Право ограниченного пользования чужим земельным участком
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 23.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект правп ограниченного пользования чужим земельным участком 4
1.1 История формирования права ограниченного пользования чужим земельным участком 4
1.2 Понятие, порядок установления и правовая природа публичного сервитута 9
Глава 2. Актуальные тенденции права ограниченного пользования чужим земельным участком 17
2. 1 Особенности оформления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в российском праве 17
2.2 Некоторые частноправовые проблемы права ограниченного пользования чужим земельным участком 19
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Однако, несмотря на правовое регулирование данного института, наблюдается тенденция роста количества возникающих земельных споров об определении границ земельного сервитута, что обуславливается как ростом градостроительной деятельности, так и противоречивостью в систематическом толковании норм права судом и правоприменителем, а также указывает на необходимость законодательного преобразования института ограниченного пользования чужим земельным участком (земельным сервитутом). В соответствии с п. 2 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2017 г., сервитут необходимо относить как к вещному праву, так и праву собственности. В свою очередь, п. 1 ст. 23 ЗК РФ регламентирует, что установление сервитута осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, т. е. носит отсылочный характер. Данное двойственное понимание способствует возникновению земельных споров в случае смены субъектов права ограниченного пользования чужим земельным участком. Ввиду наличия тесной связи между вещным и обязательственным правоотношением видна необходимость в их сохранении при смене субъектного состава ограниченного права пользования чужим земельным участком на законодательном уровне. При этом положения действующего гражданского и земельного законодательства не раскрывают содержание публичного и частного сервитутов. На наш взгляд, для унификации судебной практики и единообразного понимания и толкования сущности земельного сервитута, а также бесспорного установления права ограниченного пользования чужим земельным участком следует унифицировать положение о порядке определения размера платы за ограниченное пользование чужим земельным участком и о субъективном составе разновидности сервитутов. Кроме того, необходимо на законодательном уровне установить первостепенную роль градостроительной документации для установления ограниченного права пользования чужим земельным участком для обеспечения проезда к господствующим земельным участкам. На протяжении десятков лет в Российской Федерации существовала проблема определения правового положения сервитутов в сфере строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, велась активная законотворческая деятельность по совершенствованию норм гражданского и земельного права. Несмотря на широкое развитие темы исследования в работах ведущих ученых-цивилистах, использование конструкции сервитута по отношению к земельных участкам, на которых расположены линейные объекты, долгое время не могло найти своей отражение в законодательной базе нашей страны. Прежде всего, это было связано с практическими проблемами правового статуса и особенностей самих линейных объектов, обладающих значительной протяженностью и, соответственно, располагающихся на территории нескольких земельных участков, различной категории земель с различными правовыми режимами, принадлежащих отдельным лицам. Так же сложностью правового механизма использования земельного участка для обеспечения деятельности линейных объектов являлось расположение таких объектов как под поверхностью земельного участка, так и над ней, что приводило к затруднительному использованию земельных участков собственниками и вопросу эксплуатации линейных объектов. Такая неоднозначная правовая действительность существенно осложняла и подрывала сферу строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, к увеличению сроков оформления прав на земельные участки в муниципальную или государственную собственность либо невозможности такого оформления. В тоже время во многих субъектах Российской Федерации наблюдалось увеличение случаев злоупотребления правами со стороны физических и юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков, которые в силу конфигурации своих границ и территориального расположения призваны выполнять функцию земельных участков общего пользования. Вносимые на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты, направленные на разрешение этих проблем, не находили своего дальнейшего развития по причине отсутствия конкретной концепции предлагаемых изменений в действующее законодательство. В связи с этим, для оперативного строительства линейного объекта, разрабатывались нормативные правовые акты в каждом отдельном случае. Однаков 2018 году вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года№341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», существенно изменив правовую действительность и ставшим революционным для развития гражданского и земельного законодательства. В первую очередь, закон ввел в Земельный кодекс Российской Федерации новую главу, где закрепил принцип права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) для размещения линейных объектов.В качестве особенностей установления публичного сервитута по отношению к земельным участкам, на котором планируется создание линейного объекта либо уже расположен такой объект, можно выделить следующие условия: запрет на прекращение публичного сервитута исключительно по желанию собственника обремененного объекта недвижимости, возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке вне зависимости от точных границ земельных участков и наличия зарегистрированных прав на них. Процедура установления публичного сервитута инициируется по ходатайству об установлении публичного сервитута лицом, отвечающим за строительство, ремонт, реконструкцию и эксплуатацию линейных объекта при наличии пописанного соглашения с собственником земельного участка, и заканчивается принятием решения уполномоченным органам федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления об установлении публичного сервитута. При этом, публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, однако сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН. Такое разъяснение предоставило Минэкономразвития России в ответ на возникший у регистратора вопрос о внесении в ЕГРН сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута.