Оперное творчество Глинки М.И
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 21.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Роль М.И. Глинки в развитии русской оперы.______________с.5
1.2 Биография Михаил Ивановича Глинки__________________ с.5
2.2.История возникновения русской оперы. ________________с.12
2.3.Вокальная педагогика М.И. Глинки. Принципы и методы__с.16
II.Становление русской оперы.___________________________ с.19
2.1Оперное и камерно-вокальное творчество М.И. Глинки____с.19
2.2 Сравнительная характеристика принципов вокальной
педагогики Глинки и особенностей его вокального письма____с.23
2.3. Опера после смерти Михаила Глинки._________________с.26
Заключение.___________________________________________с.28
Список литературы_____________________________________ с.31
Опираясь на классический быт и традиции русского романса, Глинка создаёт первые образцы вокальной лирической музыки. По своей широте и наполняемости, его лирические оперы сравнивают со стихотворениями Пушкина. Так как они тоже полны жизни, в них есть стройность и звонкость, они естественны и не нуждаются больше ни в чём. [3, с. 15-25]Глинка начинает по-новому подходить к русским жанрам. Его творчество в области камерной вокальной культуры, явилось длительным процессом. Однако зародилось оно ещё в 18 веке. Задолго до прихода Глинки, или ему похожих, композиторов. В его трудах мы можем увидеть ту лирическую тоску и печаль, а так же образы ранней драматической поэзии, которая стала развиваться стремительно быстро. Все свои жанры Глинка поднимал на новый художественный уровень. И в этом был его несомненный талант. Он не хотел пользоваться тем, что было общедоступно. Он брал и делал своё. Создавал новый жанр, новые методики, новое искусство. Так и здесь - в каждый романс он вносит своё уникальное содержание и создаёт неповторимый образ. Музыку для романсов, Михаил Глинка тщательно «шлифует», как бы закругляет концы. Старается придать композиции законченную форму, но тем временем оставить её пластичной. В композиции стремится к ясности. Избегает сквозного развития. [1, с. 90- 150]Романсы Михаила Глинки не отличаются чопорностью и затейливостью. Не выходят за рамки камерного исполнения. Но при всей своей кажущийся простоте, мастерство исполнения и музыкального сопровождения, заставляет понимать, какая огромная работа была проведена. Используются самые разные приёмы вокальной выразительности, нюансы в градации звука, тембровые контрасты. Практически все романсы Михаил Глинка писал на тексты поэтов современников. Так как стихи создавались в эпоху культурного расцвета, композитор понимал, насколько это было важно. Эта незримая связь между лирикой и музыкой того времени, основала путь для развития классической лирической музыки в России. К числу лучших романсов Глинки, можно причислить элегию «Не искушай», на текст Баратынского, написанный в 1825 году. [5, с. 73]Новый этап в романсах Михаила Глинки начинается в начале 30-ых годов. Здесь композитор отражает всю самобытность и певческую культуру Италии. Общая атмосфера Италии, ярко повлияла на последующие труды Михаила Глинки. Его новые творения наполнены бурлящей жизнью, энергией, неукротимыми ритмами - «Венецианская ночь», «Победитель», «Желание». Хорошо можно увидеть сформированный стиль Глинки, как мастера в романсе «Венецианская ночь». Эта композиция покоряет, прежде всего, своей светлой чистотой и целомудренностью. Простота и красота романса это именно то, к чему стремился Глинка. Самые плодотворные годы творчества Михаила Глинки 1836 - 1842. Период между двумя великими операми Глинки - «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Этот период всецело принадлежал творчеству Пушкина. Глинка неоднократно писал композиции по его стихам, и часто пользовался талантом великого поэта. Романсы «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» в полной мере отражают пушкинскую романтичную натуру и его поэтичный образ. [9, с. 231]Богата и многообразна у Михаила Глинки, и лирика позднего периода (1841 - 1857). В этот период творчество композитора приобретает новое лицо. С одной стороны светлая лирика, торжество жизни, которая больше подходит Пушкину. А вторая сторона - это мрачный тяжёлый драматизм, больше подходящий Лермонтову. Глинка увлекается новым направлением «романс - портрет», где преобладают светлые тона, воспевание красоты и юности. Психоэмоциональные тенденции в творчестве композитора явно усиливаются в 30 -40 -ых годах. В творчество Михаила Глинки проникают мрачные драматичные образы, наряду со светлыми романсами. [13, с 61-79]Методы вокального письма нашли своё продолжение в ряде опер, таких как «Иван Сусанин» и Руслан и Людмила». Многие отметили силу трагизма и драмы в этих операх. И Глинке действительно удалось возвысить русскую мелодию до трагического стиля. 