Образ России в западном общественном сознании
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 03.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Теоретическая база стереотипизации и мифологизации 3
Базовые стереотипы и мифы западного сообщества о России современности 14
Низы не могут, верхи не хотят 18
Культ Сталина 19
Умом Россию не понять 23
Заключение 28
Список литературы 30
Как мы помним, сначала идеология строилась на основной цели – восстановить экономику России и выйти из череды неудач и кризисов 90-х. затем она трансформировалась в идею «нового рывка» (всем хорошо известен лозунг «Россия – вперед!Давай, давай Россия!»). В то же время западные исследователи не понимают,или не хотят воспринимать всю внутреннюю противоречивость, полимерностьи диффузностьроссийского социально-политического развития и развития политико-идеологического дискурса. Это же, в свою очередь, проявляется в противоречивости политико-идеологических базисов актуальной стратегии президента России В. Путина.В действительности, как показывает анализ реального политического контекста, Владимир Путин – один из наиболее последовательных проевропейски ориентированных политиков России, действующий не только в рамках специфического евразийского цивилизационного «поля», но и в условиях трагического «разрыва» между стремлением российского «политического класса» быть в Европе и нежеланием самой Европы принять российскую элиту как полноправную часть формирующейся сегодня «глобальной» и «общеевропейской» элиты. В этой ситуации В.В. Путин действует как менеджер-прагматик европейского склада, ведущий сложную многовекторную игру с Западом.В том же ряду располагается миф (и неразрывно связанный с ним стереотип) об извечном авторитарном и неосталинистском комплексах жителей России. Однако сегодня скорее можно говорить о консервативных умонастроениях россиян в связи с достаточно неоднозначной по своим социальным последствиям эпохой нестабильности и кардинальных перемен 90-х годов прошлого столетия.Как показывает анализ социологических опросов, достаточно высокий уровень поддержки населением президента В.В. Путина значит не стремление к восстановлению бюрократических порядков советского типа, и более того - не к воспроизведению наиболее архаичных элементов советского наследия, а в первую очередь, желание преодолеть неопределенность в интересах достаточно условного «консервативного большинства», признающего отдельные позитивные результаты реформ 90-х годов 20-го века, и не желающего возврата на прошлые пути, так сказать «BacktoUSSR», как пелось в одной известной песне.Не стоит забывать, что новый российский консерватизм пока еще не принял вид устоявшейся ценностной системы, он, вероятнее всего, представляет собой некоторое социальное умонастроение, нуждающееся в кристализации. Мы можем допустить, что незавершенность данного консервативного мировоззрения тесно связана с незаконченностью процесса формирования среднего класса в России. Более того. Экономико-политические процессы последних лет, несут этому процессу еще большие угрозы, а ведь без прочного и большого среднего класса, без этой, столь необходимой современному демократическому государству страты, не стоит и говорить об эволюции постсоветского государства в форму современного капиталистического демократического. А ведь без этого, мы лишаемся важных контраргументов в борьбе с устоявшимися западными стереотипами и мифами об России и российском обществе.Умом Россию не понятьДанные опросов, проведенных «Левада-центром» в 2008-2012 годах, подтверждают неоднозначность восприятия образа и политики действующего президента России. А ведь это период глобального экономического кризиса (произошедшего на рынке недвижимости США и повлиявшего на всю мировую экономику) и посткризисных последствий, что чрезвычайно символично. В любом случае, по заключениям экспертов центра, до окончания второго срока В.