Роль Беломорско-онежского пароходства в эвакуации населения в 1941 г

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 12.01.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….2
1.ГЛАВА 1. БЕЛОМОРСКО – ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО……………..5
1.1 . История создания Беломорско-Онежского пароходства…………………5
1.2. Петрозаводск начала 1940-1941х…………………………………………..13
2. ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ЭВАКУАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………………………………………………………………18
2.1. Подвиг Беломорско - Онежского пароходства в 1941 году ……………18
2.2 Беломорско - Онежское пароходство взгляд из настоящего……………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………33
Фрагмент для ознакомления

По словам Льва Шустова, его мог провести либо чубайсовский, либо пойти по пути аренды с правом покупки. Но Верховный Совет пошел по другому пути: акции пароходной компании были распределены среди сотрудников ПБ пропорционально стажу работы и заработной плате каждого сотрудника. На первый взгляд это кажется правильным. Но что произошло на практике?"Акции компании были распределены почти бесплатно - за ваучеры. Кроме того, в это время был создан огромный приватизационный фонд – более 300 миллионов рублей. Помимо сотрудников БОПа, право на участие в приватизации получили две тысячи работников Беломоро-Балтийского канала, около тысячи работников управления снабжения рабочих, речной школы, больницы БОПа. Все они стали акционерами пароходства», - рассказывает Лев Шустов.Так, 51% капитала ушло на ваучеры и средства из приватизационного фонда трудовому коллективу, 20% осталось у государства. 29% акций было продано с аукциона, из них 17% было приобретено консорциумом "Орими", которым руководил известный российский бизнесмен Дмитрий Варварин. Остальные акции были разбросаны среди меньшинств в разных частях страны, от Калининграда до Сахалина. Активы могущественной компании были распылены и раздроблены.Таким образом, БОП просуществовал - в очень тяжелых условиях, на грани выживания-пять лет. А в 1996-1997 годах на рынке появился крупный игрок: за месяц он приобрел 10% акций БОП. Спрос на ценные бумаги пароходной компании, конечно же, сразу же повлиял на их стоимость. Такая схема в те годы использовалась при приватизации многих крупных российских компаний, которые оказались в той же ситуации, что и ПБ, ее цель-побудить мелких акционеров реализовать свои акции. Это также сработало в случае парового судоходства: рабочие, привлеченные возможностью выгодно продавать ценные бумаги, которые они получили бесплатно, начали массово избавляться от них. «Ветераны компании объяснили: на эти деньги мы съедим хотя бы бананы перед смертью», - улыбнулся Лев Юрьевич.Конечно, обвинять простых рабочих было бы нечестно и несправедливо: выросшие в совсем другой реальности, они не предполагали, какие последствия будет иметь внешне «безобидная» игра с «бумагами», они верили в честность и порядочность новых владельцев. Но факт остается фактом: БОП были раздавлены самими миноритарными акционерами. В спорах и долгах.Затем предприниматели, купившие 10% акций БОП, предложили выкупить эту часть акций у Дмитрия Варварина. Бизнесмен согласился, и «Орими» стала владельцем 27% акций. Но контрольный пакет был еще далеко."Владельцы концерна поставили перед собой цель-приобрести контрольный пакет акций. Семь брокеров приехали в Карелию и активно работали: ездили на пароходные компании, убеждали людей избавиться от акций", - вспоминает Лев Шустов. В мае 1998 года контроль и управление Bop перешли к концерну. В это же время Лев Юрьевич написал заявление об отправлении и пароходстве и пошел работать в правительство Карелии. Почти вся «старая» управленческая команда ушла вместе с ним.Сегодня Лев Шустов пытается сдержанно говорить о тогдашнем генеральном директоре Николае Грачеве, которого владельцы «Орими " поставили управлять паровым судоходством. Но в те годы бушевали страсти. Возник конфликт между Грачевым и другими акционерами (включая российское правительство и небольшую часть рабочей группы, у которой все еще были непроданные акции). Меньшинства возмутились тем, что, несмотря на заявленную прибыль в размере 26 миллионов рублей, они не получат дивидендов. Налоговые поступления компании сократились в десять раз.Когда сегодня в некоторых СМИ пытаются представить эпоху управления Грачевым чуть ли не как золотой век для парового судоходства, это, мягко говоря, очень далеко от истины. На самом деле летом 1998 года у Беломорско-Онежской пароходной компании было не более трех месяцев жизни. Зарплату не выплачивали полгода, коллектив грозил забастовкой. Компания задолжала западным кредиторам 90 миллионов немецких марок.Немецкая кабала. Об этом долге следует сказать особо. В какой-то момент, в 1992 году, пароходная компания получила значительные ссуды на строительство новых судов. Их предполагалось создавать на верфях Германии, западные партнеры обещали поддержку и помощь. Фактически, БОП попал в длительную и изнурительную кабалу для немецких банкиров.