Организация социально-педагогической работы по профилактике когнитивных нарушений у людей пожилого возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты профилактики когнитивных нарушений у людей пожилого возраста 6
1.1. Характеристика понятия когнитивные функции у пожилых 6
1.2. Психологические и физиологические особенности людей пожилого возраста 9
1.3. Формы и методы соц-пед профилактики когнитивных нарушений у людей пожилого возраста 17
Выводы по главе 1 19
2.Исследование 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Интерпретация результатов диагностики и их анализ 21
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список литературы 29
Компьютерная нейрореабилитация нацелена на пациентов, имеющими когнитивные нарушения, возникшие в результате:•синдрома дефицита внимания;•хронической ишемии головного мозга;•возрастных нарушений памяти и внимания;•эндогенных заболеваний (депрессивных эпизодов, расстройств шизофренического спектра и пр.);•повреждений головного мозга (после инсульта, инфарктов, разрыва аневризм, черепно-мозговой травмы, оперативных вмешательств и т.п.).Среди противопоказаний к проведению компьютерной когнитивной реабилитации следует назвать общее тяжелое некомпенсированное состояние пациента; некомпенсированную эпилепсию; грубые интеллектуальные расстройства, которые препятствуют осознанному выполнению несложных действий и удерживанию внимания.Длится реабилитационная процедура сорок пять минут (это продолжительность одного занятия). Курс нейрореабилитации включает предварительное тестирование, восемнадцать занятий, приводящиесякаждодневно в будние дни, и заключительное тестирование. Через 3 месяца курс рекомендуют пройти снова.Выводы по главе 1Когнитивные функции — довольно сложные функции головного мозга, обеспечивающие рациональное познание мира и процесс целенаправленного взаимодействия с ним, отвечающие за восприятие, обработку и анализ поступающей информации, ее усвоение и хранение, планирование своих действий.К когнитивным нарушениямотноситься снижение памяти, умственной работоспособности и иных когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой).Пожилой возраст приходиться на следующие периоды жизни: женщины от пятидесяти до семидесяти лет, а в свою очередь мужчины - от шестидесяти до семидесяти пяти лет. В данном возрасте происходит нарастание признаков старения и ускорение самого процесса старения. Психологическое старение иногда может быть незаметным для других, но так бывает не каждый раз. Обычно у пожилых людей может чрезмерно меняться характер. Люди этого возраста отличаются невнимательностью, раздражительностью и быстрой утомляемостью. И обычно это происходит из-за того, что они наблюдаются проявления физиологического старения. Они не могут воздействовать на необратимые процессы в организме по причине того, что чаще всего переживают глубокую душевную драму.2.Исследование2.1.Организация и методы исследованияИсследование проводилось с 11 по 23 ноября 2021 года.База исследования:КЦСОНВ исследовании принимали участие 10 человек пожилого возраста.Возраст испытуемых 60-70 лет.На 1 этапе работы, были определены задачи и цель эмпирического исследования, осуществлён анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, подобраны методы психологического исследования.На 2 этапе, было проведено исследование по представленным методикам.На 3 этапе проводилась интерпретация полученных данных, их анализ, на основании которого были сформулированы соответствующие выводы.2.2. Интерпретация результатов диагностики и их анализВ целях диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей использовались краткая шкала оценки психического статуса и тест рисования часов.Результаты представлены в таблице 1 и 2.Таблица 1. – Результаты пократкой шкале оценки психического статусаУровень1234567891011Высокий-----------Средний20%20%30%20%20%30%20%20%30%50%10%Низкий80%80%70%80%80%70%80%80%70%60%90%Представим результаты в виде диаграммы (рис.1)Рисунок 1. – Анализ показателейдиагностики когнитивных нарушений у пожилых людей по краткой шкале оценки психического статуса.Таким образом, результаты диагностики показали наличие когнитивных нарушений у большинства испытуемых пожилого возраста. Таблица 2. – Результаты потесту рисования часов.УровеньВыраженность когнитивных нарушенийВысокий-Средний10%Низкий90%Представим результаты в виде диаграммы (рис.2)Рисунок 2. – Анализ показателей диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей по тесту рисования часов.Таким образом, результаты диагностики показали высокую выраженность когнитивных нарушений у большинства испытуемых пожилого возраста. После проведения диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей были проведенытренинги компьютерной когнитивной реабилитации.Целью реабилитации заключалась в восстановлениикогнитивных функций и каждодневных навыков, чтобы повысить качество жизнедеятельности пожилых людей.Задачи реабилитации состояли в:- нормализации психического состояния;- в восстановлении бытовых возможностей пожилого человека, т.е. способности к самообслуживанию и выполнению легкой домашней работы;- посильном восстановлении утраченных профессиональных навыков посредством примененияи развития сохранных функциональных возможностей;- гармонизации внутрисемейных и социальных межличностных отношений, предупреждении усугубления познавательного дефицита и развития вторичных патологических процессов.После проведения тренинги компьютерной когнитивной реабилитации была проведена повторная диагностика когнитивных нарушений у пожилых людей. Результаты представлены в таблице 3 и 4.Таблица 3. – Результаты пократкой шкале оценки психического статусаУровень1234567891011Высокий20%20%30%20%20%30%20%20%30%50%10%Средний80%80%70%80%80%70%80%80%70%60%90%Низкий-----------Представим результаты в виде диаграммы (рис.3)Рисунок 3. – Анализ показателей повторной диагностики когнитивных нарушенийу пожилых людей по краткой шкале оценки психического статуса.