В. Путин осуществлял свою политику в благоприятных условиях, опираясь на значительную поддержку населения. В апреле 2008 года 77% населения России поддерживали его политику. К маю 2012 года отношение к действиям президента значительно изменилось: одобряли его политику уже 57%. Чаще других действия президента одобряли обеспеченные респонденты, а также самая молодая и активная часть российского общества (до 39 лет). По сравнению с 2008 годом стоит отметить рост числа недовольных граждан среди людей с высшим образованием (28%). Причем среди респондентов со средним и средне-специальным образованием рост составил 22%, а незаконченным средним – 21%. Во всяком случае, неоднозначность восприятия власти не позволяет говорить о «монолитном консенсусе», связанном с безусловной поддержкой главы государства.Далеко не очевидно, что «новый российский консерватизм» будет опираться на установки в духе ксенофобии, изоляционизма и шовинизма, которые ему едва ли не в едином порывеоднозначно стремятся приписать РФ как некоторые западные критики, так и некоторые лидеры мнений российских «новых правых» В частности, это авторы «Новой газеты», российского издательства DW и отчасти, авторы авторитетного издания «Коммерсант». Можно предположить, что новый российский консерватизм интегрирует в себя ценности индивидуальной свободы, собственности и права – однако не в той специфической, радикальной и притом узконаправленной интерпретации, которую продвигали российские либералы 1990-х годов.Вполне вероятно, что все эти ценности будут соединены в сознании россиян с ценностями государства (не в виде «ортодоксального этатизма», а в русле более диверсифицированного подхода), исторической преемственности (без апологии прошлого), социальной справедливости (без маргинальных искажений). Затянувшаяся «переходность» российского социума затрудняет подобный «творческий консервативный синтез» – который объективно востребован, поскольку без «кристаллизации ценностей» стабильное и устойчивое развитие России представляется невозможным. А без этого Россия действительно обречена на «хроническую непредсказуемость», которая вызывала и вызывает у стран Запада многолетнюю идиосинкразию.В свою очередь, сам миф о непредсказуемости России также укоренен в значительном сегменте западного общественного мнения. Однако «непрогнозируемая сущность» России является следствием действия никак не особого «иррационального» русского духа, а результатом вполне конкретных социально-экономических и политических процессов – и прежде всего целой серии «революционных потрясений» и «революционных шоков», воспроизводившихся в российской истории вследствие и вместо попыток модернизации. В современной ситуации пресловутая «иррациональность» России в значительной степени предопределяется весьма неоднозначными результатами социально-экономических реформ 1990-х годов, которые достаточно активно поддерживались странами Запада и в особенности США, которые позже признали, что устроили в России 90-х своего рода социальный эксперимент. При этом критические голоса были немногочисленны и тонули в общем потоке «прореформаторской риторики». Примерно также, как сейчас голоса здравомыслящих европейцев и американцев тонут в гуле остервенелых сторонников расового равенства, продвижения идей сообщества ЛГБТ, радикального феминизма и прочих новомодных западных течений. В то же время сегодняшние попытки России, хоть и выглядящие непоследовательными и хаотичными, спорадическими, в частности, отказаться от некоторых «небесспорных» результатов 1990-х годов и вернуться к эволюционной стратегии развития, вызывают обвинения в «антиреформаторском откате». И это является очевидным подтверждением дефицита подлинной рефлексии по указанному поводу.Нередко встречается на Западе миф о российском (русском) национализме – на его подъем указывают некоторые (тот же А. Сентинель) европейские исследователи, рассматривающие его как негативное явление, несовместимое с принципами западной цивилизации. И если к исследованию «русского национализма» применяется конструктивистская методика (Э. Геллнер, Б. Андерсон), трактующая его как форму «реакционного мифотворчества», то к анализу национализма освободившихся от российского влияния «постсоциалистических наций» – иной подход, связывающий его с выражением существующих национальных и этнических интересов. Здесь присутствует не только известная методологическая двусмысленность, но и очевидное следование логике «двойных стандартов», связанное не только с пресловутым стремлением «сдержать Россию», но и с недостаточным пониманием общей логики ее политического развития.