Как объясняет Лев Шустов, дело в том, что немцы поставили условия: коммерческое и техническое управление остается за ними. «В результате получилось так, что, например, немецкое представительство в Дуйсбурге зафрахтовало наше судно для выполнения рейса из Европы в Турцию за 100 тысяч долларов. При этом "железо" выделяется на 10%. А стоимость этого рейса-120 тысяч долларов. Чистый убыток по паровому плаванию - 30 тысяч долларов с рейса", - говорит Лев Шустов.В результате кредиты не только не смогли погасить – долги выросли как снежный ком. А в марте 2000 года консорциум «Орими» ждал новый шок: его владелец Дмитрий Варварин был застрелен в Санкт-Петербурге. Как и многие крупномасштабные убийства, это преступление до сих пор не раскрыто. Версий в те годы было много: Варварин имел обширные деловые интересы в разных отраслях промышленности, и не только в России, но и за рубежом, например, на Украине. И эти интересы, конечно же, были гораздо более важными, чем интересы, связанные с УПП, которая разваливалась. Таким образом, «Карельский след» даже всерьез не рассматривался правоохранительными органами.Однако это тема для другой статьи, нас также интересует ситуация в ПБ. Чем дальше, тем яснее становилось, что руководство пароходством в лице Грачева не может справиться с накопившимися проблемами. Конфликты с другими акционерами все углублялись, долги напрямую приводили к банкротству. Антикризисные решения. Именно в это трудное время Андрея Нелидова пригласили возглавить ПБ. Он согласился возглавить пароходство по просьбе жены Дмитрия Варварина – с семьей бизнесмена Андрея Нелидова дружил много лет. На пресс-конференции в 2001 году Андрей Нелидов признал, что конфликт между Орими и другими акционерами напоминает ирано-иракскую войну. Новому директору удалось, казалось бы, невозможное: положить конец этой войне.Но самое главное, Нелидову удалось вытащить бопа из немецкого рабства. Лев Шустов вспоминает, что Андрей Витальевич тогда связался с ним, чтобы обсудить возможные пути решения проблемы. "Я посоветовал: надо вернуть коммерческое и техническое управление сюда, в пароходство. Но для этого нужны переговоры с высшим руководством, не меньше, чем с вице-президентом банка», - отметил Лев Юрьевич. Он признает, что даже рекомендовал привлечь к этому делу западную прессу и обнародовать роль банкиров, если они категорически откажутся от переговоров.Трудно сказать, воспользовался ли этим советом Андрей Нелидов, но переговоры прошли с большим успехом: банк согласился выполнить все стоящие перед ним условия. А через два года BOP полностью рассчитался по кредитам. К тому времени Андрей Нелидов уже покинул пост руководителя пароходства. «Он был нанят Мариной Валентиновной Варвариной именно как кризисный менеджер, и с возложенными на него задачами эффективно справлялся», - подчеркивает Лев Шустов.Судьба БОПа уже без Андре Нелидова, решения его владельцев о реорганизации, это уже, опять же, тема для другого издания. На самом деле необходим серьезный и тщательный анализ того, что произошло за последнее десятилетие не только с БОП, но и со всем российским флотом. Ведь карельская судоходная компания жила и работала не на другой планете, а в нашей экономической реальности. И в этой реальности не было возможности удержать в стране ни одного крупного лайнера. Судьба БОПа, по крайней мере до прошлого года, проходила под российскими флагами, и только тогда часть ее «ушла» под Панаму. С кораблями многих других пароходов это произошло гораздо раньше. И это глобальная проблема, с которой приходится сталкиваться российским лидерам, если они хотят сохранить хотя бы то, что осталось от национального флота. Здесь нам нужны системные решения на законодательном уровне, мощные программы государственной поддержки и так далее. Простые рецепты не могут обойтись.ЗАКЛЮЧЕНИЕВеликая Отечественная война 1941-1945 годов стала для русского народа и народов Советского Союза еще одной вехой в череде знаковых событий XX века. Никогда прежде они не сталкивались с таким могущественным и жестоким врагом, весь многомиллионный народ на фронте и в тылу в одной гонке упорно трудился, чтобы обеспечить победу над ненавистным врагом. Карельский народ, где бы он ни находился, отдал все свои силы, чтобы победить врага.Во время Великой Отечественной войны была проделана огромная работа по переводу промышленных предприятий из прифронтовых районов в глубь страны и реструктуризации работы многих предприятий по производству военной продукции. Война вынудила предприятия не только перейти на новый вид продукции, но и изменить формы производства. Индивидуальное и мелкосерийное производство, предназначенное для высококвалифицированных рабочих на протяжении всего производственного цикла, должно было быть в кратчайшие сроки заменено серийным производством. Требовалось максимальное упрощение некоторых операций и одновременное создание условий, обеспечивающих их выполнение.На всем протяжении курсовой работы мы рассмотрели задачи, которые были сформулированы во введении. была рассмотрена история создания Беломорско-Онежского пароходстваизучен Петрозаводск начала 1940-1941х.