Особенности журналистики в годы правления Горбачева
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 14.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВЛЕНИЕ ГОРБАЧЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 5
1.1. Освещение правления Горбачева в историографии СССР 5
1.2. Освещение правления Горбачева в современной историографии 6
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОРБАЧЕВА 9
2.1. Изменения, произошедшие в публицистике в годы правления Горбачева 9
2.2. Изменения, произошедшие в телевидении в годы правления Горбачева 11
ГЛАВА 3. ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРБАЧЕВА В ЖУРНАЛИСТИКЕ 14
3.1. Освещение деятельности Горбачева в советских СМИ 14
3.2. Экранный образ Горбачева 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 21
Главный момент, о котором определенно стоит также упомянуть, публикации в газете «Правда». Важно отметить тот факт, что «Правда» является органом Коммунистической партии. Поэтому даже без глубокого анализа уже можно предположить, что Горбачев предстает на страницах этой газеты как отрицательный герой, как человек, виновный в развале «самого могущественного и процветающего государства в мире – Советского Союза».Среди статей, опубликованных в «Правде»особое внимание привлекают следующие статьи: «На грани бреда» Юрия Емельянова, «Придется ли телевизионным боссам раскошелиться?» Владимира Вишнякова, «Полвека очернения советской истории» Юрия Емельянова и «Как истребить зверя» Ивана Савельева.В дополнение к этим информационным и эмоционально нагруженным материалам, многие материалы в «Правде» не могут обойтись без упоминания Горбачева. Мы должны отдать должное журналистам этой газеты за то, что они придумали такие яркие эпитеты, поток которых не уменьшается с течением времени. «Настоящий оскал преобразований Горбачева», «Горбачевская «перестройка», «демократы горбачевско-ельцинского разлива установили буржуазно-воровскую власть, превратили всех нас в живой товар на капиталистическом базаре с его волчьим законом»- вот лишь некоторые из путей, используемых сотрудниками «Правды» для создания негативного образа бывшего генерального секретаря.3.2. Экранный образ ГорбачеваОбщая идея политического лидера состоит в восприятии информации, поступающей в пространство массовых коммуникаций через различные медийные каналы, включая газеты. Каждое издание дает свою собственную интерпретацию события, а целостный экранный образ состоит из множества мыслей и взглядов. По этой причине экранный образ Михаила Горбачева не носит объективного характера, с разной степенью правдивости эмоционально-оценочная составляющая СМИ воспроизводит реальное событие. Личность автора-журналиста, который по-своему комбинирует факты, давая эмоциональную оценку и собственную интерпретацию личности политика, также имеет ключевое значение в формировании экранного образа.Благодаря изученным материалам удалось выяснить, что экранный образ Михаила Горбачева изменился с точки зрения отношения средств массовой информации к политике. Можно сказать, что СМИ СССР сходятся в одном относительно Михаила Горбачева: Генеральный секретарь готов на все ради договора о ядерном разоружении и поставил на это свою политическую карьеру.При этом важно отметить, что в начале деятельности Горбачева прямой критики в его сторону не было. Между тем, о его жене ходило много слухов. До Горбачева ни один политик XX века не представлял публике свою вторую половину. По этому поводу ходит много слухов, называющих Раису Максимовну «серым кардиналом». И она однажды пожертвовала на благотворительность. Кроме того, огромное количество анекдотов было посвящено политической деятельности Михаила Сергеевича и близости его жены. После отставки Горбачева его портрет в прессе того времени существенно изменился, если не сказать кардинально.Среди публикаций, посвященных личности Михаила Сергеевича, или тех, в которых он упоминается, находится одно из наиболее ярких: Дмитрий Фурман «Генеральный секретарь, которого не могло быть» и Александр Самарин «сегодня разговоры о демократии оскорбительны». Дмитрий Фурман, автор статьи «Генеральный секретарь, которого могло и не быть».Журналист открыто заявляет о своем уважении к Горбачеву:«Исходя из критериев современного демократического мира, России почти нечем гордиться в своей политической истории. Было много деспотов, которые строили империи из человеческого песка, а затем рушились, и было мало борцов за свободу, и все они были сомнительными, путая свободу людей со своей властью. Но у нас есть одна несомненная фигура, «оправдывающая» российскую политическую историю и российскую политическую культуру, фигура, которой мы можем гордиться сейчас и которой будут гордиться наши потомки. Это Горбачев».Таким образом, можно сделать вывод о том, что фигура Горбачева востребована в прессе и по сей день. Нет сомнений в том, что его имидж, созданный его действиями, настолько эффективен и действенен, что он продолжает работать на него до сих пор.Два диаметрально противоположных мнения о Горбачеве характеризуют его как активного политического деятеля, новатора. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ период перестройки с 1985 по 1991 год было положено начало новым условиям работы журналистов и новым принципам их деятельности. Это были «золотые годы» телевидения: шли прямые трансляции, теледебаты, телеконференции, создавались новые программы, форматы, жанры. Появились новые программы и новые ведущие, которые стали легендарными. Ключевые слова: перестройка, свобода слова, телевидение.Наиболее важным из уроков, которые были преподнесены журналистикой периода правления Горбачева является то, что свобода слова способствует росту творческого потенциала в области журналистики. Именно в условиях свободы творчества происходит самоопределение журналиста как свободной творческой личности, ответственной за свою работу, способной влиять на важные социальные процессы и руководить. Уроком журналистики также можно считать олицетворение ведущих на телевидении: индивидуальный своеобразный образ и манеру поведения. Персонификация ведущих способствует популярности программ, которые зритель воспринимает через образ журналиста. Еще один урок заключается в том, что программа может жить долго, когда ее герои - участники, обычные люди. Благодаря новым программам и журналистам меняется мировоззрение людей, формируется новая культура общества.Период перестройки (1985-1991) вошел в современную историю России как этап коренных преобразований, кардинальных реформ во всех структурах государства. Это было время разрушения коммунистической идеологии и формирования нового свободного мировоззрения у советских людей. Политика гласности и демократизации, провозглашенная Михаилом Горбачевым, создала благоприятные условия для средств массовой информации, в том числе для телевидения. Гласность заключалась в значительном ослаблении цензуры: снятии запретов на обсуждение острых политических вопросов, в освещении «закрытых» тем советской истории, раскрытии недостатков, мешавших реализации «потенциала социализма», но под контролем партии Центрального комитета КПСС. Транслировались партийные собрания ЦК КПСС, поездки Горбачева, митинги и мероприятия из «горячих точек» ранее не допускались. Новая политика Горбачева раскрепостила журналистику и расширила ее возможности. Эпоху гласности впервые почувствовали читатели периодических изданий. В 1986-1987 годах гласность начала прорываться на телеэкран. Как отмечает российский исследователь В.В. Егоров: «телевидение и жизнь требовали новых лиц, новых подходов, новых кадров, не отягощенных старыми коммунистическими пристрастиями и опытом партийных пропагандистов».В период перестройки роль центрального телевидения значительно возросла. Количество телевизионных программ быстро росло. Изменились жанры, форматы, темы и ведущие. На советском телевидении постоянно проводятся телеконференции и теледебаты. Телевидение в Советском Союзе начинает брать пример с западных и американских СМИ: создаются похожие телешоу, копируются образы ведущих. И стоит отметить, что были скопированы развлекательные телевизионные программы, созданные в Соединенных Штатах Америки. Новшеством в этой сфере стал жанр ток-шоу, ранее неизвестный в Советском Союзе. Как пишет В.В. Егоров: «Мы придумали новый жанр, но не смогли дать ему названия. Это ток-шоу, разговорный спектакль». Несомненным достижением Центрального телевидения стали программы «Взгляд», «До и после полуночи», «Прожектор перестройки», «Поле чудес», «Час пик» и другие.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Быков Д. Взгляд и Нечто // Искусство кино, 1998. № 3.URL: «Взгляд» и Нечто - Искусство кино (kinoart.ru) (дата обращения: 15.12.2021).Гавриш Г. Б. Либерализация сферы культуры как фактор политического процесса в 1985-1989 гг // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-sfery-kultury-kak-faktor-politicheskogo-protsessa-v-1985-1989-gg-1 (дата обращения: 15.12.2021).Дмитрий Фурман. Генсек, которого могло не быть». URL: Дмитрий Фурман » BlogArchive (dmitriyfurman.ru) (дата обращения: 15.12.2021).Егоров В.В. Телевидение: история и практика. М., 1980. URL: Егоров В.В. Телевидение: теория и практика (studmed.ru) (дата обращения: 15.12.2021).Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004. URL: Microsoft Word - Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М. Аспект пресс, (ucoz.ru) (дата обращения: 14.12.2021).Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002) / М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 222 с.Известия ЦК КПСС №295. 1989. URL: Известия ЦК КПСС. 1989. № 8 (imwerden.de) (дата обращения: 15.12.2021).Кавалеров Н. Глазастый и глазастик // ТВ-ревю, 1992. № 9. 197 с.О печати и других средствах массовой информации. Закон Союза Советских Социалистических республик. 12 июня 1990. М., 1990. URL: О печати и других средствах массовой информации (фактически не применяется) от 12 июня 1990 - docs.cntd.ru (дата обращения: 15.12.2021).Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). Под редакцией Я.Н. Засурского. М., Изд-во МГУ, 1999.URL: Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. ГЛАВА 7 (narod.ru) (дата обращения: 15.12.2021).
1. Быков Д. Взгляд и Нечто // Искусство кино, 1998. № 3.URL: «Взгляд» и Нечто - Искусство кино (kinoart.ru) (дата обращения: 15.12.2021).
2. Гавриш Г. Б. Либерализация сферы культуры как фактор политического процесса в 1985-1989 гг // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-sfery-kultury-kak-faktor-politicheskogo-protsessa-v-1985-1989-gg-1 (дата обращения: 15.12.2021).
