История выборов

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Политология
  • 40 40 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 01.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.1 Краткий обзор истории выборов в России 4
1.2 Период становления абсолютной монархии: (XVI-XVIIIвв.) 13
1.3 Элементы выборных начал в Российской империи 18-19 вв. 15
1.5 Избирательное право в России после февральской революции. 19
1.6 Советская избирательная система. 20
1.7 Избирательное право в современной России. 26
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Фрагмент для ознакомления

Эта система, на наш взгляд, имеет как свои преимущества, так и недостатки. Одним из важных преимуществ является то, что в выборах могут участвовать независимые кандидаты.Во-вторых, важным преимуществом демократического государства является возникновение личной связи между кандидатом и обществом. Кроме того, на плечи действующих депутатов ложится ответственность за электорат и население округа. Кроме того, нет никакого давления на интересы партии.К недостаткам относится тот факт, что кандидаты, которые получают меньшинство, могут вообще не быть включены в правительство. Одним из наиболее заметных недостатков является то, что у небольших партий очень мало шансов на победу на выборах. Кроме того, во время избирательных кампаний делегаты часто полагаются на непредсказуемое поведение, которое впоследствии может исказить реальную политическую картину[7].На наш взгляд, система мажоритарного голосования оптимальна для выборов глав государств, субъектов, глав муниципальных органов и депутатов муниципальных представительных органов, но при формировании представительных органов политические силы не могут быть адекватно представлены в масштабах всего государства.Пропорциональная избирательная система изначально предназначалась для защиты прав меньшинств, поэтому она была опробована в штатах, где население этнически, конфессионально и социально неоднородно. Внедрение этой системы было поддержано, в первую очередь, левыми партиями, поскольку это позволило обеспечить представительство различных социальных групп.Пропорциональная избирательная система определяет систему представительства партий и движений, основанную на том факте, что каждая партия получает ряд округов, наделенных полномочиями пропорционального представительства, пропорциональными числу голосов, поданных за ее кандидата на выборах [3]. Этот тип системы в первую очередь характерен для Израиля и Италии.Одним из важнейших преимуществ пропорциональной избирательной системы является возможность учитывать на выборах огромный спектр политических партий и тем самым выражать волю меньшинства. Кроме того, можно сказать, что эта система позволяет наиболее честно распределять властные права и полномочия партии власти. Следующее преимущество заключается в том, что небольшим партиям гарантируется возможность вхождения в представительный орган [6].Однако, помимо этого значительного количества преимуществ, такая избирательная система имеет огромное количество недостатков.Во-первых, депутаты, избранные по партийному списку, не несут большой ответственности за электорат, как это делает мажоритарная избирательная система. Кроме того, депутат может передать партии ответственность за принятие определенных важных решений.Во-вторых, возможно, что первое лицо вообще не знакомо с составом правящей партии, в связи с тем, что избиратели голосуют за партию, а не за конкретного доверенного лица. Одним из недостатков самой партии является установление порога для вхождения в парламент. Другими словами, политические партии, которые не получают определенного процента голосов, не могут быть включены в парламент. Кроме того, чтобы увеличить шансы на победу, некоторые небольшие партии вынуждены объединяться в блок, даже если это противоречит интересам партии. С одной стороны, появление небольших фракций можно отнести к преимуществам пропорциональной избирательной системы, поскольку она может выражать неслыханную волю граждан. Но, с одной стороны, именно эти небольшие оппозиционные партии могут помешать принятию важных политических решений. На наш взгляд, пропорциональная система способствует укреплению многопартийной системы как неотъемлемого компонента демократии, но у нее больше недостатков по сравнению со смешанной системой, поэтому ее можно использовать только в чистом виде во время выборов в Федеральный парламент.Для минимизации недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательной системы используется смешанная избирательная система, при которой часть делегирования в представительный орган распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе, то есть параллельно используются две избирательные системы.