Материнская депривация

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 22 22 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 23.01.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
1. Материнская депривация как психологический феномен 5
2. Психолого-педагогическое сопровождение депривированных детей раннего возраста в условиях государственной организации 14
Заключение 19
Список источников 20



Фрагмент для ознакомления

В любом возрасте работа с ребёнком-сиротой должна проводиться индивидуально. Работа должна протекать в атмосфере, приближённой к семейной, т.е. в условиях доброжелательности и наполненной любовьюатмосфере [8].Целью исследований явилась попытка формирования устойчивой ориентации ребёнка на взрослого, достижение переноса отношения к одному взрослому на других, повышение учебной мотивациидепривированных детей.Работа с детьми осуществлялась в детских домах и в других детских организациях закрытого типа. В исследовании приняли участие студенты-педагоги и примерно 80 детей в возрасте от 1 до 4-5 лет. Педагоги и психологи проводили экспериментальную работу с теми детьми, которые с самого рождения направлялись в детские учреждения закрытого типа. Детей с тяжёлыми формами депривации было отмечено лишь несколько, поскольку социальная среда была всё-таки довольно разнообразной. На самых раннихстадиях данной работы были отмечены предпосылки успешного общения ребёнка с взрослым. Взрослого ребенок выбирал самостоятельно, поскольку виных случаях был довольно долгий процесс привыкания. Данный подход оказался эффективным и результативным.Отмечалось, что при значительных возможностях выбора дети-сироты выбирали человека, с которым они имели физическое сходство. При осуществлении данной экспериментальной работы было организовано не менее пяти встреч с каждым ребёнком [6].С начальных сеансов для всех детей общение с взрослым было эмоциональным и доброжелательным. В большинстве случаях уже после начальных сеансов наблюдались положительные изменения в развитии эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сфер. Так, ребёнок в возрасте 3 года 3 мес., будучи здоровым физически, не произносил ни одного слова. Он выбрал педагога (участницу экспериментальной работы), на которую он походил внешне. На первом сеансе длительностью 40 минут ребёнок самостоятельно выбрал вид деятельности - катание на большой игрушечной лошадке. Ребёнок с удовольствием качался на протяжении всего сеанса.Он проявлял положительные эмоции, а педагог одобряла все его действия вслух. После сеанса ребёнок проводил её до двери. Уже через два дня он стал разговаривать, при этом речь его состояла из полных предложений. Уровень развития речи соответствовал возрастным нормам здоровых детей, воспитывающихся в семье.И подобный пример был далеко не единственным во время проведения данного испытания: многие дети улучшили свою речь, их взаимодействие с взрослыми перешло на более высокий уровень. Исследователи полагали, что стремительное развитие ребёнка связано с актуализацией уже сложившихся структур интеллекта языка, эмоций и др. Как правило, наличие социальной проблемы, в большинстве случаев связанной с отсутствием конструктивных отношений с взрослым, приводит к затруднению интеллектуальной и эмоциональной активности. Согласно предположениям исследователей, именно социальные трудности делают исследовательское поведение для депривированного ребёнка менее значимым личностно, вследствие чего ему довольно часто приходится обучаться во вспомогательной школе. Так чтоустранение этой нерешённой социальной проблемы способно сделатьвозможным длядепривированного ребёнка успешное обучение в обычной школе. В данных случаях в процессе эмоционально насыщенного общения с взрослым социальная проблема была решена, и развитие стало проходить взрывообразно [3].В процессе работы с детьми формировалось соотношение ребёнка сего именем. Перед началом экспериментальной работы многие дети не соотносили своё имя с собственной личностью. Исходя из того , что имя является важнейшим структурирующим элементом формирующейся идентичности, исследователями были разработаны приёмы, которые помогали ускорить данный процесс [10].