В отличии от сервитута или публичного сервитута, устанавливаемого с целью отличных от обеспечения деятельности линейных объектов, правовая норма о плате за такой сервитут строго определена: в процентном соотношении от кадастровой стоимости такого земельного участка.Аналогично общему правилу, плата может представлять, как единовременный платеж, так и представлять собой периодические платежи. Таким образом, принятие нового федерального закона, содержащего комплекс изменений в земельных правоотношениях, основанных на установление публичного сервитута, стоит считать положительной тенденцией в попытке эффективного использования концепции сервитута как правового института. Решение практической проблемы подобным образом послужило ответом на заинтересованность собственникам линейных объектов устранить из правоотношений губительный фактор злоупотребления своими правами собственников земельного участка. Современная действительность указывает на то, что цифровая трансформация затрагивает деятельность организаций, работающих во всех отраслях экономики, что приводит российскую экономику к росту конкуренции на внутренних и внешних рынках. Процесс цифровизации при взаимодействии с государством, находят свое отражение в предпосылках для обеспечения благоприятных условий хозяйственного оборота. Профессиональным сообществом неоднократно выражалась необходимость использования географических информационных систем для продуктивного регулирования правоотношений, возникающих при установлении сервитута. Кроме того, проведенная в 2020 году реформация информационного сервиса Росреестра, так же оказывает влияние на сервитутные правоотношения в целом. Итак, дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, в части использования сервитута при размещении линейных объектов, должны получить экономические отношения между собственником земельного участка и собственником линейного объекта при установлении сервитута. Так же предлагается продолжить создание эффективной законодательной базы, рассматривающей сервитут как одного из основных правовых институтов для оформления прав на земельные участки, и необходимые для размещения линейных объектов. ЗАКЛЮЧЕНИЕПраво ограниченного пользования чужим земельным участком — это ограниченное вещное право, которое состоит в возможности одного лица пользоваться в установленном объеме земельным участком другого лица.По смыслу ст. 274 ГК РФ сервитутом может быть обременено право собственности на земельный участок. В то же время закон не предусматривает возможность обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего лицу на праве постоянного бессрочного пользования, аренды. Земельный кодекс РФ устанавливает два вида сервитутов:1) частный сервитут;2) публичный сервитут. Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыАрбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 16.11.2021)//Собрание законодательства Российской ФедерацииВодный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021)//Собрание законодательства Российской ФедерацииГражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)//Собрание законодательства Российской ФедерацииЗемельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021)//Собрание законодательства Российской ФедерацииОбзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017))//Собрание законодательства Российской ФедерацииПостановления Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права(на основе публикаций на сайте ВАС РФ в мае 2012 г.)//Собрание законодательства Российской ФедерацииФедеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" от 03.08.2018 N 341-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства Российской ФедерацииФедеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства Российской ФедерацииНаучная литератураАверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2018. 128 с.Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 259 с.Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 240 с.Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.Болтанова Е. С. Земельное право. М.: ДРОФА, 2016. 448 с.Галенко Н. Н., Шустова Н. С. Земельное право. Учебное пособие. М.: Феникс, 2017. 154 с.Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.Грачева О.С., Романова А.А. Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие / под ред. О.С. Грачевой. Москва: РУСАЙНС, 2019. 48 с.Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 496 с.Жмурко С.Е. Земельные участки и строения: вступление в права владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 10. 160 с.Жмурко С.Е. Земельный участок: финансовая сторона владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 20. 144 с.Земельное право. Шпаргалка. М.: Окей-книга, 2017. 32 с.
Нормативно-правовые акты
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 16.11.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021)//Собрание законодательства Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)//Собрание за-конодательства Российской Федерации
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021)//Собрание законодательства Российской Федерации
5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017))//Собрание законодательства Российской Федерации
6. Постановления Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права(на основе публикаций на сайте ВАС РФ в мае 2012 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации
7. Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-рации в части упрощения размещения линейных объектов" от 03.08.2018 N 341-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства Российской Федерации
8. Федеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства Российской Федерации
Научная литература
9. Аверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах. М.: Про-спект, 2018. 128 с.
10. Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 259 с.
11. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 240 с.
12. Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.
13. Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.
14. Болтанова Е. С. Земельное право. М.: ДРОФА, 2016. 448 с.
15. Галенко Н. Н., Шустова Н. С. Земельное право. Учебное пособие. М.: Феникс, 2017. 154 с.
16. Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
17. Грачева О.С., Романова А.А. Особенности юридической ответ-ственности за земельные правонарушения: учебное пособие / под ред. О.С. Грачевой. Москва: РУСАЙНС, 2019. 48 с.
18. Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 496 с.
19. Жмурко С.Е. Земельные участки и строения: вступление в права владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 10. 160 с.
