Обучение грамматике с помощью информационных технологий (на примере английского языка)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 26.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 7
1.1 Принципы использования и дидактический потенциал информационных технологий в образовательном процессе 7
1.2 Опыт использования Интернет-ресурсов на уроках по иностранному языку на среднем этапе обучения 10
1.3 Подходы к формированию грамматических навыков 13
Выводы по главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 20
2.1 Обзор существующих информационных технологий для формирования грамматического навыка 20
2.2 Иллюстрация возможностей применения Web 2.0 в учебном процессе 23
Выводы по главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Так, тестирующие программы “ChoiceMaster”, “MatchMaster”, “GapMaster”, “Storyboard”, “My test», “Vocabulary” характеризуются простотой создания и выполнения. Преподавателю лишь необходимо заполнить определенные позиции в программе своим учебным материалом. Эти программы имеют два режима: обучающий и тестовый. В обучающем режиме программы учащийся имеет возможность использовать несколько попыток выполнения теста и даже обратиться за подсказкой. Весьма знаменита программа для создания и проведения компьютерного тестирования, анализа результатов “MyTest”, которая с 2003 года разрабатывается А. С. Башлаковым. Положительными моментами данного теста являются легкость, объективность, быстрота выполнения и проверки, статистический анализ результатов. В программе имеется несколько типов заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление соответствия и порядка следования, указание истинности или ложности утверждений и другие. Интересно, что в программе имеется богатый текстовый редактор, а также можно создать и свой собственный. К каждому заданию можно как прикрепить подсказку и разъяснение верного варианта ответа, так и задать сложность упражнения. Кроме того, предусмотрено ограничение времени выполнения всего теста или любого ответа на задание. Помимо этого, интерес представляют видеофонограммы, которые помогают ознакомиться с культурой и традициями изучаемого языка. Продуктивнее и интереснее использовать на уроке английского языка не учебные аудиовизуальные средства, которые привлекаются в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являются.Аудиовизуальными средствами обучения являются эффективным источником качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка [22, c. 229].В качестве аудиовизуальных средств возможно использовать английские мультфильмы. Роль английских мультипликационных фильмов в обучении необычайно велика. Как правило, английские мультфильмы не занимают больше 15–20 минут. Но за это короткое время они знакомят зрителя с культурой, традициями, обычаями, нормами поведения и национальной психологией носителей языка. Если добавить к этому работу с лексикой и грамматикой на базе конкретного мультфильма, мы получим уникальный комплекс для развития коммуникативной компетенции учеников. К тому же мультфильм делает занятие более интересным и эмоциональным, повышает мотивацию учащихся к овладению новым материалом.Мультфильм как средство наглядности является эффективным решением ряда педагогических и воспитательных проблем. Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. С помощью мультфильмов учащийся усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. В современных условиях современные средства обучения (компьютер, мультимедийные приложения) – необходимый атрибут организации учебного процесса. При внедрении компьютерных технологий в учебный процесс необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.2.2 Иллюстрация возможностей применения Web 2.0 в учебном процессеТехнологии Web 2.0 представляют собой совокупность Интернет- ресурсов, которые обогащаются и совершенствуются благодаря учету сетевых взаимодействий, т. е. они становятся тем полнее и лучше, чем больше людей ими пользуются. Именно эта особенность, по убеждению Д. Ю. Медведевой, возможность активного вовлечения пользователей в создание и наполнение сети Интернет - является принципиально новой для учебных технологий, тогда как раньше пользователи выполняли только пассивную роль [10].На сегодняшний день нет единого списка форматов Web 2.0, на основе которого можно построить единую классификацию сетевых ресурсов. В связи с этим методисты разрабатывают различные типологии сетевых сервисов в зависимости от целей их применения, функциональных способностей или форм их функционирования. Мы так же, как и некоторые специалисты в области технологий Web 2.0, сделали свой список сервисов Web 2.0, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными при обучении грамматике английского языка. Кроме этого, к каждому из этих видов технологии Web 2.0 мы представили некоторые из разработанных нами упражнений к УМК «Spotlight» для 7 класса. Таблица 1 – Возможности применения технологии Web 2.0 Технологии Web 2.0РазделвучебникеТема no грамматикеПример заданияВидеосервисы (TED, Youtube) позволяют загружать, просматривать и комментировать видеоUnit 1.Тема:Friends and familyPresentSimple:affirmative,negative,questionsПросмотрите на сайте TED видеоролик про Королевскую семью Великобритании. Составьте вопросы к видеоролику, употребляя глаголы в Present SimpleБлоги (Liveintemet, Blogger,Livejoumal), или сетевые дневники, позволяют любому пользователю вести свои записи, а также просматривать и комментировать записи других пользователейUnit 3.