Основные идеи русской религиозной философии XIX-XX вв
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 07.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Формирование основных идей русской религиозной философии в полемике западников и славянофилов: идеи А.С. Хомякова 6
Глава 2.Русская религиозная философия: основные идеи и представители 16
2.1.Становление русской религиозной философии (идеи В. Соловьева и Л. Толстого, Ф.М. Достоевского) 16
2.2.Идеи П. Флоренского, Н. Бердяева, К. Леонтьева и др. 29
2.3.Русский космизм 35
Заключение 38
Список литературы 41
Розанов также полагал, что славянскими племенами достаточно трудно воспринималась идея византийского православия.В произведении «Русская церковь» В.В. Розанов провел глубокий анализ истории России, особое внимание обращая на сферу обыденных интересов и чувств. В связи с этим он отмечал следующее: «Для русских «близиться к смерти» до того слилось в единый путь, отождествилось, что даже теперь и даже образованные классы не вполне свободны от этого понятия...». В.В. Розанов глубоко сожалел о том, что вследствие неправильного истолкования византийского православия страдания, смирение, отсутствие борьбы стали уделом русского народа на многие века, а всё «жизненное, живучее, надеющееся на людей и их свойства» оказалось стерто и «вырвано с корнями».Также интересна позиция Бердяева. Философская система Бердяева основана на репрезентации подлинного целостного проекта, направленного на то, чтобы реализовать цель создания совершенного бытия. В частности, речь идет о теории формирования «нового религиозного сознания», учении о «творческой мировой эпохе» в христианстве, учении философа о «персоналистической революции» и «активно-творческом эсхатологизме». Согласно позиции Бердяева, основой совершенного бытия выступает любовь, а значит, нужно трансформировать все прежние формы жизни общества – в первую очередь, социальные институты брака и семьи. Цель человеческого бытия заключается в том, чтобы обрести и реализовать творческий порыв к духовным сферам бытия. Духовный поиск должен носить максимально открытый характер. Философская концепция Бердяева основана на репрезентации человека как загадки данного мира, но именно человек способен к богопознанию. Человек – это и носитель бытия, и носитель греха. Для Леонтьева именно религия, но не государственная власть рассматривалась как главное условие существования самобытной культуры и его подход к государству отличался особой «сердечной мистикой», которая отсутствовала в трудах других русских консерваторов. Нельзя не сказать о полемике Леонтьева со славянофилами. Леонтьев – это скорее приверженец старой идеи официальной народности, но трактует он ее по-своему уникально. Леонтьев с пренебрежением относился к идеям политического национализма и племенной солидарности.Особо нужно обратить внимание на антропологические идеи К. Леонтьева.В своей антропологии К. Леонтьев выступает как резкий критик абсолютизации человека.Согласно указанию К. Леонтьева, европейская мысль поклоняется не личности, которая поднялась на особую степень развития, но индивидуальности как таковой, что и вызывает желание сделать любого человека равноправным и счастливым. Такую мораль Леонтьев отвергает. Мораль Леонтьева иная: она основана на утверждении движения к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не связан с эвдемонизмом. Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К. Леонтьева является «моралью ценностей, а не моралью человеческого блага. Сверхличной ценности отдан приоритет, а не личному благу. Достижение высших целей, целей сверхличных и сверхчеловеческих, способно оправдать даже жертвы и страдания истории». Данная мораль является совершенно иной. Как считал Леонтьев, по большей части помыслы человека являются социально опасными, свобода человека должна быть уравновешена посредством различных политических и религиозных институтов. Таким образом, можно сделать вывод о выраженной религиозной окраске охранительства К. Леонтьева.Разработкой проблемы русской идеи занимался И. Ильин. Одна из главных идей русского философа заключалась в мысли о существовании в историческом бытии народа своего рода подпочвенных вод, в которых возможно наблюдать проявления народного инстинкта и духа, мощной стихии бессознательного - и высокого духовного начала, природой обусловленного - и благодатью данного свыше. При условии того, что эти два начала взаимодействуют между собой, складывается бытие народа в той форме, которая ему свойственна. В частности, речь идет о самостоятельном бытии русского народа, русской культуры, которая была им создана. Смысл данного понятия, этой самобытности заключается в том, что бытие русских создают они сами, они не используют готовые чужие образцы, здесь можно говорить о реализации повелительной потребности народа в процессе дальнейшего свободного и творческого развития.С этой точки зрения И. Ильин и ведет рассуждение о том, каковы коренные задачи России. В целом, вопросы относительно сущности русской культуры, ее проявления в истории носят спорный характер. Эти вопросы занимали многих выдающихся ученых на протяжении двух столетий, сегодня мы имеем огромное количество гипотез и теорий, концепций русской культуры. Книги И. Ильина почти все посвящена в той или иной мере данным вопросам, в них содержатся крайне актуальные и важные мысли для понимания глубинной сути русской культуры.Далее мы переходим к рассмотрению концепции «христианского социализма» С. Булгакова, которая предусматривает рациональное сочетание веры и разума.