Одновременно западными интеллектуалами и идеологами игнорируется, что сам Запад выступает по сей день как совокупность национальных государств, а в Восточной Европе и на постсоветском пространстве именно национализм является преобладающим политическим трендом. Современный процесс воссоздания (или строительства) национальной государственности постсоветскими народами (с опорой на национализм как на специфическую политическую технологию) в целом активно поддерживается политическим классом и общественным мнением западных стран. В то же время любые попытки акцентировать проблему национально-государственного самоопределения собственно русского этноса и даже российского суперэтноса западным сообществом рассматриваются как проявление «великорусского шовинизма», империализма и ксенофобии. При этом подобный подход стимулирует к жизни крайние и маргинальные формы национализма, которых так опасается сам Запад.Абсурдность тезиса и кошмарная мифологизация пресловутого «великорусского шовинизма» в современных условиях очевидна, что подтверждают исследования, согласно которым даже в «надломные» 90-е годы прошлого века, только14-15% российских избирателей были склонны поддержать политические идеи националистов. При этом, по мнению Н. Баранова, современная идеологическая ситуация в России способствует маргинализации старых форм национализма, эволюционируя к широким идейно-политическим альянсам (коммунисты-державники, национал-либералы, национал-демократы и т.д.). В силу исторического наследия и внутрисистемной фрагментированности, национализм, по его мнению, приобретает характер «перманентной духовной оппозиции», сосредоточенной на критике «внутренних» и «внешних» врагов нации . Таким образом, говорить сегодня о русском национализме как о политически артикулированном и консолидированном феномене, способном угрожать западной цивилизации, на текущий момент не приходится.Большое значение для понимания отношения Запада к России имеет миф о российских олигархах. С одной стороны, последние традиционно рассматриваются общественным мнением стран Запада как деструктивная сила, некоторыми из западных экспертов ставится под сомнение легальность приобретенной ими собственности. С другой стороны, «избранные» российские олигархи могут допускаться в «глобальное цивилизованное сообщество» через прохождение «цивилизационных», идеологических фильтров. При этом не принимается во внимание то обстоятельство, что в России фактически потерпел неудачу инициированный либеральными реформаторами 1990-х годов процесс форсированного создания слоя крупных собственников, под который была подстроена вся деятельность реформаторского правительства Е. Гайдара, активно поддержанного западным сообществом. В итоге в России не состоялся национальный капитал в качестве силы, способной реализовать стратегию долгосрочного развития страны. Характерно в этой связи отрицательное восприятие олигархов в российском общественном мнении, Аналогичная тенденция прослеживается практически во всех бывших советских республиках, ив особенности она ярко выражена в Украине, где в 2021-м разворачивается настоящая полномасштабная война между властью (президент В.А. Зеленский и проправительственное большинство парламента) и олигархатом (во главе с Р. Ахметовым в рамках программы по борьбе с олигархами, рассматриваемой и принятой в концелета-начале осени 2021-го года. В тоже время стоит отметить, чтоделегитимация российского крупного бизнеса фактически означает делигитимацию российских рыночных реформ 1990-х годов, что противодействует интеграции российских бизнес-структур в глобальную экономику.Однако попытки (пусть и не слишком последовательные) поставить крупный российский капитал в определенные рамки, ограничить его политическую активность и направить деятельность «капитанов» крупного бизнеса на развитие реального сектора экономики и поддержание социальной сферы нередко рассматриваются на Западе как «откат назад». Непонимание российского «постреформного» контекста и идеологизированность оценок не позволяют понять всю сложность и противоречивость современной российской ситуации в отношениях государства и предпринимательского класса.