Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 71 71 страница
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 16.01.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей с помощью подвижных игр 7
1.1Содержание подвижных игр в программах дошкольного образования 7
1.2Анатомо-физиологические особенности развития координационных способностей у дошкольников 12
1.3Методика проведения подвижных игр на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации 18
1.4Характеристика критериев оценки развития координационных способностей у дошкольников 28
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 35
2.1 Задачи исследования 35
2.2 Методы исследования 35
2.3 Организация исследования 42
Глава 3. Оценка эффективности использования подвижных игр для развития координационных способностей у дошкольников 4-5 лет в МДОУ 26 г.Углегорска 45
3.1 Характеристика подвижных игр, используемых на физкультурных занятиях в МДОУ 26 г.Углегорска 47
3.2 Оценка показателей развития координационных способностей у дошкольников на физкультурных занятиях МДОУ 26 г.Углегорска 52
Выводы 58
Список литературы 61
Приложение 66
Приложение 66
Фрагмент для ознакомления

В разработанной методике за основу было взято выполнение упражнений в различных положениях тела в пространстве (стоя, сидя, лежа).Программа рассчитана на половину учебного года и разделена на две части: тестирующая и обучающая. В тестирующей части оценивается уровень развития координационных способностей у детей 6-7 лет. В состав обучающей части входят блоки, содержащие комплексы упражнений в различных исходных положениях тела в пространстве, направленные на развитие физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость и координация).На экспериментальном этапе программы структура занятий и ее частей была построена в соответствии с нормами процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого был разработан комплекс упражнений.Подготовительная часть занятия состояла из различных видов движений в ходьбе и беге. Основная часть занятия отводилась на комплекс общеразвивающих упражнений в различных исходных положениях тела в пространстве (стоя, сидя, лежа). Заключительная часть содержала подвижные игры, развивающие координацию, и упражнения, способствующие к расслаблению.На Рис. 1 представлена схема использования упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.Рис. 3.1. Схема использования упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возрастаВ ходе занятий применялись упражнения с подвесными мячами. Высота подвесных мячей индивидуально для каждого ребёнка. Использовались следующие способы и методические приемы на занятиях.Соревновательный метод - упражнения выполняются в форме соревнований, что дает возможность стимулировать выявление двигательных способностей в соответствии с текущим уровнем их развития, провести оценку качества выполнения и степень сложности движений, оказывает содействие в воспитании волевых качеств.В процессе эксперимента были реализованы словесные методы с использованием беседы, описания, объяснения, замечаний, указаний, команд и прочие. Они помогают ребёнку осознавать и представлять себе двигательный образ, сопоставлять слова с предметами и действиями, их обозначающими.Начальный этап обучения состоял из методов, несущих объяснительно-словесную информацию о параметрах действий. На стадии углубленного обучения были использованы методы практических упражнений. На этапе совершенствования доминировать было отведено соревновательному методу.Стабильный интерес к игровому процессу поддерживался с помощью варьирования величины нагрузок путем усложнения их и чередования по направленности, интенсивности и продолжительности, учета интересов и мотивации занимающихся.В ходе физического воспитания дошкольников очень важно обращать внимание на основные закономерности воздействия физических упражнений на физическое развитие детей. Поэтому на занятиях учитывалась величина нагрузки выполняемых двигательных действий, которая приводила бы к снижению быстрой утомляемости дошкольников.Повышенное внимание было уделено использованию в программе расслабляющих упражнений. Коррекционными средствами для развития навыков произвольного расслабления мышц послужили специальные физические упражнения, которые способны снимать скованность движений после сильного напряжения. Из методических приемов развития данной способности использовались махи руками и ногами, контрастный переход от максимального напряжения к расслаблению отдельных мышечных групп, расслабление мышц в фазе покоя после выполнения упражнений, отвлекающие и раскрепощающие игровые задания.