роль взрослого в психологическом развитии дошкольника

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 15 15 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы.
Взрослые люди играют важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. То, что ребенок приобретает в детстве через общение со взрослыми, сохраняется на протяжении всей его жизни.
Проблема общения маленьких детей и взрослых остается очень актуальной на протяжении всего времени. Исследования известных отечественных психологов доказали, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка (Л. Я. Венгер, Я. П. Коломенский, Я. П. Лисина М.И., Запорожец А.А. и др.).
Отсутствие диалога между взрослым и ребенком, по мнению специалистов, может привести к различным расстройствам: в одних случаях к появлению умственной отсталости, в других - к игнорированию образования, а в более серьезных случаях - даже к гибели детей в ранние стадии онтогенеза. Умственное развитие ребенка начинается с диалогов. Это первый тип социальной активности, который появляется в онтогенезе и благодаря которому ребенок приобретает информацию, которая нужна для своего индивидуального развития.
Ученый Л. С. Выготский полагал, что отношение ребенка к миру является зависимой величиной, которая производна от его самого прямого и конкретного отношения к взрослому человеку. Потому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечивая эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Именно поэтому эта тема актуальна и по сей день.
Цель данной работы - выявить
Фрагмент для ознакомления

Ощущение и переживание взаимодействия с взрослыми людьми, как психологического, так и осязательного, предоставляют возможность почувствовать и осознать любовь, привязку и заботу взрослого человека.Формирование психического развития ребенка и его личности в целом напрямую зависит от взрослого. Личность - характеристика человека как социального индивида, субъекта и объекта общественных отношений. В одном из обобщающих трудов по психологии предлагалось различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства.В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев, 1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, который выделил в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур влечения.Социология предполагает изучение личности как продукта общества. Такой подход предполагает: изучение связей между становлением личности ребенка и взрослыми, обществом, личностью и группой, регуляции и саморегуляции поведения личности; самовключение личности в разнообразные сферы социальной деятельности, признание человека социальным существом.Понятие "личность" отражает социальную сторону бытия человека как биосоциального существа. По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры:* отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности;* способности как человеческие возможности и потенциал;* характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей.Таким образом, взрослые могут быть как мощным фактором развития и эмоциональной и психологической поддержки человека, так одновременно и источником психологической травмы и различных трудностей, которые связаны с поведением и развитием ребенка. Психологи утверждают, что непослушные, беспокойные, агрессивные, несчастные дети всегда являются результатом неправильных отношений со взрослыми людьми.СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.Фундаментальным и важнейшим фактором благополучного улучшения социальной адаптации к изменениям и усвоения новых знаний является семья. Формирование личности ребенка, его представления о социальной «роли» зависит от психологического комфорта, как результат адекватных взаимоотношений в семье и педагогической культуры родителей. В адаптации ребенка важную роль играют личностные характеристики родителей, которые в травмирующей ситуации могут помешать установлению гармоничного контакта между ребенком и другими людьми.В этом смысле становится актуальной разработка таких форм социально-психологической работы, благодаря которым можно преодолевать многие конфликты и внутриличностные проблемы родителей. Автор подчеркивает важность создания благоприятных предпосылок для формирования в сознании родителей новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы своих детей.Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.Чрезмерная опека изначально лишает ребенка независимости в физическом, умственном и социальном развитии. В этом случае семья сосредотачивает все свое внимание на ребенке: из-за возможного риска несчастного случая или серьезного заболевания; за счет стремления компенсировать неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и т. д. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: болит ли «голова», «живот», «шея»? Уменьшительные названия частей его тела надолго останутся в его лексиконе и вызовут иронию со стороны сверстников. А детское и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненное положение, найдя начальника среди одноклассников.Ценностное отношение к ребенку с высокими мыслями и ответственностью по отношению к нему - самый эффективный стиль обучения. Здесь ребенок выражает любовь и доброжелательность, с ним играют и обсуждают интересующие его темы. Однако они не ставят это на голову и предлагают считаться с окружающими. Он знает, что такое «должен», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье полноценный человек растет достойно и ответственно по отношению к близким. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.