ЗаключениеНа текущий момент западная прогрессивная мысль начала пробуксовывать, ведь с одной стороны имея в свое арсенале устоявшиеся и зачастую неоспоримые стереотипы, она все чаще как волны о скалы разбивается об существующую реальность современной России, которая успешно проходит через все трудности. Буквально как корабль, ведомый опытным капитаном, огибая опасные рифы. Меняется не только политическая элита, но и средний, а также низший класс в России, растет экономика, развиваются технологии и наше общество, даже при всем желании западных критиков, уже не выглядит столь отсталым и дремучим, как его привыкли изображать.Очевидно что в западном сообществе проявляется очевидный дефицит рефлексии в отношении нашей страны, и совершенно ясно, что так или иначе потребуется отойти от политики конформизма и следования шаблонов в выстраивании своей риторики в отношении России. Разумеется, шаблон, которым является миф или стереотип – это то, что вырабатывалось долго на основании определенных действий, усилий и опыта, а потому, использовать это удобно пи привычно. Примерно как мы не любим модернизировать свои любимые шаблоны в MSWord, или привычные кулинарные рецепты и техники, приблизительно также западное общество не желает менять свое мнение о российском обществе и правительстве, опираясь на устоявшиеся стереотипы. Поэтому отход от данных «дремучих» мифов и воззрений для них будет непростым и долгим, причем отсутствие нормального диалога по «украинскому вопросу» будет лишь затягивать и усложнять данный процесс. Это в стратегическом смысле не в наших интересах, но в рамках сложившейся ситуации и опорных точек стратегии текущего российского правительства, вряд ли будет подвержено скорейшим изменениям. Следовательно, подвижек в данном направлении не стоит ждать в ближайшие 5-10 лет, скорее всего процесс затянется на 20 лет, пока не сменятся полностью политические элиты Запада и России. Тем не менее, существующие сложные проблемы в западном сообществе (миграция, отрицание обществом навязываемых ему новых установок типа религиозной и сексуальной толерантности, которые нередко идут в разрез с базовыми национальными интересами, кризис рождаемости и целый спектр экономических проблем, типа снижения темпов роста ВВП, кризисы в отраслях вызванные пандемией коронавирусной инфекции и так далее), определенным образом будут подталкивать западные страны и в особенности ЕС на более тесное сотрудничество с Россией, что окажет позитивное воздействие на процесс де-мифологизации и де-стереотипизации российского общества для западного сообщества. Список литературыAtlanticSentinel: Национализм россиян заставил Путина менять приоритеты - https://russian.rt.com/inotv/2013-11-08/Atlantic-Sentinel-Nacionalizm-rossiyan-zastavilMalia M. Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum // Новыйисторическийвестник. – 2001. – N 4.Адорно Т. Типы и синдромы // Социс. – 1993. – № 9.Асаутай М. Как Джо Байден повлияет на Центральную Азию и Синьцзян - https://rus.azattyq.org/a/how-joe-biden-will-affect-central-asia-and-xinjiang/30941685.htmlАхиезер А. С. Возможность прогноза социокультурной динамики России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под общ.ред. Т. И. Заславской. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 287 – 292.Баранов Н.А. - Политические отношения и политический процесс в современной России (курс лекций). Лекции №17,18,22 - https://ru.scribd.com/document/28561261/Н-А-Баранов-Политические-отношения-и-политический-процесс-в-современной-России-курс-лекцийБаранов Н.А. Учебное пособие `Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций` Лекция 28 - http://viperson.ru/articles/baranov-n-a-uchebnoe-posobie-politicheskie-otnosheniya-i-politicheskiy-protsess-v-sovremennoy-rossii-kurs-lektsiy-lektsiya-28Библия и гомосексуальность - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия_и_гомосексуальностьВайнштейн Г. Россия глазами Запада: стереотипы восприятия и реальности интерпретации - http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/va3.htmlВзятие Казани - https://histrf.ru/read/articles/vziatiie-kazani-eventГерберт Маркузе: «Репрессивная толерантность» - https://avtonom.org/news/gerbert-markuze-repressivnaya-tolerantnostДеррида Ж. Диссеминация – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.