В ходе проведения экспериментальной работы сталоотмечаться избирательное отношение детей к взрослому, и это явилось ключевым фактором в развитии ориентации на взрослого. Так, на втором сеансе одна девочка в возрасте 4 года не подошла к взрослому, а только издали помахала рукой. В беседе с сотрудниками учреждения выяснилось, что она самостоятельно выбрала в матери женщину, которая приходила в детский дом, чтобы усыновить ребёнка. Не желая «предать» маму, она не стала работать с участницей эксперимента. Это явилось важным свидетельством о развитой способности ребёнка к избирательным контактам с взрослым, что отвечает возрастной норме детей из семьи [15].Виды деятельности детей с взрослым были очень разнообразными. Дети в основном предлагали их сами: рассматривали книжки с картинками, рисовали, лепили, качались, перебирали игрушки, просто сидели на коленях.Таким образом, главным фактором социальной реабилитации детей стало доброжелательное отношение к ним взрослого. В этом случае форма деятельности, при которой проявляется любовь взрослого, имеет второстепенное значение. К настоящему временистали развиваться многочисленные психологические коррекционные методики, где главный акцент делается на саму форму, при которойвозможно осуществление коррекционной работы (например, сказкотерапия, тестопластика, игровая деятельность и т.п.). Однаковажнейшие преобразованияв развитии личности ребёнка происходили по причине установления отношения взрослого к ребёнку, что и было доказанов проведённом исследовании [6].ЗаключениеОтсутствие физического и эмоционального контакта с матерью значительно усложняет адаптацию ребёнка к жизни, приводит к недостаточному развитию навыков общения и препятствует установлению доверия к взрослому. Влияние эмоциональной депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении. У детей раннего и дошкольного возраста специфические условия жизни в закрытом детском учреждении приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности; они печальны и пассивны; у них не возникает привязанности к взрослому.У воспитанников дома ребенка отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.Социальная реабилитация детей может быть успешной в раннем возрасте, но становится проблематичной в старшем возрасте.Список источниковАлексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для педагогических вузов. СПб., 2009. – 346 с.Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста. – м, 2015. – 354 с.Бардышевская, М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечительства.- 1995.- С. 27-32. Басюк, B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект.—М., 2001.- 138 с. Басюк, B.C. Психологическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2004.—208 с. Бережнова, Л. Н. Профилактика депривации в педагогическом процессе: монография. СПб., 2007.- 334 с.Золотарёва, О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. … дис. канд. псих. наук / Золотарёва О. С.. Астрахань, 2007. - 24 с.Кистякова, МЮ. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребёнка: автореф. дис. канд. психол. наук-М, 1946.-20 с.Кожина, А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, находящихся в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93 - 96.Куровский, В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и её основные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 126-128.Лангмейер, Й, Матейчек, З. Психическая депривация в раннем детском возрасте, Прага 1984г. – 188 с.Матейчик, З., Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. - 286 с.Мещерякова, СЮ. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у детей, воспитывающихся в семьях и домах ребёнка // Возрастные особенности психического развития. - М.: Педагогика, 1988.-С. 26-35.Микиртумов, Б.Е., Кощавцев, А.Г., Гречаный, С.В. Клиническая психиатрия в раннем детском возрасте. СПб., 2001. - 268 с.Психическая депривация в детском возрасте [Электронный ресурс] / режимдоступа:http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0014.asp.Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. 2003. – 324 С.Сапогов, В.М. Теоретико-правовые аспекты деятельности воспитательных учреждений по формированию правового сознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Псков, 2008. 252 с.Caноев, КВ. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. канд. психол. наук.-М.,1997. -142 с. Семёнов, Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007.Шабас, СТ. Коррекция развитая личности детей в условиях социальной депривации: дис. канд. психол. наук: 19.00.03.—СПб, 146 сШпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.