Булгаков полагает, что современные христиане слишком аполитичны и асоциальны, подобное отношение охарактеризовано социологом как «преступное». Он полагает, что необходима «христианская политика», которая будет оказывать поддержку христианскому социализму.Что касается христианского социализма, то его Булгаков рассматривает как социальный строй, в основе которого лежат идеи христианской любви, коллективизма и общности имуществ. С точки зрения Булгакова, только социализм не противоречит христианству, соответственно, его необходимо сделать частью «христианской политики». Булгаков отмечает следующее: «Современный капитализм исторически может быть, конечно, оправдываем, и могут признаваться его заслуги и преимущества перед предшествующими эпохами, но нельзя все-таки отвергать, что он основан на насилии и неправде, подлежащих устранению». Цель социализма Булгаков видел в том, чтобы осуществлять социальную справедливость, защищать слабых, бороться с такими бедами, как бедность, безработица, эксплуатация. Что касается религии, то в ней Булгаков усматривал не только средство повышения степени личного благочестия и благотворительности, но и честной работы в миру, качественного улучшения как политической, так и экономической системы. Булгаков призывал людей вести доброжелательный диалог друг с другом. Иными словами, Булгаков говорил о необходимости активности не в религиозной, а в светской сфере, в первую очередь. Интересны также воззрения С. Франка.Вопрос о смысле жизни сводится мыслителем к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». «Дело», которое в этом случае должно спасти мир — это внутренняя воспитательная работа над самим собой и другими. Далее С.Л. Франк продолжает: «по человеческому замыслу и человеческими силами осуществляемая планомерная мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысливающая жизнь» имеет в своей основе «общее дело», которое и «дарует смысл жизни личности. Мыслитель полагает, что в основе этого дела находится «глубокое и верное, хотя и смутное, религиозное чувство».«Искание смысла жизни есть борьба за смысл против бессмысленности, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него». Поиск смысла – это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. Другой стороной учения С.Л. Франка о смысле жизни является его теория развития религиозного чувства человека как устремленности к смыслу и ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту. Именно религиозное сознание понимается Франком как высшая форма нравственного сознания. Франк признает, что Бог является силой хранительной, бескорыстно и радостно признанной за высшую ценность, всемогущего творца; на основе личного опыта выдвигает «доказательство бытия Бога»: «Живой непосредственный религиозный опыт говорит – вне всяких рассуждений и обоснований, что Бог есть». 2.3.Русский космизмЕще одним самобытным направлением русской философии является космизм. Космизм является уникальным направлением в развитии русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., которое представлено философско-теологическими (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), так и естественно-научными (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), а также и художественными (Н.К. Рерих) концепциями, в которых особое внимание обращено на космические проблемы, место человека в мире, о том, как должны выстраивать взаимоотношения человека и космоса. Особое внимание следует обратить на учение Н.Ф.Федорова (1829-1903), в работах которого идеи русского космизма наиболее сильно проявлены и носят поистине оригинальный характер. Федоров избирает в качестве основы религию, христианские идеи, чтобы анализировать проблемы бытия, создавать проект всемирного спасения и воскрешения. В целом, в учении Федорова наблюдается соединение мистицизма, реализма, религиозности, утопизма, элементов фантастики. «Философия общего дела» является основным трудом Федорова. Согласно концепции Федорова, главная задача человечества заключается в организации своей жизни согласно правильным жизненным целям и задачам. Философия Федоровым рассматривалась в качестве некоего проекта всеобщего дела, который необходимо реализовать. Согласно взглядам Федорова, Иисус Христос своими мучениями искупил первородный грех, соответственно, в дальнейшем люди должны приложить собственные усилия для спасения себя и всего мира. Федоров полагал, что реализация проекта спасения не вступает в противоречие с Божественным началом, тогда как люди – это есть орудие Божественного провидения. Циолковский являлся сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства. Циолковским было предложено заселение космического пространства с использованием орбитальных станций, выдвинуты идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Согласно его мнению, развитие жизни на одной из планет Вселенной станет столь совершенным, что это даст возможность преодоления сил тяготения, распространения жизни во Вселенной. В философской концепции К.