Сравнение теорий фотографии Р.Барта и С.Зонтаг

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 19 19 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теория фотографии Р. Барта и С. Зонтаг................................………………4
2. Сравнение теорий фотографии Р. Барта и С. Зонтаг (практический аспект)……………………………………………..........................................….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
Фрагмент для ознакомления

Рисунок не является копированием – это рассматривание, переосмысление, интерпретация, а лишь затем созидание автором. Фотография же является чем-то «непосредственно скопированным с реальности». Это след, который Зонтаг сравнивает с отпечатком ноги, чем-то, принадлежащим сфотографированному объекту. И именно этот «след», эта копия вещи не может быть создана без посредничества фотографической техники. В фотографировании может присутствовать определенная интерпретация, осмысление образа вещи, но либо до нажима на кнопку аппарата, либо после. Сам процесс создания изображения полностью принадлежит технике. Возможно, именно это сходство, эта копия и вызывали страх фотографирования в течение долгого времени, хотя у определенных народов он до сих пор присутствует. По мнению Зонтаг, фотография возродила примитивный статус образов, сакрализовала их, ибо она - «не только сходство с объектом, проявление уважения к нему», она - «часть, дополнение объекта, мощное средство завоевания и контроля его».И исследователь опровергает обоснованность этой тревоги. Мол, «современная озабоченность тем, что образный мир заменяет реальный мир, — это в основном эхо».Само незнание приводит к страху, страх же - к зависимости. Незнание, как работает аппарат, приводит либо к страху им пользоваться (это в современном мире редкость, однако еще есть староверы или определенные народности, имеющие запрет фотографироваться), или же к попаданию в зависимость от фотографического универсума.2. Сравнение теорий фотографии Р. Барта и С. Зонтаг (практический аспект)Проведем практический анализ сравнения двух философских теорий фотографии Ролана Барта и Сьюзен Зонтаг, которые определены в таблице 1.Таблица 1Сравнительные аспекты развития теорий фотографии Р. Барта и С. ЗонтагСравнительный аспектРолан БартСьюзен ЗонтагЗнаменитые высказывания«Общество стремится приручить Фотографию, чтобы умерить безумие, которое угрожает взорваться перед лицом любого, кто на нее смотрит»«По сути, фотоаппарат делает каждого туристом в реальности других людей, а в конечном счете и в своей собственной»Основные положения теорийФотография концентрирует и «консервирует» в себе время, говоря словами Барта, «подвергает его аресту» и создает парадоксальное переживание момента, соединяя фрагменты бытия предмета «здесь» и «раньше».Зонтаг была настроена к фотографии наиболее скептично, считая ее сомнительным суррогатом действияСамые известные трудыВ 1980 году Барт обратился к силе самой фотографии в своей самой читаемой работе на эту тему — «Camera Lucida: Reflections on Photography».Книга 1977 года «О фотографии» (On Photography) до сих пор остается одним из самых широко читаемых критических текстов по этой теме.Общее в исследованияхПри всей глубокой индивидуальности понимания и восприятия фотографии Бартом и Зонтаг они сходятся в том, что фотография — это, прежде всего, особенная запись информации о теле-предмете-событии, наделенная уникальными свойствами.Разное в исследованияхБарт отличал по механизмам воздействия фотографию как галлюцинацию от искусства иллюзии, например от промышленных искусств кино или рекламы. В английском переводе его книги Camera Lucida это различие сформулировано как something has passed — «что-то прошло» (случилось) и something has posed — «что-то позировало» (представлялось).Зонтаг считала, что «фотография, не будучи видом искусства, обладает особенным свойством превращать свои объекты в произведения искусства… трансформировать искусство в метаискусство или средство коммуникации». Пространство фотографии и объекта, таким образом, оказывалось гораздо шире территории искусства.Вклад новых положений в теорию фотографииСмещая фокус с темы изображения камеры на просмотр фотографий, Барт ввел в теорию фотографии два новых термина: punctum и studium. Коротко говоря, studium состоит из визуальной информации, содержащейся в фотографии.Сьюзен подняла тему этики снимка, в особенности трагического. Обнажая проблему, фотография с ее правильной композицией и эстетикой странным образом уменьшает значимость человеческих горестей, превращая их в зрелище. Она считала, что снимок, показывая страшные вещи, примиряет нас с ними, а об этом нельзя забывать.Можно сделать вывод, что в философских теориях фотографий Ролана Барта и Сьюзен Зонтаг есть как и общие положения, так и различия. При этом вклады обоих исследователей являются значительными в историю и развитие фотоискусства. Если Сьюзен Зонтаг пишет о конкретных фотографиях, анализирует их содержание, назначение и влияние на человеческое поведение, ведет диалог с художниками, то Ролан Барт придерживается высокого уровня абстрагирования в рассмотрении фотографического образа. Он воспроизводит эволюцию образа от традиционного к фотографическому, где последний, как мы можем заметить со слов теоретика, является не чем иным, как продуктом именно запрограммированного фотографического аппарата. Отсюда следует, что фотография — это прежде всего коммуникация, которая может быть или между субъектами, или между субъектом и аппаратом.