Организация социального обслуживания граждан в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 20 20 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения 4
1.1. Понятие и сущность социального обслуживания населения: цели, принципы и задачи 4
1.2. Система социального обслуживания населения в России 5
2. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания в Российской Федерации. 7
2.1. Социальное обслуживание семьи и детей 7
2.2. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов 10
2.3. Порядок оказания услуг в системе социального обслуживания 14
Заключение 18
Список источников 19

Фрагмент для ознакомления

Активное использование творческого потенциала клиентов в организации информационно-культурных услуг, создание поля самореализации пожилого человека в различных направлениях.Постоянное повышение разнообразия оказываемых информационно-культурных и психологических услуг, развитие когнитивного и коммуникативного аспектов в оказании услуг.Учёт социально-демографических характеристик группы при организации услуг.Проведение исследования результативности потребления услуг в отделениях дневного пребывания с целью выявления уровня удовлетворённости оказываемыми услугами, наличию конкретных эффектов отпотребления услуг, причём как общих, так и применительно к каждой конкретной разновидности услуг; выявлять, существуют ли зависимости между социально-демографическими характеристиками респондентов и ощущением различных эффектов; определять рейтинг популярности тех или иных услуг.Отделения дневного пребывания в системе социального обслуживания населения способны активизировать жизнь абсолютно разных категорий пожилых граждан при высоком разнообразии аспектов удовлетворённости оказываемыми услугами.2.3. Порядок оказания услуг в системе социального обслуживанияВ Приморском Крае Министерство труда и социальной защиты населения выступает в качестве регионального органа исполнительной власти, который проводит управление и государственную политику в области занятости, труда и социальной защиты населения в соответствии с переданными ему федеральными органами исполнительной власти, полномочиями.Министерство выступает как орган исполнительной власти, реализующий в пределах своей компетенции на территории Приморского Края, нормативно-правовое регулирование и государственное управление сферой труда, охраны труда, трудовых отношений, демографии, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции, содействия занятости населения, социального партнерства и социальной поддержки некоторых категорий граждан, социального обслуживания населения, государственной социальной помощи, попечительства, патронажа и опеки организации социальной реабилитации и защиты инвалидов, пенсионного обеспечения государственных и муниципальных гражданских служащих региона и лиц, замещающих государственные должности в регионе, обеспечения граждан, которые проживают на территории региона, бесплатной юридической помощью, а также отдельные полномочия Российской Федерации, переданные для выполнения органам государственной власти в Приморском Крае, в области социальной помощи и социальной поддержки населения, в осуществлении социальных выплат безработным гражданам, признанным таковыми установленным порядком.Министерством строится работа по разным направлениям: повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; разрешение комплексных проблем социального развития; охрана и условия труда; народонаселение; социальное партнерство в трудовых отношениях; развитие кадрового потенциала; занятость населения; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; область социальной защиты и занятости населения; социальнаязащита населения; законодательство о труде, государственная служба; международное партнерство.Деятельность сформированной системы социального обслуживания организуется в соответствии с положениями федерального законодательства, в частности ФЗ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации, законов Приморского Края и др.В течение последних лет система социальной работы, ее организационные формы и используемые технологии существенно трансформируются. Число социальных учреждений, несмотря на трудности, прежде всего, экономического характера, возрастает как на всей территории страны, так и на территориях отдельных регионов. В настоящее время в регионе функционирует 36 государственных бюджетных центров социального обслуживания населения. Такие центры функционируют в каждом городском округе и в каждом муниципальном районе края, являются многопрофильными социальными учреждениями с развитой структурой. Быстрыми темпами происходит развитие центров социального обслуживания населения, реабилитационных центров для взрослых и детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, появляются новые типы учреждений: центры для несовершеннолетних мам, кризисные центры и пр.Важное место в трансформирующейся системе социального обслуживания отведено территориальным центрам социального обслуживания населения. Роль этих учреждений в разрешении вопросов социального обслуживания населения на территории муниципальных образований заключается [7] в осуществлении на подведомственной территории государственной политики в социально-трудовой сфере; обеспечении социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского Края; в развитии системы регулирования трудовых отношений и социального партнерства; участии в реализации основных направлений государственной политики в области трудовых отношений, демографии, трудовой миграции, развитии трудовых ресурсов, повышении уровня доходов и жизни населения, альтернативной гражданской службы; осуществлении государственного управления охраны труда; участия в определении приоритетных направлений осуществления социальной политики в отношении инвалидов. Организационно-управленческая структура системы социальной защиты населения края представлена на рис. 1.