Коррекция психологического состояния взрослых с помощью музыкотерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 49 49 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 24.02.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ 5
1.1.Понятие о психологическом состоянии студентов 5
1.2.Музыкотерапия: сущность и особенности 7
1.3.Использование возможностей музыкотерапии для коррекции психологического состояния студентов 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 13
2.1. Организация и методика исследования 13
2.2. Результаты исследования по критерию Т-Стьюдента 17
2.3. Программа коррекции психологического состояния студентов с помощью музыкотерапии 26
2.4. Результаты исследования по критерию ТВилкоксона 37
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Фрагмент для ознакомления

Затем студентам контрольной группы вновь было предложено оценить своё психологическое состояние по тем же 40 шкалам.При оценке результатов статистического анализа отмечено, что у студентов контрольной группы происходили значимые изменения только по двум шкалам. На данном слайде показаны различия по всем исследуемым компонентам психологического состояния студентов экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента.Данные графиков полностью подтверждают результаты проведённого исследования, поскольку наглядно показывают существенную динамику психологического состояния студентов экспериментальной группы.Следовательно, гипотеза данного исследования о том, что музыкотерапия является эффективным средством коррекции психологического состояния студентов, подтверждена результатами данного исследования.Слайд 12.На основе полученных результатов диагностики была разработана программа по использованию музыкотерапии для коррекции психологического состояния студентов.Цель программы – оптимизировать психологическое состояние, повысить психологическую готовность к трудовой деятельности. Этапы реализации программы представлены на данном слайде.Слайд 13.После использования разработанной программы коррекции психологического состояния у студентов экспериментальной группы отметилась существенная динамика в психологическом состоянии. В то же время у студентов контрольной группы подобной динамики в психологическом состоянии не было отмечено.В целом динамику психологического состояния студентов экспериментально группы после формирующего этапа исследования можно отразить, как это показано на слайде.Слайд 14.С целью выявления значимости полученных различий в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения эксперимента был-использован Т-критерий Вилкоксона. При этом суммировались все данные, полученные по методике «Рельеф психического состояния» до и после формирующего этапа по каждому участнику. Как видно из таблицы,в экспериментальной группе отмечались статистически значимые различия по психическому состоянию студентов до и после их участия в сеансе музыкотерапии. Следовательно, в целом у тех студентов, которые участвовали в сеансе музыкотерапии, происходила оптимизация психологического состояния в течение довольно непродолжительного промежутка времени, что свидетельствует о высокой эффективности разработанных мер с использованием технологии музыкотерапии. У студентов, которые не приняли участия в сеансе музыкотерапии, не было отмечено значимых различий по психологическому состоянию в целом. Соответственно, несмотря на то что им предоставлялось время для отдыха, это не принесло существенного улучшения психологического состояния. Таким образом, выбранные способы восстановления психологического состояния студентами контрольной группы нельзя считать эффективными, в отличие от возможностей музыкотерапии.В целом результаты проведённого исследования показывают, что музыкотерапия является эффективным средством оптимизации психологического состояния взрослых. В студенческой среде элементы музыкотерапии могут систематически использоваться для интенсивного восстановления в перерывах между учебными занятиями.Слайд 15. Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антилогова, Л. Н. Саморегуляция психических состояний личности: монография. / Л. Н. Антилогова, Е. А.Черкевич. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 220 с.
2. Аристотель. О душе / Аристотель ; [пер. с др.греч. П.С. Попова; примеч. А.В. Сагадева; вступит. Ст. А.В. Лызлова]. : РИПОЛ классик, 2020. – 260 с.
3. Бортнюк, О. А. Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. № 11. – 125 с.
4. Бхавна, Б. Из истории музыкотерапии // IV всероссийский научный медицинский форум студентов и молодых ученых с международным участием "белые цветы". Сборник тезисов 91-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 20-й Всероссийской медико-исторической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 160-летию со дня рождения профессора Владимира Михайловича Бехтерева. 2017. – 205 с.
5. Ганзен, В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. – 1987. – Вып.1, №6 – 60 с.
6. Голубых, А.И. Использование музыкотерапии в процессе развития личности // Человек в мире искусства: векторы развития и образования. Сборник научно-методических трудов. Саратов, 2019. – 98 с.
7. Дикая, Л. Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 6. – 157 с.
8. Ермолаева, А. Ю. Возможности применения метода арт-терапии в работе с детьми // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. – 420 с.
9. Закиров, Т.М. Музыкотерапия в психологическом сопровождении сотрудников УИС // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2018. – 350 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2009. – 434 с.
11. Каяшева, О. И. Общая характеристика арт-терапии как средства развития личности клиента // Психология личности: изучение, развитие, самопознание. Сборник научных материалов. Под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. СПб, 2015. – 378 с.
12. Кучеренко, В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998.№3. – 220 с.
13. Лебедева, Е. А. Арт-терапия как один из способов решения проблем человека и мобилизации творческого потенциала // Высшая школа. 2016. № 21. – 28 с.
14. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека./ Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 1964. – 79 с.
15. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О. Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с.
16. Мясищев,..В.Н.…Психические состояния и отношения человека//Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
17. Ножичкина, Л. В. Формирование организационно-педагогической культуры учителя средствами арт-терапии // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2014. № 1 (2). – 307 с.
18. Петров, И.Г. Психическое состояние как особое явление: его определение и структурно-содержательные характеристики / И.Г. Петров // Мир психологии. – 1998 (14). – № 2. – 20 с.
19. Прохоров, A.O. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
20. Прохоров, А.О. Образ психического состояния/А.О. Прохоров// Психологический журнал– 2013. – 122 с.
21. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. –М.: ПЕР СЭ.–2005.–352 с.
22. Прохоров, А.О., Репрезентация психического состояния: ситуация и феноменология образного уровня / Сборник материалов юбилейной конференции, посвященной 130-летию организации психологического общества при Московском университете «От истоков к современности»: в 5 томах: Том. 3. – М.: Когито-Центр 2015.− 472 с.
23. Прохоров, А.О. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности) // Экспериментальная психология. – № 2. – 2010. – 44 с.
24. Пугачев, М.Д. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Отв. за выпуск Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова. Барнаул, 2019. – 130 с.
25. Психологическая диагностика [электронный ресурс] / − URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/rps (дата обращения 22.12.2021). Загл с экрана.
26. Романова, Е. А. Арт-терапия «под видом игры»: диалектика культурных форм // SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE – 2015. Proceedings of materials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. – 498 с.
27. Сердюкова, Е. Ф. Отреагирование эмоций как важный фактор формирования уверенности в себе // Актуальные вопросы психологии и педагогики. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. – 11 с.
28. Сидиярова, А. В. Особенности арт-терапии // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. Институт экономики, управления и права. 2015. – 289 с.
29. Соловей, Я.Г. Музыка в духовном развитии личности // Науковий вісник Мукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1 (1). – 125 с.
30. Старовойтов, А. В. Системно-аналитическая арт-терапия в коррекции последствий психологических травм // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 1 (33). – 157 с.
31. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения ( Пер. с нем. )/К. Фопель − М.: Генезис, 2003. − 400 с.
32. Хабибуллина, С.Р. Музыкотерапия как эффективный метод коррекции психоэмоционального и физиологического состояний человека // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013:В 3-х томах. 2018. – 434 с.
33. Холодкова, В. Ю. Арт-терапия как метод психологической помощи // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. – 285 с.