При анализе результатов выборов, проведенных по смешанной избирательной системе, были выявлены следующие положительные черты данной системы:позволяет использовать плюсы как пропорциональной, так и мажоритарной электоральных систем;позволяет сформировать парламент, состав которого отражает реальное соотношение политических сил в обществе, а также войти в состав представительного органа конкретным политическим лидерам, в т. ч. не имеющим отношения к системным партиям, например, по итогам последних выборов по одномандатным округам партия «Гражданская платформа», «Родина» имеют своего представителя в ГД ФС РФ, кроме того, в Госдуме представлен один самовыдвиженец;способна обеспечить пропорциональное партийное представительство и представительство территорий;избиратели получают возможность голосовать и за конкретные личности, а не только за партийные бренды;ответственность за обещания и дела становится более персонифицированной;уменьшается шанс попадания в парламент путём передачи мандатов по партийному списку;мандат депутата Государственной Думы Федерального Собрания становится доступнее для реальных политических лидеров;возможность реализации пассивного избирательного права беспартийными кандидатами, имеющими право выдвигаться в порядке самовыдвижения;избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата репутацию, профессиональность, жизненные убеждения, опыт деятельности, т. е. подобный персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать в выборах и победить любому независимому кандидату, не относящемуся к какой-либо партии.Однако, на наш взгляд, эта система не лишена недостатков:усложняется структура и деятельность самого парламента, могут возникнуть проблемы при взаимодействии фракций, представителям «малых (новых) партий» и беспартийным самовыдвиженцам сложнее попасть в правительственную или парламентскую коалицию;не в полной мере отражает рейтинг политических партий в государстве, т. к. избиратели, голосуя за одномандатников, зачастую автоматически «отдают» свой голос партии, к которой принадлежит политический лидер (при этом избиратель зачастую не является сторонником данной партии), например, по итогам выборов, по партийному списку «Единая Россия» получила 140 мест в Государственной Думе Федерального Собрания VII созыва, а по одномандатным округам – 203, это позволило партии увеличить свое представительство[8].Таким образом, смешанная избирательная система позволяет учесть преимущества как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем, нейтрализуя их негативные аспекты. Смешанная избирательная система позволяет избирателям одновременно голосовать за партию с идеями, соответствующими их политическим предпочтениям, и поддерживать кандидатов в одном делегированном избирательном округе, который выражает интересы электората. На наш взгляд, это оптимально для организации избирательного процесса на федеральном и региональном уровнях.Существенной особенностью, которую необходимо учитывать при выборе типа избирательной системы той или иной страны, является форма государственного правления. В большинстве случаев парламентские республики, как правило, выбирают мажоритарную или пропорциональную избирательную систему, но избирательные барьеры слишком высоки. При правительстве в форме президента выбор влияет на существование определенной политической системы в стране.Первый тип избирательной системы, используемой в стране, – мажоритарное голосование - основан на процентном соотношении. Такие системы, в свою очередь, также делятся на три типа:1. Абсолютное большинство голосов.2. Относительное большинство голосов.3. Квалифицированное большинство голосов. На данный момент выборы в РФпроводятся по смешанной системе. Таким образом, одна часть депутатов избирается по системе мажоритарного голосования с высокой явкой, другая часть избирается по пропорциональной системе по единому федеральному списку.На региональном и муниципальном уровне тенденция к мажоритарной системе развивается по ряду причин. Во-первых, на местных выборах важен выбор конкретного кандидата. Как правило, избиратели обращают внимание как на политические, так и на личные принципы кандидата. Во-вторых, при такой избирательной системе кандидаты-самовыдвиженцы с большей вероятностью пройдут в парламент, а кандидаты, заручившиеся поддержкой большего числа избирателей, с большей вероятностью проголосуют в мажоритарной системе представительных органов, что также обеспечивает необходимую стабильность и управляемость для любого государства.Выборы в России являются демократическими и свободными. Право граждан на участие в голосовании закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательного права и права граждан Российской Федерации на участие в референдумах" [2]. Демократический характер выборов обусловлен несколькими факторами, достижение которых подразумевает их искренность.1. Каждый избиратель имеет за собой право только одного голоса. Это значит, что избиратель не может быть включен в множество списков, голосовать он может лишь раз при предъявлении документа, удостоверяющего личность.2. Все избиратели равны межу собой и их права охраняются на законодательном уровне. Здесь действует принцип добровольности – принуждение к принятию того или иного выбора либо воздержания от выборов не допускается. Более того, свобода выбора избирателя обеспечивается путем незаконности агитации в день голосования в стенах избирательного участка.