Жителям края предоставляются социальные услуги в стационарных и полустационарных, надомных условиях, в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Организована работа отделений социально - медицинского и социального обслуживания на дому, отделений дневного стационара инвалидов и граждан пожилого возраста, социально - оздоровительных отделений, отделений срочного социального обслуживания, отделений социальной реабилитации военнослужащих, специальных домов для одиноких пожилых людей, «Хосписы на дому» и другие.Рис. 1. Организационно-управленческая системы социальной защиты населения Приморского КраяЕжегодно центры содействуют решению социальных проблем более 300 тыс. человек. Центрами социального обслуживания организуется работа по выявлению в ходе социального патронажа пожилых людей, которые нуждаются в социальной поддержке и помощи. Социальный патронаж направлен на локальное преодоление имеющихся социальных проблем гражданина, предоставление ему помощи, учитывающей динамику его непосредственной жизненной ситуации (НЖС), а также потенциальных возможностей её преодоления. В муниципальных образованиях края организована система выявления пожилых граждан, нуждающихся в социальной помощи. Организована совместная работа организаций социального обслуживания и администраций муниципальных образований, общественных организаций, больниц. Действуют общественные социальные советы, участковые социальные работники, проводится мониторинг потребностей инвалидов и пожилых людей в различных социальных услугах.ЗаключениеВ условиях современной российской действительности, характеризующейся трансформацией социальных институтов, важным условием поддержания жизнедеятельности нуждающихся категорий населения является разработка единых понятий в сфере услуг системы социального обслуживания населения и ее модернизация. В настоящее время именно эта часть теории и методологии социального обслуживания менее всего изучена и освещена в современных социологических и экономических исследованиях.Таким образом, выполненный анализ ключевых вопросов нового федерального закона в сфере оказания социальных услуг говорит о поступательном инновационном развитии и модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышении его уровня, качества и эффективности. Но на практике, наряду с положительными моментами, все еще возникают вопросы по реализации положений указанного закона.Проведенный анализ понятий позволяет говорить о том, что содержательным компонентом системы социального обслуживания населения являются услуги, повышающие вектор социальной субъектности нуждающихся категорий населения и обеспечивают совершенствование их жизнедеятельности и социального комфорта, и что институционализация системы социального обслуживания в сфере услуг содействует расширению его возможностей в современных условиях. Модернизационный процесс социального обслуживания включает в себя реформирование ранее сложившихся институтов, норм и технологий и широкое использование инноваций.Список источниковФедеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156558/ Акулина Л.В. Проблемные аспекты развития рынка социальных услуг для пожилых граждан В России / Л.В. Акулина, Е.Н. Летягина, С.Е. Чуранов // Вестник современных исследований. 2018. № 7.1 (22). С. 215-217.Бреусова А.Г., Чернобаева Г.Е. Формирование основных параметров оценки конкуренции на рынке социальных услуг Омской области // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 99-105Бухалова Н.А., Павлова О.А., Литвинчук В.И. Рынок социальных услуг: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 112-121.Вавилина, Ю. В., Васильева, Е. Н. Социальная защита и социальное обслуживание населения - ведущие субъекты социальной работы на муниципальном уровне // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. - Саратов: Академия управления, 2015. - С. 57-59.URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/2783Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х. Социальное обслуживание населения в условиях его модернизации: теоретические аспекты // Вестник ГУУ. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii-teoreticheskie-aspekty Воронов, А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 300-309.//Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: Академия, 2019. С.56URL: http://www.kfbupk.ru/priem2020/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%209%20%D0%BA%D0%BB%20%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.pdfГусейнов Э.К. Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты: перспективы развития и проблемы государственной поддержки / Э.К. Гусейнов // Дискуссия. 2013. № 11 (41). С. 51-54.Дикарев Е.А., Кулешов С.М. Совершенствование рынка социальных услуг // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 133-136.URL: http://imc-i.ru/userfiles/ufiles/Arctic_I_2020-02-26_PRINT.pdfДитятковский, М. Ю. Перспективы развития социального обслуживания в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Вестник Омской юридической академии. - 2019. - № 2. - С. 12-16.Дорошенко, Н. Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 979-980.Ивашкина, Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. - 2016. - № 3. - С. 100-118.Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. С.234URL://www.ssoar.info › bitstream › documentКочьян, Л. М. Социальное обслуживание и социальная защита как парадигмы российской социальной работы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2019. - Т. 2, № 6. - С. 45-54.Куликов О.А. Факторы реструктуризации рынков социальных услуг в условиях информационной экономики в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 4. С. 370-376.