Тема: At schoolhave toПрочтите статью об особенностях школьной системы в России и в Англии. Напишите в вашем блоге требования к учащимся в российской и английской школах с применением глагола have toФотосервисы (1п- stagram, Flickr, Pi- casa) - социальные сервисы, предназначенные для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий, также они позволяют «привязывать» фотографии к местам на карте, создавать на основе фотоальбомов слайд-шоуUnit 5. Тема: Healthy livingcountable and uncountable nouns, “How much...?” / “Howmany...? “, some and any, should / shouldn’t, would likeК фотографиям вашего завтрака (обеда, ужина) составьте комментарии с использованием some, any в конструкциях с модальными глаголами should / shouldn’t, would likeWiki-сервисы (Wikipedia) позволяют любому пользователю редактировать текст сайта, загружать на сайты файлы, содержащие текстовую информацию, сопровождая ее изображениями и видеофрагментамиUnit 8.Тема: In the wildcomparativeadjectives,superlativeadjectivesПрочтите в Wiki- сервисе статьи про климатические и природные условия в разных местностях. Сравните их и составьте утверждения с использованием comparative adjectives and superlative adjectivesГеосервисы (Google Maps, Yandex Maps) позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шараUnit 8.Тема: Time to travelpresent perfect: affirmative, negative and interrogativeОтметьте на Google- map места, которые вы посещали, добавьте к ним фотографии, сопроводив пояснительным комментарием с употреблением глаголов в Present PerfectВыводы по главеГлавной целью обучения грамматике в начальной школе является овладение грамматическими навыками. Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно. Информационные компьютерные технологии могут быть широко использованы впроцессе обучения иностранному языку в целом и формирования грамматических навыков учащихся, вчастности.Следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии. Упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся. Следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.ЗАКЛЮЧЕНИЕСогласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам, одной из основных задач при обучении иностранному языку в средней школе является обучение устной речи. Как показывает практика при таком подходе мало внимания уделяется грамматической стороне речи, тем не менее, коммуникативная компетенция включает в себя грамматические навыки и в связи с этим грамматической стороне речи должно отводиться достаточное количество времени. Характеристика особенностей использования информационных технологий как средства обучения иностранным языкам показала, что применение этих технологий эффективно при условии их применения в рамках определённой модели обучения, которая разработана для решения определенного ряда задач, поставленных с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и условий обучения. Такое положение создало необходимость разработки модели, сочетающей в себе использование электронных образовательных ресурсов и традиционных форм обучения, и учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, т.е. ориентированной на индивидуализацию в процессе обучения. В настоящее время в компьютерных обучающих программах появляются все более яркие, красочные, увлекательные и мотивирующие задания для отработки грамматических навыков и умений как письменной, так и устной речи по иностранному языку. Такие системы позволяют тренировать и различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия и организовать самостоятельную работу учащихся. Тем не менее, компьютер в учебном процессе не механический педагог и не аналог преподавателя. Это лишь средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.Используя новые информационные технологии возможно расширение границ рамок образовательного процесса, повышение его практической направленности и мотивации учащихся в образовательном процессе. С помощью информационных технологий можно привлечь активно участвовать всех обучающихся, не зависимо от того, какой у них уровень владения языком. В такой форме иноязычное образование становится достаточно полезным для учащихся: они приобретают положительный эмоциональный опыт, развивают свои творческие способности, реализуют себя как личность, которая принадлежит к определенной социокультурной общности, с одной стороны, а с другой стороны, – воспитывают в нем интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка, и основному аспекту изучения грамматике.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева В. Р., Антонова З. В. Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2019. С. 18–20Бартош Д. К., Харламова М.В. Принципы рационального использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2019. С. 41–46.Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. №3. 2005. С. 26–32.Бочарова Н. А. ИКТ как эффективный фактор развития иноязычных грамматических умений учащихся средних школ // Лучшая студенческая статья 2019. – Пенза, 2019. – С. 201–206.Васильева Н. М. Применение интерактивных методов обучения // Управление школой. 2005. № 34. С. 22–24Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.Климентьев Д. Д. Опыт обучения иностранным языкам в вузе в условиях дистанционного образования: анализ и перспективы // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – Курск: Курский государственный университет, 2020. С. 6–14.Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. 3-е изд. Минск : ТетраСистемс, 2004. 175 с.