Вопрос-ответ:

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия - это метод психотерапевтического воздействия, основанный на использовании музыкальных звуков и музыкальной деятельности для достижения психологической и физиологической релаксации, самореализации и психологической коррекции.

Какие особенности музыкотерапии?

Особенности музыкотерапии включают использование музыки и звуков для создания эмоциональной связи с клиентом, развитие творческого потенциала, стимуляцию памяти и внимания, а также улучшение коммуникативных навыков.

Какие возможности музыкотерапии для коррекции психологического состояния студентов?

Музыкотерапия имеет широкий спектр возможностей для коррекции психологического состояния студентов. Она может помочь снять стресс и тревогу, улучшить настроение, повысить концентрацию и память, развить творческие способности, улучшить самооценку и уверенность.

Какую роль играет музыкотерапия в коррекции эмоционального состояния студентов?

Музыкотерапия играет важную роль в коррекции эмоционального состояния студентов. Она может помочь им справиться с депрессией, тревогой, стрессом, повысить уровень позитивных эмоций, развить эмоциональную сферу и улучшить самочувствие.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены понятие о психологическом состоянии студентов, сущность и особенности музыкотерапии, а также использование возможностей музыкотерапии для коррекции психологического состояния студентов. Выводы можно сделать о том, что музыкотерапия является эффективным методом для улучшения психологического состояния студентов.

Какие основные аспекты рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются понятие о психологическом состоянии студентов, сущность и особенности музыкотерапии, а также использование возможностей музыкотерапии для коррекции психологического состояния студентов.

Что такое музыкотерапия и какие у нее особенности?

Музыкотерапия - это метод психотерапии, основанный на использовании музыки и звуковых инструментов для лечения и коррекции психологических состояний. Особенностью музыкотерапии является то, что музыка может оказывать сильное влияние на эмоциональное и психологическое состояние человека, способствуя его трансформации и выздоровлению.

Как музыкотерапия может помочь взрослым студентам?

Музыкотерапия может помочь взрослым студентам путем коррекции и улучшения их психологического состояния. Звучание музыки может создавать расслабляющую атмосферу, снижать уровень стресса и тревожности, а также повышать настроение и мотивацию. Музыкотерапия также может помочь улучшить концентрацию и память, а также развить творческие способности студентов.

Какие выводы сделаны в первой главе статьи?

В первой главе статьи сделаны следующие выводы: психологическое состояние студентов играет важную роль в их обучении и развитии; музыкотерапия является эффективным средством коррекции психологического состояния студентов; использование музыкотерапии может привести к положительным изменениям в эмоциональной и психологической сферах студентов.

Что рассматривается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматривается эмпирическое исследование возможностей музыкотерапии для коррекции эмоционального состояния взрослых студентов.