1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156558/
2. Акулина Л.В. Проблемные аспекты развития рынка социальных услуг для пожилых граждан В России / Л.В. Акулина, Е.Н. Летягина, С.Е. Чуранов // Вестник современных исследований. 2018. № 7.1 (22). С. 215-217.
3. Бреусова А.Г., Чернобаева Г.Е. Формирование основных параметров оценки конкуренции на рынке социальных услуг Омской области // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 99-105
4. Бухалова Н.А., Павлова О.А., Литвинчук В.И. Рынок социальных услуг: проблемы и перспек¬тивы развития // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 112-121.
5. Вавилина, Ю. В., Васильева, Е. Н. Социальная защита и социальное обслуживание населения - ведущие субъекты со¬циальной работы на муниципальном уровне // Современное инновационное общество: динамика становления, приори¬теты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. - Саратов: Академия управления, 2015. - С. 57-59. URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/2783
6. Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х. Социальное обслуживание населения в условиях его модернизации: теоретические аспекты // Вестник ГУУ. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii-teoreticheskie-aspekty
7. Воронов, А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 300-309.//
8. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: Академия, 2019. С.56 URL: http://www.kfbupk.ru/priem2020/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%209%20%D0%BA%D0%BB%20%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.pdf
9. Гусейнов Э.К. Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты: перспективы развития и проблемы государственной поддержки / Э.К. Гусейнов // Дискуссия. 2013. № 11 (41). С. 51-54.
10. Дикарев Е.А., Кулешов С.М. Совершенствование рынка социальных услуг // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. Материа¬лы VIII международной научно-практической конференции. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 133-136. URL: http://imc-i.ru/userfiles/ufiles/Arctic_I_2020-02-26_PRINT.pdf
11. Дитятковский, М. Ю. Перспективы развития социального обслуживания в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Вестник Омской юридической акаде¬мии. - 2019. - № 2. - С. 12-16.
12. Дорошенко, Н. Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 979-980.
13. Ивашкина, Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. - 2016. - № 3. - С. 100-118.
14. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. С.234 URL://www.ssoar.info › bitstream › document
15. Кочьян, Л. М. Социальное обслуживание и социальная защита как парадигмы российской социальной работы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2019. - Т. 2, № 6. - С. 45-54.
16. Куликов О.А. Факторы реструктуризации рынков социальных услуг в условиях информаци¬онной экономики в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 4. С. 370-376.

Вопрос-ответ:

Что такое социальное обслуживание населения?

Социальное обслуживание населения - это система организации и предоставления различных социальных услуг гражданам, которым требуется поддержка и помощь со стороны государства или общественных организаций. Целью социального обслуживания является улучшение качества жизни людей и повышение их социальной защищенности.

