Симулякры и симуляции в современном обществе, разрушение смысла в СМИ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Коммуникации в организации
  • 21 21 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общее понятие симулякра: характерные черты и проявления 4
1.1. Специфика современного общества 4
1.2. Симулякры как способ конструирования социальной реальности 6
Глава 2. Практическое исследования деконструкции смысла в СМИ 8
2.1. Специфика и практика создания симулякров в медиа-пространстве 8
2.2. Алгоритм преодоления механизма деконструкции смысла в медиа 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Приложение А 19
Приложение Б 20
Приложение В 21
Приложение Г 22
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, информационная система задает пользователю ракурс видения проблемы, а затем, и видения мира в целом, поскольку данный ракурс будет подкрепляться в последующих поисках, в которых система будет учитывать прошлый «опыт» общения данного пользователя с системой.С этой точки зрения и с некоторым допущением, информационно-поисковые системы можно рассматривать, если не как симулякры, то как наиболее благоприятную среду для их создания.Не менее благоприятной средой являются социальные сети. Г. Ловинк рассматривает адиктивный потенциал социальных сетей, отмечая, что зависимость от постоянного потребления информации представляет собой настоящую социальную болезнь современности, трудность излечения от которой сравнима с проблемой излечения от наркомании. Попутно автор утверждает возникновение нового типа «скролингового» мышления, которое пришло на смену клиповому мышлению ХХ в. Поясняя мысль ученого, отметим, что «скролинговое» мышление предполагает быстрое, поверхностное потребление новой информации. При этом новые порции сведений быстро вытесняют предшествующие, в силу чего потребление информации в действительности не означает ее усвоения.Не менее интересен анализ феномена селфи, который Г. Ловинк обозначает, как момент обозначения человеком факта своего бытия [, 186]. Данный тезис явственно пересекается с фундаментальным тезисом о новом способе обретения и утверждения человеком собственной идентичности через позиционирование себя в виртуальном пространстве.В данном контексте особый интерес представляет собой Instagram, который для некоторой категории пользователей становится инструментом производства симулякров, где объектом имитационного воздействия становится уже не отдельное явление, а образ жизни. Как нами было рассмотрено в теоретической части нашего исследования, существование человека во все времена определяется, в первую очередь, базовыми потребностями – в безопасности, уважении, социальном признании. Именно последняя потребность становится ведущим движущим мотивом современного человека, подвергающего свою жизнь симуляции. С внедрением социальных сетей формирование успешного образа и демонстрация его максимально широкой аудитории становится наиболее типичным способом производства симулякров в повседневной жизни.Как и в случае со СМИ, в создании симулякра участвуют несколько агентов. С одной стороны, это сам пользователь, имитирующий посредством социальной сети желаемый репрезентативный образ. С другой стороны, это его подписчики, своим интересом стимулирующие его дальнейшую активность. И, наконец, еще одним участником, является общество в целом, в котором утверждаются определенные ценности – успешности, финансового благополучия, ориентированности на материальные атрибуты самореализации.Так, в точке пересечения усилий трех сторон рождается новый симулякр, представляющий собой «улучшенную» версию реальной жизни.Если обратиться к результатам социологических исследований, можно увидеть, что для подавляющего большинства людей просмотр Instagram-аккаунтов такой направленности является источником чувства неполноценности, ощущением собственного существования, как менее насыщенного и интересного. Такая реакция сама по себе является прямым указанием на то, что рассмотренное нами выше явление полностью отвечает признакам симулякра: имитация реальности, правдоподобность, вызывающая искреннюю веру в них людей. Характерным отличием такого типа симулякра является то, что в его реальность верит, как адресат (аудитория подписчиков), так и сам адресант-создатель симулякра. Сила информационной реальности такова, что человек, репрезентующий в сети успешный образ жизни начинает верить в его реальность.Разрушение таких симулякров сравнимо с небольшим социальным взрывом, что обусловлено, в том числе, и вниманием СМИ к такого рода случаям. Характерной и трагичной иллюстрацией этому стала ситуация блогера Кристины Журавлевой, на чей аккаунт было подписано более ста тысяч пользователей. Освещение трагического события в СМИ сопровождалась заголовками, так или иначе указывающих на иллюзорность благополучия демонстрируемой блогером жизни, что вызвало активное обсуждение в социальных сетях. Безусловно, данный пример вызвал общественный резонанс в силу трагичности самого события, однако в действительности он является лишь примером имитационных практик и создания симулякров в виртуальном пространстве – одним из множества.Таким образом, подытоживая наше практическое исследование, подчеркнем ряд следующих моментов. Во-первых, симулякр – это фрагмент действительности, созданный встречными усилиями общества, СМИ и власти, который вытесняет собой объективную реальность. Во-вторых, симулякр в информационном поле всегда заключает в себе определенный смысловой посыл, поскольку отражает интересы агентов, участвующих в его создании. В-третьих, в условиях информационного общества создание симулякров становится возможным не только посредством СМИ, но и в социальных сетях.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены симулякры в современном обществе и предложен алгоритм противодействия симуляционным практикам в медиа-пространстве.На основании проведенного исследования можно сделать выводы.Главной единицей дискурса для Ж. Бодрийяра становится современное общество потребления, вызвавшее к жизни процессы тотальной символизации бытия. Подлинное бытие в таком обществе вытесняется имитационными практиками, которые становятся доминирующим средством коммуникации, и, следовательно, новой основой социальной реальности. Тотальная символизации приводит к выхолащиванию собственно модели символа, который более не указывает на скрытый за ним смысл, а только на самое себя. Другими словами, символ начинает указывать не на «нечто», а на «ничто». И, соответственно, поскольку в обществе потребления абсолютно все становится объектом потребления, то такое общество фактически начинает потреблять само себя. СМИ традиционно выступают в качестве медиатора между обществом и властью, что закономерно порождает вопрос о том, выполняют ли они какую-либо иную, помимо функции информирования, функцию в обществе. Как продемонстрировало проведенное нами практическое исследование, СМИ являются одним из наиболее эффективных инструментов производства симулякров в информационном поле. Результатом их деятельности становится новая информационная реальность, которая в целом правдоподобно воспроизводит объективную действительность, однако включает в себя искажения, обусловленные интересами агентов, занимающихся созданием таких симулякров. Еще одной сферой, в которой симуляционные и имитационные практики встречаются наиболее часто, являются социальные сети. Это становится, с одной стороны, следствием потребности человека в социальном признании и давлением общества, утверждающего важность социального успеха, с другой.Список использованной литературыАндерсон, П. Истоки постмодерна [Текст] / П. Андерсен. - М. : Территория будущего, 2011. - 208 с.Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрийяр – М. : Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.В Совбезе заявили о резком снижении активности террористов за пять лет [Электронный ресурс] // RIA. - 2021. URL: https://ria.ru/20210706/sovbez-1740094259.html (дата обращения: 02.12.2021).Ловинк Г. Критическая теория интернета [Текст] / Г. Ловинк. - М. : Ад Маргинем; Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 304 с.Максимова, М.В. Онтологический хаос в концепции Ф. Джеймисона / М.В. Максимова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 24-27.Официальная статистика Судебного департамента Верховного суда в сфере борьбы с экстремизмом за 2020 г. [Электронный ресурс] // ИФЦ Сова. - 2020. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2021/04/d44096/ (дата обращения: 02.12.2021).Официальная статистика Судебного департамента Верховного суда в сфере борьбы с экстремизмом за первое полугодие 2021 г. [Электронный ресурс] // ИФЦ Сова. - 2021. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2021/10/d45144/ (дата обращения: 02.12.2021).Панарин,А. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин - М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 543 с.Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин М.В. Роль журналистики в медиатизирущемся жизненности мире повседневности [Текст] / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2020. - № 4. - С. 595-611.Приложение АРисунок 1. Осужденные за террористическую деятельность в России в 2020 г.Приложение БРисунок 2. Статистика Судебного департамента Верховного суда в сфере борьбы с экстремизмом за первую половину 2021 г.Приложение ВРисунок 3. Схема производства симулякра в медиа-пространствеПриложение ГРисунок 4. Алгоритм противодействия симулякрам

