Демократия и права человека и гражданина
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 02.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты демократии в Российском законодательстве 4
1.1. Понятие и общая характеристика демократии 4
1.2. Демократия как политический режим 7
2. Анализ понятия и сущности прав человека и гражданина в Российском законодательстве 15
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Проблемы реализации основных прав и свобод человека и гражданина 19
3. Тенденции развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданина 25
Заключение 29
Приложение А 31
Приложение Б 32
В таких случаях нарушения подлежат обязательному устранению, а виновники - наказанию. Для этих целей у государства имеются надлежащие юридические механизмы и средства защиты прав и свобод человека, которые были нарушены. Формируются и прочие специальные институты, учреждения и органы, созданные для реализации защиты, в первую очередь возобновление нарушенных прав и свобод граждан. Помимо всего прочего человек может обратиться в интернациональные судебные службы (в частности Европейский суд по правам человека). Проблема взаимодействия общества и государства актуальна во все времена, в частности касаемо соблюдения прав и свобод человека. На практике мы часто убеждаемся, что, не обладая политическими и юридическими знаниями, права человека могут безнаказанно нарушаться. Поэтому так необходимо повышение уровня политической и юридической грамотности населения, чтобы люди могли сопротивляться нарушению собственных прав, и со стороны должностных лиц, и со стороны государственных институтов власти в целом.В современной России судебный способ защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, хотя и имеет определенные преимущества перед другими способами, но не обеспечивается надлежащим образом государством. Суть данной проблемы состоит в малой доступности гражданам юридической помощи. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан более жестко регламентирован законодательством (как процессуальным, так и материальным), требует более четкого соблюдения многочисленных формальных требований (формы документов, процессуальные сроки, порядок доказывания и т. д.). По этой причине рядовому среднестатистическому гражданину весьма затруднительно самостоятельно обратиться в суд для защиты своих конституционных прав. Любое обращение в суд требует знания хотя бы базовых основ законодательства для того, чтобы юридически правильно изложить суть и обоснование своих требований. Таким образом, становится очевидно, что большинство граждан нуждается в юридической помощи при защите своих конституционных прав.В настоящее время государство гарантирует бесплатную юридическую помощь лишь лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также некоторым категориям социально незащищенных граждан (в случаях, когда в защиту таких граждан в судах выступают, например, органы прокуратуры). Большая же часть населения, нуждающегося в юридической помощи для судебной защиты своих прав, может ее получить лишь самостоятельно на платной основе.С одной стороны, вышеуказанная ситуация представляется вполне логичной и правильной. С другой стороны, государство, не выполняя свои функции по защите прав человека эффективно, ставит граждан в такое положение, когда они не имеют реальной возможности воспользоваться судебной защитой, гарантированной им Конституцией.В связи сизложенным, можно сделать вывод о том, что одного лишь наличия норм, регламентирующих основные права, не достаточно. Необходимы соответствующие гарантии реализации таких прав. Как полагают многие авторы, для России необходимы разработка и внедрение в правоприменительную практику действенных юридических гарантий, направленных на обеспечение законных прав и свобод личности, предотвращение и сдерживание злоупотреблений властью со стороны государственных чиновников.3. Тенденции развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданинаПоложения Конституции пронизаны ее основным постулатом, содержащимся в ст. 2, в котором определено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».Конституция Российской Федерации со всей определенностью рассматривает человека как исключительную ценность и как цель всей государственной деятельности. Современный период российской государственности связан с реформированием принципиально важных аспектов общественно-государственной жизни, с изменением вектора государственно-правового развития, а значит, и с изменением понимания права, направленного на защиту прогрессивных политико-правовых завоеваний, связанных с позицией государства выражать и защищать интересы различных социальных слоев и групп населения в целях их гармонизации, ведущих к компромиссам, преодолению противоречий. В связи с этим Конституция Российской Федерации стремится и должна стать актом гражданского согласия.