Выборы в РФможно разделить на прямые и косвенные выборы. Последние делятся на 2 ветви: непрямые и многоступенчатые. Многоуровневое избирательное право означает выбор гражданином члена представительного органа власти одного уровня, и должен быть выбран член другого уровня власти. Здесь уместно вспомнить советское правительство, при котором низовой Совет избирал представителей в советы более высокого уровня. Таким образом, выбор коснулся всех союзов. Косвенное избирательное право отличается так называемым выбором избирателей, избирающих соответствующие органы власти. В качестве примера можно привести Соединенные Штаты, где в первый вторник 11-го месяца раз в 4 года проходит голосование народа за президента.Прямые выборы, в отличие от непрямых выборов, традиционно считаются более демократичными. В этом случае избиратели голосуют непосредственно за кандидата представителя представительного органа или за кандидата избирательного бюро. В результате демократия находится в тесной взаимосвязи с представителем и населением, избиратели могут четко наблюдать за работой кандидата, выборы становятся более открытыми, избирательная деятельность усложняется.Граждане России имеют полное избирательное право. Согласно Закону о выборах в России, демократия в стране абсолютно связана с составом структур местного самоуправления, правом граждан формировать выбор органов власти. Право населения участвовать в выборах или выдвигать кандидатов в статусе избирателя является конституционным правом, которое юридически гарантировано и органично связано. Однако закон предусматривает ряд требований избирательного законодательства. Статья 32 Конституции РФпредусматривает ограничения права голоса большого числа людей, которые не могут голосовать и не избраны, а также существует определенный возрастной ценз[1]. Конечно, все они связаны с безопасностью общества и государства в целом.Интерес представляет и избирательный процесс, а именно:установленный национальным законодательством способ выдвижения кандидатов, способы их регистрации; наличие или отсутствие у граждан права непосредственно выдвигать кандидатов, списки кандидатов;наличие или отсутствие у избирателей права влиять на состав партийных списков на этапе их формирования (к примеру, через процедуру «праймериз» в ряде зарубежных стран и первичные выборы в РФ), а также во время процедуры голосования;возможность создания избирательных блоков;способы консолидации избирательных объединений;предусмотренный законодательством порог явки избирателей, являющийся в значительной мере показателем легитимности выборов[5].Вышеперечисленные и многие другие особенности выборов, проводимых в стране, или, другими словами, правила осуществления избирательного права граждан, включая так называемые особенности избирательной справедливости, которые существуют в стране.Одной из ключевых особенностей избирательной системы является способ распределения вакантных депутатских мандатов. В последнее время этот вопрос стал очень актуальным, и споры были разрешены, в том числе в Конституционном Суде РФ. Понятно, что важно не только разрешать подобные споры в одиночку, но и в соотнесении с представительным характером законодательной власти.В то же время, пожалуй, главной особенностью избирательной системы является метод определения результатов голосования, отражающий заключительные и важные этапы выборов, типы и виды избирательных систем. Получается, что метод определения исхода голосования зависит от типа и типа избирательной системы, а также от особенностей партийной системы, сложившейся в стране.В существенном смысле понимание избирательной системы позволяет соотнести ее тип с основными принципами конституционализма, определить ее как демократическую или недемократическую и обеспечить возможность реализации принципов национального суверенитета.Если гражданин непосредственно голосует за кандидата (список кандидатов), выборы признаются прямыми. Практика формирования органов государственной власти в РФзнает примеры непрямых (непрямых) выборов. Половина членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ избирается депутатами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.Непрямые выборы отличаются двумя особенностями. Избиратели исключены из процесса формирования государственных органов. Правовое регулирование таких выборов осуществляется не нормами избирательного права, а иными специальными законодательными актамиОчередные выборы назначаются в связи с истечением установленного срока полномочий органа или выборных должностных лиц. Основания для досрочного прекращения полномочий предусмотрены специальными законодательными актами, например, Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".Досрочное прекращение полномочий государственного органа или выборного должностного лица влечет за собой досрочные (внеочередные) выборы. Повторные выборы проводятся в связи с тем, что периодические, досрочные (временные) или промежуточные выборы были признаны недействительными или недействительными. Повторные выборы проводятся, если избранный кандидат не сложил полномочия, несовместимые с должностью замещающего или выборного должностного лица, и в последнем случае повторные выборы проводятся из-за незанятого мандата.