Список использованной литературы
Андерсон, П. Истоки постмодерна [Текст] / П. Андерсен. - М. : Территория будущего, 2011. - 208 с.
Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрийяр – М. : Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
В Совбезе заявили о резком снижении активности террористов за пять лет [Электронный ресурс] // RIA. - 2021. URL: https://ria.ru/20210706/sovbez-1740094259.html (дата обращения: 02.12.2021).
Ловинк Г. Критическая теория интернета [Текст] / Г. Ловинк. - М. : Ад Маргинем; Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 304 с.
Максимова, М.В. Онтологический хаос в концепции Ф. Джеймисона / М. В. Максимова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 24-27.
Официальная статистика Судебного департамента Верховного суда в сфере борьбы с экстремизмом за 2020 г. [Электронный ресурс] // ИФЦ Сова. - 2020. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2021/04/d44096/ (дата обращения: 02.12.2021).
Официальная статистика Судебного департамента Верховного суда в сфере борьбы с экстремизмом за первое полугодие 2021 г. [Электронный ресурс] // ИФЦ Сова. - 2021. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2021/10/d45144/ (дата обращения: 02.12.2021).
Панарин, А. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин - М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 543 с.
Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин М.В. Роль журналистики в медиатизирущемся жизненности мире повседневности [Текст] / О. В. Смирнова, Л. Г. Свитич, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2020. - № 4. - С. 595-611.