Список источников


1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для педагогических вузов. СПб., 2009. – 346 с.
2. Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста. – м, 2015. – 354 с.
3. Бардышевская, М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечительства.- 1995.- С. 27-32.
4. Басюк, B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект.—М., 2001.- 138 с.
5. Басюк, B.C. Психологическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2004.—208 с.
6. Бережнова, Л. Н. Профилактика депривации в педагогическом процессе: монография. СПб., 2007.- 334 с.
7. Золотарёва, О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. … дис. канд. псих. наук / Золотарёва О. С.. Астрахань, 2007. - 24 с.
8. Кистякова, МЮ. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребёнка: автореф. дис. канд. психол. наук-М, 1946.-20 с.
9. Кожина, А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, находящихся в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93 - 96.
10. Куровский, В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и её основные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 126-128.
11. Лангмейер, Й, Матейчек, З. Психическая депривация в раннем детском возрасте, Прага 1984г. – 188 с.
12. Матейчик, З., Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. - 286 с.
13. Мещерякова, СЮ. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у детей, воспитывающихся в семьях и домах ребёнка // Возрастные особенности психического развития. - М.: Педагогика, 1988.-С. 26-35.
14. Микиртумов, Б.Е., Кощавцев, А.Г., Гречаный, С.В. Клиническая психиатрия в раннем детском возрасте. СПб., 2001. - 268 с.
15. Психическая депривация в детском возрасте [Электронный ресурс] / режимдоступа:http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0014.asp.
16. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. 2003. – 324 С.
17. Сапогов, В.М. Теоретико-правовые аспекты деятельности воспитательных учреждений по формированию правового сознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Псков, 2008. 252 с.
18. Caноев, КВ. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. канд. психол. наук.-М.,1997. -142 с.
19. Семёнов, Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007.
20. Шабас, СТ. Коррекция развитая личности детей в условиях социальной депривации: дис. канд. психол. наук: 19.00.03.—СПб, 146 с
21. Шпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация - это состояние, когда ребенок лишается надлежащего внимания, заботы и любви со стороны матери. Это может происходить из-за различных причин, таких как отсутствие матери вследствие смерти, алкоголизма, психических заболеваний и т.д.

Какие последствия может иметь материнская депривация для ребенка?

Материнская депривация может привести к серьезным психологическим и эмоциональным проблемам у ребенка. Он может испытывать чувство неполноценности, низкую самооценку, проблемы в общении и формировании отношений. Также ребенок может иметь задержки в развитии и плохую успеваемость в школе.

Как проводить психолого-педагогическое сопровождение для депривированных детей раннего возраста?

Психолого-педагогическое сопровождение для депривированных детей раннего возраста должно проводиться индивидуально и в условиях, приближенных к семейным. Важно создать атмосферу доброжелательности и любви. Также необходима работа с родителями, чтобы помочь им развить навыки взаимодействия с ребенком.

Какие основные задачи исследований по материнской депривации?

Основная цель исследований по материнской депривации - понять причины и последствия этого явления, а также разработать эффективные методики работы с депривированными детьми. Важно также изучить влияние материнской депривации на развитие ребенка и найти способы помочь ему преодолеть возникшие проблемы.

Какая работа должна проводиться с ребенком-сиротой?

Работа с ребенком-сиротой должна проводиться индивидуально и в атмосфере, приближенной к семейной. Она должна быть наполнена доброжелательностью и любовью. Целью работы является помощь ребенку в преодолении эмоциональных и психологических проблем, а также поддержка его развития и адаптации в обществе.

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация - это отсутствие или ограничение физического и эмоционального родительского контакта у ребенка с матерью в раннем возрасте, что может привести к негативным психологическим последствиям.

Какую роль играет материнская депривация в формировании личности ребенка?

Материнская депривация может оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Отсутствие материнской привязанности может вызвать у ребенка чувство небезопасности, низкую самооценку, а также проблемы в развитии социальных и эмоциональных навыков.

Как проводить психолого-педагогическое сопровождение детей, страдающих от материнской депривации, в государственных организациях?

Психолого-педагогическое сопровождение депривированных детей должно проводиться индивидуально и в атмосфере, приближенной к семейной. Оно должно быть наполнено доброжелательностью и любовью, чтобы помочь ребенку развить положительную самооценку и навыки социального взаимодействия.

Почему важно проводить индивидуальную работу с ребенком-сиротой в любом возрасте?

Индивидуальная работа с ребенком-сиротой важна в любом возрасте, потому что каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные потребности и проблемы, которые требуют индивидуального подхода. Только таким образом можно помочь ребенку преодолеть негативные последствия материнской депривации и развиться гармонично.

Какая была цель проведенных исследований на тему материнской депривации?

Целью проведенных исследований была попытка осветить вопросы, связанные с материнской депривацией, и выявить оптимальные методы психолого-педагогического сопровождения депривированных детей в раннем возрасте.