Э. Циолковского важная роль отводилась философии буддизма. Многие ее положения были Циолковским переосмыслены и трансформированы с учетом представлений космизма. Циолковский сам себя характеризовал как чистейшего материалиста. Он полагал, что существующей является только материя, а космос является не более чем очень сложным механизмом. В концепции Циолковского допускается существование высших по сравнению с людьми существ, которые произойдут от людей или уже находятся на других планетах. Современный человек является существом незрелым и переходным. На Земле необходимо установление счастливого гармоничного общественного устройства, наступление всеобщего объединения, прекращения войн. Этого возможно достичь за счет развития науки и техники, радикального изменения окружающей среды. Как результат, будет меняться и сам человек. Принципами единства Мира и человека у К.Э. Циолковского непосредственно являются принципы атомистического панпсихизма, кроме того, следует сказать и о таких принципах, как космическая детерминированность, целесообразность, разумность Вселенной. Человек в философской системе Циолковского является только лишь формой высокоорганизованной материи, способной к улучшению других материальных форм, а также и самой себя. ЗаключениеТаким образом, русская философия является весьма обширной сферой философских духовных изысканий. На рубеже веков развивается религиозное направление. Русскими философами начала 20 века были предложены весьма различные концепции человека и мироустройства. Сугубо философско-теологическое направление - это идеи Соловьева, Булгакова, Флоренского. Их философские концепции являются достаточно схожими, в частности, они предпринимают попытку нахождения ответов на вопросы относительно того, какое место человек занимает в мироздании, как преодолеть смерть. Зарождение религиозной философии – это идеи славянофилов. Славянофилы полагали, что Россия должно осуществить выполнение великой задачи – построения новой жизни на христианских началах и ценностях, а также донесения данных принципов высокодуховной жизни до всего человечества. Именно России необходимо показать всему миру дорогу к истинному братству и истинному единению - соборности. Важнейшие идеи русской религиозной философии были высказаны Л. Толстым. В соответствии с учением Л.Н. Толстого жизнь человека есть постепенное преодоление ограниченности своего сознания «животной личности» и все большее сознание божественного, т.е. внепространственного и вневременного начала. Обретение смысла жизни писатель не мог себе представить без поиска Бога. То есть, концепция смысла жизни у Толстого тесно переплетена с этической и религиозной. По мысли Толстого, в учении Христа осуществилось осознание смысла жизни человека, оно стало вместо Бога, поскольку Бог раскрылся в своем замысле жизни. Потеря смысла жизни связывалась Л.Н. Толстым с уменьшением любви, отказом людей от постоянного самосовершенствования. Таким образом, для обретения смысла жизни человеку необходимо сделать себя лучше, добрее, именно в постоянном увеличении любви Толстой видел путь к спасению общества, путь к обретению подлинного смысла жизни.Особое значение имели идеи А.С. Хомякова. А. Хомяковым были высказаны многие важные для славянофилов идеи. Хомяков считал, что исторический путь России самобытен, а основывается он на христианских ценностях, идее соборности, общинности, примата веры. Как истинный славянофил, он критикует запад и западные ценности - мещанство, католицизм и протестантизм, а также защищает Россию, показывая ее мессианскую роль в историческом процессе. Хомяков считал, что России предстоит выполнить великую задачу - построить свою жизнь на христианских началах и ценностях, а также донести принципы этой высокодуховной жизни до всего человечества. Хомяков считал, что для постижения сущности истории важно питать почтение и уважение к историческому прошлому, так как прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История человечества, по Хомякову, сводится к следующей схеме: «золотой век» – катастрофа – история – преодоление катастрофы – новый «счастливый век». Весь собственно исторический период заключен между катастрофой и ее преодолением. Историософия Хомякова носит оптимистичный характер: она выражает надежду на возвращение к «золотому веку», однако через соборность. Хомяков считает, что именно Россия – это лидер славянского мира. Также, как истинный славянофил, философ говорит о самобытности славянской российской культуры и православной веры. Итак, как считает Хомяков, России и Церкви предстоит выполнить поистине высокую миссию. Они призваны для того, чтобы объединить человечество. Хомяков считает, что Византия, Израиль и Халифат не смогли выполнить те задачи, которые перед ними поставил исторический процесс. То есть, России в философии Хомякова отведена поистине мессианская роль. Оригинальны и самобытны также и идеи Ф.М. Достоевского. Свободный выбор нравственной позиции для Достоевского не означал, что следует отринуть Бога и нравственные поиски. Этой проблеме посвящен роман «Бесы». Ф.М. Достоевский особое внимание обращал на развенчание философии исключительности и вседозволенности, нигилизма. Нигилизм в романе «Бесы» - это ужасное явление нравственного и умственного разложения представителей интеллигенции того времени. Нигилисты олицетворяют собой болезненность общества в переходную эпоху. Народные, исконно русские ценности добра и справедливости оказываются утраченными. Антинигилистическая позиция Достоевского достаточно ясна. Писатель считал, что русский человек не может жить без Бога и христианских ценностей, без веры. Нигилисты в романе Достоевского от того и не могут отличать хорошее от плохого, поскольку лишены самого главного – веры. Роман «Бесы» можно считать предупреждением той эпохи. Достоевский показал, что утрата вечных ценностей и веры, религиозных и духовных основ является источником процветания философии вседозволенности.