Зеленский заявил о начале большой войны с олигархами - https://ria.ru/20211126/oligarkhi-1760867579.htmlЗеленский пошел войной против олигархов. Насколько это серьезно? - https://www.bbc.com/russian/features-57417947Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000. – Гл. 1.Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. – 1993. – № 7.Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. – 1995. - № 5.Кризис-2008: в марте казалось, что всё может обойтись - https://www.finam.ru/analysis/newsitem/krizis-2008-v-marte-kazalos-chto-vsyo-mozhet-oboiytis-20180330-184157/Кургинян С. Аналитика судьбы. Россия и агония модерна // Завтра. – 2012. - № 35.Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985; Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 44-53.Ливонская война - https://histrf.ru/read/articles/livonskaia-voina-eventЛипатова Н., Панарин С. Энергетика берёзы: от лирики к геополитике (по следам круглого стола «Образы России: какими мы видим себя и какими нас видят соседи») // Вестник Евразии. – 2008. – № 1.Мамиконян М. «Новый наряд короля», или о специфической пользе размытости понятия «толерантность» - https://rossaprimavera.ru/article/novyy-naryad-korolya-ili-o-specificheskoy-polze-razmytosti-ponyatiya-tolerantnostМаркузе Г. Одномерный человек. – Киев., 1996.Нorkheimer M., Adorno T. W. Dialektik der Aufklaerung. PhilosophischeFragmente. – Querido: Amsterdam 1947.Пойгина Л.Б. Образ России на страницах «Нью-Йорк Таймс» в исторической ретроспективе и современности - https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-na-stranitsah-nyu-york-tayms-v-istoricheskoy-retrospektive-i-sovremennosti/viewerПолиткорректность: дорога к третьей мировой? - https://topwar.ru/151331-politkorrektnost-doroga-k-tretej-mirovoj.htmlПопов Ю.Н. Олигархия как субъект недобросовестной конкуренции // Труд и социальные отношения. -2003. - № 2.Путин в общественном мнении: до и после политической рокировки - https://www.levada.ru/2013/10/15/putin-v-obshhestvennom-mnenii-do-i-posle-politicheskoj-rokirovki/Расплатились за Союз: Россия погасила последний долг СССР - https://russian.rt.com/business/article/421644-rossiya-dolgi-sssrРоссия: восстановить империю, пока это возможно - https://inosmi.ru/politic/20111102/176961225.htmlРоссияне о Сталине - https://www.levada.ru/2010/03/04/rossiyane-o-staline/Рюмин А. М. Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада. Автореф. Дисс. канд.социол. наук по специальности 22.00.04. – Нижний Новгород, 2012.См. Хабенская Е. О. Ксенофобия, национализм, расизм в реальном и виртуальном пространствах - http://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/%20Ксенофобия%20национализм%20расизм.pdfСм.: Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. - М., 2005. - С.50.Сорель. Ж. Размышления о насилии. - М.: Фаланстер, 2013. - С. 138.Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 152 – 162.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.Христианство и секс: когда и почему это стало грехом? - https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sinЧто Библия говорит о гомосексуализме - https://www.bible-center.ru/ru/topic/homosexualismШафаревич И. Р. Русофобия // В кн.: Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? – М., 1991; Нестеров Ф. Ф. Заклятое слово // Наш современник. – 2009. – N 4. – С. 195 – 227.Юрьевский Е. От Филофея в наши дни // Социалистический Вестник. – 1956. – № 1.
2. Malia M. Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum // Новый исторический вестник. – 2001. – N 4.
3. Адорно Т. Типы и синдромы // Социс. – 1993. – № 9.
4. Асаутай М. Как Джо Байден повлияет на Центральную Азию и Синьцзян - https://rus.azattyq.org/a/how-joe-biden-will-affect-central-asia-and-xinjiang/30941685.html
5. Ахиезер А. С. Возможность прогноза социокультурной динамики России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т. И. Заславской. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 287 – 292.
