Естественная монополия и регулирование её деятельности в России, США и других странах.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 37 37 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 15.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1.1Понятие естественной монополии
1.2Эволюция понятия естественной монополии и ее социально-экономические последствия
2 ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ «ГАЗПРОМ»
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпром»
2.2 Основные показатели деятельности компании ОАО «Газпром»
2.2.1 Организационная структура газовой компании ОАО «Газпром»
2.2.2Финансовые показатели деятельности ОАО «Газпром»
2.3 Реформирование газовой отрасли в России в современных условиях
3 ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И США
3.1Антитрестовые законы США и их предпосылки
3.1.1 Закон Шермана 1890 года
3.1.2Закон Клейтона 1914 года
3.1.3Закон Робинсона-Патмана 1936 года
3.1.4Закон Селлера-Кефовера 1950 года
3.1.5 Проблемы интерпретации
3.2 Антимонопольное регулирование в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фрагмент для ознакомления

п.
В большинстве штатов США действует законодательство, согласно которому индивидуальный или коллективный (фирма) потребитель имеет право подать на фирму-производителя в суд, если он понесет урон - физических или моральных - в процессе эксплуатации (потребление) продукции. Иск о компенсации вызванного вреда может подаваться на протяжении 10 лет от момента первичного приобретения изделия. Количество исков, которые подаются ежегодно, исчисляется сотнями тысяч, при этом свыше 50% судебных решений выносятся в пользу истца (14).
Вероятно, что регламентирующая деятельность государства направлена на соблюдение общественных интересов, может стать средством конкурентной борьбы, ведь судебные процессы против определенных компаний, независимо от их результатов, часто используются другими фирмами для дискредитации конкурентов.
Как ни странно, антимонопольное регулирование до сих пор считается благонамеренным ответом государства на «провалы» и «несовершенства» рынка. Даже те экономисты, которые обычно скептически относятся к законам, принимаемым в общественных интересах, похоже, теряют свою уверенность, когда речь заходит об антимонопольном законодательстве. Например, Джордж Стиглер заявляет: «Насколько я могу судить, [закон Шермана] — это закон, принятый в интересах общества… в том же смысле, в каком я считаю наличие частной собственности, исполнение контрактов и борьбу с преступностью явлениями, существующими в интересах общества… Мне нравится закон Шермана».
Как показало проведенное в 1984 году обследование профессиональных экономистов, 83% респондентов считало, что «антимонопольное законодательство следует активно применять для снижения монопольной власти по сравнению с существующим уровнем». Это мнение широко распространено, хотя исследователям антимонопольного регулирования хорошо известно, что на практике оно ограничивает выпуск и рост производительности, вносит вклад в ухудшение конкурентоспособности американской промышленности и регулярно используется для подрыва конкуренции.
Почему же тогда антимонопольные законы продолжают сохранять столь мощную поддержку среди экономистов и ученых-юристов, в то время как присущие им недостатки столь хорошо известны? Этому можно найти несколько объяснений.
Во-первых, причиной может быть финансовый интерес, также политические взгляды.
Наконец, общепринятым является мнение о том, что когда-то был «золотой век антимонопольного регулирования», во время которого благонамеренные госслужащие защищали общество от монополистов. Согласно этому мнению, хотя и был допущен ряд ошибок, но более знающие и проникнутые общественными интересами регуляторы смогут успешно реформировать антимонопольную политику, после чего она будет служить своей первоначальной цели — защите конкуренции и свободного предпринимательства (8).
Возможно, пока антимонопольные законы существуют, они будут подвергаться политическому манипулированию.
Так далее необходимо изучить особенности антимонопольного регулирования в частности в области регулирование естественных монополий на примере Российской Федерации.