Еще одним направлением в развитии современного российского права является юснатурализм, то есть признание естественной и неотчуждаемой природы прав человека. Так, в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ст. 18 Конституции РФ, закрепляет, что «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».Таким образом, необходимо отметить, что к направлениям развития прав и свобод человека в современной России относится:- все более широкое внедрение в общественное сознание представления о том, что именно человек является первичным и главным субъектом неотъемлемых прав, имеющих социальную природу (социально-природный характер);- распространение принципа правового равенства на все больший круг людей;- увеличение «каталога» этих прав (как следствие обогащения, рост потребностей их носителей), которому, однако, не всегда соответствуют реальные возможности осуществления некоторых прав;- рост числа стран, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за состоянием соблюдения в них прав человека.Со времен Второй мировой войны уважение прав человека постепенно перестало быть чисто внутренним делом государств; с тех пор идея установления нового международного правопорядка укрепилась. Среди наиболее важных направлений его формирования можно выделить следующие:- универсализация проблематики и концепции прав человека, распространение ее на все большее количество государств;- распространение примата, верховенства норм международного права по правам человека относительно соответствующих норм внутригосударственного законодательства;- диверсификация, то есть разнообразие конкретного содержания и объема прав человека в разных странах;- объективная информированность мировой общественности о состоянии соблюдения этих прав в разных странах;- образования и развертывания деятельности негосударственных, неправительственных организаций по защите прав человека, международная и государственная поддержка таких правозащитных структур;- повышение эффективности международных контрольных механизмов в сфере защиты прав человека.Одним из общих направлений развития института прав человека в XX - XXI веках является его глобальная универсализация. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что что к договорным актам ООН по правам человека - Международный пакт о гражданских и политических правах; международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - присоединились начиная с 70-х годов до 90 процентов всех государств мира, а заключительный документ проведенной в 1993 г. в Вене Всемирной конференции по правам человека подписали представители всех 170 государств, принявших в ней участие.Рассматривая содержательный аспект данной тенденции, необходимо отметить, что она проявляется в том, что на современном этапе абсолютное большинство государств:- признали существование проблем и защиты неотъемлемых, «естественных» прав и свобод человека и необходимость постепенного решения таких проблем;- дали согласие на закрепление во Всеобщей декларации прав человека минимально необходимого перечня названий прав и свобод как своеобразного пакета образцов, на которых должна быть ориентирована политика каждой цивилизованной, демократической страны (и действительно, большинство этих названий воспроизведена в большей части современных конституций или других фундаментальных государственных законов);- договорились о создании международных (надгосударственных или межгосударственных) органов, которые даны полномочия отслеживать соблюдение прав человека в соответствующих государствах-участниках и подвергать его своему контролю и влияния, а также дали согласие на выполнение рекомендаций и решений этих органов;- пришли к единому мнению в отношении самой процедуры рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями прав человека в различных государствах и с определением мероприятий международного реагирования на такие нарушения.Таким образом, констатируя основные позитивные тенденции развития современного российского права, необходимо заключить, что в них со всей очевидностью прослеживаются такие направления, закрепленные и обеспеченные на фундаментальном нормативном правовом уровне, как человекоцентризм и юснатурализм, которые позволяют учитывать и согласовывать интересы различных социальных слоев и групп населения и создавать условия для эффективного правового регулирования и устойчивого, поступательного развития общества.ЗаключениеКонституция РФ провозглашает и устанавливает в качестве единственного источника власти многонациональный народ Российской Федерации и признает за ним всю полноту верховной власти, устанавливает порядок ее осуществления, где основное место занимает непосредственное изъявление воли народа, т.е. прямое правление, а высшим его проявлением признаются выборы и референдум.