Субъект социально-гуманитарного познания
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 01.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие социально-гуманитарного познания, его особенности и задачи 4
2. Понятие «субъект» социально-гуманитарного познания. 6
Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12
п.;
- выпуск научной периодики;
- реализация межсубъектных связей, которые характеризуются общезначимостью и интерсубъективностью, особенно в условиях развития информационных сетей и технологий.
Структура коллективного субъекта исторически объяснена и эволюционировала от античных лицеев и академий до современных университетов и крупных научных центров и т.п.
Значимой структурной деталью коллективного субъекта (типом) выступают научные школы — организованные и управляемые научные структуры, которые объединены исследовательской программой, научной тематикой, идентичным типом и стилем мышления (единомышленники), возглавляемы крупными учеными. Научные школы не рождаются росчерком пера и требуют больших затрат времени (до 15—20 лет), материальных вложений, организационных и интеллектуальных усилий.
К коллективным субъектам относят и научные сообщества:- национальное сообщество ученых; сообщество всех ученых; сообщество специалистов какой-либо сферы знания; группа исследователей, которая объединена задачами решения любой научной проблемы.
Для коллективного субъекта характерна согласованная оценка итогов познавательной деятельности, общая система идеалов и норм научной деятельности, единый язык, набор интерпретаций.
Так как коллективный субъект целенаправлен на определенную предметную область и оставляет вне поля зрения другие, важной его характеристикой является коммуникация.
Значимым становится междисциплинарное качество коллективного субъекта, подразумевающее объединение ученых различных дисциплин, от чего зависят продуктивность и успешность новых идей и теорий. Междисциплинарность включает в себя механизм «открывания» дисциплин друг для друга, взаимообогащения и взаимодополнения. Для проведения оптимальных исследований члены междисциплинарного коллектива разделяются на проблемные группы [3].
Междисциплинарный коллектив как коллективный субъект познания отличается от научной школы тем, что включает ученых с различной подготовкой и теоретическими интересами и установками. Для научных школ эта ситуация немыслима, потому что они бетонируются общими установками, едиными убеждениями и идеями, это единомышленники, которые группируются вокруг своего лидера — научного руководителя, генератора идей.
На современном этапе развития науки существуют гибридные формы организации деятельности ученых, суть которых — в переключении научных работников с одного типа деятельности на другой.
Заключение
Социально-гуманитарное познание состоит в осознании знаний о законах действий людей как интеллектуальных сущностей, а также исследует те законы, которые они лично устанавливают себе. Специфической особенностью социально-гуманитарного познания является уникальная возможность установить пределы, которые ограничивают один тип познания от другого.
Субъект социально-гуманитарного познания — тот, кто анализирует общественные процессы, улавливает и выражает дух эпохи, ее направленности, отображает цели и интенции времени и существующих поколений, способ обеспечить содержательное приращение социально-гуманитарного знания. В видимом случайном сцеплении событий и действий субъект социально-гуманитарного познания ищет закономерность (хотя это и сложно). Он применяет потенциал проективно-конструктивной функции мышления и предлагает объяснительную модель социального развития либо фрагмента социума.
На базе полученных знаний можно сформировать такие положения к индивидуальному и коллективному субъектам социально-гуманитарного познания:
- всеобщий характер научного труда, гласность научных итогов, их всеобщее достояние;
- объективность научных итогов, их достоверность;
- бескорыстие, обусловленное единой целью науки — поиском истины;
- рефлексивно-критическое отношение к сличным полученным итогам и итогам коллег.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева – М., 2018. – 288 с.
2. Ильинова, Н.А. Социально-гуманитарное знание как залог успешного формирования общества нового типа / Н.А. Ильинова // Власть. – 2013. - №10. – С.114-117
3. Микешина, Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / Л.А. Микешина. – М., 2017. – 314 с.
4. Подопригора, С.Я. Субъект социально-гуманитарного познания / С.Я. Подопригора // Философские науки. – 2017. - №2. – С.100-113
5. Новолодская, Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: учебное пособие / Т.А. Новолодская, В.Н. Садовников. – СПб., 2008. - 314 с.