3. Дмитрий Фурман. Генсек, которого могло не быть». URL: Дмитрий Фурман » Blog Archive (dmitriyfurman.ru) (дата обращения: 15.12.2021).
4. Егоров В.В. Телевидение: история и практика. М., 1980. URL: Егоров В.В. Телевидение: теория и практика (studmed.ru) (дата обращения: 15.12.2021).
5. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004. URL: Microsoft Word - Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М. Аспект пресс, (ucoz.ru) (дата обращения: 14.12.2021).
6. Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002) / М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 222 с.
7. Известия ЦК КПСС №295. 1989. URL: Известия ЦК КПСС. 1989. № 8 (imwerden.de) (дата обращения: 15.12.2021).
8. Кавалеров Н. Глазастый и глазастик // ТВ-ревю, 1992. № 9. 197 с.
9. О печати и других средствах массовой информации. Закон Союза Советских Социалистических республик. 12 июня 1990. М., 1990. URL: О печати и других средствах массовой информации (фактически не применяется) от 12 июня 1990 - docs.cntd.ru (дата обращения: 15.12.2021).
10. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). Под редакцией Я.Н. Засурского. М., Изд-во МГУ, 1999. URL: Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. ГЛАВА 7 (narod.ru) (дата обращения: 15.12.2021).
Вопрос-ответ:
Какие особенности правления Горбачева освещались в историографии СССР?
В историографии СССР освещались такие особенности правления Горбачева, как перестройка экономики, политические и социальные изменения, развитие демократических институтов.
Какие особенности правления Горбачева освещались в современной историографии?
В современной историографии освещаются такие особенности правления Горбачева, как его реформаторская политика, открытость к Западу, гласность и перестройка общества.
Какие изменения произошли в публицистике в годы правления Горбачева?
В годы правления Горбачева произошли значительные изменения в публицистике, такие как разрешение публикации более критических материалов, появление новых тем для обсуждения, активное обсуждение политических и социальных проблем.
Какие изменения произошли в телевидении в годы правления Горбачева?
В годы правления Горбачева произошли значительные изменения в телевидении, такие как расширение возможностей для передачи новостей и обсуждения политических событий, появление программ с более свободным содержанием, новые форматы передач.
Как отражалась деятельность Горбачева в журналистике?
Деятельность Горбачева отражалась в журналистике через публикацию интервью с ним, анализ его политических решений и их последствий, обсуждение его реформ в СМИ, а также создание специальных программ и материалов, посвященных его деятельности.
Какое освещение правления Горбачева можно найти в историографии СССР?
В историографии СССР освещение правления Горбачева было весьма ограниченным. В официальной историографии подчеркивалась его важность и значимость, а также успешные реформы, такие как "перестройка". Однако, критика Горбачева и его политики не была допущена и представлялась неприемлемой. Более критическое освещение правления Горбачева можно было найти в западной историографии, которая подчеркивала его недостатки и неудачи в реформировании СССР.
Как освещалось правление Горбачева в современной историографии?
В современной историографии освещение правления Горбачева более разнообразно и критическое. Исследователи обращают внимание на сложность задач, с которыми столкнулся Горбачев, и отмечают его попытки провести необходимые реформы. В то же время, критика Горбачева также присутствует, особенно в отношении экономической политики и дестабилизации политической ситуации в стране.
Какие изменения произошли в публицистике в годы правления Горбачева?
В годы правления Горбачева произошли значительные изменения в публицистике. Ранее запрещенные темы и проблемы стали доступными для обсуждения. СМИ стали более критически относиться к политике власти и отражать мнение разных социальных групп. Появились новые независимые издания и телеканалы, которые не были полностью контролируемыми государством.
Какие изменения произошли в телевидении в годы правления Горбачева?
В годы правления Горбачева в телевидении произошли значительные изменения. Главной новостью стала появление программ с общественно-политическим содержанием, где обсуждались ранее запрещенные темы. Телевизионные программы стали более разнообразными и информативными, а также представляли различные точки зрения на политические события. Однако, несмотря на эти изменения, телевидение все еще оставалось под строгим контролем государства.
Какие особенности отражения правления Горбачева можно найти в отечественной историографии?
В отечественной историографии правление Горбачева было отражено с разных точек зрения. Одни исследователи высоко оценивают его реформы и считают его одним из ключевых фигур конца Советского Союза. Другие же подчеркивают его ошибки и неудачи в экономической и политической сферах.
Как современная историография оценивает правление Горбачева?
Современная историография также представляет разные точки зрения на правление Горбачева. Есть исследователи, которые подчеркивают положительные изменения в советском обществе и экономике, которые произошли благодаря его реформам. Однако также существуют и критические точки зрения, указывающие на проблемы и неудачи во время его правления.
Какие изменения произошли в журналистике в годы правления Горбачева?
В годы правления Горбачева произошли значительные изменения в журналистике. Было больше свободы слова и печати, что позволило журналистам более критически освещать политические и экономические процессы. В публицистике стали появляться статьи о проблемах общества, коррупции и недостатках советской системы. В телевидении также произошли изменения, появились новые программы, и были показаны ранее запрещенные материалы.