- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Вальдорфские школы 4
2. Система глобального образования 7
3. Справедливые общества Кольберга 9
4. Педагогика общей заботы 11
5. Гуманистическая воспитательная система В.И.Караковского 13
Заключение 18
Список использованных источников 19
Фрагмент для ознакомления
Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение. Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет. Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде. В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности. Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели. Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального. Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства "мы".Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему. В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении. Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты. Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении. Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.ЗаключениеВоспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен, прежде всего, на социальное развитие человека. Для эффективного решения данной задачи необходимо, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целостно, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.Главный критерий эффективности функционирования воспитательной системы – развитие личности ребенка. В связи с этим управление воспитательной системой включает в первую очередь управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Это требует поиска путей оптимального включения личности (и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе.Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.Список использованных источниковБордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Академия, 2019. - 352 c.Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания / Е.В. Головнева. - М.: Высшая школа, 2015. - 256 c.Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2016. - 176 c.Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 c.Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2015. - 224 c.
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Академия, 2019. - 352 c.
3. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания / Е.В. Головнева. - М.: Высшая школа, 2015. - 256 c.
4. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2016. - 176 c.
5. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 c.
6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
7. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
9. Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.
10. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2015. - 224 c.
Вопрос-ответ:
Какие воспитательные системы существуют в настоящее время?
В настоящее время существует несколько воспитательных систем, включая вальдорфские школы, систему глобального образования, справедливые общества Кольберга, педагогику общей заботы и гуманистическую воспитательную систему В.И. Караковского.
Что такое вальдорфские школы?
Вальдорфские школы - это образовательные учреждения, основные принципы которых включают ориентацию на развитие творческого потенциала каждого ребенка, внимание к холистическому развитию личности и учебную программу, направленную на формирование универсальных навыков и ценностей.
Что представляет собой система глобального образования?
Система глобального образования - это подход к образованию, который способствует развитию учеников в качестве глобальных граждан, подготавливая их к активному участию в глобальной общественной жизни, с учетом взаимосвязи и взаимозависимости различных стран и культур.
Что такое справедливые общества Кольберга?
Справедливые общества Кольберга - это концепция развития моральных убеждений и ценностей учащихся, которая доступна для всех детей и молодежи в образовательной системе. Она предлагает шкалу шести стадий морального развития, которая помогает понять, каким образом дети и взрослые воспринимают и решают этические дилеммы.
Что представляет собой педагогика общей заботы?
Педагогика общей заботы - это подход к воспитанию, который акцентирует внимание на важности отношений и заботы в процессе образования. Она признает, что физическое, эмоциональное и социальное благополучие учащихся является неотъемлемой частью академического успеха и личностного развития.
Какие воспитательные системы существуют в современных школах?
Существуют различные воспитательные системы, такие как вальдорфская, система глобального образования, педагогика общей заботы, гуманистическая воспитательная система В.И. Караковского и другие.
Что такое вальдорфская школа?
Вальдорфская школа - это система образования, созданная Рудольфом Штейнером, включающая разнообразные методики, основанные на гармоничном развитии личности ребенка и акцентирующие внимание на его эмоциональном и духовном развитии.
Чем отличается система глобального образования?
Система глобального образования направлена на формирование у учащихся глобального мышления, умения анализировать и решать проблемы, связанные с мировыми вызовами, такими как изменение климата, межкультурное взаимодействие и другие глобальные проблемы.
Что такое справедливые общества Кольберга?
Справедливые общества Кольберга - это концепция, разработанная Лоуренсом Кольбергом, которая предлагает воспитание детей и формирование общества на основе универсальных моральных принципов, таких как справедливость и уважение к правам и достоинству каждого человека.
Что представляет собой педагогика общей заботы?
Педагогика общей заботы - это подход к воспитанию, основанный на идее важности заботы и взаимопомощи в образовательном процессе. Основной акцент делается на развитии коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и сотрудничать с другими людьми.
Какие воспитательные системы существуют в современных школах?
В современных школах существуют разные воспитательные системы, такие как вальдорфская школа, система глобального образования, педагогика общей заботы и гуманистическая воспитательная система. Каждая из них имеет свои принципы и ценности и направлена на развитие учащихся.
Какой роль играет директор в сфере воспитания в школе?
Директор школы играет большую роль в сфере воспитания. Из-за своего авторитета и позиции он часто определяет неофициальную сторону отношений в школе. Он вносит решения и формирует общественное мнение. Он может влиять на выбор воспитательных систем и принципов, которые будут использоваться в школе.