Теория манипуляции сознанием Шиллера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.01.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Теория манипуляции сознанием Герберта Шиллера 4
Недостатки теории Герберта Шиллера и пути универсального решения 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Традиционные средства массовой информации вытесняются с информационного пространства социальными сетями, блогами. Появляется альтернативная схема получения достоверных фактах о происходящих процессах в обществе.Во-вторых, не все политики, чиновники, сенаторы стремятся навязать через СМИ «свою правду», они ищут единомышленников в информационном пространстве, зачастую, «не соглашаются» жертвовать своими стремлениями и принципами.В-третьих, положения теории Герберта Шиллера с трудом можно применить ко всем государствам и обществам мира. Огромное влияние имеет религия, культурное наследие. И средства массовой информации не всегда могут нарушить эти незыблемые пространства и через распространяемые материалы разрушить фундаментальные основы. Бесспорно, через культуру, транслируемую посредством СМИ навязываются интересы и направление мышления во многие страны. В качестве примера можно привести отмечание национальных или исторических праздников в странах, которые не имеют к ним отношения.Теория Герберта Шиллера не универсальна. Она не соотносится в полной мере с происходящими социальными, политическими процессами. Безусловно, стремление укрепить экономику сказывается на политике, что, в свою очередь, отражается на социуме. Однако это естественный механизм. Данные сферы не могут не взаимодействовать и не влиять друг на друга.Правильнее было бы исключить из теории Г. Шиллера бескомпромисность утверждений. Мифы следует переименовать в «тенденции», которые происходят с определенной долей вероятности, но не всегда и не везде.Также теорию стоило бы дополнить тем, что влияние средств массовой информации на поведение людей так же естественно как, например, воспитание детей в семье, получение образования. Ведь ребенку в процессе воспитания родители по сути навязывают свое мнение и свое представление об этом мире. Ребенок через призму размышлений родителей получает информацию. Также все люди получают информацию через СМИ. И пусть порой искаженную, преследуемую цели частных лиц, коммерческих организаций, но иного пути нет.На сегодняшний день у человека не хватает времени анализировать всю информацию, которую он черпает из медиапространства. На это банально просто нет времени. И есть ли в этом необходимость? Да и нет иного источника информации.Пожалуй, единственный способ не попадать под влияние манипуляции сознанием – это читать научную литературу, анализируя и проецируя на конкретную жизненную ситуацию. В этом случае мифы теории Герберта Шиллера не будут оказывать своего влияния. Таким образом, разностороннее образование позволит ограничить манипуляцию сознанием.При этом стоит отметить, что необходимости полного прекращения манипуляционного воздействия через средства массовой информации нет. Иначе могут наступить необратимые последствия в экономической, политической и социальной сферах. К примеру, проведение предвыборных кампаний потеряет свой смысл.Также важна психологическая составляющая манипуляции сознанием. Вакуум человеческого разума будет «требовать» постоянного заполнения информацией. И не известно к чему приведет долгое отсутствие ретранслятора этой информации. В истории имеется немало примеров когда средства манипуляции сознанием людей оказывались в руках одного человека или политической группы. Последствия этих процессов, в большинстве своем, носят отрицательный характер.Для частичного противодействия манипуляции сознанием можно использовать так называемую «антипропаганду». Хотя, возможно, это приведет к манипуляции другими лицами, организациями только через иные средства массовой информации, а может быть, даже через те же самые СМИ. Категоричность в характеристике отношений общества и средств массовой информации нецелесообразна. Теория Герберта Шиллера важна и применима, но в конкретных случаях. Не следует тотально применять составляющие теории относительно всех социальных процессов. Общество – это живой организм. ЗаключениеВ процессе изучения теории манипуляции сознанием Герберта Шиллера была достигнута цель реферата и сделаны определенные выводы.Основная мысль Г. Шиллера сводилась к тому, что информационное общество по факту является производством с последующей обработкой и распространением большого количества различной информации, в том числе об обществе, рынке, индивидах, нации, военном деле и, безусловно, экономики. Данная информация производится с целью удовлетворения потребностей корпораций, правительственных структур, военных. По мнению Шиллера, так происходит в развитых индустриальных странах.По теории Герберта Шиллера в качестве основных средств манипуляции используются мифы, то есть определенные установки, которые закреплены в сознании людей. К ним относятся миф о нейтралитете, миф об индивидуальном и личном выборе, миф о неизменной природе человека, миф об отсутствии социальных конфликтов, миф о плюрализме средств массовой информации. Все мифы неразрывно связаны и представляют собой систему определенных установок. Мифы «вживляются» в общество посредством различных институтов и организаций – общественных, правительственных, международных. Указанные механизмы манипуляции сознанием проникают через культуру, транслирование образа жизни и мышления, через науку и образование. По теории Герберта Шиллера в информационном пространстве преобладают интересы частных компаний. СМИ ориентируются не на информацию, отражающую фактическую действительность, а на интересы тех, кто платит за рекламу, а значит, за информационные материалы.Упрощенное и одностороннее рассмотрение Г. Шиллером довольно сложных социальных процессов, а также процессов в политической сфере, умаляет значимость и последовательность тезисов теории. Теория Герберта Шиллера важна и применима, но в конкретных случаях. Не следует тотально применять составляющие теории относительно всех социальных процессов.Список использованной литературыШиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. – 326 с.Гладков И.А. Политическая коммуникация в теории информационного общества Герберта Шиллера // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 3 – С. 14 - 24.Кин Дж. Демократия и декаденс медиа. М., 2015 – 308 с.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. – 398 с.Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2011. – 190 с.Социология : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 397 с.Информация с сайта: https://socialinf260983178.wordpress.com

