технология иконописи
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 04.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
I. ИКОНОПИСЬ КАК ИСКУССТВО И МОЛИТВА 4
1. История иконописи 4
2. Что такое иконопись и чем отличается от других видов искусства 7
II. ТЕХНИКИ НАПИСАНИЯ ИКОН 11
1. Старинная техника написания православных икон 11
2. Современная техника написания икон 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Надписание иконы есть акт свидетельствования верности изображения, соответствия его канону, церковному Преданию, частью которого и является сама икона. В старину иконы надписывались после разрешения архиерея. После просыхания живописного слоя и нанесения ассиста икона олифилась – покрывалась вываренным льняным маслом, пропитывавшим и объединявшим краски. Масло выдерживалось на живописи долго, до загустения затем его излишки снимались, а остававшийся слой образовывал пленку, которая защищала икону от воздействия влаги, температур и грязи.Современная техника написания иконСовременные иконописцы используют различные техники. Прежде всего используется традиционная техника яичной темперы как хорошо зарекомендовавшая себя в веках. Иконописцы так же, как и сотни лет назад, готовят и проклеивают доски, готовят левкас на мелу и клею, используя природные натуральные компоненты, творят краски, перетирая их с яичной эмульсией на стекле или яшмовой плите при помощи хрустального куранта, пропитывают живопись олифой. Именно этой технике иконописи обучают в современных классических иконописных школах – школе при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Свято-Тихоновском университете, иконописных школах Курска, Тобольска. Для покрытия икон также используется олифа и различные лаки, которых современное производство предоставляет множество. Также сегодня возрождается энкаустическая техника (в которой в качестве связующего в красках используется горячий воск) – например, в мастерской современного иконописца Андрея Жарова. Иконописцы изучают технику энкаустики на древних иконах и фаюмских портретах, сами готовят пунический воск, который выступает связующим в энкаустической живописи.Современная иконопись развивается и в направлении фрески. Правда, собственно фреска как письмо по сырой штукатурке в современном церковном искусстве практикуется редко из-за большой трудоемкости и сложности этого процесса. Писать классическую фреску могут лишь самые опытные мастера, т.к. она требует высокой скорости и точности работы, потому что штукатурка быстро высыхает и после образования кальцитного слоя поправки практически невозможны. Фреска сегодня понимается очень широко как любая настенная живопись. Преимущественно современные иконописцы на стене работают в технике альсеко – письма по сухой штукатурке.При этом натуральные перетертые пигменты уже не используются из-за их дороговизны и сложности приготовления красок. Современные фирмы предлагают большой ассортимент синтетических красок – акриловых, силикатных – для настенной живописи. Активно развивается сегодня искусство мозаики, где используется смальта – цветное стекло, которое варят особым образом с добавлением металлов и красящих веществ, а также камни. Изображение выкладывается из кусочков смальты и камней, наколотых на мелкий модуль, методами прямого или обратного набора (изображение набирается «зеркально» и затем переворачивается, что дает гладкую поверхность мозаики).Стоит отметить, что, к сожалению, современная иконопись зачастую является бизнесом, а потому в приоритет становится скорость работы и дешевизна материалов. Это заставляет многих использовать дешевые материалы и нарушать технологические процессы, которые обеспечивают иконе долговечность. Например, активно стали использовать акриловые краски, не дающие эффектов живости, прозрачности и свечения, как натуральная яичная темпера, лаки для покрытия оборотов иконных досок, которые исключают возможность доске дышать и увеличивают риск растрескивания живописи.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, мы изучили особенности иконописи как вида церковного искусства и ее основные техники и пришли к следующим выводам.Иконопись – не отдельное искусство и не предназначена лишь для получения эстетического наслаждения или простого рассматривания. Иконопись не является украшением храмового пространства, но несет в себе догматику и глубокие богословские смыслы.Иконопись не должна существовать отдельно от церковной жизни и молитвы и может быть понята во всей своей полноте лишь при соединении с молитвенным опытом и богослужением.Иконопись есть «умозрение в красках», она не должна противоречить священному Писанию или Преданию. Важен для иконописи канон как принцип, ограничивающий степень свободы иконописца в интерпретации образа или сюжета.Иконопись как искусство глубоко символична и не должна толковаться с точки зрения буквального прочтения или сравнения с реалистической или какой бы то ни было иной живописью.Традиционной и самой распространенной техникой иконописи является яичная темпера, и традиция этой техники продолжается современными иконописцами. Возрождаются также техники энкаустики и мозаики.Многие современные материалы, которые производители предлагают иконописцам значительно уступают по качеству традиционным, но выигрывают в цене. В то же время, пока еще неизвестно, как они поведут себя спустя века и обеспечат ли сохранность иконам так, как это на протяжении веков обеспечивают традиционные материалы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБиблия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1993. 1372 с.Прп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/ (дата обращения: 04.12.2021).Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем ДионисиемФурноаграфиотом // Nesusvet.narod: сайт. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm(дата обращения: 04.12.2021).Молитвы перед началом иконописания // Иулиания: иконописаня мастерская: сайт. URL: https://iulianiya.ru/molitvy_pered_nachalom_ikonopisaniya(дата обращения: 04.12.2021).Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 225 с.Никольский М.В. Символика света в уставной православной иконописи // Вестник ТГУ. 2013. №1 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-sveta-v-ustavnoy-pravoslavnoy-ikonopisi (дата обращения: 05.12.2021).Покровский Н. Живопись катакомб // Образование и Православие: сайт. URL: http://www.orthedu.ru/ch-hist/2408-10.html(дата обращения: 04.12.2021).Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/umozrenie-v-kraskah/1 (дата обращения: 04.12.2021).Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 04.12.2021).Филатов В.В. Словарь изографа // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/slovar-izografa/ (дата обращения: 04.12.2021).Языкова И.К. Богословие иконы. М.: Издательство общедоступного Православного Университета, 1995. 212 с.
2. Прп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/ (дата обращения: 04.12.2021).
3. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом // Nesusvet.narod: сайт. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm (дата обращения: 04.12.2021).
4. Молитвы перед началом иконописания // Иулиания: иконописаня мастерская: сайт. URL: https://iulianiya.ru/molitvy_pered_nachalom_ikonopisaniya (дата обращения: 04.12.2021).
5. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 225 с.
6. Никольский М.В. Символика света в уставной православной иконописи // Вестник ТГУ. 2013. №1 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-sveta-v-ustavnoy-pravoslavnoy-ikonopisi (дата обращения: 05.12.2021).
7. Покровский Н. Живопись катакомб // Образование и Православие: сайт. URL: http://www.orthedu.ru/ch-hist/2408-10.html (дата обращения: 04.12.2021).
8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/umozrenie-v-kraskah/1 (дата обращения: 04.12.2021).
9. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 04.12.2021).
10. Филатов В.В. Словарь изографа // Азбука веры: сайт.URL: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/slovar-izografa/ (дата обращения: 04.12.2021).
11. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: Издательство общедоступного Православного Университета, 1995. 212 с.