Люби Н. В. Обучение грамматике в рамках современных методик преподавания французского языка // Научный Вестник МГИИТ, 2013. С. 83–87.Медведева Д. Ю., Григорьева Е. Н. Применение технологий web 2.0 при обучении грамматике английского языка // Вопросы лингводидактики и переводоведения. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2017. С. 88–92.Мещерякова Е. В. Развитие аудитивной компетенции с использованием информационно – коммуникативных технологий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – Пермь, 2016. – С. 79–87.Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2622, дата обращения 27.12.2021.Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности. Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 162–165.Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., «Русский язык», 1997. 285 с.Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва : Глосса-Пресс, 2010. 640 с.Ревич И. Б. Методические подходы и критерии отбора ресурсов сети интернет для обучения английскому языку в ВУЗе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. М., 2013. С. 135–140.Северова Н. Ю. Организация работы над веб-квестом в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2018. С. 27–32Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2013. 239 с.Столярова И. В. Применение тестовых технологий в обучении иностранным языкам в условиях дистанционного образования // Современный взгляд на науку и образование. – М.: Издательство «Перо», 2020. С. 97–101.Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/, дата обращения 27.12.2021.Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая практика преподавания иностранных языков: автореферат дис. ... докт. пед. наук. М., 1994. 38 с.Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. М. : Филоматис, 2006. 480 с.Anh D. K. The Current State of the Art in the Teaching of Grammar At Vietnamese High Schools // Language in India, 2013. 13(3), 22-42. Armstrong K. M., Yetter-Vassot С. Transforming teaching through technology // Foreign Language Annals, 27(4), 2014. Pр. 475-486.Hartwell P. Grammar, Grammars, and the Teaching of Grammar. College English, 47(2), 105-127.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева В. Р., Антонова З. В. Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2019. С. 18–20
2. Бартош Д. К., Харламова М.В. Принципы рационального использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2019. С. 41–46.
3. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. №3. 2005. С. 26–32.
4. Бочарова Н. А. ИКТ как эффективный фактор развития иноязычных грамматических умений учащихся средних школ // Лучшая студенческая статья 2019. – Пенза, 2019. – С. 201–206.
5. Васильева Н. М. Применение интерактивных методов обучения // Управление школой. 2005. № 34. С. 22–24
6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.
7. Климентьев Д. Д. Опыт обучения иностранным языкам в вузе в условиях дистанционного образования: анализ и перспективы // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – Курск: Курский государственный университет, 2020. С. 6–14.
8. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. 3-е изд. Минск : ТетраСистемс, 2004. 175 с.
9. Люби Н. В. Обучение грамматике в рамках современных методик преподавания французского языка // Научный Вестник МГИИТ, 2013. С. 83–87.
10. Медведева Д. Ю., Григорьева Е. Н. Применение технологий web 2.0 при обучении грамматике английского языка // Вопросы лингводидактики и переводоведения. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2017. С. 88–92.
11. Мещерякова Е. В. Развитие аудитивной компетенции с использованием информационно – коммуникативных технологий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – Пермь, 2016. – С. 79–87.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2622, дата обращения 27.12.2021.
13. Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активи¬зации учебной деятельности. Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-¬педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 162–165.
14. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., «Русский язык», 1997. 285 с.
15. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва : Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
16. Ревич И. Б. Методические подходы и критерии отбора ресурсов сети интернет для обучения английскому языку в ВУЗе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. М., 2013. С. 135–140.
17. Северова Н. Ю. Организация работы над веб-квестом в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. М. : ЗАО «РЕЛОД», 2018. С. 27–32
18. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2013. 239 с.
19. Столярова И. В. Применение тестовых технологий в обучении иностранным языкам в условиях дистанционного образования // Современный взгляд на науку и образование. – М.: Издательство «Перо», 2020. С. 97–101.
20. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/, дата обращения 27.12.2021.
21. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая практика преподавания иностранных языков: автореферат дис. ... докт. пед. наук. М., 1994. 38 с.
22. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. М. : Филоматис, 2006. 480 с.
23. Anh D. K. The Current State of the Art in the Teaching of Grammar At Vietnamese High Schools // Language in India, 2013. 13(3), 22-42.
24. Armstrong K. M., Yetter-Vassot С. Transforming teaching through technology // Foreign Language Annals, 27(4), 2014. Pр. 475-486.
25. Hartwell P. Grammar, Grammars, and the Teaching of Grammar. College English, 47(2), 105-127.

