1. Актуальна ли философия сегодня? 2. Иррационализм 19 века. Шопенгауэр и Ницше.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.01.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
1 Иррационализм как течение философии XIX века
1.1 Иррационализм и предшествующая философия
1.2 Основные черты иррационализма
2 Шопенгауэр и Ницше: основные представители иррационализма
2.1 Философия Шопенгауэра
2.2 Философия Ницше
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

Этот чистый глаз мира не ставит уже объекты в связь с другими, рассматривает идеи, сущности, образы вне времени, пространства и причинности». Однако подлинным путем освобождения от «тирании воли» является только аскеза, понимаемая Шопенгауэром как подавление в себе воли к жизни. Философия Шопенгауэра в ее отношении к жизни определяется как пессимистическая – подавляя в себе волю к жизни, то есть самую суть жизни, человек не достигает счастья, он лишь минимизирует страдания.2.2 Философия НицшеНицше в своих размышлениях опирается на понятия, используемые Шопенгауэром. В то же время, в интерпретации Ницше шопенгауэровских понятий и в разработке им своих собственных прослеживается существенный переворот. Так, воля к жизни оборачивается волей к власти, а на место пессимизму приходит оптимизм радостного утверждения жизни, а не стремления уйти от нее. Жизнь в том виде, в котором она предстает перед нами – со всеми ее страстями, противоречиями, борьбой, напряжением – понимается как единственная реальность, по ту сторону которой ничего не существует. Соответственно, основание существования надо искать в том, что внутренне, изначально, в самом существовании. Ничто внешнее не может быть причиной жизни, только сама жизнь, полагающая себя к жизни. Такая мощь, могущество полагать себя к жизни есть воля, воля к жизни, воля быть.Воля к жизни есть воление своего воления, т.е. полагание жизнью своего собственного основания. Такого рода воля характеризуется Ницше как воля к власти – «ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт», связанный с полаганием собственного основания.Продолжает Ницше и критику классического разума с его притязаниями на познание абсолютной истины и сущности реальности. По мнению мыслителя, разум и вообще сознательность «представляет собою последнюю и позднейшую ступень развития органического и, следовательно, наиболее недоделанное и немощное в нём». «Немощное» как раз и означает – не могущее, не имеющее могущества, мощи для жизни, полагающееся на нечто, источник чего выносится вовне человека, к некоей высшей инстанции.Считая разум и сознание, ищущие ценности и смыслы в потустороннем, своей сущностью, человек отделяется от своей истинной основы, от воли к власти; так он становится безосновным. Эта ситуация должна быть преодолена, то есть человек как таковой должен быть преодолен: «Человек есть нечто, что должно превзойти…». Призыв к переоценке ценностей, констатация смерти Бога есть война, объявленная человеку, утверждение необходимости возвращения к своей собственной основе и выхождения из самого себя, преодоления в себе человеческого. В рамках этого провозглашаемого преодоления человека Ницше, с одной стороны, резко и оправданно критикует современное ему общество, бездуховность, аморализм жизни, лицемерие религии, с другой – пытается обосновать культ «сверхчеловека», для которого воля к власти стала подлинным основанием его жизни.Как видно, многие идеи и понятия заимствуются Ницше у Шопенгауэра, развиваются дальше и значительно трансформируются. Наиболее же значительной трансформации подвергается сама форма, сам стиль философствования. В отличие от Шопенгауэра, философия Ницше уже и по форме не является классической, она представлена в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, а иногда практически перерастает в мифологию. Это тоже можно рассматривать как последовательное проведение разрабатываемых им же самим принципов иррационализма.ЗаключениеИррационализм в философии XIX века был проявлением и следствием, с одной стороны, предшествующего развития философии, в частности, немецкого классического идеализма. С другой стороны, его можно рассматривать как этап развития иррационалистического способа понимания философии и мира, берущего начало еще в ранних религиозных учениях и древнегреческой философии.Важнейшим моментом иррационализма является признание внерациональной основы действительности, которая в философии рассматриваемого периода трактуется как воля, переосмысленная в сторону признания ее темной, бессознательной, слепой силой, постигаемой только изнутри нее самой. Такое понимание свойственно и Шопенгауэру, и Ницше – центральным фигурам иррационализма в философии XIX века. Оба мыслителя исходя из этого критикуют разум, но приходят в итоге к различным выводам. Шопенгауэр выстраивает пессимистическое мировоззрение, полагая, что наличие воли к жизни в самом человеке практически исключает возможность спокойной жизни, лишенной страданий. Ницше же в причастности человека воли к власти видит источник оптимизма и возможности преодоления в человечке человеческого, возможность сверхчеловека.Список использованной литературы:Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с.Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М.: Юрист, 1995. – С. 294-363.Ницше Ф. Сочинения. В 2 тт. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.; 829 с.РеалеД., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт. Т.1. – М.: «Московский клуб», 1992. – 395 с.