При использовании кругового метода на занятиях дети выполняют одно и тоже двигательное действие в различных исходных положениях тела в пространстве (стоя, сидя, лёжа). Количество повторений упражнения зависело от физического развития, индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребёнка, что определяло объём и интенсивность выполняемых упражнений. Для усвоения движений количество упражнений составляло от 5 до 15 раз.Перед выполнением прыжка в длину с места выполнялись упражнения, которые обеспечивают правильное выполнение двигательного действия в целом. Прежде всего, это упражнения на одновременное отталкивание ногами.Для этого использовались упражнения:прыжки толчком двух ног на платформу высотой 15-20 см или на гимнастические матыспрыгивание с матов (высота 20-25 см)отталкивание от опоры лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, до полного выпрямления ног (угол сгибания ног должен соответствовать углу в исходном положении при прыжке в длину с места 85-90 градусов)При полете во время прыжка выполнялись следующие подводящие упражнения:Вис стоя с хватом руками за рейку гимнастической стенки и опорой ногами на расстоянии, с положением тела прогнувшисьВис лежа на наклонной доске, закрепленной на гимнастической стенке под углом, при котором выполняется отталкивание при прыжке в длину с места. При выполнении упражнения на наклонной доске детям давалось задание подтянуть ноги к животу, сгибаясь в тазобедренном суставе, и согнуть ноги в коленных суставахВис спиной на гимнастической стенкеПрыжок толчком двух ног с касанием подвесного мяча руками. Мяч подвешивался перед ребёнком на такой высоте, чтобы он мог достать до него при отталкивании вперёд-вверх.Прыжок толчком двух ног с касанием подвесного мяча руками. Мяч подвешивался перед ребёнком на такой высоте, чтобы он мог достать до него при отталкивании вперёд-вверх. Перед выполнением бега использовались подводящие упражнения, обеспечивающие движения рук и ног.К таким упражнениям относятся:Поднимание бедра до касания подвесного мяча вверх из положения стоя, лёжа на спине, ондатра боку. Упражнения выполняются как с открытыми, так и с открытыми глазами. Количество повторений 6-10 раз. Захлёстывание голени из положения лёжа на животе, лёжа на боку с касанием пятками подвесного мяча (с открытыми и закрытыми глазами) Перешагивание через рейки, положенные на пол, с постепенным увеличением расстояния ("Кто сделает больше шагов?")Упражнение "перекат с пятки на носок". Перекат выполнялся на правой и левой ноге, а также на двух одновременно.Для отработки движений рук дети выполняли маховые движения вперёд-назад с касанием мяча или пластинки. Перед ребёнком ставилась задача коснуться рукой пластинки, установленной на стойке, и пластинки, закреплённой на рейке гимнастической стенки. Для каждого ребёнка подбиралось индивидуальное расстояние и высота пластинок, для того чтобы он смог правильно выполнить имитацию движений руками при беге. Данные упражнения выполнялись с открытыми и закрытыми глазами, стоя на коленях и на одной ноге. Использовалось сочетание движений при равновесии и движений рук при беге. Выполнялись одновременные движения руками вперёд и назад, в медленном и постепенно увеличивающемся ритме, а также под музыку и без неё. Затем то же самое лети выполняли правой и левой руками. Также использовалось упражнение: бег в упоре с касанием подвесных мячей, закреплённых полужестко на гимнастической стенке. При определении уровня гибкости использовался игровой метод.Перед выполнением применялись подводящие упражнения, а именно:Спокойный бег или быстрая ходьбаНаклоны корпуса вправо-влево, вперёд-назадВ исходном положении стоя наклон вперёд, касаясь пальцами (ладонями, локтями) полаСтоя в кругу по 5-6 человек, взявшись за руки, поднять (на четыре счета) руки вверх и посмотреть на потолок, вернуться в исходное положение (то же на 4 счета)После выполнения данных упражнений детям было предложено выполнить контрольное упражнение, которое определит уровень их гибкости. Перед детьми ставилась задача, из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги не сгибать, дотянуться до игрушки, расположенной на полу, тем самым обеспечить ребёнку интерес к данному упражнению.Результаты, полученные при применении экспериментальной методики представлены в следующей главе.3.2 Оценка показателей развития координационных способностей у дошкольников на физкультурных занятиях МДОУ №26 г.УглегорскаВ заключительной части педагогического эксперимента тестирование физической подготовленности и КС у дошкольников ЭГ и КГ было проведено повторно.