ЗАКЛЮЧЕНИЕС. Зонтаг обращается к анализу фотографии через призму того, что происходит с фотографом. Для Зонтаг фотография является средством отстранения от реальности, отражением пассивного, безразличного отношения к происходящему и людям. Р. Барт пытается обнаружить особый смысл фотографии. Он считает, что изображаемое оказывает сопротивление смыслу. Фотографию рассматривают как «сертификат присутствия», не как художественное отражение действительности, а как ее отпечаток.Конечно, Барт говорит о роли автора в письме, однако мы можем использовать это понятие и в отношении фотографического изображения, которое многие исследователи, в том числе и Барт, считали сообщением, аналогичным текстовому сообщению. Смерть автора — это рождение произведения. Мы пользовались именно работами Р. Барта и С. Зонтаг, потому что, по нашему мнению, они содержат необходимую аргументацию относительно функций фотографии, а также исследования роли фотографа, рассматривая фотографию или имплицитно или эксплицитно, или вообще уделяя больше внимания именно фотографической технике.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБарт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт; [пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина]. – М.: Ad Marginem, 1997. – С. 65-71.Барт Р. Риторика образа / Р. Барт; [пер. с фр. Г. К. Косикова] // Нулевая степень письма. – М.: Академический проект, 2008. – С. 252–274.Барт Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт; [пер. с фр. С. Н. Зенкина] // Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – С. 378–392.Дьяков А. Ролан Барт как он есть / А. Дьяков. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2010. – 319 с.Зонтаг С. О фотографии/ С. Зонтаг; пер. В. Голышев. – М.: Ad Marginem, 2012 – 268 с.- Режим доступа: https://www.rulit.me/books/o-fotografii-read-280021-1.htmlМазин В. Субъект Фрейда и Деррида / В. Мазин. – СПб.: Алетейя, 2010. – 256 с.Статья «Знаменитый сборник эссе Сьюзен Зонтаг — осмысление фотографии и места, которое она занимает в современной культуре». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://garagemca.org/ru/programs/publishing/susan-sontag-on-photography (дата обращения: 07.12.2021)Статья «Сьюзен Зонтаг: ключевая фигура социокультурной литературы и легендарный фотокритик». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://fotogora.ru/syuzen-zontag-legendarnyy-fotokritik/ (дата обращения: 04.12.2021)Статья «Первый подход к теории фотографии: Шарковски, Зонтаг и Барт». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.photographer.ru/cult/theory/8291.htm (дата обращения: 05.12.2021)Статья «Философия фотографии: обзор легендарных книг». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rosphoto.com/books/filosofiya_fotografii-4656 (дата обращения: 03.12.2021)Статья «Фотография и объект: Екатерина Андреева о генеологии photo-based art». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://theoryandpractice.ru/posts/8537-ekaterina-andreeva-on-photo-based-art (дата обращения: 04.12.2021)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт; [пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина]. – М.: Ad Marginem, 1997. – С. 65-71.
2. Барт Р. Риторика образа / Р. Барт; [пер. с фр. Г. К. Косикова] // Нулевая степень письма. – М.: Академический проект, 2008. – С. 252–274.
3. Барт Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт; [пер. с фр. С. Н. Зенкина] // Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – С. 378–392.
4. Дьяков А. Ролан Барт как он есть / А. Дьяков. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2010. – 319 с.
5. Зонтаг С. О фотографии/ С. Зонтаг; пер. В. Голышев. – М.: Ad Marginem, 2012 – 268 с.- Режим доступа: https://www.rulit.me/books/o-fotografii-read-280021-1.html
6. Мазин В. Субъект Фрейда и Деррида / В. Мазин. – СПб.: Алетейя, 2010. – 256 с.
7. Статья «Знаменитый сборник эссе Сьюзен Зонтаг — осмысление фотографии и места, которое она занимает в современной культуре». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://garagemca.org/ru/programs/publishing/susan-sontag-on-photography (дата обращения: 07.12.2021)
8. Статья «Сьюзен Зонтаг: ключевая фигура социокультурной литературы и легендарный фотокритик». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fotogora.ru/syuzen-zontag-legendarnyy-fotokritik/ (дата обращения: 04.12.2021)
9. Статья «Первый подход к теории фотографии: Шарковски, Зонтаг и Барт». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/theory/8291.htm (дата обращения: 05.12.2021)
10. Статья «Философия фотографии: обзор легендарных книг». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosphoto.com/books/filosofiya_fotografii-4656 (дата обращения: 03.12.2021)
11. Статья «Фотография и объект: Екатерина Андреева о генеологии photo-based art». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/8537-ekaterina-andreeva-on-photo-based-art (дата обращения: 04.12.2021)