был проведен анализ подвига Беломорско - Онежского пароходства в 1941 годурассмотрено Беломорско - Онежское пароходство в настоящее времяЭвакуация в первые годы Великой Отечественной войны отражала необходимость перемещения не только мирного населения с территорий, где велись военные действия, но и эвакуации оборудования, предприятий, культурных ценностей и др. несмотря на то, что правовая и институциональные основы эвакуации были созданы еще до войны, в начале войны государство оказалось не готовым к процессам эвакуации, требовалось создание дополнительных органов и актов регулирования. Процесс эвакуации имел большое количество трудностей, связанных с наличием транспорта, особенностями перемещения людей в условиях военных действий.В Петрозаводске были созданы местные органы, которые занимались эвакуацией населения, а также различных объектов. Особенностью эвакуации из Петрозаводска был только водный путь. Хаос войны, находил отражение в попытке предпринять действия о защите людей, перемещаемых объектов, но иногда провизию и оборудование приходилось уничтожать, чтобы она не досталась противнику. Эвакуация населения в основном осуществлялась в близлежащие области: Ленинградскую, Вологодскую.27 сентября 1941 года около Петрозаводска затонула баржа № 485. Движение баржи было связано с эвакуацией населения из Петрозаводска. Баржа была обстреляна, на ней находилось большое количество женщин и детей, которые стали тонуть в холодной воде. Обстрелы велись как с воздуха, так и с суши, что усложняла план спасения. Тем не менее, часть людей спаслось, а часть утонуло.Среди многочисленных неправительственных объединений граждан ветеранские общества занимают особое место не только благодаря своей непосредственной деятельности, но и как организации, которые хранят память о трагедии, произошедшей на Онежском озере в сентябре 1941 г. Таким образом, историческая память сохраняется как посредством сбора различных данных в Петрозаводске, так и в других городах, куда были эвакуированы люди, которые спаслись.Собранные воспоминания помогают нам представить полную картину того ужаса, который пережили люди. Многие были на тот момент детьми. Сбор данных трудоемкий процесс, включающий постоянную перепроверку сведений. В современном мире постепенно растет заинтересованность к моментам Великой Отечественной Войны. Хочется верить в то, что люди не забыли те трагические моменты и не потеряли интерес к ним.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБорзунов В.Ф. Олени не летают, не ржут и не стонут // Мир транспорта 2016. Т. 14. № 4 (65) С. 287.Виролайнен В.М. По стальным магистралям// Незабываемое. Воспоминания о ВОВ. Петрозаводск, 1974.Кузнецов Н.Н. Навигация длиною в полвека - Петрозаводск, 1989.Речной транспорт за 50 лет Советской власти - М., 1967.Титаренко Г.А. Голубые дороги Карелии - Петрозаводск, 1974.Макуров В.Г. «Повесть огненных лет» /Ленинская правда. 1980г.Нилов Е. «Эвакуация – 41: Тайна последнего каравана», 2002г.Разумова И.А. Тема эвакуации в биографических рассказах старожилов Петрозаводска // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 3 (124). С. 7-12. С. 8.Дианова Е.В. Из воспоминаний учительницы Р.В. Баранцевой // В сборнике: Великая Отечественная война, войны России и проблемы исторической памяти. Материалы XLVII Международной научной конференции. Под редакцией С.Н. Полторака. Санкт-Петербург, 2020. С. 126.Книга памяти. Списки в годы воинов, партизан, подпольщиков Карелии, погибших в годы Великой Отечественной войны. — Т. 1. — Петрозаводск, 1994. — С. 9.Макуров В.Г. «Эвакуация: «Белые пятна» истории»/коммунист Калевалы, 1989, 22 июняМорозов К.А. Карелия в годы Великой Отечественной Войны. Петрозаводск, 1975Макуров В.Г. Военная летопись Карелии. Петрозаводск, 1999.Прокконен П.С. Герои народа в дни войны. Воспоминания. Петрозаводск, 1974.Пашков А.М. «Петрозаводск» СПб, 2001.Куприянов Г.Н. За линией Карельского фронта. Петрозаводск: Карелия, 1975.БОП: взгляд из настоящего 28 апреля 2012, Политикаhttps://karelinform.ru/news/politics/28-04-2012/bop-vzglyad-iz-nastoyaschegoБеломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007. ч.1.. http://bopmann.blogspot.com/2017/04/1940-2007.htmlПроблемы эвакуации населения Карелии в начальный период Великой Отечественной войны в контексте коллаборационизмаhttps://history.wikireading.ru/hLa7tvXc21"Ханковская эпопея" http://www.nnre.ru/istorija/1941_god_na ... ija/p6.phpКонстантин Гнетнев ,Беломорканал: времена и судьбы, гл.3 http://www.rummuseum.ru/lib_g/belomor36.phpКоронен А. "Парусу" свежего ветра! https://gov.karelia.ru/Karelia/591/43.htmlБеломорско-Онежское пароходство https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619364Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007. ч.1.. http://bopmann.blogspot.com/2017/04/1940-2007.html"Ханковская эпопея" http://www.nnre.ru/istorija/1941_god_na ... ija/p6.phpБеломорско-Онежскому пароходству – 80 лет. https://gumrf.ru/news/1/news_260620_4.htmlБеломорско-Онежское пароходство Министерства речного флота РСФСР (1940-1991)https://river-forum.ru/forum/морская-тематика/морские-суда/2349-беломорско-онежское-пароходство-министерства-речного-флота-рсфср-1940-1991

