Культура и искусство России 1-й половины 19 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Развитие науки и образования 4
2.Развитие общественной мысли и философии 5
3.Литература, живопись, архитектура 11
Заключение 17
Список литературы 18


Фрагмент для ознакомления

Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. В целом, классицизм является художественным стилем и направлением в русском и европейском искусстве 17-начала 19 вв. Одна из значимых черт классицизма заключалась в том, что он брал за основу образы и формы античной литературы и искусства в качестве идеального эстетического образца. Как художественный стиль, классицизм преимущественно опирается на то, что является вечным и неизменным, классицизм также отличается стремлением найти исключительно существенные черты посредством отбрасывания случайных, индивидуальных признаков. Многие правила и каноны пришли в европейский и русский классицизм из искусства античности.В России расцвет классицизма приходится на последнюю треть XVIII –первую треть XIX веков. Основные причины перехода от барокко к классицизму в России заключались в отставке Растрелли с поста главного архитектора, появлении нового стиля в Европе, наконец, барокко был стишком дорогим стилем. Русский классицизм, как и европейский, отличался стремлением к претворению принципов благородной простоты и спокойного величия античного искусства.Классицизм, зародившийся в начале 1760-х гг., в России обладал довольно длительной историей, здесь можно выделить следующие этапы:Ранний классицизм (1760 – 1770), в котором в котором сохраняются некоторые черты стиля барокко. Строгий, или зрелый классицизм (1780 – 1800) – стиль стал более чистым, ясным;Высокий классицизм (Александровский классицизм) (1800 – 1810);Поздний классицизм (1810 – 1830). Война 1812 г. и патриотический подъем, последовавший за победой над Наполеоном, выразились в том, что усилились определенные художественные средства, они стали яркими и своеобразными. Это дает основания говорить о том, что появилось особое стилистическое направление – ампир. Важно отметить, что русский классицизм не представлял собой стилистически однородное явление. У каждого мастера были оттенки индивидуально понимаемого стиля, которые и вносились в создаваемые произведения.Развивалась также и церковная живопись. Художники конца XVIII — начала XIX вв. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену.Сразу же отметим, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника.В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы. Картина - апофеоз одного героя, композиция строго уравновешена, колористическое решение - "академическая трехцветка" (гамма белых, красных и синих тонов).Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.Необходимо заметить, что до 30-40-х годов в архитектуре России господствовал классицизм. Однако в конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господства классицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис. Его художественные идеалы, казавшиеся еще недавно незыблемыми, подвергаются сомнению, а затем начинают вызывать все более скептическое отношение. Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение и изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, и новые задачи, вставшие в связи с этим перед архитектурой, и новые идейно-художественные тенденции. Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана  классицизмом. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений.Заключение19 век в истории русской культуры – это период подлинного расцвета. Во-первых, важно сказать о научном расцвете, особенно в России. Во-вторых, наступает золотой век литературы. Пушкин, Гоголь, Тургенев, Лермонтов, Достоевский, Гончаров и многие другие писатели создали подлинные шедевры поэтического и прозаического творчества, поднимая при этом актуальные проблемы того времени и вечные проблемы бытия.Особое внимание нужно обратить на расцвет в области общественной мысли. Это направление ознаменовалось великим спором западников и славянофилов, актуальным до сих пор. Кроме того, религиозная философия готовила почву для последующего формирования самобытной культуры Серебряного века. Список литературыАнтюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др. , 2010. - 411 с.Бобровников, В.О. Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида / В.О. Бобровников // Ab imperio. 2008. № 2. - С. 325.Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.phpИстория русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. - М., 2002. Розанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htmСоловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt Халид, А., Найт,Н., Тодорова, М. «Ориентализм и Россия» (дискуссия) /А. Халид, Н. Найт, М. Тодорова // Российская империя в зарубежной историографии: Работы последних лет. Антология. - М., 2005. - С.41.Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/

Список литературы

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др. , 2010. - 411 с.
2. Бобровников, В.О. Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида / В.О. Бобровников // Ab imperio. 2008. № 2. - С. 325.
3. Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.
4. Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
5. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.php
6. История русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. - М., 2002.
7. Розанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htm
8. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
9. Халид, А., Найт,Н., Тодорова, М. «Ориентализм и Россия» (дискуссия) /А. Халид, Н. Найт, М. Тодорова // Российская империя в зарубежной историографии: Работы последних лет. Антология. - М., 2005. - С.41.
10. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/


Вопрос-ответ:

Какое влияние оказало победа России в Отечественной войне 1812 года на развитие культуры и искусства России в 1-й половине 19 века?

Большое распространение получили исторический и батальный жанры в литературе, живописи и архитектуре. Это было связано с победой в Отечественной войне и подъемом национального самосознания. Победа России в 1812 году стала символом героизма и патриотизма, что отразилось в произведениях искусства того времени.

Какие жанры и стили преобладали в литературе, живописи и архитектуре России в 1-й половине 19 века?

В литературе преобладал классицизм, который был связан с эпохой Просвещения и подражанием канонам древнегреческой и римской классики. В живописи распространены были исторический и батальный жанры, отражающие патриотическое настроение после победы в Отечественной войне. В архитектуре основным стилем был классицизм, характеризующийся строгостью и сдержанностью форм.

Какое место занимает классицизм в искусстве 17-19 веков?

Классицизм является одним из главных художественных стилей и направлений в русском и европейском искусстве 17-19 веков. Он возник в эпоху Просвещения и подражал канонам древнегреческой и римской классики, стремясь к гармонии, пропорции и сдержанности в формах и композиции.

Какие еще направления и стили были характерны для русской культуры и искусства в 1-й половине 19 века?

Помимо классицизма, в русской культуре и искусстве 1-й половины 19 века характерным был романтизм. Он выражал стремление к свободе, эмоциональности и выразительности. Кроме того, значимым было развитие русской национальной литературы и живописи, где место заняли темы из русской истории и народной жизни. Архитектура также отражала российскую историю и национальные традиции.

Какие жанры и направления искусства стали популярными в России в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века в России большую популярность получили исторические и батальные жанры, связанные с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. Также классицизм являлся важным художественным стилем и направлением в русском и европейском искусстве.

Каким образом развивалась наука и образование в России в 1-й половине 19 века?

В 1-й половине 19 века в России произошло значительное развитие науки и образования. Были открыты новые университеты и научные институты, проводились значимые исследования в различных научных областях. Важное место занимало просвещение среди населения, развитие общественных библиотек и школ.

Как формировалась общественная мысль и философия в России в 1-й половине 19 века?

В 1-й половине 19 века в России формировалась разнообразная общественная мысль и философия. Многие мыслители и философы выступали с критикой феодального строя и предлагали различные идеи политической и социальной реформы. Они активно обсуждали вопросы свободы, равенства и справедливости.

Какие результаты достигла русская литература, живопись и архитектура в 1-й половине 19 века?

В 1-й половине 19 века русская литература, живопись и архитектура достигли значительных результатов. В литературе возникло много выдающихся писателей, таких как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь. В живописи и архитектуре развивались различные стили и направления, в том числе классицизм. Были созданы множество замечательных произведений искусства.