2.3 Опера после смерти Михаила Глинки.После смерти Михаила Глинки, русская опера, несомненно, лишилась очень многого. Композитор синтезировал традиции западной и русской культуры. Подвёл итог многолетним изысканиям. Глинка был новатором в мире музыки. Он же стал основоположником русской классической музыки. Михаил Глинка несомненно дал новое начало русской музыкальной культуре. Был основоположником многих методик, техник и способов вокального преподавания, которыми пользуются до сих пор. Композитор смог дать музыке некое второе дыхание. Приподнял её на новый уровень мирового значения. Все кто учился у Глинки, могли смело считать себя продолжателями его дела. Глинка создал фундамент для русской классической музыкальной школы, поэтому после кончины Михаила Глинки, его творчество и вклад в развитие классической русской музыки было не забыто, а получило дальнейшее развитие, но уже учениками Глинки, его друзьями и теми ,кто почитал его талант. Все дальнейшие поколения русских певцов и актёров, считали Михаила Глинку своим учителем. А для многих, композитор стал толчком в выборе будущей профессии на всю жизнь. Однако сама личность Глинки стала подвергаться критике, его творчество всё чаще ставили под сомнение. Всё началось со статьи в газете «Вечерний Вестник», где Стасов пишет о Глинке как о «Гении, который недостоин сам себя». Стасов без зазрения совести перечисляет негативные черты композитора, А самые громкие успешные оперы Глинки без стеснения называет «тухлой итальянщиной». Много позже в 60 -70 годах, Стасов вновь обрисовал образ Глинки в той же манере. В целом Стасов ставил Глинку, как неопытного и неумелого композитора, который был лишь предвестником истинных гениев в культуре русской музыке. Его мемуары правились и вырезались, оставляя лишь самые значимые моменты. Позже сам Стасов признался, что перегнул палку, и при написании о Глинке, достаточно жёстко высказался о его таланте. [13, с.130-230]Когда исполнилось 50 лет со дня смерти Глинки, появилась возможность бесплатно издавать его сочинения. Однако первоначальная мысль о том, что Глинка был не достоин своего таланта, ещё очень долго присутствовала в обществе. Чайковский, прочитав знаменитые «Записки» о Глинке, был глубоко возмущён и позже писал в своих дневниках о том, что находится в глубоком кошмарном состоянии, потому что Глинку поставили в один ряд с Бетховеном и Моцартом. А его гений просто обесценили. [9, с 54-78]В советском периоде Глинка стал неким нормативом для остальных композиторов. Его ставили в пример, требовали подобного от прочих исполнителей и композиторов. Его оперу «Руслан и Людмила» рассматривали, как богатырский эпос. А «Иван Сусанин» был переделан, из оперы убрали царя. Многие современники говорят о том, что сейчас не знают именно того Глинку, который жил в то время. Его обложили шаблонами, которые заставляют учить наизусть. Образ Глинки весьма скуден, сух. Перед нами предстаёт кто угодно, но не великий русский композитор. Получилось и так, что Глинка «советской выделки» тоже сейчас никому не интересен. Как композитора его не воспринимают, его творчество подвергается критике, часто незаслуженной.