Таблица 3.5Показатели физической подготовленности мальчиков старшего дошкольного возраста после эксперимента (Х±m)ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаpЧелночный бег 3*10 м10,12 ±0,79,24 ±0,3<0,05Бег 30 м7,3 ±0,256,42 ±0,6<0,05Прыжок в длину с места, см94,8 ±5,7108,2 ±3,2<0,05Наклон туловища вперед из положения стоя, см5,6 ±1,710,4 ±1,7<0,05Таблица 3.5 иллюстрирует полученные данные о физической подготовленности мальчиков. Из нее очевидно, что проведенная нами работа по развитию физической подготовленности оказалась эффективной. Так, если на начало исследования средние показатели у мальчиков экспериментальной группы не попадали в рамки возрастных нормативов, то теперь эти показатели улучшились и соответствуют возрастной норме.Больший положительный эффект был отмечен в тесте «Прыжок в длину с места», показатель улучшился на 16,4 см, а в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя» на 5,8 см. Результат «Бега на 30 м» у мальчиков лучше из ЭГ: они пробегают дистанцию за 6,42 ±0,6 сек, а мальчики КГ за 7,3 ±0,25 сек. В методике «Челночный бег 3*10 м» показатель с 10,3 сек изменился на 9,24 сек.Все данные по результатам проведенных тестов у мальчиков показали достоверные различия между экспериментальных и контрольных групп.Таблица 3.6Показатели физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста после эксперимента (Х±m)ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаpЧелночный бег 3*10 м11,42 ±0,510,3 ±0,9<0,05Бег 30 м7,6 ±0,76,5 ±0,4<0,05Прыжок в длину с места, см92,8 ±4,5109,4 ±7,5<0,05Наклон туловища вперед из положения стоя, см5 ±1,49,8 ±1,6<0,05По итогам проведенного эксперимента, полученные результаты у девочек экспериментальной группы дают основания сделать вывод о позитивной динамике изучаемых показателей. Если на начало исследования по тесту «Челночный бег 3*10 м» средний показатель был равен 11,9 сек, то после этот показатель составил 10,3 сек. В «Беге на 30 м» девочки их ЭГ превзошли своих сверстником из КГ на 1.1 сек. В тесте «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе достоверно улучшили результат, он составил 109,4 ±7,5 см, а в «Наклоне туловища вперед из положения стоя» разница между до начала эксперимента и после равна 6 см.У дошкольников экспериментальной группы произошли достоверные изменения показателей по всем используемым тестам. Однако представленные в таблице данные позволяют говорить о тенденции к большему развитию способности к равновесию у дошкольников ЭГ.Таблица 3.7Показатели координационных способностей мальчиков старшего дошкольного возраста после эксперимента (Х±m)ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаpЛасточка11,2 ±3,224,6 ±5,2<0,05Пяточно-носочная10,5 ±2,420,4 ±4,3<0,05Бирюк13,6 ±3,222 ±3,1<0,051/2 прыжка в длину с места21,8 ±2,914,9 ±1,7<0,05По результатам тестирования видно, что у мальчиков способность к равновесию развита лучше, нежели у девочек. У мальчиков ЭГ при выполнении «Пяточно-носочной» пробы показатели выросли с 11,4 сек до 20,4 сек, а в пробе «Ласточка» увеличились с 12,2 сек до 24,6 сек. При исследовании пробы «Бирюк» ЭГ превзошла результат КГ на 8,4 сек, а в тесте на дифференцировку пространственных параметров погрешность в экспериментальной группе уменьшилась на 10,4 см, тогда как в контрольной группе мальчиков погрешность уменьшилась на 2 см.Таблица 3.8Показатели координационных способностей девочек старшего дошкольного возраста после эксперимента (Х±m)ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаpЛасточка14,6 ±1,426 ±5,8<0,05Пяточно-носочная14 ±3,425,6 ±3,6<0,05Бирюк13,4 ±3,121,2 ±2,9<0,051/2 прыжка в длину с места20,5 ±2,712,1 ±3,6<0,05Показатели девочек в тесте «Ласточка» лучше у экспериментальной группы: они сохраняют равновесие в течение 26±5,8 сек, а девочки контрольной группы 13 ±1,4.В «Пяточно-носочной» пробе в ЭГ удерживают равновесие 25,6 ±3,6, в то время как девочки из контрольной группы лишь 11 ±3,4. При исследовании пробы «Бирюк» прирост составил 9,2 сек. Показатели теста «1/2 прыжка в длину» также показали достоверные изменения, где девочки экспериментальной группы улучшили свои показатели на 12 см.Рис. 3.2. Диаграмма прироста результатов в тестах на координационные способности у мальчиков старшего дошкольного возрастаРис. 3.3. Диаграмма прироста результатов в тестах на координационные способности у девочек старшего дошкольного возрастаНельзя не учитывать, что в период проведения эксперимента у детей в контрольной группе также наблюдаются улучшения по всем показателям физической подготовленности и координационных способностей, но положительные изменения выражены менее значительно, чем у детей в экспериментальной группе.Полученные данные позволяют считать рассматриваемую методику достаточно эффективной в развитии физической подготовленности и координационных способностей у дошкольников 6 – 7 лет.