Досрочное прекращение полномочий заместителя главы Нижней палаты РФ, заместителя руководителя законодательной ветви государственной власти субъектов Федерации, представительного органа местного самоуправления вызывает дополнительные выборы. Они отличаются от досрочных выборов тем, что касаются отставки одного из депутатов одного делегированного избирательного округа, что само по себе не влечет за собой прекращения полномочий всего органа власти, как это происходит на досрочных выборах. Если в них было заменено менее двух третей заместителей делегаций, могут быть проведены выборы с участием нескольких делегатов, но могут быть установлены другие основания для проведения выборов с участием нескольких делегатов для замены вышедшего на пенсию агента.В результате этих выборов, если вице-президент не избирается на срок более 1 года, выборы вице-президента и повторные выборы не назначаются. В соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона 12 июня 2002 года, голосование на дополнительных выборах должно быть проведено не позднее 1 года со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Этот срок может быть сокращен до 4 месяцев, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный или представительный орган государственной власти субъектов РФостанется в несанкционированном составе.ЗаключениеРоссия как демократическое государство все еще очень молодое государство. Формирование и становление новых демократических событий происходит на наших глазах. Это совсем не займет много времени, и я буду играть очень непосредственную роль в этом процессе как избиратель.От этого может зависеть будущее моей страны, поэтому очень важно осознавать, что мой выбор правильный.Принимая во внимание проблемы истории выборов в России, можно сделать вывод, что этот процесс в России был долгим и сложным. Оказалось, что в древней Руси выборы были более демократичными, но с течением веков избирательное законодательство совершенствовалось и систематизировалось, но список подлинно демократических избирательных прав расширился, то есть выборы стали более демократичными.Избирательное законодательство России - относительно молодой институт. Изучение этого вопроса поможет понять процесс формирования избирательной системы в России. Закон о выборах определяет порядок формирования выборных государственных и муниципальных органов власти. Мы можем сказать, что выборы — это политическая система, а избирательное право — это правовая система.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 21.01.2009. ‑ №7.Федеральный закон от 15 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253. Зотин М.Ю. Избирательная система в практике российского конституционализма / М.Ю. Зотин // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 73. Крусс В.И. Избирательная система в механизме конституционного обеспечения прав человека / В.И. Крусс // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015. - № 3. - С. 104. Макарцев А.А. Современная российская избирательная система в свете теории общественного выбора / А.А. Макарцев // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 49. Нагорная М.С. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России / М.С. Нагорная, О.А. Рогозина // Управление в современных системах. - 2017. - № 2 (13). - С. 55. Росенко М.И. Критерии выбора избирательных систем и их роль в партийно-политическом структурировании / М.И. Росенко // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015.- № 17. - С. 202. Ряскова Н.И. Избирательная система: понятие, виды / Н.И. Ряскова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 8-5 (39). - С. 36.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 21.01.2009. ‑ №7.
2. Федеральный закон от 15 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. Зотин М.Ю. Избирательная система в практике российского конституционализма / М.Ю. Зотин // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 73.
4. Крусс В.И. Избирательная система в механизме конституционного обеспечения прав человека / В.И. Крусс // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015. - № 3. - С. 104.
5. Макарцев А.А. Современная российская избирательная система в свете теории общественного выбора / А.А. Макарцев // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 49.
6. Нагорная М.С. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России / М.С. Нагорная, О.А. Рогозина // Управление в современных системах. - 2017. - № 2 (13). - С. 55.
7. Росенко М.И. Критерии выбора избирательных систем и их роль в партийно-политическом структурировании / М.И. Росенко // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015.- № 17. - С. 202.
8. Ряскова Н.И. Избирательная система: понятие, виды / Н.И. Ряскова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 8-5 (39). - С. 36.