6. Федотова, В.Г. Социальное знание и социальные изменения / В.Г. Федотова. - М., 2015. – 268 с.
12
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева – М., 2018. – 288 с.
2. Ильинова, Н.А. Социально-гуманитарное знание как залог успешного формирования общества нового типа / Н.А. Ильинова // Власть. – 2013. - №10. – С.114-117
3. Микешина, Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / Л.А. Микешина. – М., 2017. – 314 с.
4. Подопригора, С.Я. Субъект социально-гуманитарного познания / С.Я. Подопригора // Философские науки. – 2017. - №2. – С.100-113
5. Новолодская, Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: учебное пособие / Т.А. Новолодская, В.Н. Садовников. – СПб., 2008. - 314 с.
6. Федотова, В.Г. Социальное знание и социальные изменения / В.Г. Федотова. - М., 2015. – 268 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности и задачи имеет социально гуманитарное познание?
Социально гуманитарное познание имеет свои особенности и задачи. Оно направлено на изучение социальных явлений, культуры, истории и других аспектов человеческого общества. Особенностью социально гуманитарного познания является необходимость учитывать социальные и культурные контексты, а также индивидуальные особенности каждого субъекта. Задачи социально гуманитарного познания заключаются в расширении нашего понимания социальной реальности и поиске способов решения социальных проблем.
Что такое субъект социально гуманитарного познания?
Субъект социально гуманитарного познания - это человек, который осуществляет познание социальных явлений и процессов. Он может быть как индивидуальным, так и коллективным. Индивидуальный субъект - это отдельный исследователь или ученый, который работает над изучением определенной проблемы или темы. Коллективный субъект - это группа ученых, исследователей или общественных организаций, которые сотрудничают и совместно работают над определенным исследовательским проектом или задачей.
Какие связи характеризуются общезначимостью и интерсубъективностью в социально гуманитарном познании?
В социально гуманитарном познании существуют межсубъектные связи, которые характеризуются общезначимостью и интерсубъективностью. Общезначимость означает, что знания, полученные в процессе познания, имеют всеобщую значимость и могут быть применимы ко всем субъектам. Интерсубъективность подразумевает, что знания формируются в процессе взаимодействия между субъектами познания и считаются общепринятыми.
Что такое социально гуманитарное познание?
Социально гуманитарное познание - это раздел научного познания, который изучает социальные явления и процессы, а также человека в обществе. Оно включает в себя такие дисциплины, как социология, психология, философия, история и др.
В чем особенности социально гуманитарного познания?
Особенности социально гуманитарного познания заключаются в том, что оно изучает субъективные процессы, такие как мышление, восприятие, ценности, а также социальные отношения и общество в целом. Оно оперирует качественными методами исследования, а не количественными, как в естественных науках.
Какова роль субъекта социально гуманитарного познания?
Субъект социально гуманитарного познания - это исследователь, который активно влияет на сам процесс познания. Он выбирает объект исследования, поставляет гипотезы, собирает и анализирует данные, делает выводы и трактурует полученные знания. Важно отметить, что субъект не нейтрален и его представления и убеждения могут влиять на результаты исследования.
Каковы особенности социально-гуманитарного познания?
Особенности социально-гуманитарного познания заключаются в том, что оно изучает социальные явления и процессы, которые возникают в обществе и взаимодействии людей. Гуманитарное познание ориентировано на изучение человеческой личности, ее культуры, истории, языка и т.д. Социально-гуманитарное познание также отличается тем, что использует методы исследования, основанные на качественном анализе данных, интерпретации информации, понимании контекста и особенностей социальных явлений.
Кто является субъектом социально-гуманитарного познания?
Субъектом социально-гуманитарного познания может быть как индивидуальный, так и коллективный субъект. Индивидуальный субъект - это отдельный исследователь или ученый, занимающийся изучением социальных и гуманитарных наук. Коллективный субъект - это научное сообщество, группа ученых, которые объединяются для совместного исследования и развития социально-гуманитарных наук. Оба типа субъектов играют важную роль в развитии и познании социально-гуманитарных наук и вносят свой вклад в научные открытия и разработки.