Вывод по главе 3.Примененная методика, основанная на изменении исходного положения тела в пространстве, доказала свою эффективность. Данная методика позволяет достоверно повысить показатели координационных способностей. В среднем прирост показателей составил 10 сек:Пяточно-носочная проба – 12,2 секПроба Ласточка – 10,2 секПроба Бирюк – 6,8 секПрыжок в длину 1/2 – 12,2 смДанные результаты свидетельствует об эффективности методики развития координационных способностей, детей старшего дошкольного возраста. Вследствие улучшения показателей координационных способностей, отметим, что уровень физической подготовленности значительно увеличился.ВыводыАнализ литературных источников, изучение опыта ведущих специалистов показывает, что в современном мире в результате увеличения объема деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности необходимо развитие координационных способностей для быстрого и рационального освоения новых двигательных действий и успешного решения двигательных задач в изменяющихся условиях.Методов воспитания координационных способностей множество. Проанализировав изучения авторов по характеристике дошкольного возраста, можно сделать вывод: что воспитание координационных способностей в этом возрасте наиболее успешно, а так как ведущей деятельностью является игровая, и дети легко подвержены эмоциям, то подвижные игры наиболее подходят для развития и совершенствования координационных способностей.Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в жизни каждого человека. Он характеризуется динамичным развитием двигательной и психической сферы детей. Именно в этом возрасте в процессе физического воспитания на первом месте стоят оздоровительные задачи. Координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.Координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся спортом, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает основание полагать, что координацию движений можно тренировать и совершенствоватьЭти задачи направлены на укрепление и сохранение здоровья дошкольников, повышение умственной и физической работоспособности, а также на совершенствование функциональных возможностей организма и удовлетворение потребностей двигательной активности. Однако, основные функциональные системы, опорно-двигательный аппарат и нервная система еще не до конца сформировались. У них должен формироваться интерес к занятиям физической культурой и спортом и воспитываться морально-волевые качества.Исходя из анализа научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что несмотря на существующие традиционные методики в физическом воспитании дошкольников уделено недостаточное внимание развитию именно координационным способностям, вследствие этого мы рассматриваем данную проблему и модифицируем существующую, на сегодняшний день, методику.В соответствии с целью и поставленными, в работе, задачами было проведено исследование 20 детей дошкольников. Они составили контрольную группу – 10 человек (из них 5 девочек и 5 мальчиков) и экспериментальную группу – 10 человек. Возраст у исследуемых детей составил 6-7 лет.В начале самого эксперимента было проведено констатирующее исследование, целью которого заключалось в определении интересующих нас показателей.Мы оценивали: физическую подготовленность (бег на 30 м, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места, наклон туловища из положения стоя) и уровень развития координационных способностей (пяточно-носочная проба, «Ласточка», проба «Бирюк» и 1/2 прыжка в длину).Исходя из полученных данных, была разработана методика, основанная на изменении исходного положения тела в пространстве.В дальнейшем, в ходе проведения занятий наблюдались положительные изменения физических показателей занимающихся. У детей увеличилась гибкость и прыжок в длину с места, снизились показатели бега на 30 м и челночного бега 3*10 м.Список литературыАршавский, И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у детей / И.А. Аршавский //Физиология человека. -1999. № 5.- С.20-25.Актуальные проблемы физического воспитания школьников. Материалы Всерос. науч. конф. Мин-ва РФ по физ. культуре, спорту и туризму/ под ред. Ю.В. Менхина. - Малаховка: МГАФК, 1999.-125с.Асильбекова, С.А.Некоторые периоды и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста / С.А. Асильбекова, Ж.П. Примбетов // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб.науч.тр. - Алма-Ата, 1981. - С.93-96.Бальсевич, В.К. Проблемы физического воспитания младшихшкольников/ В.К. Бальсевич //Советская педагогика. -1983. - №8. - С.21-28.Быкова, Е.В. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Воркута, 2011. – 31 с. – С. 11-12.Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. - М.: наука, 1990. - 495 с.Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Медицина, 1991. – 154 с.Борисова, М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: Учеб. - метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Обруч, 2014. – 256 с.Булкин, В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990. - 342 с.Вареник, Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.Виноградов, П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие, М.: Советский спорт, 1996.- 165с.Волков, Л.В. Системный подход при исследовании структуры двигательных способностей детей и подростков в онтогенезе// Методы исследования функций организма в онтогенезе. — М., 2005. — С. 174-175.Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2004. - 135с.Гаврилова, В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2014. – 188 с.Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. -174 с.Донской, Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. — М.: Физкультура и спорт, 1979. -264с.Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: педагогика, 1984. -128с.Иванова, С.С. Упражнения с мячом как средство развития координационных способностей у старших дошкольников /Л.В. Иванова //Перспективы развития науки и образования.2018. С.54.Иванова, С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 38-41.Кравцов, А.П. Особенности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста /А.П. Кравцов //Приоритеты педагогики и современного образования.2019.С.133Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт.2010. 320 с.Курдюков, Б.Ф. Оценка координационных способностей у детей дошкольного возраста /Б.Ф. Курдюков [и др.] //Физическая культура и спорт-наука и практика.2020. №4.С.3.Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.: ил.Лях, В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1999.Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.Лях, В.И. О классификации координационных способностей/ Лях В.И. // Теория и практика физической культурыы. – 2007. - №7 – С. 28 - 30Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / Лях В.И. // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №8 – С. 44 – 46Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.Менхин, Ю.В., Менхин, А. В. Комбинированные и комплексные упражнения. - Учебное пособие, Малаховка: МГАФК, 1999Миллер, Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки. - ж. «Теория и практика физ. культуры», 2000. - № 9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: https://clck.ru/VbR5w (Дата обращения: 01.2021).Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой, И.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез.2015.Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная группа. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.Пахомова, А.Ю. Темпы показателей специфических координационных способностей детей 6 лет / А.Ю. Пахомова //Физическая культура, спорт-наука и практика.2016. №4.С.3.Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Составитель Н.А. Ноткина, СПб ЛОУУ, 1995. – 156 с.Сельверова, Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы// физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и практические вопросы) Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000.Смирнова, Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду// Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 216 с.Сулейманов, И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000. - С. 201-206.Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.Тристан, В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск: СибГАФК, 1994. - 144 с.Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт. 1975. - 206с.Филин, В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф.дис. д-ра пед.наук. - М., 1970. - 50 с.ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.Харитонов, В.И. Физическое развитие - основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000. - 152 с.Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Шпак. - ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. – С. 80-84.ПриложениеПриложение 1Ориентировочные показателифизической подготовленности детей старшего дошкольного возрастаПоказатель6 лет7летмальчикиЧелночный бег 3*10 м8,0-7,47,2-6,8Бег на 30 м7,0-6,36,2-5,7Прыжок в длину с места, см100-140130-155Наклон туловища вперед из положения стоя, см4-75-8девочкиЧелночный бег 3*10 м8,5-7,77,5-7,0Бег на 30 м7,5-6,66,5-5,9Прыжок в длину с места, см90-140125-150Наклон туловища вперед из положения стоя, см7-108-12Приложение 2Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) в исходном положении (и.