[8, с.84- 93]Однако сейчас, уже начинают воспринимать именно того истинного Глинку, потому как на сцене Мариинского театра, наконец, ставят подлинник его оперы «Жизнь за царя» . А это довольно значимое событие, которое о многом говорит. К сожалению, в советские годы многие оперы Глинки были подвержены кардинальным переделкам и перекройкам. В сталинской России, опера Глинки «Иван Сусанин» была полностью отредактирована в соответствии с нормами того времени. Прошло уже много времени, а опера Глинки так и осталась в том виде, в котором её оставили в сталинское время. Сейчас общество постепенно возвращается к тому неподдельному Глинке. Его сочинения о вокальном преподавании издаются огромными тиражами, и популярны не только в России, но и в западных странах, где Глинку по-прежнему считают гением русской музыки. [7, с. 74-86]ЗаключениеВ ходе работы, были рассмотрены условия создания русской оперы, и то, как на это повялило творчество Михаила Ивановича Глинки, а так же взаимосвязь между его вокально-педагогическими техниками и композиторское творчество. Было изучено и рассмотрено вокальное творчество Глинки, его действие на русскую классическую музыку, а так же принципы его педагогики с особенностями вокального письма. Исследование привело нас к ряду выводов: русская опера почти за сто лет претерпела большие изменения, которые стали судьбоносными в истории музыкальной культуры России. И Глинка, несомненно, был тем гением, который не испугался смешать стили Италии и России для создания нового веяния в музыке, которое стало узнаваемым по всему миру. Русские певцы, переняли технику и культуру исполнения оперных партий у Италии и Франции, но остались глубоко национальными исполнителями, со своей самобытностью и простотой. Основные черты для исполнения русской оперы в конце XIXвека: вокальная техника, позволявшая петь труднейшие творения итальянских композиторов, и умение в то же время оставаться русскими исполнителями со свойственными им задушевностью, глубиной, простотой и искренностью исполнения; стремление создавать на сцене образы живых людей - владение драматическим искусством наравне с вокальным; особенно чуткое отношение к слову, к проблеме интонирования слов в музыке, естественности слова в пении), мы находим уже достаточно чётко наметавшимися у лучших певцов рассматриваемого периода. Романсовое и оперное творчество М.И. Глинки - это новая эпоха в развитии русского вокального искусства, оказавшая большое влияние на выработку техники исполнения и характера русской школы пения. Воплощение в музыке всего богатства характера и мировоззрения русского человека, красота выразительных, ясных мелодий, законченность и совершенство формы, богатство гармонического сопровождения, тонкость оркестровки - все это характерные черты вокального письма композитора, показатели его высочайшего профессионализма. Ярко выраженная реалистическая направленность вокально-эстетических взглядов Глинки выступает и в отношении его к оперному и вокальному искусству вообще и в частности к особенностям певческого тембра, к использованию певцами различных внешних эффектов, к осмыслению текста, распеванию слов, фразировке, лёгкости исполнения.Как и Пушкин, Глинка мог бы сказать о себе: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой». Творчество Михаила Ивановича Глинки, получило полное признание не только в России, но и во всем мире. Не простым был путь его постепенного и упорного завоевания новых музыкальных и композиторских высот. Трудным было преодоление враждебности, снисходительного пренебрежения и равнодушия к творчеству великого русского композитора, так же как и к самому факту существования русской музыки вообще. Михаил Иванович Глинка смог преодолеть все преграды. Он заставил признать высокую ценность русского музыкального искусства для мировой культуры.Высокое звание Глинки на сцене русской оперы, его неоценимый вклад в развитие и становление русской оперной музыки, сделали композитора неким источником вдохновения для многих, кого затронуло его мастерство. Конечно, самые главные работы Михаила Ивановича навечно останутся в веках, и будут неоднократно переслушиваться, подвергаться критике и даже изменениям, но Михаил Иванович и сам был экспериментатором и новатором русской музыки. Его смелость и любовь к своему делу позволили создать новую ветвь русского искусства. В итоге можно сказать, что мастерство Глинки сочетало в себе много жанров, техник и факторов, которые влияли на его творчество. Однако, не только место и атмосфера находили отклик в душе Михаила Ивановича. Зачастую, он черпал вдохновение среди своих знакомых поэтов, в их текстах, на которые он писал свои романсы и элегии. Цель работы была показать, как оперная культура России расцвела и продолжает пленять своими композициями. И как Михаил Иванович повлиял на этот расцвет, как мастер своего дела. Конечно, спустя много лет, после смерти гениального композитора, его работы подвергаются осуждениям и критике. А его личность врезана в рамки, которые должны соответствовать времени. Его гений переживёт все времена, и донесёт до следующего поколения важность развития русской музыкальной культуры. Список использованной литературыАсафьев, Б.