Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 35 35 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 23.01.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общие сведения о спортивном травматизме 5
1.1. Понятие о спортивном травматизме, его причины 5
1.2. Общие сведения о мерах по профилактике спортивного травматизма 11
Глава 2. Организационно-методические основы исследования 16
2.1. База, цель, задачи исследования 16
2.2. Организация исследования 18
Глава 3. Характеристика подходов к профилактике травматизма на уроках физической культуры 20
3.1. Динамика показателей травматизма в школе 20
3.2. Оценка уровня осведомленности детей о мерах по профилактике травматизма 23
3.3. Предложения по повышению эффективности профилактики спортивного травматизма на уроках физической культуры 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТА 33
Фрагмент для ознакомления

В частности, только 2 человека указали, что на проведение такого контроля (2,8%). Еще 19 человек указали, что такой контроль ведется нерегулярно (17,9%). Оставшиеся 84 человека указали на то, что врачебного контроля занятий по физической культуре не проводится (79,2%) (рисунок 22).Рисунок – Частота проведения врачебного контроля занятий по физической культуреНавыками самоконтроля своего физического и психического состояния обладают только 6 человек (5,7%), отчасти – 36 человек (34,0%), не обладают – 64 человека (60,4%).При самостоятельных тренировках рекомендации учителя, тренера выполняют только 31 опрошенный (29,2%), выполняют отчасти – 45 опрошенных (42,5%), не выполняют – 2 опрошенных (1,9%). Еще 28 опрошенных не занимаются самостоятельно (26,4%) (рисунок 24).Рисунок – Владение учащимися навыками самоконтроля своего физического и психического состоянияРисунок – Применение опрошенными рекомендаций, которые дает учитель физической культуры, при самостоятельных тренировках в домашних условиях, в секциях, клубах и т.д. При указании мер, которые, по мнению опрошенных, следует принять для снижения травматизма для занятий по физической культуре, дети сделали упор на улучшение технического оснащения зала (98 человек, 92,3%), улучшение медицинского контроля занятий (81 человек, 76,4%), улучшение состояния инвентаря (71 человек, 67,0%), проведение отдельных занятий по профилактике травматизма (44 человека, 41,5%). Также среди мер была указана разработка более простых, индивидуальных программ для детей с более низким уровнем физических возможностей (34 человека, 32,1%) (рисунок 25).Рисунок – Меры, которые, по мнению опрошенных, следует принять для снижения травматизма для занятий по физической культуреУказывая источники информации, которые опрошенные предпочитают использовать для получения информации о травматизме на занятиях по физической культуре, дети отметили приоритет интернет-источников (58 человек, 54,7%). Роль учителя, тренера указали 49 человек (46,2%), значение листовок, памяток, буклетов – 27 человек (25,5%), родителей – 12 человек (11,3%). Не интересуются указанной проблемой 42 человека из 106 (39,6%) (рисунок 26).Рисунок – Источники, которые опрошенные предпочитают использовать для получения информации о травматизме на занятиях по физической культуреТаким образом, можно говорить о том, что в рамках занятий по физической культуре не всегда проводятся инструктажи по технике безопасности, разминки. При этом опрошенные часто не соблюдают рекомендации даже в том случае, если они ими получаются. Есть трудности и с оборудованием, состоянием спортивного зала, состоянием площадки для занятий на открытом воздухе. В ряде случаев учащиеся не успевают восстановить силы между тренировками. Часть учащихся не проходит ежегодный медицинский осмотр, в учреждении практически не ведется врачебный контроль занятий по физической культуре. Обращает на себя внимание и низкий уровень мотивации учащихся к получению новой информации, низкое качество источников, которые они для этого используют.3.3. Предложения по повышению эффективности профилактики спортивного травматизма на уроках физической культурыПолученные сведения позволяют нам предложить следующие меры поповышению эффективности профилактики спортивного травматизма на уроках физической культуры:Провести дополнительное обучение учителей физической культуры, тренеров по профилактике травматизма.Провести ревизию состояния спортивных залов, тренажерных комнат, участков для занятий вне спортивных залов с точки зрения их удобства, безопасности для учащихся.Разработать серию занятий, предназначенных для детального изучения правил профилактики травматизма. На занятиях следует использовать макеты различных узлов опорно-двигательной системы, в частности модели мышц, суставов. Следует наглядно объяснять детям почему те или иные движения опасны для их здоровья, как именно необходимо проводить профилактику травм. Отдельным занятием обучить учащихся методам контроля и самоконтроля. На каждом уроке применять те или иные методы на практике с целью выработки навыков их применения.Разместить на стенах раздевалок, спортивного зала, тренажерных залов правила по профилактике травм в спорте. Правила должны быть предельно понятными, простыми, снабжены графическим материалом.Регулярно проверять уровень знаний учащихся о правилах профилактики травматизма в спорте.Ужесточить систему допуска детей к занятиям по физической культуре. В частности, проводить регулярный контроль функционального состояния различных систем организма детей с целью выявления перетренированности, усталости. Кроме того, тщательнее следить за соблюдением периода восстановления после заболеваний. Составлять индивидуальные программы физического развития для детей, страдающих от хронических заболеваний, имеющих сниженные показатели физического развития, нарушения психического развития и т.д.Следить за тем, чтобы при занятиях физической культурой и спортом проводились с использованием специальной обуви и одежды.