Список использованной литературы
1. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. – 326 с.
2. Гладков И.А. Политическая коммуникация в теории информационного общества Герберта Шиллера // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 3 – С. 14 - 24.
3. Кин Дж. Демократия и декаденс медиа. М., 2015 – 308 с.
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. – 398 с.
5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2011. – 190 с.
6. Социология : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 397 с.
7. Информация с сайта: https://socialinf260983178.wordpress.com

Вопрос-ответ:

Какую теорию манипуляции сознанием описывает Шиллер?

Шиллер описывает теорию манипуляции сознанием, основанную на использовании средств массовой информации.

Какие недостатки имеет теория Шиллера?

Недостатки теории Шиллера включают ограниченность средств массовой информации и неспособность универсального решения проблем манипуляции сознанием.

Какие альтернативные схемы информационного получения возникают?

Появляются альтернативные схемы получения информации, такие как социальные сети и блоги, которые вытесняют традиционные средства массовой информации.

Есть ли политики и чиновники, которые не стараются навязывать свою правду через СМИ?

Да, не все политики, чиновники и сенаторы стремятся навязать через СМИ свою правду, они также ищут единомышленников и другие способы влиять на сознание общества.

Какие пути универсального решения предлагает Шиллер для проблемы манипуляции сознанием?

Шиллер предлагает несколько путей универсального решения проблемы манипуляции сознанием, одним из которых является повышение критического мышления и осознанность потребителей информации.

Какую теорию манипуляции сознанием разрабатывал Шиллер?

Шиллер разрабатывал теорию манипуляции сознанием.

Какие недостатки имеет теория Шиллера?

Теория Шиллера имеет недостатки, которые описываются в следующих пунктах статьи.

Какие средства массовой информации вытесняются из информационного пространства?

Из информационного пространства вытесняются традиционные средства массовой информации.

Какие появляются альтернативные средства для получения достоверной информации?

Альтернативной схемой получения достоверных фактов о происходящих процессах в обществе являются социальные сети и блоги.

Стремятся ли все политики, чиновники и сенаторы навязать свою правду через СМИ?

Нет, не все политики, чиновники и сенаторы стремятся навязывать свою правду через СМИ, некоторые из них ищут единомышленников.

Какая теория манипуляции сознанием описывается в статье?

В статье рассматривается теория манипуляции сознанием Герберта Шиллера.

Какие недостатки имеет теория Герберта Шиллера?

В статье освещаются недостатки теории Герберта Шиллера и предлагаются пути универсального решения этих проблем.