Вопрос-ответ:

Какие теории фотографии сравниваются в статье?

В статье сравниваются теории фотографии Р. Барта и С. Зонтаг.

Что представляет собой фотография по теории Р. Барта?

По теории Р. Барта, фотография является рассматриванием, переосмыслением и интерпретацией мира, а не простым копированием.

Какую точку зрения на фотографию выражает С. Зонтаг?

С. Зонтаг считает, что фотография должна быть оценена по своей практической значимости и содержанию, а не только по эстетическим качествам.

Какие аспекты фотографии рассматриваются в практическом аспекте сравнения теорий Р. Барта и С. Зонтаг?

В практическом аспекте сравнения теорий рассматриваются аспекты создания и интерпретации фотографий, а также их влияние на зрителей и общество.

Какие источники использовались при написании статьи?

Список использованных источников не представлен в данной выборке.

Кто представляет теорию фотографии Р. Барта и С. Зонтаг?

Теорию фотографии представляют Ролан Барт и Сьюзен Зонтаг.

Каковы основные принципы теории фотографии Р. Барта и С. Зонтаг?

Основные принципы теории фотографии Р. Барта и С. Зонтаг заключаются в рассмотрении, переосмыслении и интерпретации фотографий, а также в создании новых значений и смыслов автором.

Какие аспекты фотографии сравниваются в теориях Р. Барта и С. Зонтаг?

В теориях Р. Барта и С. Зонтаг сравниваются как теоретические, так и практические аспекты фотографии, включая роль фотографии в обществе, использование фотографии для передачи сообщений и создания эмоций, а также влияние фотографии на наше восприятие и понимание окружающего мира.

Каковы особенности теории фотографии Р. Барта и С. Зонтаг в практическом аспекте?

В практическом аспекте теория фотографии Р. Барта и С. Зонтаг подчеркивает важность рассмотрения и интерпретации фотографий как произведений искусства, а также создание новых значений и смыслов автором. Они поддерживают идею, что фотография не просто копирование реальности, а инструмент для создания новых идей и эмоций.

Какими источниками воспользовались Р. Барт и С. Зонтаг при разработке своих теорий фотографии?

В своих теориях фотографии Р. Барт и С. Зонтаг использовали различные источники, которые помогли им разработать свои собственные взгляды и принципы. Они могли обращаться к работам других фотографов, философов, искусствоведов и историков искусства, и использовать их идеи и концепции в своих теориях.