Таким образом, можно предложить большой объем мер по профилактике травматизма, которые могли бы применяться на занятиях по физической культуре в школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Спортивный травматизм представляет собой совокупность травм различного характера, тяжести, которые получаются в ходе занятий физическими упражнениями. Причины спортивного травматизма носят методический, организационный, анатомо-физиологический, психологический характер.Анализ литературы по проблеме исследования показал, что среди современных подходов к профилактике спортивного травматизма выделяются организационно-методические, экономические, технические.На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» было выявлено, что большая часть травм приходится на случаи, происходящие вне стен учебного заведения. В спортивном травматизме преобладают легкие травмы, такие как потертости, ушибы, порезы. Чаще всего травмы встречаются у детей более младшего возраста. Мальчики страдают от травм чаще, чем девочки.На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» мы провели оценку уровень знаний учащихся о профилактике травматизма, уровень безопасности занятий по физической культуре по мнению учащихся. Был сделан вывод о том, что существует ряд организационных просчетов, а также о том, что уровень мотивации учащихся к соблюдению правил профилактики травматизма относительно низок.Были предложены пути повышения эффективности профилактики спортивного травматизма в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАграновичВ.О. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению / В.О. Агранович, Н.В. Агранович // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 77-81.Алексеева Е.Н. Организация врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической культуре в вузе / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, А.В. Красильникова // Kant, 2020. – № 4 (37). – С. 346-349.АсанинВ.Ю. Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом / В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев // Вестник Российского университета коронации, 2012. – № 3. – С. 110-115.ДвойнинМ.Л. Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза / М.Л. Двойнин, А.М. Двойнин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018. – № 2 (19). – С. 110-113.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.КислицынМ.Н. Основные виды травматизма при занятиях спортом / М.Н. Кислицын // Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. – № 2 (64). – С. 73-74. ПужаевВ.В. Травматизм как результат некачественной разминки на занятиях по физической подготовке / В.В. Пужаев, Д.А. Платонов, П.С. Ермолов // Вестник экономической безопасности, 2019. – № 2. – С. 362-364.Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика / Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – № 2-1. – С. 1-3. Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Сырников // Правопорядок: история, теория, практика, 2014. – № 1 (2). – С. 70-72.Травматология: клинические рекомендации / под рел. С.П. Миронова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 512 с.Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 776 с.Черкашина З.А. Травматология и ортопедия. Т. 1. Общие вопросы / З.А. Черкашина. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 544 с.ШиховА.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма: учебное пособие / А.В. Шихов, Г.И. Семенова. – Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та, 2020. – 128 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТАУважаемые учащиеся, просим Вас принять участие в опросе1. Ваш пол?МужскойЖенский2. Ваш возраст? _______ лет3. Проводит ли учитель инструктаж по технике безопасности на занятиях перед их началом?ДаИногдаНет4. Соблюдаете ли Вы эти правила?ДаИногдаНет5. Соблюдаете ли Вы рекомендации учителя по выполнению отдельных упражнений, тренировке в целом?ДаИногдаНет6. Проводится ли перед началом занятия разминка?ДаИногдаНет7. Устраивает ли Вас качество покрытия спортивного зала, в котором Вы занимаетесь?ДаОтчастиНет8. Устраивает ли Вас качество освещения спортивного зала, в котором Вы занимаетесь?ДаОтчастиНет8. Удобно ли Вам пользоваться спортивным оборудованием, которое применяется для занятий (оборудование соответствует Вашему возрасту, росту и т.д.)?ДаОтчастиНет10. Приходится ли Вам использовать сломанное оборудование, спортивный инвентарь?ДаИногдаНет11. Проходят ли занятия вне спортивного зала?ДаНет12. Место занятий является удобным, безопасным (поверхность удобная, не скользкая, нет ям, других препятствий и т.д.)?ДаОтчастиНет13. При занятиях вне спортивного зала соблюдаются требования к погодным условиям (комфортная температура воздуха, отсутствие ветра, осадков и др.)?ДаОтчастиНет14. Вы используете для занятий специальную одежду и обувь?ДаИногдаНет15. Успеваете ли Вы восстановить свои силы между тренировками?ДаИногдаНет16. Проходите ли Вы ежегодное медицинское обследование?ДаНет17. Ведется ли врачебный контроль занятий?ДаИногдаНет18. Владеете ли Вы навыками самоконтроля своего физического, психического состояния?ДаНекоторыми из методовНет19. Применяете ли Вы рекомендации, которые дает учитель физической культуры, при самостоятельных тренировках в домашних условиях, в секциях, клубах и т.д. Я не занимаюсь самостоятельноДаИногдаНет20. Что, по Вашему мнению, следует сделать для того, чтобы было меньше травм у учащихся на занятиях по физической культуре в школе (укажите, можно несколько вариантов ответа)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Какие источники информации Вы бы предпочли для получения сведений о профилактике травм при занятиях физической культурой и спортом (укажите, можно несколько вариантов ответа)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо Вам за участие в опросе!