п.) стояИ. п.:стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон головы вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: стоя, руки к плечам. 1- наклон вправо (влево), правую (левую) руку опустить вниз, 2- и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч хват с боков внизу. 1- поднять вверх, 2- одеть «воротничком», 3,4 – и. п. Повторить: 5 - 6 раз.И. п.: стоя на коленях, обруч на полу, за спиной, руки на поясе.1- повернуться вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 4 - 6 раз.И. п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 – руки вперед, 2 – поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо, 3 – руки вперед, переложить мяч в другую руку, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 – 8 раз.И. п. стоя, флажки вниз. 1 – флажки вперед, 2 – флажки вверх, 3 – флажки в стороны, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 раз.И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 -3 поднять палку вверх, 4 – и. п. Повторить: 5 – 6 раз.И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 – поднять палку вверх, 2 – наклон вправо (влево), 3 – прямо, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.И. п. стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 – поднять руки вперед, хлопнуть в ладоши, 2 – отвести назад, хлопнуть за спиной, 3 – перевести вперед, хлопнуть, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 – раз.Приложение 3Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) в исходном положении (и.п.) лежаИ. п.:лежа, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон головы вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: лежа, руки к плечам. 1- наклон вправо (влево), правую (левую) руку опустить вниз, 2- и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: лежа, ноги на ширине плеч обруч хват с боков внизу. 1- поднять вверх, 2- одеть «воротничком», 3,4 – и. п. Повторить: 5 - 6 раз.И. п.: стоя на коленях, обруч на полу, за спиной, руки на поясе.1- повернуться вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 4 - 6 раз.И. п. лежа, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 – руки вперед, 2 – поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо, 3 – руки вперед, переложить мяч в другую руку, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 – 8 раз.И. п. лежа, флажки вниз. 1 – флажки вперед, 2 – флажки вверх, 3 – флажки в стороны, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 раз.И. п. лежа, ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 -3 поднять палку вверх, 4 – и. п. Повторить: 5 – 6 раз.И. п. лежа, ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 – поднять палку вверх, 2 – наклон вправо (влево), 3 – прямо, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.И. п. лежа, ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 – поднять руки вперед, хлопнуть в ладоши, 2 – отвести назад, хлопнуть за спиной, 3 – перевести вперед, хлопнуть, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 – раз.Приложение 4Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) в исходном положении (и.п.) сидяИ. п.:сидя на полу, ноги в стороны, руки на поясе. 1 - наклон головы вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: сидя, ноги согнуты в коленных суставах, руки к плечам. 1- наклон вправо (влево), правую (левую) руку опустить вниз, 2- и. п. Повторить: 6 - 8 раз.И. п.: сидя, ноги вместе, ноги на ширине плеч обруч хват с боков внизу. 1- поднять вверх, 2- одеть «воротничком», 3,4 – и. п. Повторить: 5 - 6 раз.И. п.: сидя, ноги согнуты в коленных суставах, обруч на полу, за спиной, руки на поясе.1- повернуться вправо (влево), 2 - и. п. Повторить: 4 - 6 раз.И. п. сидя, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 – руки вперед, 2 – поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо, 3 – руки вперед, переложить мяч в другую руку, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 – 8 раз.И. п. сидя, ноги в стороны, флажки вниз. 1 – флажки вперед, 2 – флажки вверх, 3 – флажки в стороны, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 6 раз.И. п. сидя, ноги согнуты в коленных суставах, палка внизу. 1 -3 поднять палку вверх, 4 – и. п. Повторить: 5 – 6 раз.И. п. сидя, ноги в стороны, палка внизу. 1 – поднять палку вверх, 2 – наклон вправо (влево), 3 – прямо, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.И. п. сидя, ноги согнуты в коленных суставах, руки на поясе. 1 – поднять руки вперед, хлопнуть в ладоши, 2 – отвести назад, хлопнуть за спиной, 3 – перевести вперед, хлопнуть, 4 – вернуться в и. п. Повторить: 5 – раз.