В. Глинка / Б.В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1950.Асафьев, Б.В. Избранные труды в 5 т, т.1/ Б.В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1952.Глинка, М.И. К 100-летию со дня смерти. 1857-1957 / М.И. Глинка; под ред. Е. Гордеевой. - М. : Изд-во АН СССР, 1958.Глинка, М.И. Творческий путь в 2т. / М.И. Глинка; под ред. Т.Н. Ливановой. - М.: Музгиз, 1955Глинка, М.И. Сборник материалов и статей / М.И. Глинка; под ред. Т.Н. Ливановой. - М.: Музгиз, 1950.Глинка, М.И. Летопись жизни и творчества / сост. А. Орлова; под ред. Б.В. Асафьева - М.: Музгиз, 1952Глинка, М.И. Исследования и материалы / М.И. Глинка; под ред. А.В. Оссовского. - М.: Музгиз, 1950Кузнецов, К.А. Глинка и его современники / К.А. Кузнецов. - М.: Музсектор, 1926Ларош, Г. А. Избранные статьи о Глинке / Г.А. Ларош . - М.: Музыка, 1953.Одоевский, В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи / В.Ф. Одоевский. - М.: Музгиз, 1951.Серов, А. Н. Избранные статьи в 2т, т. 1/ А.Н. Серов. - М.: Музгиз, 1950.Стасов, В. В. Избранные сочинения в 5 т, т. 1 / В.В. Стасов - М.: Искусство, 1952.Цуккерман, В.А. "Камаринская"Глинки и ее традиции в русской музыке / В.А. Цукерман. - М.: Музгиз, 1957.
Список использованной литературы
1) Асафьев, Б.В. Глинка / Б.В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1950.
2) Асафьев, Б.В. Избранные труды в 5 т, т.1/ Б.В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1952.
3) Глинка, М.И. К 100-летию со дня смерти. 1857-1957 / М.И. Глинка; под ред. Е. Гордеевой. - М. : Изд-во АН СССР, 1958.
4) Глинка, М.И. Творческий путь в 2т. / М.И. Глинка; под ред. Т.Н. Ливановой. - М.: Музгиз, 1955
5) Глинка, М.И. Сборник материалов и статей / М.И. Глинка; под ред. Т.Н. Ливановой. - М.: Музгиз, 1950.
6) Глинка, М.И. Летопись жизни и творчества / сост. А. Орлова; под ред. Б.В. Асафьева - М.: Музгиз, 1952
7) Глинка, М.И. Исследования и материалы / М.И. Глинка; под ред. А.В. Оссовского. - М.: Музгиз, 1950
8) Кузнецов, К.А. Глинка и его современники / К.А. Кузнецов. - М.: Музсектор, 1926
9) Ларош, Г. А. Избранные статьи о Глинке / Г.А. Ларош . - М.: Музыка, 1953.
10) Одоевский, В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи / В.Ф. Одоевский. - М.: Музгиз, 1951.
11) Серов, А. Н. Избранные статьи в 2т, т. 1/ А.Н. Серов. - М.: Музгиз, 1950.
12) Стасов, В. В. Избранные сочинения в 5 т, т. 1 / В.В. Стасов - М.: Искусство, 1952.
13) Цуккерман, В.А. "Камаринская"Глинки и ее традиции в русской музыке / В.А. Цукерман. - М.: Музгиз, 1957.
Вопрос-ответ:
Какую роль сыграл Михаил Иванович Глинка в развитии русской оперы?
Михаил Иванович Глинка сыграл огромную роль в развитии русской оперы. Он считается основоположником русской национальной оперы и первым русским композитором, чьи оперные произведения были окончательно заимствованы из европейской оперной традиции. Его творчество привнесло в русскую оперу новые музыкальные и драматические идеи, и он стал вдохновителем для последующих поколений русских композиторов.
Расскажите о биографии Михаила Ивановича Глинки.
Михаил Иванович Глинка был русским композитором, основоположником русской оперы. Он родился 20 мая (2 июня) 1804 года в Новоспасске, близ Смоленска, и умер 15 (27) февраля 1857 года в Берлине. Глинка получил музыкальное образование в Санкт-Петербурге и в Италии, где он был признан одним из самых ярких талантов своего времени. Главные оперные произведения Глинки включают "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Его творчество сыграло важную роль в развитии русской музыки и оказало влияние на многих последующих композиторов.
Как возникла русская опера и какие этапы развития она прошла?