Перечисленные стили общения в семье согласуются со всеми различиями - родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, и их стиль воспитания часто остается неизменным и передается в семье из поколения в поколение. Только семья, способная осознанно отражать особенности ребенка, ищет наиболее эффективный стиль индивидуального воспитания. Само собой разумеется, что в семьях необходимо развивать культуру семейного воспитания, а достижения в этой области передавать будущим поколениям. Действительно, именно в наше время есть так много возможностей учиться и продвигаться в этом отношении.Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.Отчужденный стиль отношений предполагает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители либо не «видят» своего ребенка, либо активно избегают общения с ним и предпочитают держать их на расстоянии (психологическая дистанция). Отсутствие интереса родителей к развитию и внутренней жизни ребенка делает их одинокими и несчастными. Затем у него развивается отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из такой семьи небезопасен, невротичен, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками.Описанные стили взаимоотношений с ребенком в семье показывают, насколько сложен личный путь развивающегося ребенка. В реальной жизни это даже сложнее, чем любая классификация. В семье могут одновременно проявляться разные стили отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут вступать в конфликт, каждый отстаивает свой стиль и т. д. стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.ЗАКЛЮЧЕНИЕИменно с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя и др.) ребенок сталкивается на ранних этапах своей жизни, и именно от них он учится познавать окружающий мир. Впервые слышит человеческую речь, начинает осваивать предметы и средства своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих отношений. Есть много примеров, когда дети, по каким-то причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.Воспитание детей –одна из самых важных сфер нашей жизни. Дети - будущие граждане нашей страны и граждане мира, которые будут создавать историю.Семейное воспитание - это общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых результатов.Решающая роль взрослых проистекает из его глубокого влияния на весь комплекс физической и духовной жизни развивающегося человека. Семья, взрослые для ребенка - этоодновременно и среда обитания, и среда обучения.Воздействие взрослых, особенно на ранних этапах жизни ребенка, намного перевешивает другие образовательные влияния.Семья отражает как школу, так и средства массовой информации, социальные организации, трудовые коллективы, друзей и влияние литературы и искусства. Благодаря этому мы можем быть уверены, что успех формирования личности и развития ребенка в первую очередь определяется семьей. Чем лучше атмосфера в семье и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности ребенка.Роль общения между детьми и взрослыми крайненеобходима. Лисина описала последовательность форм общения ребенка и взрослого: ситуативную и деловую (от 6 месяцев до 3 лет); внеситуационно-познавательные (от 3 до 5 лет); внеситуационный и личный (от 5 до 7 лет).Во взаимодействиях с детьми взрослые люди закладывают в ребенке основные пункты человеческой нравственности, а также формируют нормы поведения, раскрывают внутренний мир и уникальных особенности личности ребенка.Взрослые люди способствуют не только формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулируют его социальную и творческую активность, раскрывают его индивидуальность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.2. Андреева Г.М. Психология. - М.: Издательство Академия, 1997. - 307 с.3. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 277 с.4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 208 с.5. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. - С. 29-46.6. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.8. Бедельбаева Х. Т. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С. 32-35.9. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. - 272 с.10. Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.11. Миронов Н. Формирование нравственной оценки у детей дошкольного возраста / Н. 12. Миронов // Наука и школа.-2003.-№9.-С.21-2613. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин ; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер.-М.: Академия, 2005.-384с.14. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 456 с.15. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995.16. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.17. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.16. Д.Б.Эльконин Детская психология Москва AKADEMA,2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.
2. Андреева Г.М. Психология. - М.: Издательство Академия, 1997. - 307 с.
3. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 277 с.
4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 208 с.
5. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. - С. 29-46.
6. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.
8. Бедельбаева Х. Т. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С. 32-35.
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. - 272 с.
10. Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
11. Миронов Н. Формирование нравственной оценки у детей дошкольного возраста / Н.
12. Миронов // Наука и школа.-2003.-№9.-С.21-26
13. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин ; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер.-М.: Академия, 2005.-384с.
14. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 456 с.
15. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995.
16. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.
17. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.
16. Д.Б.Эльконин Детская психология Москва AKADEMA,2002