Таблица 4. – Результаты потесту рисования часов.УровеньВыраженность когнитивных нарушенийВысокий10%Средний90%Низкий-Представим результаты в виде диаграммы (рис.4)Рисунок 4. – Анализ показателей повторной диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей по тесту рисования часов.Таким образом, результаты повторной диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей свидетельствует, что проведения тренинги компьютерной когнитивной реабилитации у большинства испытуемых повысился уровень развития когнитивных функций.Проведем сравнительный анализ диагностики когнитивных функций у пожилых людей до и после проведениятренинги компьютерной когнитивной реабилитации. Результаты представлены на рисунке 5 и 6.Рисунок 5. – Сравнительный анализ показателей диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей по краткой шкале оценки психического статуса.Рисунок 6. – Сравнительный анализ показателей диагностики когнитивных нарушений у пожилых людей по тесту рисования часов.Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении, что разработанная и апробированная система профилактики людей пожилого возраста с когнитивными нарушениями в КЦСОН будет развитию их потенциальных возможностей и творческой активности, подтверждена. Выводы по главе 21. Изучение литературы посвященной проблеме нарушения когнитивных функций людей пожилого возраста, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика диагностики деменции итест рисования часов.2. Далее нами было проведено диагностическое исследование нарушения когнитивных функций людей пожилого возраста с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень когнитивных нарушений у пожилых людей по методике диагностики деменции, мы сделали выводы, что у испытуемых наличествуют когнитивные нарушений. Это говорит о прогрессирующей деменции.4. Выявив уровень когнитивных нарушений у пожилых людей по тест рисования часов, мы сделали выводы, что у обследуемых преобладает высокий уровень когнитивных нарушений. 5. Далеепроводились тренинги компьютерной когнитивной реабилитации.6. После проведения тренингов компьютерной когнитивной реабилитации реализовывалась повторная диагностика когнитивных нарушений у пожилых людей. 7. Результаты проведенного диагностического исследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что разработанная и апробированная система профилактики людей пожилого возраста с когнитивными нарушениями в КЦСОН будет развитию их потенциальных возможностей и творческой активности.ЗаключениеНарушения когнитивных функций – важная составляющая клинической картины депрессии – оказывают неблагоприятное влияние на качество жизни пациентов и их повседневную активность, в том числе трудовую деятельность. Нет прямых корреляций между выраженностью когнитивных и эмоциональных нарушений. Когнитивные расстройства могут оставаться после достижения ремиссии и регресса собственно эмоциональных нарушений. В этой связи у пациентов с депрессией необходимо тщательно исследовать когнитивную сферу и учитывать ее состояние при выборе терапевтической тактики.У пациентов пожилого возраста жалобы когнитивного характера преимущественно связаны с эмоциональными расстройствами. У пациентов пожилого возраста важное место среди причин когнитивных нарушений также занимают сосудистые когнитивные нарушения. При оценке когнитивных функций у пациентов с депрессивными расстройствами целесообразно проводить тесты на нейродинамику и управляющие функции. В терапии таких пациентов следует применять как лекарственные, так и нелекарственные методы лечения. Коррекция эмоциональных и когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста имеет значение для нормализации повседневного функционирования.Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с. Белова Н.А. Нейрореабилитация. Руководство для врачей / М.: Антидор, 2002; 736 с.Брунова С.Н., Лебедева Л.А. КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА(КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14261 (дата обращения: 16.12.2021).Иванова Г.Е., Скворцова В.И., Киспаева Т.Т. и др. Некоторые особенности когнитивной реабилитации в остром периоде церебрального инсульта. Материалы I Межд. конгресса «Нейрореабилитация-2009», 2-3 июня. М., 2009; с. 47.Ильин И.П. Психология взрослости. – Спб.: Питер, 2012. – 544 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Крутько В.Н., Донцов В.И. Компьютерные системы для диагностики и профилактики старения / М.: Национальный геронтологический центр. Институт системного анализа РАН, 2005; 167 с.Макаров А.О., Ефимова М.Ю., Иванов А.Ю., Иванова Н.Е., Карягина М.В., Терешин А.Е., Вязгина Е.М., Решетин Д.А. РЕЗУЛЬТАТЫ КОГНИТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРВИЧНЫЙ И ПОВТОРНЫЙ ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25178 (дата обращения: 16.12.2021).Маневич Т.М. Методы когнитивной реабилитации у пожилых пациентов, страдающих нейродегенеративными заболеваниями. Неврологический журнал 2018, 23 (2): 63-70 (Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9545-2018-23-2-63-70.Покачалова М., Силютина М., Тестова С. Реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями в гериатрической практике // Врач. - 2018; 29 (6): 21-25. https://doi.org/10.29296/25877305-2018-06-04Психология старости и старения. // Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. – М.: Академия, 2013. – 416 с. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2003. — 295 с.Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике // Неврол. журн. - 2006; 11 (Прил. 1): 4-12.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Белова Н.А. Нейрореабилитация. Руководство для врачей / М.: Антидор, 2002; 736 с.