Вопрос-ответ:

Какие проявления симулякров можно наблюдать в современном обществе?

Современное общество насыщено симулякрами, которые часто замещают реальность и создают иллюзию о существовании чего-то на самом деле несуществующего. Примерами таких симулякров могут быть медиаобразы звезд, которые не имеют реальной значимости, но представляются обществу как важные и значимые личности.

Какие специфические черты присущи современному обществу с точки зрения симулякров?

Одной из специфических черт современного общества является потребление симулякров, то есть создание и потребление имитации реальности, которая преследует целью создать иллюзию существования чего-то столь же реального и значимого, как оригинал. Это может происходить в различных сферах, включая медиа, политику, рекламу и т.д.

Каким образом симулякры используются для конструирования социальной реальности?

Симулякры используются для создания иллюзии о том, что определенные объекты или явления являются реальными и существенными, хотя на самом деле они лишь иллюзорны. Это может быть использовано для манипуляции массовым сознанием и контроля над обществом. Симулякры создают видимость реальности, придают ей значимость и статус, хотя на самом деле они лишены сущности и смысла.

Какими методами можно преодолеть механизм деконструкции смысла в медиа?

Один из методов преодоления механизма деконструкции смысла в медиа - осознание и анализ симулякров, чтобы распознавать их и не принимать за истину. Также важно развивать критическое мышление и аналитические навыки, чтобы распознавать манипуляции и смысловые искажения в медиа. Кроме того, необходимо постоянно совершенствовать информационную грамотность и умение фильтровать информацию, чтобы отделять реальность от симулякров.

Какая практика применяется при создании симулякров в медиа-пространстве?

При создании симулякров в медиа-пространстве часто используются различные техники и инструменты, такие как фотошоп, видеомонтаж, создание манипулирующих заголовков и подзаголовков, социальные сети и т.д. Часто информация и изображения искажаются, чтобы создать эффект реальности и привлечь внимание аудитории.

Что такое симулякр в современном обществе?

Симулякром в современном обществе называют вымышленную или поддельную вещь, которая выглядит и функционирует как настоящая. Он становится элементом конструирования социальной реальности и разрушает смысловые рамки в средствах массовой информации.

Какие характерные черты и проявления симулякров в современном обществе?

Одной из характерных черт симулякров в современном обществе является их поддельность и ненастоящесть. Они маскируются под настоящие вещи и события, но при ближайшем рассмотрении оказываются лишь копией реальности. Симулякры также имеют свойство разрушать смысловые рамки и замещать оригинал, тем самым создавая иллюзию искусственной реальности.

Каким образом создаются симулякры в медиа пространстве и как они влияют на общество?

Симулякры в медиа пространстве создаются путем искусственного конструирования вещей, событий и действительности. Средства массовой информации активно применяют техники манипуляции и монтажа, чтобы создать иллюзию реальности. Влияние симулякров на общество заключается в том, что люди начинают принимать вымышленные и поддельные вещи за реальные, теряя чувство истинности и оригинальности.

Как преодолеть механизм деконструкции смысла в медиа?

Для преодоления механизма деконструкции смысла в медиа необходимо развивать критическое мышление и медиа грамотность у населения. Люди должны научиться анализировать и фильтровать информацию, отличать настоящие события от вымышленных и размышлять о их смысле. Кроме того, важным является введение этики и норм ответственного использования медиа среди журналистов и медиа работников.