Список использованной литературы:
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
2.Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М.: Юрист, 1995. – С. 294-363.
3.Ницше Ф. Сочинения. В 2 тт. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.; 829 с.
4.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с.
5.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт. Т.1. – М.: «Московский клуб», 1992. – 395 с.

Вопрос-ответ:

Зачем нужна философия в наше время?

Философия является одной из основных дисциплин, которая помогает нам понять мир, себя, наши ценности, осознать значение истинности, красоты, добра. Она позволяет нам задавать глубокие вопросы о жизни и искать ответы на них, а также развивать критическое мышление, логику и аналитические способности. Философия помогает нам формировать собственные взгляды на мир и определить свою жизненную позицию.

Чем отличается иррационализм от других философских течений?

Иррационализм представляет собой философское течение, которое заявляет о превалировании эмоций, интуиции, нерациональных аспектов в познании и понимании мира. Оно отличается от рационализма, который, наоборот, придерживается убеждения в основополагающей роли рационального, логического и аналитического мышления. Таким образом, иррационализм акцентирует внимание на эмоциональных и интуитивных аспектах познания и обладает отличными чертами и подходами к философии.

Кто является основоположниками иррационализма в XIX веке?

Основными представителями иррационализма XIX века являются Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Шопенгауэр развивал идеи иррационализма в своем труде "Мир как воля и представление", в котором он подчеркивал роль воли и эмоций в жизни и познании. Ницше также придал большое значение интуиции, чувствам и эмоциям, заставляя нас усомниться в объективной реальности и принять неопределенность и многозначность мира.

Какие основные черты иррационализма можно выделить?

Иррационализм характеризуется превалированием эмоций и интуиции над рациональным мышлением, акцентирует внимание на непознаваемой реальности, выходит за рамки логики и аналитики. Он подчеркивает значимость субъективного опыта, индивидуальности, неконтролируемых процессов. Иррационализм призывает покинуть рамки объективной реальности и подойти к осмыслению мира через эмоции, интуицию, нерациональные силы и неизвестные аспекты.

Зачем нужна философия? Актуальна ли она сегодня?

Философия играет важную роль в нашей жизни. Она помогает нам задавать глубокие вопросы о смысле жизни, о природе реальности, о ценностях и нравственности. Философия помогает нам лучше понять мир, самих себя и свои место в нем. Она также помогает нам развиваться интеллектуально и критически мыслить. В современном мире, где мы сталкиваемся с множеством сложных проблем, философия остается актуальной и нужной.

Что такое иррационализм в философии XIX века?

Иррационализм - это философское течение, которое активно развивалось в XIX веке. Оно выступало против рационализма, утверждая, что рациональное познание не может полностью объяснить мир и человеческую природу. Иррационалисты подчеркивали роль эмоций, интуиции и неосознаваемых сил в познании и понимании мира. Они считали, что истинное познание возможно только через осознание и признание неясных и необъяснимых аспектов реальности.

Какие основные черты иррационализма?

Основные черты иррационализма включают отвержение рационализма как объяснения мира, акцент на роли эмоций и интуиции в познании, признание роли неосознаваемых сил, подчеркивание неприятной и даже деструктивной стороны человеческой природы, и стремление к освобождению от общественных норм и предписаний. Также иррационализм подчеркивает значение непредсказуемости и случайности в жизни, отказываясь от стремления к абсолютной рациональности и объективности.

Кто является основными представителями иррационализма в XIX веке?

Два важнейших представителя иррационализма в XIX веке - это Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Шопенгауэр развивал идею воли к жизни, подчеркивая непонятность, непостижимость и деструктивность человеческой природы. Ницше, в свою очередь, выражал свою философию с помощью понятия "воли к власти", и утверждал, что рациональность не может полностью объяснить человеческую жизнь и действия. Оба философа признавали важность эмоций, интуиции и неосознаваемых сил в жизни и познании.

Актуальна ли философия сегодня?

Философия остается актуальной искусством задавать вопросы о смысле жизни, природе человека, нравственности и других фундаментальных вопросах. Она помогает нам размышлять о сложных проблемах и искать глубинные ответы.

Что такое иррационализм?

Иррационализм - это философское направление XIX века, которое выдвигало идею о превалировании интуиции, подсознания и иррациональных начал над разумом и рациональностью. Оно критиковало прежние философские системы и акцентировало внимание на эмоциях, интуиции и духовном измерении человеческого опыта.