20. Жмурко С.Е. Земельный участок: финансовая сторона владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 20. 144 с.
21. Земельное право. Шпаргалка. М.: Окей-книга, 2017. 32 с.
Вопрос-ответ:
Какова история формирования права ограниченного пользования чужим земельным участком?
Право ограниченного пользования чужим земельным участком имеет долгую историю. Уже в древних цивилизациях существовали законы, которые регулировали возможность использования земли, принадлежащей другим людям. В Древнем Риме, например, были установлены правила ограниченного пользования земельным участком, чтобы обеспечить справедливое использование земельных ресурсов. В разные исторические периоды эти правила развивались и изменялись, а сейчас они закреплены в законодательстве многих стран.
Что такое публичный сервитут и какова его правовая природа?
Публичный сервитут - это одна из форм ограниченного пользования чужим земельным участком. Он предоставляется государством или муниципалитетом для общего пользования граждан или определенной категории лиц. Правовая природа публичного сервитута заключается в том, что обладатель такого права имеет ограниченные права на использование земельного участка, но сам земельный участок остается собственностью государства или муниципалитета.
Какие особенности оформления права ограниченного пользования чужим земельным участком существуют?
Оформление права ограниченного пользования чужим земельным участком может иметь различные особенности в зависимости от законодательства страны. Однако, обычно для получения такого права требуется подача заявления или заявки в соответствующие органы, в котором необходимо указать цель использования земельного участка и срок пользования. После рассмотрения заявления органами или учреждениями выносится решение о предоставлении права ограниченного пользования.
Какие исторические факторы способствовали формированию права ограниченного пользования чужим земельным участком?
История формирования права ограниченного пользования чужим земельным участком связана с различными факторами, такими как социальные потребности, экономическая необходимость и политические решения. В России данный институт начал развиваться в 19 веке в связи с ростом городского населения и нехваткой земель для новых поселений. Также влияние оказали процессы индустриализации и урбанизации, которые требовали учета общественной потребности в земельных ресурсах.
Что такое публичный сервитут и какова его правовая природа?
Публичный сервитут - это форма правового регулирования ограничения права собственности на земельный участок в пользу общественных нужд, таких как строительство дорог, коммуникаций, железных дорог и других объектов инфраструктуры. Публичный сервитут является государственным ограничением права собственности на землю и обладает обязательностью для всех собственников земельных участков, на которых устанавливается такое ограничение.
Какие особенности оформления права ограниченного пользования чужим земельным участком?
Оформление права ограниченного пользования чужим земельным участком требует соблюдения определенной процедуры. Сначала необходимо заключить договор с владельцем земельного участка, на котором будет осуществляться ограниченное пользование. Договор должен содержать все условия и сроки ограниченного пользования, а также размер вознаграждения, если оно предусмотрено. После заключения договора необходимо зарегистрировать его в органе регистрации недвижимости. Регистрация обязательна для юридических лиц и может быть проведена по желанию физических лиц. Затем, после регистрации договора, владелец земельного участка получает право на ограниченное пользование и может использовать землю в соответствии с условиями договора.
Какова история формирования права ограниченного пользования чужим земельным участком?
История формирования права ограниченного пользования чужим земельным участком начинается с древних времен, когда людям стало необходимо использовать земельные участки, находящиеся в частной собственности других лиц. В разных государствах развивались различные формы такого права, которые позднее нашли свое отражение в законодательстве.
Что представляет собой порядок установления и правовая природа публичного сервитута в контексте права ограниченного пользования чужим земельным участком?
Порядок установления и правовая природа публичного сервитута в контексте права ограниченного пользования чужим земельным участком определяются законодательством каждого конкретного государства. Обычно публичный сервитут устанавливается в случаях, когда использование определенного земельного участка необходимо для общественных нужд (например, для строительства дороги или коммуникаций) и при условии соответствующей компенсации собственнику участка.
Какие особенности оформления права ограниченного пользования чужим земельным участком можно выделить?
Особенности оформления права ограниченного пользования чужим земельным участком могут варьироваться в разных странах и зависеть от конкретного типа сервитута. Однако обычно для оформления такого права требуется заключение специального договора между землевладельцем и лицом, которому предоставляется право. Также может потребоваться нотариальное оформление договора и его регистрация в соответствующих государственных органах.
Что представляют собой актуальные тенденции права ограниченного пользования чужим земельным участком?
Актуальные тенденции права ограниченного пользования чужим земельным участком включают в себя разработку более гибких и современных механизмов регулирования таких отношений, чтобы учесть современные социально-экономические потребности. Также наблюдается стремление к упрощению процедуры оформления таких прав с целью снижения бюрократической нагрузки на стороны и повышения доступности таких прав для граждан и предпринимателей.