1. Аршавский, И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у детей / И.А. Аршавский //Физиология человека. -1999. № 5.- С.20-25.
2. Актуальные проблемы физического воспитания школьников. Материалы Всерос. науч. конф. Мин-ва РФ по физ. культуре, спорту и туризму/ под ред. Ю.В. Менхина. - Малаховка: МГАФК, 1999.-125с.
3. Асильбекова, С.А. Некоторые периоды и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста / С.А. Асильбекова, Ж.П. Примбетов // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб.науч.тр. - Алма-Ата, 1981. - С.93-96.
4. Бальсевич, В.К. Проблемы физического воспитания младших
школьников/ В.К. Бальсевич //Советская педагогика. -1983. - №8. - С.21-28.
5. Быкова, Е.В. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Воркута, 2011. – 31 с. – С. 11-12.
6. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. - М.: наука, 1990. - 495 с.
7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Медицина, 1991. – 154 с.
8. Борисова, М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: Учеб. - метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Обруч, 2014. – 256 с.
9. Булкин, В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990. - 342 с.
10. Вареник, Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
11. Виноградов, П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие, М.: Советский спорт, 1996.- 165с.
12. Волков, Л.В. Системный подход при исследовании структуры двигательных способностей детей и подростков в онтогенезе// Методы исследования функций организма в онтогенезе. — М., 2005. — С. 174-175.
13. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2004. - 135с.
14. Гаврилова, В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2014. – 188 с.
15. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. -174 с.
16. Донской, Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. — М.: Физкультура и спорт, 1979. -264с.
17. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: педагогика, 1984. -128с.
18. Иванова, С.С. Упражнения с мячом как средство развития координационных способностей у старших дошкольников /Л.В. Иванова //Перспективы развития науки и образования.2018. С.54.
19. Иванова, С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 38-41.
20. Кравцов, А.П. Особенности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста /А.П. Кравцов //Приоритеты педагогики и современного образования.2019. С.133
21. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт.2010. 320 с.
22. Курдюков, Б.Ф. Оценка координационных способностей у детей дошкольного возраста /Б.Ф. Курдюков [и др.] //Физическая культура и спорт-наука и практика.2020. №4.С.3.
23. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.: ил.
24. Лях, В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1999.
25. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
26. Лях, В.И. О классификации координационных способностей/ Лях В.И. // Теория и практика физической культурыы. – 2007. - №7 – С. 28 - 30
27. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / Лях В.И. // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №8 – С. 44 – 46
28. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
29. Менхин, Ю.В., Менхин, А. В. Комбинированные и комплексные упражнения. - Учебное пособие, Малаховка: МГАФК, 1999
30. Миллер, Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки. - ж. «Теория и практика физ. культуры», 2000. - № 9.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: https://clck.ru/VbR5w (Дата обращения: 01.2021).
32. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой, И.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез.2015.
33. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная группа. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
34. Пахомова, А.Ю. Темпы показателей специфических координационных способностей детей 6 лет / А.Ю. Пахомова //Физическая культура, спорт-наука и практика.2016. №4.С.3.
35. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Составитель Н.А. Ноткина, СПб ЛОУУ, 1995. – 156 с.
36. Сельверова, Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы// физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и практические вопросы) Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.
38. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду// Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.
39. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
40. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 216 с.
41. Сулейманов, И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000. - С. 201-206.
42. Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.
43. Тристан, В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск: СибГАФК, 1994. - 144 с.
44. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт. 1975. - 206с.
45. Филин, В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф.дис. д-ра пед.наук. - М., 1970. - 50 с.
46. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
47. Харитонов, В.И. Физическое развитие - основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000. - 152 с.
48. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Шпак. - ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. – С. 80-84