3. Брунова С.Н., Лебедева Л.А. КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА (КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14261 (дата обращения: 16.12.2021).
4. Иванова Г.Е., Скворцова В.И., Киспаева Т.Т. и др. Некоторые особенности когнитивной реабилитации в остром периоде церебрального инсульта. Материалы I Межд. конгресса «Нейрореабилитация-2009», 2-3 июня. М., 2009; с. 47.
5. Ильин И.П. Психология взрослости. – Спб.: Питер, 2012. – 544 с.
6. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
7. Крутько В.Н., Донцов В.И. Компьютерные системы для диагностики и профилактики старения / М.: Национальный геронтологический центр. Институт системного анализа РАН, 2005; 167 с.
8. Макаров А.О., Ефимова М.Ю., Иванов А.Ю., Иванова Н.Е., Карягина М.В., Терешин А.Е., Вязгина Е.М., Решетин Д.А. РЕЗУЛЬТАТЫ КОГНИТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРВИЧНЫЙ И ПОВТОРНЫЙ ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25178 (дата обращения: 16.12.2021).
9. Маневич Т.М. Методы когнитивной реабилитации у пожилых пациентов, страдающих нейродегенеративными заболеваниями. Неврологический журнал 2018, 23 (2): 63-70 (Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9545-2018-23-2-63-70.
10. Покачалова М., Силютина М., Тестова С. Реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями в гериатрической практике // Врач. - 2018; 29 (6): 21-25. https://doi.org/10.29296/25877305-2018-06-04
11. Психология старости и старения. // Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
12. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
13. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.
14. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2003. — 295 с.
15. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике // Неврол. журн. - 2006; 11 (Прил. 1): 4-12.
Вопрос-ответ:
Какие понятия определяют характеристику когнитивных функций у пожилых людей?
Характеристика когнитивных функций у пожилых людей включает такие понятия, как память, внимание, мышление, речь, оценка и принятие решений.
Какие психологические особенности присущи людям пожилого возраста?
Люди пожилого возраста характеризуются снижением общей психической активности, ухудшением памяти, замедлением мыслительных процессов, а также изменениями в эмоциональной сфере.
Какие формы и методы используются в социально-педагогической профилактике когнитивных нарушений у пожилых людей?
В социально-педагогической профилактике когнитивных нарушений у пожилых людей применяются различные формы и методы, такие как индивидуальные и групповые занятия, тренировки памяти и внимания, когнитивные игры и упражнения, а также различные виды реабилитационных программ.
Какие выводы можно сделать по главе?
По главе можно сделать следующие выводы: когнитивные нарушения у пожилых людей требуют особого внимания и профилактических мер, так как они могут существенно ограничить жизнь и самостоятельность этих людей; социально-педагогическая работа играет важную роль в профилактике когнитивных нарушений и может помочь в сохранении умственной активности и повышении качества жизни пожилых людей.
Как организовано исследование в данной работе?
В данной работе исследование проводилось через организацию и мето
Какие теоретические аспекты профилактики когнитивных нарушений у людей пожилого возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются характеристика понятия "когнитивные функции у пожилых", психологические и физиологические особенности людей пожилого возраста, а также формы и методы социально-педагогической профилактики когнитивных нарушений.
Какие характеристики имеют когнитивные функции у пожилых людей?
У пожилых людей когнитивные функции становятся менее эффективными, проявляется снижение внимания и памяти, замедление мыслительных процессов, а также проблемы с решением сложных задач и обучением.
Какие психологические и физиологические особенности есть у людей пожилого возраста?
У людей пожилого возраста наблюдается снижение физической активности, изменение социального статуса и роли в обществе, а также возможные заболевания, такие как артрит, артроз и проблемы с сердцем.
Какие формы и методы можно использовать для профилактики когнитивных нарушений у людей пожилого возраста?
В статье рекомендуется использовать следующие формы и методы: психологическую поддержку, интеллектуальные тренинги, физические упражнения, социальные активности и обучение, в том числе компьютерное обучение.
Какие выводы можно сделать по данной статье?
По данной статье можно сделать вывод, что организация социально-педагогической работы по профилактике когнитивных нарушений у людей пожилого возраста является важным аспектом поддержания качества жизни и предотвращения возможных проблем с памятью и мышлением.
Что такое когнитивные нарушения?
Когнитивные нарушения - это различного рода нарушения познавательных функций, таких как внимание, память, мышление, речь и другие, которые могут возникать у людей пожилого возраста.