3.2 Антимонопольное регулирование в России


Анализ особенностей монополизма в нашей экономике показывает, что он существенно отличается по своим масштабам, причинам и устойчивости от аналогичного явления в рыночной системе.
Вообще, антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.
Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
В России необходимо регулирование как монополистической деятельности в целом, так и естественных монополий в частности.
При регулировании естественных монополий необходимо рассмотрение трех основных задач государственного регулирования (7):
максимальное приближение их к уровню предельных издержек;
обеспечение нормальной нормы прибыли;
производство естественных монополий должно быть эффективно.
Так, по данным анализа программ реформирования естественных монополий в РФ можно судить о том, что практически изменения происходят в основном, опираясь на теоретические основы.
Наиболее крупными в России можно считать РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».
Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следовательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискриминацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.
Что касается российской монополизированной экономики, то ей при переходе к рынку приходится решать такие проблемы, как: образование рыночных структур, проведение институциональных и структурных преобразований; устранение прямых препятствий свободной конкуренции и формирование в системе управления экономикой такого механизма, который бы преодолевал, сокращал монополизм в его различных формах.
Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции. Здесь надо иметь в виду основные задачи:
активизация предпринимательской состязательности;
всяческая поддержка ее добросовестной, честной формы.
В развитом рыночном хозяйстве поощрение конкуренции на практике сводится, главных образом, к стремлению ограничить монополизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в США, а затем и в других крупных государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые запрещали соглашения и объединения фирм, направленные на ограничение торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства по реализации этих правовых норм. После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой экспансии крупных фирм и компаний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата того или иного рынка. В этом направлении центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация «естественных монополий» - тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.
Первый закон в области антимонопольного регулирования в России был принят в 1991 году - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Значительные изменения в закон были внесены в мае 1995 года. В настоящее время разрабатывается новый вариант Закона «О конкуренции».
В условиях современности Правительством России разработана и принята «Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ». Следует отметить, что раньше утверждались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рентабельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изменить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.
В настоящее время готов пакет законодательных актов, которые должны способствовать развитию конкуренции в различных сферах хозяйственной деятельности.
Целями политики государства в области развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства.
Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач (4, с. 261):
Формирование необходимых предпосылок для создания эффективной конкуренции.
Установление и поддержание единого экономического пространства на территории России.
Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.
Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.
Также важно отметить, что в России действует специальная служба - Федеральная антимонопольная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004.
И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интеграционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции.
Подведя итог, можно сказать, что монополия - это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
В завершении также можно сделать вывод, что монополизм оказывает скорее негативные последствия на экономику страны, сдерживая развитие новых предприятий, поэтому в любой стране необходимо проведение активной антимонопольной политики.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были рассмотрены особенности монополизма, в частности естественных монополий.
Так, можно сказать, что вообще монополизм представляет собой преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.
Было выяснено, что выделяют следующие виды монополий:
естественная монополия;
чистая монополия;
конгломерат (концерн).
Естественные монополии возникают, как правило, в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства.
В любой стране необходимо проведение политики, сдерживающей развитие монополий.
Так, в процессе написания работы было выявлено, что целью антимонопольной политики государства является создание концепций рыночной среды государственного регулирования.
Методы государственного регулирования антимонопольной деятельности можно свести к следующим:
Формирование государственных, региональных и муниципальных программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
Федеральная программа должна разрабатываться для рынков общенационального масштаба. Соответственно региональные программы должны разрабатываться для рынков регионального масштаба (например, производство молока). Муниципальные программы разрабатываются для рынков муниципального масштаба (в основном это скоропортящиеся продукты).
Формирование целевых программ в поддержке малого бизнеса – это тоже важное средство демонополизации.
Итак, в завершении можно также отметить, что в современной России монополии, в том числе естественные, имеют место быть, однако необходимо активное проведение антимонопольной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 11 сентября 2009
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 10.01.2006. - №1 (3332)
Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования.- М.: «Новый век», 2003, 152 с.
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2007.- 489 с.
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М., изд-во РАН, 2007.-379 с.
Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант, 01.08.2006. — №139(3470)
Дерябина М. Реформирование естественных монополий:теория и практика // Журнал Вопросы экономики.- 2006.- №1
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2009
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 03.01.2010
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: «Пересвет».-2008.-436 с.
Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
Официальный сайт электронной библиотеки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0


ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 4.
Прибыль ОАО «Газпром» за 2009 год, тыс. руб. (12)
В млн. руб. (если не указано иное) 2009 год 2008 год Рост Выручка от продаж (за вычетом акциза, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных платежей) 2 572 945 1 660 069 55,0% Операционные расходы -1 550 246 -1 163 243 33,3% Прибыль от продаж 1 022 699 496 826 105,8% Убыток от изменения справедливой стоимости опциона на покупку -41 973 – Изменение порядка отражения НПФ «Газфонд» – 44 692 Доходы от финансирования 114 692 115 001 -0,3% Расходы по финансированию -141 236 -87 021 62,3% Доля чистой прибыли ассоциированных и совместно контролируемых компаний 41 215 22 489 83,3% Прибыль от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи 20 889 19 586 6,7% Прибыль до налогообложения 1 016 286 611 573 66,2% Текущий налог на прибыль -259 348 -150 366 72,5% Отложенный налог на прибыль -5 262 -6 717 -21,7% Налог на прибыль -264 610 -157 083 68,5% Прибыль за период 751 676 454 490 65,4% Прибыль за период, относящаяся к: акционерам ОАО «Газпром» 705 410 426 268 65,5% доле меньшинства 46266 28222 63,9% 751 676 454 490 65,4%













3

1.Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 11 сентября 2009
2.Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 10.01.2006. - №1 (3332)
3.Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования.- М.: «Новый век», 2003, 152 с.
4.Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2007.- 489 с.
5.Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М., изд-во РАН, 2007.-379 с.
6.Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант, 01.08.2006. — №139(3470)
7.Дерябина М. Реформирование естественных монополий:теория и практика // Журнал Вопросы экономики.- 2006.- №1
8.Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
9.Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.- № 19.- 2009
10.Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
11.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
12.Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 03.01.2010
13.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: «Пересвет».-2008.-436 с.
14.Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
15.Официальный сайт транспортной компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru
16.Официальный сайт электронной библиотеки:
17.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0


Вопрос-ответ:

Что такое естественная монополия?

Естественная монополия - это ситуация, когда на рынке существует только один поставщик товара или услуги, который может эффективно удовлетворять всю потребность рынка. Это обусловлено высокими издержками производства и невозможностью конкуренции из-за экономической особенности данного товара или услуги.

Каковы социально-экономические последствия естественной монополии?

Социально-экономические последствия естественной монополии включают высокие цены и низкое качество услуг или товаров, ограниченный выбор для потребителей, отсутствие стимулов к инновациям и снижению издержек, а также потребность в регулировании деятельности монополиста для защиты интересов потребителей.

Какая ситуация с естественными монополиями в России?

В России одним из примеров естественной монополии является ОАО "Газпром". Компания контролирует значительную часть рынка газа и не имеет серьезных конкурентов. Её деятельность регулируется государством для защиты интересов потребителей и обеспечения доступности газа.

Каковы основные показатели деятельности компании ОАО "Газпром"?

ОАО "Газпром" - это крупнейшая газовая компания не только в России, но и в мире. Она обеспечивает значительную часть поставок газа на внутренний и внешний рынки, имеет разветвленную организационную структуру и значительный объем производства и продажи газа.

Как организована структура ОАО "Газпром"?

Организационная структура ОАО "Газпром" включает центральный офис, филиалы и дочерние предприятия. Они занимаются различными аспектами деятельности компании: добычей, транспортировкой, хранением и продажей газа. Такая структура позволяет эффективно управлять и координировать работу компании в целом.

Что такое естественная монополия?

Естественная монополия - это ситуация на рынке, когда только одна компания может эффективно предоставлять определенный товар или услугу. Это происходит из-за экономических особенностей отрасли, которые делают невозможным конкуренцию между несколькими компаниями.

Какими социально-экономическими последствиями может обладать естественная монополия?

Если естественная монополия не регулируется государством, это может привести к высоким ценам и низкому качеству товаров или услуг. Компания владеет монополией и не испытывает конкурентного давления, поэтому нет необходимости снижать цены или улучшать качество. Это может негативно сказаться на потребителях и экономике в целом.

Какая организационная структура у газовой компании ОАО Газпром?

ОАО Газпром имеет сложную организационную структуру, состоящую из ряда дочерних и зависимых компаний. Основная структура включает Газпром, который является головной компанией, и несколько дочерних обществ, ответственных за различные аспекты деятельности, включая разведку и добычу, транспортировку и хранение газа, производство и сбыт газа, инжиниринг и многое другое.

Какие основные показатели деятельности компании ОАО Газпром?

ОАО Газпром - одна из крупнейших газовых компаний в мире. Ключевые показатели деятельности включают объем добычи и продажи газа, полученную прибыль, число сотрудников и масштабы газовой инфраструктуры, такие как газопроводы, хранилища газа и газовые заправки. Компания также является одним из крупнейших экспортеров газа.