Развитие быстроты у школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 33 33 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.04.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОНЯТИЯ БЫСТРОТЫ
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ
2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, начиная с 80% уровня от максимума.
6. Силовая тренировка: полуприседы со штангой или с партнером на плечах – (50-80 кгх8-10 раз)х2-3 серии (более подготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивание вверх из полуприседа); упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
7. Заминка: медленный бег 400-1000 м, ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
2-я тренировка (четверг, пятница или суббота)
1. Разминка общая.
2. Разминка специальная (как на предыдущем занятии).
3. Бег со старта под команду предельно быстро: 3–6 разх 20-30 м.
4. Встречная эстафета: 2-4 разах50-80 м. Отдых – 2–4 мин.
5. Быстрый бег: 100 м х 1–2 раза с контролем времени. Следить за ритмичной, не закрепощенной, согласованной работой рук и ног, и в целом за техникой бега. Скорость повышать постепенно из недели в неделю. Отдых между пробежками 4–6 мин.
6. Бег с ускорением: 30-50 мх2-3 раза.
7. Быстрый бег: 200 м х 1 раз, или 300 мх1 раз с контролем времени пробегания дистанции (каждую неделю скорость бега постепенно увеличивать).
8. Заминка [8, с. 65].
2.2. Актуальность влияния развития быстроты у детей в школе
В настоящее время создаются новые системы развития двигательной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физическое развитие. Особенное внимание в нашей стране уделяется физической подготовке детей. На сегодняшний день в теории и практике физической культуры детей все многообразие задач приведено в стройную систему. Ее основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:
1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; повышать общую работоспособность;
2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;
3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучать детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;
4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучать элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями других лиц; приобщать к доступной спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;
5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в учение и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства [21, с. 238].
Особенно следует выделить значение школьного физического образования в развитие личности молодых людей, в формирование мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности. Многообразная практика использования физической культуры в младшем школьном возрасте направлена, в конечном счете, на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов текущей деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать с всесторонним развитием личности.
Средний школьный возраст характеризуется большой специфичностью, которая определяется интенсивностью процессов роста и развития, а также высокой чувствительностью к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и к гипокинезии. Двигательная активность является не только средством осуществления двигательной функции, но имеет и общебиологическое значение. Оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, двигательная активность способствует более совершенному и «экономичному» приспособлению организма к окружающей среде. Вследствие ограничения двигательной активности снижаются защитные механизмы организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, создается предрасположенность к различным заболеваниям.
Энергетический фонд и функциональное состояние различных органов и систем в каждом возрастном периоде находятся в тесной взаимосвязи с особенностями функционирования скелетной мускулатуры. При этом, чем интенсивнее двигательная активность в пределах допустимого оптимума, тем более выражены основные факторы, увеличивающие энергетические ресурсы, функциональные возможности и продолжительность жизни организма.
Низкий уровень двигательной активности оказывает сложное влияние на организм ребенка. Многообразие причин дефицита движений, степень его выраженности и продолжительность создают большие возможности для изменений в организме: от адаптационно-физиологических до патологических.
По данным А. Сухарева (1984), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижен! ЖЕЛ, становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложен жира, повышению уровня холестерина в крови. Заболеваемость школьников в условиях гипокинезии в 2 раза выше, что связано со снижением с щей неспецифической резистентности.
Е. Коваленко, Н. Гуровским (1980) установлено, что гипокинезия служит фактором риска функциональной патологии сердца у детей, и выявлена прямая связь гипокинезии с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Уменьшение двигательной активности снижает энерготраты, приводит к недостаточной стимуляции роста и развития в период наибольшей пластичности и подверженности влиянию внешней среды, способствует их ограничению и неполноценному использованию генофонда. Результатом этого являются низкие уровни физического развития и функциональных возможностей, трудно восполнимые в зрелом возрасте даже путем систематической тренировки.
Системообразующим началом такой деятельности является четко сформулированные задачи физического воспитания школьников, с учетом их физиологических особенностей и использование других форм физической культуры. Ими определяется физиологические основы урока, его содержание, обусловливаются соответствующие средства, а также методы и методические приемы.
Заключение
В заключении следует отметить, что в ходе проведенного исследования методики развития быстроты у детей, в ходе которого была проанализирована литература по данной проблеме и сделаны следующие выводы:
1) Как психофизическое качество быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления скоростных способностей:
латентное время простой двигательной реакции;
скорость отдельного движения;
частота движений.
Эти формы проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления скорости.
2) Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, их отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
3) В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные возрастные периоды.
4) К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности к быстроте имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягощений, с изменением амплитуды движений, отсутствует тесная связь. Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей – по сравнению с нижними; правых – по сравнению с левыми; дистальных – по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных темповых возможностей человека.
5) Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки и сформировать адекватное восприятие окружающей социальной среды.
При организации занятий спортом особое значение было уделено особенностям функционирования ведущих систем организма и его энергетических возможностей. В ходе исследования были учтены: высокий уровень возбудимости, повышенная реактивность; относительная слабость внутреннего торможения; более низкие функциональные возможности аппарата кровообращения и менее совершенная его регуляция; менее экономичный расход энергии; значительно уменьшенные, по сравнению со взрослыми, возможности удовлетворения кислородного запроса, более низкий уровень максимального кислородного потребления и более короткое время его удержания; более низкие способности к выполнению анаэробной работы; более выраженные сдвиги вегетативных функций при физическом напряжении; более длительный восстановительный период.
Список литературы
Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Под редакцией Маликова Н.Н. М.: Академия, 2006. – 528 с.
Бельский И. Системы эффективной тренировки. МН.: Вида-Н, 2005. – 352 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: ИКЦ, Март, 2005. – 464 с.
Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивной совершенствование. М.: Академия, 2005. – 384 с.
Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. М.: Академия, 2007. – 464 с.
Ланда Б.Х. Методика исследования. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. М.: Советский спорт, 2005. – 192 с.
Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера. М.: Советский спорт, 2007. – 404. с.
Макаров А.Н. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 2005. – 452 с.
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 245 с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Спортивная медицина, лечебная и физическая культура и массаж. Под редакцией Попова С.Н. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 351 с.
Спортивная медицина. Перевод с анг. Гнетова А., Потанич Л. М.: Терра-Спорт, 2005. – 240 с.
Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
Теория и методики физического воспитания. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Педагогика, 2004. – 412 с.
Тер-Ованесян И.П. Подготовка легкоатлета. Современный взгляд. М.: Академия, 2004. – 456 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 372 с.
Физическое воспитание: Учебник. Под редакцией В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова др. М.: Высшая школа, 1983. – 391 с.
Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 562 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Шпитальный В.Б., Максименко М.Ф. Легкая атлетика. Краснодар, КГАФК, 2002. – 452 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. – 480 с.











