экзистенциализм и его представители: Достоевский Кьеркегор
Заказать уникальный доклад- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Воззрения Ф.М. Достоевского 3
2.Философские взгляды С. Кьеркегора 9
Заключение 13
Список литературы 14
Действительность для Кьеркегора является тем, что наше “я” может обнаружить в себе самом. Душа, по Кьеркегору, является первичной, а тело вторичным. Он считал, что человек является синтезом души и тела, таких аспектов, как временное и вечное, свобода и необходимость. Родоначальник экзистенциализма отвергал рационалистические начала философии, учение об истине. Истину Кьеркегор считал субъективностью. Как критерий истины Кьеркегор рассматривает страстную субъективную уверенность в своей правоте. Предмет его интереса представлен не всеобщей, а личной истиной. Позже близким к такому пониманию истины известным русским философом Л. Шестовым отстаивалась сходная позиция.Кьеркегор считал, что в процессе жизни личности свойственно осуществлять обретение трех сменяющих друг друга обликов и прохождение трех сменяющих друг друга стадий, которые являются противоположными. А именно, речь идет о следующих ступенях: эстетической, этической и религиозной.На эстетической ступени человеку свойственно обращаться к внешнему миру, погружаться в чувственную жизнь, и цель его жизни заключается в удовольствиях. Символ этой стадии — Дон Жуан. Погоня за удовольствиями становится причиной пресыщения, удел эстетического сознания – это тяжелые оковы сомнений и разочарования, тоски и отчаяния. Человек осознает, насколько несовершенной является такая жизнь, осуществляя переход на следующую ступень жизни — этическую. На этой стадии жизни человек уже стремиться заместить наслаждение чувством долга, к добровольному подчинению нравственному закону. Личность выбирает себя в качестве нравственного существа, которое сознательно стремится идти путем добродетели. Символ этой стадии — Сократ. Вводя различие между мировоззрением людей на той и другой стадии, Кьеркегор пишет: “Эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, есть в сущности отчаяние, обусловливаемое тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном. Человек с этическим мировоззрением, напротив, основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть”. И далее: “Этическое начало сообщает жизни человека внутренний мир, устойчивость и уверенность”. На этической стадии человеку свойственно становиться личностью, которая выступает уже в качестве единственного абсолюта. Кьеркегор стремится к выведению нравственности из внутреннего расположения человеческого духа. Однако этика изолированного мира носит весьма ограниченный характер, а тот нравственный закон, который индивид устанавливает на основе своего опыта, может быть ошибочным, неподходящим для других.Однако тот выбор человека, который обуславливает переход с эстетической на этическую стадию жизни, не представляет собой последний. Впереди человек еще располагает выбором безотчетной веры. Именно благодаря ей и покорности Богу человек может прийти к религиозной стадии. Выбрав веру как основу организации жизни, человек обретает способности преодоления недостатков этической стадии. Последние, согласно Кьеркегору, связаны с тем, что движущая сила поведения человека здесь представлена стремлением к счастью, при этом действующий в мире подчиняется закону как чему-то всеобщему, что выполняет функцию ограничения его свободы. На религиозной ступени личности свойственно заниматься служением Богу. И религиозная вера способствует возвышению человека над моралью; выработанной им для себя. Достижение данной ступени сопровождается погружением в страдание. Религиозный человек всегда является страждущим человеком. Если страдание прекращается, то прекращается и религиозная жизнь. Кьеркегор считал, что те люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в состоянии непроницаемого заблуждения. Жизнь является не отрадой, а юдолью скорби. По мнению философа, человек не по своей воле заброшен, как в бездну, в чуждый и мрачный мир. Пребывая в мире, человек переживает свободу, страдание, грех и страх перед Богом. При этом жизнь, наполненная страданием, приобретает оправдание и смысл благодаря стремлению к спасению при помощи искупления. Страдание является платой Богу за благодать спасения.ЗаключениеСогласно воззрениям Достоевского, постичь Дух можно только через страдания, через зло – это главная концепция Достоевского. Человек должен заслужить право быть в единении с Богом, он должен пройти свой путь и обрести смысл жизни. Как уже было сказано Достоевский ставит своих персонажей в определенные условия, подвергает каждого из них личным испытаниям, в которых герои продолжают стремиться к своей личной свободе. И наиболее показательно это стремление выражено в поступках заключенных, утративших смысл своего существования. Как считал Кьеркегор, перейти с одной ступени жизни на другую человек может посредством совершения волевого акта, того выбора, который осуществляет человек. Личность идет по ступеням жизни посредством заботы и отчаяния. Кризис отчаяния является источником страха, который участвует в стимуляции выбора и перевороте в человеческой жизни. Так осуществляется реализация свободы человека, направленной на то, чтобы достигнуть вечного блаженства. Как считал Кьеркегор, человеку помогает преодолеть отчаяние вера. Разум вызывает страдание, является источником страха и отчаяния, однако посредством веры человек обретает успокоение, вера является гарантией подлинного существования. Список литературыЗапека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogoМочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113. Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.Розанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.
1. Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogo
2. Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.
3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113.
4. Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.
5. Розанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.