1. Борзунов В.Ф. Олени не летают, не ржут и не стонут // Мир транспорта 2016. Т. 14. № 4 (65) С. 287.
2. Виролайнен В.М. По стальным магистралям// Незабываемое. Воспоминания о ВОВ. Петрозаводск, 1974.
3. Кузнецов Н.Н. Навигация длиною в полвека - Петрозаводск, 1989.
4. Речной транспорт за 50 лет Советской власти - М., 1967.
5. Титаренко Г.А. Голубые дороги Карелии - Петрозаводск, 1974.
6. Макуров В.Г. «Повесть огненных лет» /Ленинская правда. 1980г.
7. Нилов Е. «Эвакуация – 41: Тайна последнего каравана», 2002г.
8. Разумова И.А. Тема эвакуации в биографических рассказах старожилов Петрозаводска // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 3 (124). С. 7-12. С. 8.
9. Дианова Е.В. Из воспоминаний учительницы Р.В. Баранцевой // В сборнике: Великая Отечественная война, войны России и проблемы исторической памяти. Материалы XLVII Международной научной конференции. Под редакцией С.Н. Полторака. Санкт-Петербург, 2020. С. 126.
10. Книга памяти. Списки в годы воинов, партизан, подпольщиков Карелии, погибших в годы Великой Отечественной войны. — Т. 1. — Петрозаводск, 1994. — С. 9.
11. Макуров В.Г. «Эвакуация: «Белые пятна» истории»/коммунист Калевалы, 1989, 22 июня
12. Морозов К.А. Карелия в годы Великой Отечественной Войны. Петрозаводск, 1975
13. Макуров В.Г. Военная летопись Карелии. Петрозаводск, 1999.
14. Прокконен П.С. Герои народа в дни войны. Воспоминания. Петрозаводск, 1974.
15. Пашков А.М. «Петрозаводск» СПб, 2001.
16. Куприянов Г.Н. За линией Карельского фронта. Петрозаводск: Карелия, 1975.
17. БОП: взгляд из настоящего 28 апреля 2012, Политика https://karelinform.ru/news/politics/28-04-2012/bop-vzglyad-iz-nastoyaschego
18. Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007. ч.1.. http://bopmann.blogspot.com/2017/04/1940-2007.html
19. Проблемы эвакуации населения Карелии в начальный период Великой Отечественной войны в контексте коллаборационизма https://history.wikireading.ru/hLa7tvXc21
20. "Ханковская эпопея" http://www.nnre.ru/istorija/1941_god_na ... ija/p6.php
21. Константин Гнетнев , Беломорканал: времена и судьбы, гл.3 http://www.rummuseum.ru/lib_g/belomor36.php
22. Коронен А. "Парусу" свежего ветра! https://gov.karelia.ru/Karelia/591/43.html
23. Беломорско-Онежское пароходство https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619364
24. Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007. ч.1.. http://bopmann.blogspot.com/2017/04/1940-2007.html
25. "Ханковская эпопея" http://www.nnre.ru/istorija/1941_god_na ... ija/p6.php
26. Беломорско-Онежскому пароходству – 80 лет. https://gumrf.ru/news/1/news_260620_4.html
27. Беломорско-Онежское пароходство Министерства речного флота РСФСР (1940-1991) https://river-forum.ru/forum/морская-тематика/морские-суда/2349-беломорско-онежское-пароходство-министерства-речного-флота-рсфср-1940-1991