2

Список литературы
1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Под редакцией Маликова Н.Н. М.: Академия, 2006. – 528 с.
2.Бельский И. Системы эффективной тренировки. МН.: Вида-Н, 2005. – 352 с.
3.Грачев О.К. Физическая культура. М.: ИКЦ, Март, 2005. – 464 с.
4.Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
5.Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивной совершенствование. М.: Академия, 2005. – 384 с.
6.Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. М.: Академия, 2007. – 464 с.
7.Ланда Б.Х. Методика исследования. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. М.: Советский спорт, 2005. – 192 с.
8.Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера. М.: Советский спорт, 2007. – 404. с.
9.Макаров А.Н. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 2005. – 452 с.
10.Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 245 с.
11.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
12.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
13.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
14.Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
15.Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
16.Спортивная медицина, лечебная и физическая культура и массаж. Под редакцией Попова С.Н. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 351 с.
17.Спортивная медицина. Перевод с анг. Гнетова А., Потанич Л. М.: Терра-Спорт, 2005. – 240 с.
18.Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
19.Теория и методики физического воспитания. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Педагогика, 2004. – 412 с.
20.Тер-Ованесян И.П. Подготовка легкоатлета. Современный взгляд. М.: Академия, 2004. – 456 с.
21.Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
22.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 372 с.
23.Физическое воспитание: Учебник. Под редакцией В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова др. М.: Высшая школа, 1983. – 391 с.
24.Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 562 с.
25.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
26.Шпитальный В.Б., Максименко М.Ф. Легкая атлетика. Краснодар, КГАФК, 2002. – 452 с.
27.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. – 480 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения понятия быстроты у школьников?

Основные положения понятия быстроты у школьников включают сущность быстроты, её взаимосвязь с другими физическими качествами и сферами деятельности, а также факторы, влияющие на развитие быстроты.

Какие особенности развития быстроты у детей среднего школьного возраста?

В период среднего школьного возраста происходит интенсивное развитие физических качеств, в том числе быстроты. Важными особенностями развития быстроты у детей среднего школьного возраста являются рост показателей и улучшение техники выполнения движений.

Какие методики развития быстроты у детей существуют?

Существует несколько методик развития быстроты у детей, включая физические упражнения, игры, тренировки на специализированных тренажерах и занятия спортом. Каждая методика имеет свои особенности и специфику воздействия.

Какая программа занятий по развитию быстроты у школьников?

Программа занятий по развитию быстроты у школьников включает различные упражнения и игры, направленные на тренировку мышц и улучшение координации движений. Она также предусматривает постепенное увеличение нагрузки и систематическую тренировку.

Какова актуальность влияния развития быстроты у детей в школе?

Развитие быстроты у детей в школе имеет большую актуальность, так как улучшение этого физического качества способствует повышению общей работоспособности, физической подготовленности и успехам в спортивных занятиях. Это также важно для формирования здорового образа жизни у детей.

Какие основные положения понятия быстроты?

Основные положения понятия быстроты включают в себя индивидуальные особенности школьников, сравнение средних показателей развития быстроты в разных возрастных группах, спортивные показатели школьников, а также психофизиологические аспекты развития этой физической качества.

Какие методики развития быстроты применяются у детей?

Существует несколько методик развития быстроты у детей, включая физкультурные занятия, специальные упражнения для тренировки скорости, работу над техникой движений и координацией, а также использование игровых элементов, соревнований и стимулирования мотивации школьников.

Какова актуальность влияния развития быстроты у детей в школе?

Развитие быстроты у детей в школе имеет огромную актуальность. Быстрота является одной из основных физических качеств, которая необходима для успешной адаптации в обществе, повседневных жизненных ситуаций и спортивных достижений. Также развитие быстроты способствует улучшению общей физической формы и здоровья, а также повышению самооценки и уверенности у школьников.