Вопрос-ответ:

Каковы основные этапы становления выборной системы в России?

Основные этапы становления выборной системы в России можно выделить: период становления абсолютной монархии в XVI-XVIII веках, элементы выборных начал в Российской империи в XVIII-XIX веках, избирательное право в России после февральской революции в 1917 году, советская избирательная система в XX веке, и избирательное право в современной России.

Как изменилось избирательное право в России после февральской революции?

После февральской революции в России были введены новые формы избирательного права, такие как всеобщее равное избирательное право для мужчин и женщин, возможность проведения свободных и тайных выборов, активное и пассивное избирательное право для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания и социального положения.

Каковы основные преимущества и недостатки современной избирательной системы в России?

Одним из важных преимуществ современной избирательной системы в России является то, что в выборах могут участвовать все граждане страны. Это придает системе легитимность и способствует представительности власти. Однако, недостатками могут быть возможность вмешательства в выборы со стороны власти, ограничения свободы выражения и манипуляции с избирательными процессами.

Какие изменения произошли в выборной системе Российской империи в XIX веке?

В XIX веке в Российской империи были введены некоторые элементы выборных начал. Например, началось формирование учреждений представительной власти, таких как Земские собрания и Городские думы. Однако, выборные процедуры были ограничены и необходимость получения соответствующих пропусков или разрешений, а также существовала цензура и контроль со стороны администрации.

Какие периоды можно выделить в истории выборов в России?

Можно выделить несколько периодов в истории выборов в России, таких как становление абсолютной монархии в XVI-XVIII веках, элементы выборных начал в Российской империи в XVIII-XIX веках, избирательное право в России после февральской революции в 1917 году, советская избирательная система после Великой Октябрьской социалистической революции, и современная система избирательного права в современной России.

Какие преимущества и недостатки имеет избирательная система в России?

Одним из важных преимуществ избирательной системы в России является то, что в выборах могут участвовать все граждане страны, которые достигли определенного возраста. Это гарантирует широкую основу участия и благодаря этому мнение большинства населения может быть учтено при принятии решений. Однако, существуют и недостатки, такие как возможность манипуляций и фальсификаций результатов выборов, а также ограничения на выбор иные политические партии и оппозиции.

Какие элементы выборных начал были в Российской империи?

В Российской империи в XVIII-XIX веках были некоторые элементы выборных начал. Например, существовали так называемые "избирательные участки", где граждане могли выбирать своих представителей в государственные органы. Однако, этот процесс был ограничен и не все граждане имели право на участие в выборах.

Какую избирательную систему использовала советская Россия?

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году, советская Россия ввела советскую избирательную систему. В этой системе выборы проходили с использованием принципа "одного кандидата от одной партии". То есть, граждане могли выбирать только представителей одной коммунистической партии.

Какова история выборов в России?

История выборов в России начинается с периода становления абсолютной монархии в XVI-XVIII веках, когда выборы не проводились. В XIX веке начинают появляться некоторые элементы выборных начал в Российской империи. После февральской революции 1917 года были введены новые принципы избирательного права, а советская избирательная система была введена в 1920-е годы. В современной России избирательное право также подвергалось изменениям.

В чем заключаются преимущества и недостатки современной избирательной системы в России?

Одним из важных преимуществ современной избирательной системы в России является то, что в выборах могут участвовать не только представители партий, но и независимые кандидаты. Однако, система также имеет недостатки, такие как недостаточная прозрачность процесса, возможность манипуляций с результатами выборов и ограничения на участие оппозиции.