Системный подход как способ решения методологических проблем психологии (использовать статьи Барабанщикова)

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 10 10 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 17.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Третьим основанием для утверждения об особой сложности психологии человека как объекта познания является наличие рефлексии в человеке как направленности познавательной деятельности на собственные поступки. Человек способен отражать, в частности, анализировать и понимать собственные психические явления. Казалось бы, этот интроспективный способ познания должен способствовать изучению психики. Но выше мы уже отмечали влияние влияния когнитивного инструмента на известное. Этот эффект особенно велик, когда инструмент познания и известное совпадают.С нашей точки зрения, усилением этого тезиса является концепция А.Н. Леонтьева о пятом квази-измерении личности: наличии у человека «образа мира», или его субъективного образа, который начинается с субъективных сенсорных шкал и заканчивается смысловым пространством человека.Б.Ф. Ломов также выделил в психике человека три подсистемы: когнитивную, регуляторную и коммуникативную. В соответствии с одним из заявленных им принципов (необходимо изучать и строить «развивающуюся» систему) когнитивная подсистема строится Б.Ф. Ломовым иерархически: как сенсорно-перцептивный уровень, как уровень представлений и дискурсивно-мыслительный уровень. Подсистема регуляции включает все поведенческие (по-видимому, психомоторные) проявления, структура коммуникативной подсистемы не уточняется. При указании двух последних подсистем уровни не упоминаются.Таким образом, структура психологии человека оказывается пятеричной. Во-первых, это блок активно-психологических образований: человек как субъект труда взаимодействует с внешней материальной средой. Во-вторых, выделяется блок социально-психологических образований: человек как субъект общения взаимодействует с социальной средой или с внешней идеальной средой. В-третьих, это блок психофизических образований: человек как субъект познания взаимодействует с внешней материальной средой. В-четвертых, блок психофизиологических образований: человек как субъект познания взаимодействует с внутренней средой собственного организма. И в-пятых, это центральный интеграционный блок психорефлексивных образований: человек как субъект познания взаимодействует с внутренней идеальной средой. Общие, особые и индивидуальные категории используются для описания трансформаций этих ментальных образований в процессе экстериоризации.Таким образом, по сравнению с общей генетико-иерархической структурой организма структура психики также становится прозрачной. Вегетативный слой обеспечивает энергетические потребности системы, и роль вегетативной нервной системы и внутренних потребностей организма в определении эмоций несомненна. (Действительно, эмоции имеют двоякую детерминацию - детерминацию внешней и внутренней средой. Именно здесь проявляется роль «психической» энергии в обеспечении тела биологической, материальной энергией.) Производные мезодермы (опорно-двигательного аппарата) предназначены для взаимодействия с окружающей средой - трансформации среды в различные проявления ... Такое взаимодействие имеет место в психомоторных актах. Помимо элементов оболочки, эктодерма формирует нервную систему, чтобы отражать свойства окружающей среды6 и вторичную (дополнительную) регуляцию взаимоотношений организма с окружающей средой. Можно также указать на такое усиление законов эмбриогенеза, как теория Кречмера-Шелдона, которая в свете этого дискурса приобретает второе дыхание.Неудивительно, что в концепции строения мозга А. Лурия также содержит три из четырех строительных блоков психики, о которых говорилось выше, и мы подробно продемонстрировали это в наших предыдущих публикациях. В частности, A.R. Лурия определил блокировку регуляции тонуса и бодрствования или психических состояний аффективной активации. Морфологические структуры, обеспечивающие регуляцию, напрямую связаны не только с активацией, но и с эмоциональным тонусом человека. Во-вторых, выделяется блок для приема, обработки и хранения информации или когнитивный блок. В-третьих, выделяется блокировка программирования и регуляции активности, или психомоторный блок. Морфологические корреляты интегративных (интегрирующих) механизмов не могут быть определены в связи с тем, что они обеспечиваются не только центральной нервной системой, но и организмом (системой) в целом: поскольку психика является функцией Организма-Среды. система, поэтому ее интегративные механизмы являются производными от этой общей функции.Таким образом, отображены основные положения, отвечающие принципам системного подхода.Список источников:Барабанщиков В.А. Б.Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал, Т. 23, №4, 2002. С. 27-38.Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал, 2003, Т. 24, №1. С. 29-46.Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, Т. 1,1974. 335 с. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975, № 2. С.31-45.

1. Барабанщиков В.А. Б.Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал, Т. 23, №4, 2002. С. 27-38.
2. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал, 2003, Т. 24, №1. С. 29-46.
3. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, Т. 1,1974. 335 с.
4. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975, № 2. С.31-45.

Вопрос-ответ:

Какой подход используется для решения методологических проблем психологии?

Системный подход используется для решения методологических проблем психологии.

Что является третьим основанием для утверждения об особой сложности психологии человека?

Наличие рефлексии в человеке, как направленности познавательной деятельности на собственные поступки, является третьим основанием для утверждения об особой сложности психологии человека.

Какую способность имеет человек, связанную с познанием собственных психических явлений?

Человек способен отражать, анализировать и понимать собственные психические явления, благодаря интроспективному способу познания.

Каким образом рефлексия влияет на изучение психи человека?

Рефлексия, как направленность познавательной деятельности на собственные поступки, способствует изучению психи человека, позволяя ему отражать, анализировать и понимать свои психические явления.

Какой подход является способом решения методологических проблем в психологии человека?

В психологии человека системный подход является способом решения методологических проблем, включая учет рефлективности и интроспективного познания собственных психических явлений.

В чем заключается сложность психологии человека как объекта познания?

Особая сложность психологии человека как объекта познания обусловлена наличием рефлексии в человеке, то есть способностью отражать и анализировать свои психические явления.

Какая направленность познавательной деятельности у человека?

Направленность познавательной деятельности у человека - это его способность отражать свои собственные поступки, анализировать и понимать собственные психические явления.

Какой способ познания должен способствовать изучению психологии человека?

Интроспективный способ познания, то есть способность отражать, анализировать и понимать собственные психические явления, должен способствовать изучению психологии человека.

Что является особой сложностью психологии человека?

Особая сложность психологии человека заключается в наличии рефлексии, то есть способности отражать и анализировать свои психические явления, человеком.

Что позволяет человеку изучать свою психику?

Человеку позволяет изучать свою психику его способность отражать, анализировать и понимать свои собственные психические явления через интроспективный способ познания.

Зачем нужен системный подход в психологии?

Системный подход в психологии позволяет решать методологические проблемы, связанные с изучением сложности человеческой психики. Он помогает взглянуть на психологические явления взаимосвязанно и в контексте их взаимодействия, а также позволяет учитывать влияние внешних и внутренних факторов на психические процессы. Системный подход также позволяет объединить различные методы и теории психологии и получить более полное представление о человеке как сложной системе.