Подводя определенные итоги, следует отметить, что в настоящее время, когда доверие к демократии в Российской Федерации подорвано, когда «не существует консенсуса о том, является ли демократическая парламентская организация власти лучшей в условиях российской действительности», когда уровень юридической культуры населения находится на низком уровне, когда действующее законодательно является несовершенным и не развита экономическая основа общества, не стоит однозначно говорить о роли референдумов в механизме формирования и развития правового государства с демократической формой правления в Российской Федерации.Правовое положение личности – это одна из наиболее важных политико-правовых категорий, предусматривающая место и природу правовых субъектов в системе правоотношений, их права и обязанности в отношении к иным субъектам. Несмотря на то, что правовому положению в российской литературе уделяется большое внимание, единства позицию по вопросу о его функциях и содержании все еще не достигнуто.Рассмотрев разные аспекты категорий, устанавливающих правовой статус личности в обществе и государстве, мы сделали вывод о том, что самой личности отводится главное место в правовой системе, т.к. именно на ней сконцентрированы все правовые категории и явления. По этой причине понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности в правовой теории обладают исходным значением. Между тем, при довольно обоснованных доводах отдельных исследователей об отграничении понятий в этом нет необходимости, т.к. в основании этих понятий заложено фактическое социальное положение индивида, закрепленное законодательно.Конституция РФ провозглашает, что права и свободы человека считаются наивысшей ценностью. Таким образом, она провозглашает свое понимание отношений государства и личности, выдвигая личность на первостепенную роль. Уважение к личности, а также защита ее прав являются обязательным элементом любого конституционного государства, его обязанностью. В статье 2 Конституции РФ говорится, что защита, соблюдение и признание прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Таким образом, можно вести речь о том, что признание прав и свобод человека и гражданина является фундаментальной базой конституционного строя РФ, формирующей основу не только общества, но и его правовой защиты от возрождения попыток ущемить права личности, подавить ее. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что правовое положение личности представляет из себя комплекс прав, их защиты и гарантий, обязанностей и ответственности человека перед обществом, государством и иными людьми, что дает возможность индивиду активно участвовать в управлении общественными и государственными делами. С другом стороны, государство и общество несут ответственность перед личностью за формирование гарантий и условий по защите и реализации ее прав. Государство не в состоянии предоставить гражданам все духовные и материальные блага, ее обязанностью является обеспечение возможности защитить свое право на достойный уровень жизни. К тому же, для этого необходимо в разумных пределах ограничивать свободу других. Если государство не будет вести эти вопросы, то общество погрузится в острые социальные противоречия, что, в конце концов, повлечет ее гибель. Следует отметить, что Россия на данный период времени не является правовым государством, так же как и права и свободы человека не стали наивысшей ценностью. Формирование правового государства с уважением прав каждого конкретного человека – это задача весьма сложная и ее решение возможно лишь по результатам многолетних усилий всего общества, преодолением, как исторического наследия, так и просчетов, допущенных в последние годы.Мы считаем, что необходимо в дальнейшем развивать и на правовом уровне закреплять такие институты непосредственной демократии, как опросы граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, правотворческая инициатива, публичное обсуждение и общественная экспертиза законопроектов. Именно государство в лице органов публичной власти выступает координатором и гарантом их успешной реализации. В процессе такого взаимодействия произойдет усиление связей органов государственной власти и местного самоуправления с населением, общественными формированиями. Действие принципа обратной связи проявляется в том, что при адекватном и своевременном реагировании на инициативы и обращения граждан, их положительном разрешении происходит реальное укрепление установленной законом связи между гражданами и государством. В свою очередь, это усилит государство, его публичные институты и способствует развитию самосознания населения и в целом формированию гражданского общества. Приложение АПриложение Б
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002
Научная и учебная литература:
1. Авдеев Д.А. Современное состояние института выборов и развитие демократии в России // Журнал «100-летие советского научного наследия: культурные традиции и современная практика». - 2017. - С. 155-165.