Какие принципы лежат в основе социального обслуживания населения?

Основными принципами социального обслуживания населения являются гуманизм, равноправие, доступность, индивидуальный подход и комплексность. Гуманизм предполагает уважение к личности и ее правам, равноправие - отсутствие дискриминации и неравенства, доступность - возможность получения услуг всем нуждающимся, индивидуальный подход - учет особенностей каждого человека, а комплексность - предоставление услуг в различных сферах жизни.

Какова система социального обслуживания населения в России?

Система социального обслуживания населения в России включает в себя учреждения и организации, предоставляющие разнообразные социальные услуги. Это могут быть детские и семейные центры, дома престарелых, реабилитационные и медицинские центры, пункты социального обслуживания, некоммерческие организации и т.д. Каждое из этих учреждений имеет свои специализации и задачи, направленные на помощь нуждающимся гражданам.

Какие услуги оказываются в рамках социального обслуживания семьи и детей?

В рамках социального обслуживания семьи и детей оказывается широкий спектр услуг. Это могут быть консультации психологов и социальных работников, помощь в получении материальной поддержки (например, выплаты пособий), организация дополнительного образования и занятий для детей, помощь в оформлении документов и многое другое. Вся работа направлена на создание благоприятных условий для воспитания и развития детей, а также поддержку семей в трудной жизненной ситуации.

Каково назначение и цели социального обслуживания населения в России?

Главная цель социального обслуживания населения в России заключается в обеспечении гражданам доступа к социальным услугам, которые оказываются с целью улучшения их социального положения и качества жизни. Основные задачи социального обслуживания в России включают предоставление материальной и медицинской помощи, обеспечение жильем, реабилитацию и социальную поддержку различным категориям населения, таким как семьи с детьми, пожилые люди и инвалиды.

Какова система социального обслуживания населения в России?

Система социального обслуживания населения в России включает различные уровни и организации, которые оказывают социальные услуги. Основными участниками системы являются государственные учреждения социального обслуживания, муниципальные службы социальной защиты, а также некоммерческие организации и волонтерские организации. Каждый из этих уровней выполняет определенные функции и оказывает различные виды социальных услуг в соответствии с потребностями населения.

Какие услуги предоставляются в рамках социального обслуживания семьи и детей в России?

В рамках социального обслуживания семьи и детей в России предоставляются различные услуги, включая материальную помощь, медицинское обслуживание, психологическую поддержку, организацию детских досуговых и спортивных мероприятий, помощь в поиске работы и другие. Приоритетом является оказание поддержки семьям с низким уровнем доходов, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, а также семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Какими нормативно-правовыми актами регулируется социальное обслуживание населения в России?

Социальное обслуживание населения в России регулируется рядом нормативно-правовых актов, включая Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан", Положение о порядке оказания услуг социального обслуживания населения, а также региональные законы и нормативные акты.

Какие цели преследует социальное обслуживание населения в России?

Главной целью социального обслуживания населения в России является создание условий для удовлетворения социальных потребностей граждан и поддержки их жизнедеятельности. В рамках этой цели осуществляется работа по предоставлению различных услуг, помощь семьям, детям, пожилым людям и инвалидам, а также развитие и совершенствование системы социального обслуживания.

Каковы основные принципы организации социального обслуживания населения в России?

Основными принципами организации социального обслуживания населения в России являются доступность, непрерывность, комплексность, социальная защита, добровольность и самоопределение. При предоставлении услуг учитываются индивидуальные потребности и особенности граждан, а также применяются современные методы и технологии социальной работы.

Какие услуги оказываются в рамках социального обслуживания семьи и детей в России?

В рамках социального обслуживания семьи и детей в России оказывается широкий спектр услуг. Это включает помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе материальную помощь, психолого-педагогическую поддержку, помощь в трудоустройстве и образовании. Также предоставляются услуги по временному размещению детей в учреждениях социального обслуживания, адаптационные услуги для детей, оставшихся без попечения родителей, и другие виды помощи.