6. Баранов Н.А. - Политические отношения и политический процесс в современной России (курс лекций). Лекции №17,18,22 - https://ru.scribd.com/document/28561261/Н-А-Баранов-Политические-отношения-и-политический-процесс-в-современной-России-курс-лекций
7. Баранов Н.А. Учебное пособие `Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций` Лекция 28 - http://viperson.ru/articles/baranov-n-a-uchebnoe-posobie-politicheskie-otnosheniya-i-politicheskiy-protsess-v-sovremennoy-rossii-kurs-lektsiy-lektsiya-28
8. Библия и гомосексуальность - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия_и_гомосексуальность
9. Вайнштейн Г. Россия глазами Запада: стереотипы восприятия и реальности интерпретации - http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/va3.html
10. Взятие Казани - https://histrf.ru/read/articles/vziatiie-kazani-event
11. Герберт Маркузе: «Репрессивная толерантность» - https://avtonom.org/news/gerbert-markuze-repressivnaya-tolerantnost
12. Деррида Ж. Диссеминация – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
13. Зеленский заявил о начале большой войны с олигархами - https://ria.ru/20211126/oligarkhi-1760867579.html
14. Зеленский пошел войной против олигархов. Насколько это серьезно? - https://www.bbc.com/russian/features-57417947
15. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000. – Гл. 1.
16. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. – 1993. – № 7.
17. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. – 1995. - № 5.
18. Кризис-2008: в марте казалось, что всё может обойтись - https://www.finam.ru/analysis/newsitem/krizis-2008-v-marte-kazalos-chto-vsyo-mozhet-oboiytis-20180330-184157/
19. Кургинян С. Аналитика судьбы. Россия и агония модерна // Завтра. – 2012. - № 35.
20. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985; Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 44-53.
21. Ливонская война - https://histrf.ru/read/articles/livonskaia-voina-event
22. Липатова Н., Панарин С. Энергетика берёзы: от лирики к геополитике (по следам круглого стола «Образы России: какими мы видим себя и какими нас видят соседи») // Вестник Евразии. – 2008. – № 1.
23. Мамиконян М. «Новый наряд короля», или о специфической пользе размытости понятия «толерантность» - https://rossaprimavera.ru/article/novyy-naryad-korolya-ili-o-specificheskoy-polze-razmytosti-ponyatiya-tolerantnost
24. Маркузе Г. Одномерный человек. – Киев., 1996.
25. Нorkheimer M., Adorno T. W. Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente. – Querido: Amsterdam 1947.
26. Пойгина Л.Б. Образ России на страницах «Нью-Йорк Таймс» в исторической ретроспективе и современности - https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-na-stranitsah-nyu-york-tayms-v-istoricheskoy-retrospektive-i-sovremennosti/viewer
27. Политкорректность: дорога к третьей мировой? - https://topwar.ru/151331-politkorrektnost-doroga-k-tretej-mirovoj.html
28. Попов Ю.Н. Олигархия как субъект недобросовестной конкуренции // Труд и социальные отношения. -2003. - № 2.
29. Путин в общественном мнении: до и после политической рокировки - https://www.levada.ru/2013/10/15/putin-v-obshhestvennom-mnenii-do-i-posle-politicheskoj-rokirovki/
30. Расплатились за Союз: Россия погасила последний долг СССР - https://russian.rt.com/business/article/421644-rossiya-dolgi-sssr
31. Россия: восстановить империю, пока это возможно - https://inosmi.ru/politic/20111102/176961225.html
32. Россияне о Сталине - https://www.levada.ru/2010/03/04/rossiyane-o-staline/
33. Рюмин А. М. Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада. Автореф. Дисс. канд.социол. наук по специальности 22.00.04. – Нижний Новгород, 2012.
34. См. Хабенская Е. О. Ксенофобия, национализм, расизм в реальном и виртуальном пространствах - http://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/%20Ксенофобия%20национализм%20расизм.pdf
35. См.: Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. - М., 2005. - С.50.