2. Азимова Э.Б. Проблемы судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в России // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2016. – С.107-109
3. Амиров К.С. Основные направления развития прав и свобод человека в современной России // Журнал «Вестник науки и образования». – 2018. –С.139-141
4. Вакулова Т. В. К вопросу о демократии: определения и основные принципы // Журнал «Гуманитарная парадигма». – 2017. – С. 51
5. Гончаренко О. Демократия в современном мире // Журнал «Власть».-Выпуск № 2 / 2016. – С. 72-74
6. Горбачёва В.М. Проблема защиты прав и свобод человека // Журнал «Инновационная наука». – 2017. – С.185-188
7. Дорожкин Ю. Н. Политическая система современной России: демократия или авторитаризм? // Журнал «Власть». – 2016. – С.24-26
8. Драганчук А.С., Бальтанова Г.Ж. Права человека // Научно-методический журнал Омского ГАУ.- 2018.- С.147
9. Каликанов С. В. Демократия как реальность // Журнал «Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия». – 2018. – С.25-26
10. Кельмакова Д. Г. Проблемы и перспективы развития деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2017. – С. 36-38
11. Кожевников К. К. Демократия как международно-правовая ценность // Журнал «Актуальные проблемы российского права».-Выпуск № 7 / 2018. – С. 21-22
12. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 768 с.
13. Матвиенко Е.А. Поколения прав человека: историко-правовой аспект // Журнал «Право». - 2020. - № 1 (17). - С. 117-127.
14. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.
15. Пономарева Е.В., Чернова Г. Ш. К вопросу о «поколении» прав человека // Журнал «Символ науки».- 2017.- С.38-39
16. Семерикова П.В. Быть ли четвертому поколению прав человека? // Журнал «Синергия Наук». - 2018. - 28. - С. 914-918.
17. Скутнев А.В. Права человека в России как отражение конституционно-правовой традиции // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии».- 2016.- С.47
18. Смоленский М.Б., Алексеева М. В.: Конституционное право. Учебник для бакалавров. Издательство: Феникс, - 2016.-541с.
19. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
20. Тюрин И. В. Прямая демократия в России: тенденции и практика // Журнал «Всероссийский журнал научных публикаций».-Выпуск № 4 (19) / 2016. – С. 117
Вопрос-ответ:
Что такое демократия?
Демократия - это политический режим, в котором власть принадлежит народу.
Какие классификации прав и свобод человека и гражданина существуют?
Существуют различные классификации прав и свобод, например, на гражданские, политические, экономические и социальные права.
Какие проблемы возникают при реализации прав и свобод человека и гражданина в России?
В России возникают различные проблемы с реализацией прав и свобод, например, ограничения свободы слова, нарушения прав журналистов, коррупция и дискриминация.
Какие тенденции развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданина можно выделить?
Среди тендений развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданина можно выделить усиление гарантий прав и свобод, внедрение новых технологий и международное сотрудничество в этой области.
Какие основные принципы демократии есть в Российском законодательстве?
В Российском законодательстве основными принципами демократии являются свобода и равенство граждан перед законом, свобода выборов, свобода слова и собраний, право на жизнь и личную неприкосновенность.
Что такое демократия?
Демократия - это политический режим, основанный на участии граждан в принятии политических решений, равенстве всех граждан перед законом и защите прав и свобод каждого человека.
Какие основные права и свободы гарантирует российское законодательство?
Российское законодательство гарантирует основные права и свободы, такие как право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, свободу выражения мнения и собраний, право на образование, свободу вероисповедания и другие.
Какие проблемы возникают при реализации прав и свобод человека и гражданина?
Возникают проблемы с нарушением прав и свобод, несоблюдением законов и неправомерным вмешательством государства. Например, ограничения свободы слова, неправомерные аресты, нарушение прав меньшинств. Это вызывает недоверие к власти и нарушает принципы демократии.
Какие изменения происходят в законодательстве в области демократии и прав человека?
В законодательстве происходят изменения, направленные на улучшение защиты прав и свобод человека. Включается новая нормативная база, проводятся реформы в сфере правосудия, принимаются международные нормы и стандарты.
Какие основные принципы демократии закреплены в российском законодательстве?
Основные принципы демократии, закрепленные в российском законодательстве, включают свободные и справедливые выборы, разделение властей, защиту прав и свобод граждан, учет общественного мнения и принцип правового государства.
Что такое демократия?
Демократия - это политический режим, в котором власть принадлежит народу или выражается через его представителей. В демократии осуществляется защита прав и свобод граждан, и государственные органы функционируют на основе законов, принятых на основе широкого общественного согласия.