89.
12. Семенова В. В. Социальная динамика поколений. М., 2009. 271 с.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 836 с.
14. Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972
15. Ядов В. А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социол. журн. 1995. № 2. С. 70–72.








5

1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии [Текст] : Учебное пособие / Э. Л. Боднар, А. М. Вильгельм [и др.]. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 121 с. - (Университеты России). - Internet access. - ISBN 978-5-534-07822-0 : 249.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/6F4EF987-4F64-444E-8B19-7A6BC6E37343 (дата обращения 04.12.2021) - ББК Ю9я73 – Текст электронный.
2. Амбарова П. А. Дисциплинарные и междисциплинарные подходы к определению понятия нелинейности // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2. С. 103–110.
3. Амбарова П. А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей : монография. Екатеринбург, 2015. 252 с.
4. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема // Социол. исслед. 2015. № 5. С. 63–73.
5. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности : монография. Екатеринбург, 2009. 304 с.
6. Методологические основы психологии [Текст] : Учебник / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 490 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Internet access. - ISBN 978-5-9916-3015-3 : 909.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/C58F8051-B32C-4263-8778-548852CFF702 (дата обращения 04.12.2021) - ББК 88.4я73 – Текст электронный.
7. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема // Социол. исслед. 2013. № 2. С. 110–119.
8. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Кроль В.М. - Москва : Абрис, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-4372-0043-8 : Б. ц. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785437200438.html (дата обращения 04.12.2021) - Текст электронный.
9. Развитие психики и сознания [Текст] : Учебное пособие / В. В. Константинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 180 с. - (Высшее образование). - Internet access. - ISBN 978-5-534-09683-5 : 409.00 р. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/cover/BC576B3F-8140-4F68-91E2-B485B62C40D8 (дата обращения 04.12.2021) - ББК 88.2я73 – Текст электронный.
10. Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / отв. ред. В. А. Лекторский; Российская Академия Наук, Институт философии. – Москва : Институт философии РАН, 2012. – 182 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444055 (дата обращения: 01.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9540-0232-4. – Текст: электронный.
11. Руткевич М. Н. О диалектике и эклектике в теоретической социологии // Социол. журн. 1996. № 1/2. С. 82–89.
12. Семенова В. В. Социальная динамика поколений. М., 2009. 271 с.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 836 с.
14. Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972
15. Ядов В. А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социол. журн. 1995. № 2. С. 70–72.

Вопрос-ответ:

Что такое методологический плюрализм в психологии?

Методологический плюрализм в психологии означает признание нескольких подходов и методов исследования для понимания и объяснения психологических явлений.

Какие подходы существуют к истине в психологии?

Существуют три основных подхода к истине: методологический монизм, плюрализм и либерализм. Методологический монизм утверждает, что существует только один правильный подход к истине. Плюрализм признает существование множественных истин, которые могут быть достигнуты различными подходами. Либерализм относится к промежуточному подходу, где признается существование разных подходов, но с определенными ограничениями.

Как развились социологические представления о нелинейных социальных явлениях?

Социологические представления о нелинейных социальных явлениях развились на рубеже XX-XXI веков под влиянием мощного импульса исследований. Они стали формироваться и развиваться, основываясь на новых теоретических и практических подходах.

Что означает методологический плюрализм?

Методологический плюрализм означает признание существования нескольких допустимых методов исследования для достижения истины в определенной области знания.

Что подразумевает методологический монизм?

Методологический монизм подразумевает, что существует только один правильный метод исследования, который может привести к истине.

Что такое методологический плюрализм в психологии?

Методологический плюрализм в психологии означает признание и использование нескольких различных методологических подходов при исследовании психологических явлений и процессов.

Какие подходы к истине существуют в психологии?

В психологии существуют три основных подхода к истине: методологический монизм, плюрализм и либерализм. Монизм считает, что существует только один метод истины, плюрализм признает существование различных методов истины, а либерализм позволяет выбирать метод в зависимости от задач и контекста исследования.

Какой подход к истине предпочитается в психологии?

В психологии нет единого предпочтительного подхода к истине. Некоторые исследователи придерживаются методологического монизма, другие предпочитают плюрализм или либерализм. Выбор подхода зависит от конкретной задачи и контекста исследования.

Какую роль играет методологический плюрализм в развитии социологических представлений?

Методологический плюрализм играет важную роль в развитии социологических представлений о нелинейных социальных явлениях и процессах. Он позволяет использовать разные методы и подходы при исследовании сложных социальных явлений и получить более полное представление о них.

Какие источники использовались при написании статьи?

Статья использовала различные источники для подтверждения своих утверждений и аргументации. Полный список использованных источников приведен в конце статьи.