Вопрос-ответ:

Какая роль Беломорско-Онежского пароходства в эвакуации населения в 1941 году?

Беломорско-Онежское пароходство сыграло важную роль в эвакуации населения во время Великой Отечественной войны. Его пароходы перевозили людей, грузы, вооружение и другие необходимые ресурсы через Белое и Онежское моря.

Какая история создания Беломорско-Онежского пароходства?

Беломорско-Онежское пароходство было создано в далеком 1932 году на основе объединения двух пароходных компаний. В своей истории оно возглавляло различные транспортные системы и флоты, играя важную роль в экономическом развитии России.

Какую роль водный транспорт играл в эвакуации гражданского населения в годы Великой Отечественной войны?

Водный транспорт, включая Беломорско-Онежское пароходство, играл существенную роль в эвакуации гражданского населения в годы Великой Отечественной войны. Он позволял быстро и безопасно доставить людей из осажденных городов и областей в безопасные места.

Какой подвиг совершило Беломорско-Онежское пароходство в 1941 году?

Беломорско-Онежское пароходство совершило героический подвиг в 1941 году. Его суда активно использовались для эвакуации населения, а также доставки грузов и вооружения. Множество людей были спасены благодаря отваге моряков и персонала Беломорканала.

Что происходило в Петрозаводске в начале 1940-1941 годов?

В начале 1940-1941 годов в Петрозаводске происходило множество событий, связанных с подготовкой к войне. Были проведены работы по укреплению города, эвакуации промышленных предприятий и мобилизации резерва. Город готовился к тому, чтобы противостоять немецкому нашествию.

Какое значение имело Беломорско-онежское пароходство во время Великой Отечественной войны?

Беломорско-онежское пароходство играло важную роль в эвакуации населения в 1941 году. Оно было одним из основных средств транспорта для перевозки людей из блокированных городов.

Какая история создания Беломорско-онежского пароходства?

Беломорско-онежское пароходство было создано в 1932 году для обеспечения транспортной связи между Северным Кавказом и Печенгским полуостровом. Это было важное предприятие для развития судостроительной и судоходной промышленности в Советском Союзе.

Какой вклад Беломорско-онежское пароходство внесло в эвакуацию населения в 1941 году?

Беломорско-онежское пароходство сыграло огромную роль в эвакуации населения в 1941 году. Они перевозили людей и грузы из блокированных городов, предоставляли временное жилье и столовую для эвакуированных. Также они перевозили материалы для строительства оборонительных сооружений.

В чём состоял подвиг Беломорско-онежского пароходства в 1941 году?

Подвиг Беломорско-онежского пароходства в 1941 году заключался в спасении тысячи людей из блокированных городов. Они работали в непростых условиях, рискуя своей жизнью, чтобы предоставить людям возможность покинуть опасные зоны и сохранить свои жизни.