Свободный выбор нравственной позиции для Достоевского – это означает пребывать вместе с Богом. То есть, для Достоевского в большей мере актуально религиозное понимание свободы и нравственности. Культура осмысливается Достоевским через встречу с Богом и поиски Бога. Отчасти именно об этом роман писателя «Преступление и наказание». Русский космизм интересен тем, что он предложил весьма различные концепции человека и мироустройства.В частности, философская концепция Федорова основывается на том, что существует тесная связь между всеми процессами, происходящими во Вселенной, в Космосе. Согласно позиции философа, человек не должен замыкаться в пределах Земли, так как посредством силы человеческого разума он может заниматься активным познанием Вселенной, заселять все миры, преобразовывать и управлять природными процессами согласно воле Творца.Список литературыБердяев Н.А. Религия воскрешения. Париж, 1989. Бернюкевич Т. Идеи «деятельностной» нирваны в «космической философии» Циолковского. URL http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/199706/Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.Булгаков С.Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С.Н. Булгаков). - Новосибирск, 1991. Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М.: Республика, 1994.Гиренок И. Космизм//Новая философская энциклопедия. – [М., 2003]. URL http://terme.ru/dictionary/879/word/kosmizm Гриненко Г.В. История философии.// http://zadocs.ru/filosofiya/48790/index.html?page=68#1846975Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogo Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1991. www.e-reading.club/book.php?book=149066Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 290 с.История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. - М.: Изд-во Приор, 1997. – 464 с. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996. Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс]. – М., 1997. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoyРозанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htmРозанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. — 2003. — № 8. — С. 37-55.Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txtТолстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.; Л., 1928-1958. Т. 23, 35, 39, 46, 56. Толстой Л.Н. Религия и нравственность.// http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtmlТолстой Л.Н. Путь жизни.// http://book-online.com.ua/read.php?book=4679&page=65 Философия Л.Н. Толстого.// http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html Хомяков, А. С. Церковь одна // Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. М. : Московский философский фонд ; издательство «Медиум» ; журнал «Вопросы философии». Т. 2. 478 с. С. 5-23. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htmЦимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х тт. — М.: Наука, 1991. Черных Г. Философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».// http://lit.1september.ru/article.php?ID=199903702Ширинянц А. Жизнь и труды К. Леонтьева.// https://www.portal-slovo.ru/history/41255.php
2. Бернюкевич Т. Идеи «деятельностной» нирваны в «космической философии» Циолковского. URL http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/199706/
3. Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.
4. Булгаков С.Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С.Н. Булгаков). - Новосибирск, 1991.
5. Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М.: Республика, 1994.
6. Гиренок И. Космизм//Новая философская энциклопедия. – [М., 2003]. URL http://terme.ru/dictionary/879/word/kosmizm
7. Гриненко Г.В. История философии.// http://zadocs.ru/filosofiya/48790/index.html?page=68#1846975
8. Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogo
9. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1991. www.e-reading.club/book.php?book=149066
10. Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.
11. История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 290 с.
12. История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. - М.: Изд-во Приор, 1997. – 464 с.
13. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996.
14. Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html
15. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.
16. Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.
17. Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.
18. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс]. – М., 1997. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
19. Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoy
20. Розанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htm
21. Розанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.
22. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. — 2003. — № 8. — С. 37-55.
23. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
24. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.; Л., 1928-1958. Т. 23, 35, 39, 46, 56.
25. Толстой Л.Н. Религия и нравственность.// http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtml
26. Толстой Л.Н. Путь жизни.// http://book-online.com.ua/read.php?book=4679&page=65
27. Философия Л.Н. Толстого.// http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html
28. Хомяков, А. С. Церковь одна // Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. М. : Московский философский фонд ; издательство «Медиум» ; журнал «Вопросы философии». Т. 2. 478 с. С. 5-23.
29. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htm
30. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/
31. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х тт. — М.: Наука, 1991.
32. Черных Г. Философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».// http://lit.1september.ru/article.php?ID=199903702
33. Ширинянц А. Жизнь и труды К. Леонтьева.// https://www.portal-slovo.ru/history/41255.php
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи русской религиозной философии сформировались в полемике западников и славянофилов?
Русская религиозная философия XIX-XX вв. сформировалась в полемике западников и славянофилов на основе нескольких основных идей. Одна из таких идей - идея объединения русской православной церкви и государства в единое целое. Другая идея - признание значимости и практической ценности национальной культуры и русского народа. Также важным аспектом русской религиозной философии стало понимание религии как средства для достижения морально-духовного совершенствования человека.
Какие идеи и представители сформировали русскую религиозную философию?
Русская религиозная философия XIX-XX веков имеет несколько важных идей и представителей. Одним из главных представителей является А.С. Хомяков, который выдвинул идею единства православной церкви и государства. Важную роль также сыграли В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой - их идеи о любви, братстве и мира нашли отклик у многих. Другими известными представителями русской религиозной философии являются П.Ф. Флоренский, Н.А. Бердяев, К.С. Леонтьев и другие, каждый из которых внес свой вклад в развитие этой философии.
Какие идеи выдвинули В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой?
В.С. Соловьев выдвинул идею всеединства - объединения всех людей и наций в братство. Он также обратил внимание на значимость любви и гармонии в мире. Л.Н. Толстой в свою очередь акцентировал внимание на идеи невозмутимого покоя, отказа от насилия и призывал к духовному просветлению через простые истины.
Какие были основные идеи русской религиозной философии XIX-XX вв.?
В основе русской религиозной философии XIX-XX веков лежали идеи о важности религии в жизни человека, о слиянии религиозного и философского знания, о преодолении традиционных религиозных противоречий.
Какие идеи славянофилов и западников влияли на формирование основных идей русской религиозной философии?
Идеи славянофилов о русской своеобразности и оригинальности, о значимости православия и религии в целом, а также идеи западников о необходимости модернизации и западного влияния способствовали формированию основных идей русской религиозной философии.
Какие мысли и идеи выдвигали А.С. Хомяков и как они влияли на русскую религиозную философию?
А.С. Хомяков выдвинул идеи о преодолении противоречия между личностью и обществом, о слиянии религиозного и философского знания, о важности православия и русской своеобразности. Эти идеи оказали значительное влияние на русскую религиозную философию, включая идеи Л.Толстого, Ф.М. Достоевского и других представителей.
Какие основные идеи русской религиозной философии представлены в работах В.Соловьева и Л.Толстого?
В.Соловьев выдвинул идеи о всеединстве, о единстве России и мира, о необходимости духовного преображения общества. Л.Толстой в своих работах акцентировал внимание на личной вере, на необходимости самостоятельного понимания истины, на принципах христианской нравственности. Эти идеи сыграли значительную роль в развитии русской религиозной философии.
Что такое русская религиозная философия?
Русская религиозная философия - это направление философии, которое зародилось в XIX-XX веках и объединяет идеи и концепции русских мыслителей, относящихся к религии, вере и духовности. Это уникальное явление в мировой философии, которое синтезирует элементы религии, философии, этики и метафизики.
Кто является представителями русской религиозной философии?
Представителями русской религиозной философии являются такие мыслители, как Александр Степанович Хомяков, Владимир Соловьев, Лев Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Павел Флоренский, Николай Бердяев, Константин Леонтьев и другие.
Какие идеи формировались в полемике западников и славянофилов?
В полемике западников и славянофилов формировались идеи о роли России и ее специфическом пути развития, о значении русского духовного наследия и православной веры, о соотношении между обществом и индивидом, о природе свободы и ответственности.
Какие идеи выдвигал Александр Степанович Хомяков?
Александр Степанович Хомяков выдвигал идеи о единстве морали и веры, о возвышении духовного начала над материальным, о примирении религии и философии, о роли и значении православной церкви и общины для общества.
Кто из мыслителей представлял идеи русского космизма?
Идеи русского космизма представляли такие мыслители, как Николай Федоров, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Константин Циолковский и другие. Они развивали концепцию о месте и роли человека в космосе, о его способности к бессмертию и возможности достижения гармонии с Вселенной.