1. Агранович В.О. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению / В.О. Агранович, Н.В. Агранович // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 77-81.
2. Алексеева Е.Н. Организация врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической культуре в вузе / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, А.В. Красильникова // Kant, 2020. – № 4 (37). – С. 346-349.
3. Асанин В.Ю. Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом / В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев // Вестник Российского университета коронации, 2012. – № 3. – С. 110-115.
4. Двойнин М.Л. Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза / М.Л. Двойнин, А.М. Двойнин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018. – № 2 (19). – С. 110-113.
5. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
6. Кислицын М.Н. Основные виды травматизма при занятиях спортом / М.Н. Кислицын // Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. – № 2 (64). – С. 73-74.
7. Пужаев В.В. Травматизм как результат некачественной разминки на занятиях по физической подготовке / В.В. Пужаев, Д.А. Платонов, П.С. Ермолов // Вестник экономической безопасности, 2019. – № 2. – С. 362-364.
8. Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика / Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – № 2-1. – С. 1-3.
9. Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Сырников // Правопорядок: история, теория, практика, 2014. – № 1 (2). – С. 70-72.
10. Травматология: клинические рекомендации / под рел. С.П. Миронова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 512 с.
11. Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 776 с.
12. Черкашина З.А. Травматология и ортопедия. Т. 1. Общие вопросы / З.А. Черкашина. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 544 с.
13. Шихов А.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма: учебное пособие / А.В. Шихов, Г.И. Семенова. – Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2020. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какая цель и задачи исследования спортивного травматизма?

Целью исследования является изучение проблемы спортивного травматизма на уроках физической культуры, а также разработка и апробация мер по его профилактике. Основными задачами исследования являются определение понятия спортивного травматизма и его причин, а также анализ существующих мер по профилактике травматизма на уроках физической культуры.

Какие причины спортивного травматизма?

Спортивный травматизм может быть вызван различными причинами. Одной из основных причин является неправильная техника выполнения движений. Также травмы могут возникать из-за неподготовленности организма к физическим нагрузкам, неправильного выбора тренировочного оборудования, несоблюдения правил безопасности, а также из-за психологического напряжения и стресса.

Какие меры существуют для профилактики спортивного травматизма?

Для профилактики спортивного травматизма существует ряд мер. Одной из основных мер является правильная организация и структурированность уроков физической культуры, а также контроль за выполнением физических упражнений. Важно также проводить разминку и размещение перед тренировками и соревнованиями, использовать правильное тренировочное оборудование, обучать грамотной технике выполнения движений и соблюдать правила безопасности.

Какая база и цель задачи исследования спортивного травматизма?

Основной базой исследования спортивного травматизма является анализ статистических данных о количестве травм на уроках физической культуры. Целью исследования является изучение проблемы спортивного травматизма и разработка мер по его профилактике на уроках физической культуры.

Как организовано исследование спортивного травматизма?

Исследование спортивного травматизма организовано следующим образом: в первую очередь проводится анализ статистических данных о числе травм на уроках физической культуры. Затем проводится изучение причин травм и уже на основе этих данных разрабатываются меры по профилактике травматизма. Далее проводится апробация этих мер на практике, а результаты исследования обобщаются и анализируются.

Каковы причины спортивного травматизма?

Спортивный травматизм может быть вызван несколькими причинами, включая неправильную технику выполнения упражнений, недостаточную подготовленность организма, неправильную обувь или экипировку, недостаточное разогревание перед тренировкой и другие факторы.

Какие меры принимаются для профилактики спортивного травматизма?

Для профилактики спортивного травматизма применяются следующие меры: правильный отбор и обучение технике выполнения упражнений, регулярные проверки физической подготовленности спортсменов, использование качественной экипировки, проведение разогрева перед тренировкой, регулярное медицинское обследование, обеспечение безопасности спортивных площадок и другие меры.

Какие основные подходы к профилактике травматизма на уроках физической культуры?

Основные подходы к профилактике травматизма на уроках физической культуры включают следующие меры: обучение учащихся правильной технике выполнения упражнений, проведение различных физических упражнений для развития физической подготовленности, использование специальных средств защиты и экипировки, контроль за безопасностью учебных площадок, проведение систематического медицинского осмотра учащихся и другие меры.