Вопрос-ответ:

Почему подвижные игры важны для развития координационных способностей у дошкольников?

Подвижные игры являются эффективным способом развития координационных способностей у дошкольников. Они помогают развивать моторику, гибкость, равновесие и координацию движений, что в свою очередь способствует формированию правильного осанки и развитию общей физической подготовленности.

Какие подвижные игры включены в программы дошкольного образования?

В программы дошкольного образования включены разнообразные подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей у детей. Это могут быть игры на развитие равновесия, ловкости, координации глаз и рук, координации движений, вестибулярного аппарата и других аспектов физического развития.

Какие анатомо-физиологические особенности влияют на развитие координационных способностей у дошкольников?

В развитии координационных способностей у дошкольников важную роль играют анатомо-физиологические особенности. Например, развитие координации глаз и рук может быть связано с формированием навыков мелкой моторики, проприоцептивным восприятием и развитием мышц рук. Развитие координации движений связано с формированием навыков равновесия, гибкости и силы мышц.

Как проводится методика подвижных игр на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных организациях?

Методика проведения подвижных игр на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных организациях предусматривает использование разнообразных игровых ситуаций и упражнений, с учетом возрастных особенностей детей. На занятиях проводятся различные игры на развитие силы, координации, гибкости, баланса и других физических качеств.

Какие критерии используются для оценки развития координационных способностей у дошкольников?

Для оценки развития координационных способностей у дошкольников могут использоваться различные критерии. Например, это может быть оценка уровня гибкости, равновесия, точности движений, скорости реакции и других показателей. Критерии оценки выбираются исходя из целей и задач, стоящих перед образовательной организацией.

Какие игры используются в программе дошкольного образования для развития координационных способностей?

В программе дошкольного образования используются различные подвижные игры с элементами бега, прыжков, поворотов и т.д. Такие игры помогают развивать координацию движений у детей.

Какие анатомо-физиологические особенности влияют на развитие координационных способностей у дошкольников?

В развитии координационных способностей у дошкольников важную роль играют такие анатомо-физиологические особенности, как формирование и развитие мышц, зрительно-моторная координация, баланс, гибкость и прочность суставов.

Как проводятся подвижные игры на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных организациях?

На физкультурных занятиях в дошкольных образовательных организациях подвижные игры проводятся с использованием различных спортивных снарядов, музыкального сопровождения и разных видов движений. В этих играх дети активно участвуют, развивая свои координационные способности.

Какие критерии оценки развития координационных способностей используются?

Для оценки развития координационных способностей у дошкольников используются следующие критерии: уровень гибкости, силы, баланса, точности движений и реакции на различные визуальные и звуковые сигналы.

Какие преимущества имеют подвижные игры для развития координационных способностей у дошкольников?

Подвижные игры оказывают положительное влияние на развитие координационных способностей у дошкольников. Они помогают развивать гибкость, силу, баланс, психомоторные навыки, а также способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков у детей.

Какие подвижные игры можно использовать в программе дошкольного образования?

В программе дошкольного образования можно использовать различные подвижные игры, например, игры на развитие координационных способностей, такие как прыжки через скакалку, метание мяча в цель, бег с преодолением препятствий и т.д.

Какие анатомо-физиологические особенности развития координационных способностей у дошкольников?

У дошкольников происходит интенсивное развитие нервной и мышечной системы, что позволяет им совершенствовать координационные способности. Кроме того, дошкольники обладают высокой пластичностью и быстрым обучением, что способствует развитию координации движений.