36. Сорель. Ж. Размышления о насилии. - М.: Фаланстер, 2013. - С. 138.
37. Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 152 – 162.
38. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
39. Христианство и секс: когда и почему это стало грехом? - https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin
40. Что Библия говорит о гомосексуализме - https://www.bible-center.ru/ru/topic/homosexualism
41. Шафаревич И. Р. Русофобия // В кн.: Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? – М., 1991; Нестеров Ф. Ф. Заклятое слово // Наш современник. – 2009. – N 4. – С. 195 – 227.
42. Юрьевский Е. От Филофея в наши дни // Социалистический Вестник. – 1956. – № 1.
Вопрос-ответ:
Какова теоретическая база стереотипизации и мифологизации образа России в западном общественном сознании?
Теоретическая база стереотипизации и мифологизации образа России в западном общественном сознании основывается на социокультурных и психологических факторах. Стереотипы формируются через механизмы восприятия и категоризации информации, а также через особенности средств массовой коммуникации. Мифы о России и ее населении в западном общественном сознании также формируются и поддерживаются с помощью особенностей культуры и истории западных стран.
Какие базовые стереотипы и мифы существуют в западном сообществе о современной России?
В западном сообществе существуют базовые стереотипы о России, такие как "дикарское" поведение, "варварская" культура, "страшный и авторитарный" режим и другие. В мифологии западных стран часто присутствуют образы "советской угрозы", "русской души", "рожденных в СССР" и другие, которые формируют определенный образ России и ее населения.
Почему низы не могут и верхи не хотят понять Россию?
Выражение "низы не могут и верхи не хотят понять Россию" характеризует глубинное разделение общества на разные социальные группы, которые имеют разные интересы и мировоззрение. Верхи, обладающие властью и ресурсами, не всегда заинтересованы в понимании реальных проблем низов, так как это может нарушить их привилегированное положение. Низы, в свою очередь, могут быть неспособными или не заинтересованными в анализе и понимании сложных политических и экономических процессов.
Каков культ Сталина в современной России?
В современной России существует культ Сталина, который характеризуется популярностью и поклонением некоторых групп населения к лидеру Советского Союза в период его правления. Для некоторых людей Сталин символизирует силу, стабильность и государственную мощь, а также покровителя от внутренних и внешних угроз. В то же время, культ Сталина вызывает разные эмоции и представляет собой объект споров в российском обществе.
Каковы базовые стереотипы западного сообщества о России?
Западное сообщество имеет несколько базовых стереотипов о России, таких как агрессивность, коррупция, низкий уровень жизни, несвобода слова, неэффективность государственных институтов и т.д.
Какова теоретическая база стереотипизации и мифологизации в образе России?
Одной из основных теорий, объясняющих механизмы стереотипизации и мифологизации, является теория социальной конструкции реальности. Согласно этой теории, образы и представления о России формируются через социальные процессы и взаимодействие групп людей.
Почему культ Сталина так сильно влияет на образ России?
Культ Сталина в России имеет долгую историю и сильное влияние. Многие россияне считают Сталина героем, который привел страну к победе во Второй мировой войне и обеспечил ей статус сверхдержавы. Это создает образ России, как страны, где авторитаризм и сила являются ключевыми ценностями.
Почему низы не могут, а верхи не хотят изменить образ России в западном общественном сознании?
Механизмы власти в России позволяют верхам контролировать информацию и формировать образ России в западном общественном сознании. В то же время, низы либо не имеют возможности влиять на образ, либо не желают этого делать из-за слабой образованности, рассеянности или нежелания вмешиваться в политические процессы.
Что значит выражение "умом Россию не понять"?
Это выражение означает, что Россия и российский народ имеют свою особую сущность и умение понять их требует особого подхода и особой глубины мышления. Оно отражает идею о том, что Россия не может быть понята и оценена с помощью западных стандартов и критериев.