Вопрос-ответ:

Какие принципы использования информационных технологий в образовательном процессе?

Использование информационных технологий в образовательном процессе основано на таких принципах, как активное вовлечение учеников, индивидуализация обучения, использование разнообразных интерактивных заданий и материалов, а также обратная связь и оценка результатов. Технологии позволяют сделать обучение более интересным, эффективным и доступным для каждого студента.

Какой опыт использования Интернет ресурсов на уроках по иностранному языку на среднем этапе обучения?

Опыт использования Интернет ресурсов на уроках по иностранному языку на среднем этапе обучения показал, что он может быть очень полезным для развития грамматических навыков. Студенты могут использовать онлайн-грамматические упражнения, игры и тесты для закрепления и практики изучаемого материала. Такой подход помогает сделать обучение более интерактивным и интересным.

Какие подходы существуют к формированию грамматических навыков?

Существует несколько подходов к формированию грамматических навыков. Один из них - традиционный, основанный на многократном повторении упражнений и правил. Другой подход - коммуникативный, который акцентирует внимание на использовании грамматики в реальных коммуникативных ситуациях. Также существуют методы, основанные на использовании игр и различных интерактивных заданий.

Какие преимущества информационных технологий в обучении грамматике?

Использование информационных технологий в обучении грамматике имеет несколько преимуществ. Во-первых, они позволяют создать более интерактивную и индивидуализированную обучающую среду. Во-вторых, технологии облегчают доступ к разнообразным грамматическим материалам и упражнениям. В-третьих, они позволяют использовать автоматическую обратную связь и оценку результатов, что помогает студентам лучше понять свои ошибки и улучшать свои навыки.

Какие принципы использования информационных технологий в образовательном процессе?

Принципы использования информационных технологий в образовательном процессе включают активное вовлечение учеников в учебную деятельность, индивидуализацию образования, развитие критического мышления и самостоятельности, использование интерактивных методов обучения, доступ к актуальной и разнообразной информации.

Какой опыт использования интернет-ресурсов на уроках по иностранному языку есть на среднем этапе обучения?

Опыт использования интернет-ресурсов на уроках по иностранному языку на среднем этапе обучения включает применение онлайн-словарей, текстовых и голосовых материалов, грамматических упражнений, видеоуроков, общения с носителями языка через видеосвязь и социальные сети.

Какие подходы существуют к формированию грамматических навыков?

Существуют разные подходы к формированию грамматических навыков, такие как традиционный метод, коммуникативный подход, интегративный метод и метод проектов. Каждый из них имеет свои особенности и акценты, но в общем они направлены на развитие у учеников понимания и правильного использования грамматических конструкций.

Какие преимущества использования информационных технологий при обучении грамматике?

Использование информационных технологий при обучении грамматике позволяет ученикам получить доступ к разнообразным материалам и ресурсам, улучшить понимание и запоминание грамматических правил, проводить интерактивные упражнения и тестирования, получать обратную связь и индивидуальную поддержку.

Какие выводы можно сделать по данной главе статьи?

По данной главе статьи можно сделать вывод, что использование информационных технологий имеет большой потенциал при обучении грамматике на примере английского языка. Они позволяют улучшить эффективность образовательного процесса и сделать его более интересным и доступным для учащихся.

Какие принципы использования информационных технологий в обучении грамматике?

Принципы использования информационных технологий в обучении грамматике включают использование интерактивных заданий и упражнений, автоматическую проверку правильности выполнения задания и индивидуальную обратную связь для каждого ученика.

Какой опыт использования Интернет ресурсов на уроках по иностранному языку?

Опыт использования Интернет ресурсов на уроках по иностранному языку включает использование онлайн упражнений, интерактивных игр, видео и аудио материалов для расширения словарного запаса и практики грамматики.