Русская опера возникла в XIX веке под влиянием западноевропейской оперной традиции. Однако она быстро приобрела свои особенности и национальный характер. Развитие русской оперы можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап связан с именем Михаила Ивановича Глинки, который стал основателем русской оперы и привнес в нее национальные музыкальные и драматические идеи. Второй этап пришелся на середину XIX века, когда русская опера стала более разнообразной и развивалась под влиянием различных направлений и стилей. В третьем этапе, в конце XIX - начале XX века, русская опера достигла своего расцвета с творчеством Композиторов "Могучей Кучки" и Сергея Рахманинова.
Какую роль Михаил Иванович Глинка сыграл в развитии русской оперы?
Михаил Иванович Глинка сыграл важную роль в развитии русской оперы. Он считается основателем русской национальной оперы и первым русским оперным композитором. Его произведения внесли значительный вклад в развитие музыкального искусства в России и оказали влияние на последующие поколения композиторов.
Расскажите о биографии Михаила Ивановича Глинки.
Михаил Иванович Глинка был русским композитором, основателем русской национальной оперы и первым композитором, получившим всеобщее признание в России и за ее пределами. Он родился в 1804 году в семье дворян, получил музыкальное образование в Петербурге и Вене. Его оперы, такие как "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила", стали основой русской оперной традиции. Глинка также писал песни, камерные произведения и оркестровые композиции.
Как возникла русская опера?
Русская опера возникла в XIX веке под влиянием Михаила Ивановича Глинки. Он стал первым композитором, создавшим национальную русскую оперу и открыл новую главу в развитии музыкального искусства в России. Глинка использовал народные мелодии и тематику в своих оперных произведениях, что придало им национальный характер. После него русская опера продолжила развиваться, привлекая внимание многих талантливых композиторов и исполнителей.
Какие принципы и методы применял Михаил Иванович Глинка в своей вокальной педагогике?
Михаил Иванович Глинка применял вокальную педагогику, основанную на развитии естественности голоса и передаче эмоций. Он признавал важность правильной дикции и саморазвития исполнителя, а также уделял внимание детальной работе над техникой пения. Глинка стремился органично сочетать вокал и актерское мастерство, чтобы достичь максимальной выразительности исполнения.
Какую роль исполнил Михаил Иванович Глинка в развитии русской оперы?
Михаил Иванович Глинка сыграл важную роль в развитии русской оперы. Он считается основателем русской оперной школы, создав ряд известных опер, таких как "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила". Глинка внес значительный вклад в развитие музыкального искусства в России, установив высокие стандарты вокальной и композиторской техники.
Какова биография Михаил Ивановича Глинки?
Михаил Иванович Глинка - выдающийся русский композитор, основоположник русской опоры. Он родился в 1804 году в Новозадерецком, учился в Петербургской музыкальной школе и затем продолжил обучение за рубежом. Глинка создал ряд известных опер, где первозданно просматривается национальный колорит русской музыки. Он умер в 1857 году, оставив свой неизгладимый след в истории музыкального искусства.
Как возникла русская опера?
История возникновения русской оперы связана с Михаилом Ивановичем Глинкой. Он постарался привнести русский колорит в оперное искусство, используя в своих произведениях русские народные мелодии и темы. Спустя время, русская опора стала развиваться и входить в мировую музыкальную культуру. Ее развитие продолжается и по сей день, среди наиболее известных русских оперных композиторов можно отметить Чайковского и Римского-Корсакова.
Какие принципы и методы вокальной педагогики использовал Михаил Иванович Глинка?
Михаил Иванович Глинка был талантливым педагогом и использовал ряд принципов и методов вокальной педагогики. Он придавал большое значение искусству декламации и эмоциональной передаче текста. Глинка также уделял внимание развитию голосовой техники и способствовал развитию русской школы пения. Он считал, что голос должен быть естественным и выразительным, и поэтому пропагандировал натуральный подход к обучению музыкальным навыкам.
Какую роль сыграл М.И. Глинка в развитии русской оперы?
Михаил Иванович Глинка сыграл важную роль в развитии русской оперы. Он стал ее основоположником и создателем первой настоящей русской оперы "Жизнь за царя". Глинка внес значительный вклад в развитие оперного жанра, как музыкального, так и драматического. Его произведения, включая оперы "Руслан и Людмила" и "Эвгений Онегин", стали классикой русской оперы и оказали огромное влияние на последующие поколения композиторов.