Ребенок и его друзья : вчера и сегодня. Кто они?Сколько их ? Степень близости?
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 20.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие детской дружбы в психологии
2. Особенности современной дружбы
Резюме
Заключение
Литература
И Internet еще не стал основой составляющей для формирования дружбы [4].
Взаимная поддержка друзей, совместные развлечения, совместное времяпрепровождение - вот содержание современных дружеских отношений. Ощущается необходимость близкого, глубокого общения, которое молодой человек может получить именно в компании друзей.
Для понимания места дружбы в системе ценностей молодежи показательным является вопрос "Чем бы Вы могли рискнуть ради своего друга?" Ради друга легко подростки готовы отказаться свободного времени, интересного спектакля, кинофильма, вечеринки. Более значимыми оказываются материальные соображения - школьников готовы пожертвовать ради друга значительной суммой денег или поездкой на отдых [4].
Интересно, что дружба проигрывает по значимости отношениям со взрослыми (родителями, учителями), а также здоровью, жизни. Школьники предпочитают рисковать жизнью ради друга только в редких случаях. Таким образом, дружба оказывается выше сиюминутных интересов, но нельзя говорить, что дружеские отношения становятся самыми важными в жизни подростка (авторитет взрослых, их мнение все еще имеет для него решающее значение).
Одной из самых распространенных форм развлечений являются дискотеки. Большинство опрошенных вместе с друзьями посещают дискотеки: время от времени это делают 30%, часто и всегда - 23% и 18% соответственно. По-видимому, дискотеки становятся тем местом, где можно не только приятно провести время, но и приобрести новые знакомства, найти новых друзей. Специфической чертой, характеризующей практики взаимодействия подростков сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными практиками дружеского общения [4].
Другой специфической характеристикой дружеского взаимодействия оказалось решение жизненных проблем. Хотя если практика развлечений осуществляется часто и всегда, то разрешение проблем занимает меньшее время. Но, тем не менее, взаимная поддержка друзей, совместный поиск выхода из трудной ситуации являются важными составляющими системы дружеских практик, что характеризует дружбу подростков как глубокое межличностное взаимодействие.
Следующая группа повседневных дружеских практик - это какая-либо совместная деятельность, осуществляющаяся с достаточной периодичностью, например, иногда вместе с друзьями смотрят TV, видео, ходят в кинотеатры, даже вместе готовятся к домашним заданиям. Однако приятное времяпрепровождение в дружеской компании ценнее, нежели совместные учебные дела. Также в этом возрасте еще не стоит вопрос о зарабатывании денег - совместная с другом работа не является характерным примером практик дружеского взаимодействия [4].
Стремление к развлечениям, возможно, должно сопровождаться дополнительными "веселящими средствами", такими как алкоголь, наркотики, курение. Судя по ответам школьников, ничто из этого списка не составляет повседневных практик.
Подводя итог, можно сказать, что специфической чертой детской и подростковой дружбы сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными практиками дружеского общения. Причем развлечения и дружеское общение вообще часто сопровождаются употреблением алкогольных напитков, что, возможно, служит неким ритуалом взросления.
Резюме
Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений, характеризующийся сильной эмоциональной и духовной привязанностью участников, основанной на сходстве установок, убеждений, ценностей и взаимном расположении. Дружба – уникальное психологическое явление, которое способствует формированию социального опыта ребенка.
Дружба – это закрытый союз, который существует между ограниченным кругом людей и в который доступ посторонним затруднен. Этот признак выступает следствием особой психологической природы дружбы, предполагающей эмоционально сильный контакт между людьми, высокую степень открытости, доверительности, интимности отношений.
Межличностная аттракция - тяготение людей друг к другу, которое часто перерастает в дружбу.
Данная работа имеет важное значение для дисциплины «Детство в современном мире», поскольку затрагивает важнейший психологический феномен, часть человеческих отношений.
Заключение
Психологи называют дружбу наряду с любовью, семьёй, деловыми отношениями, общением, одной из форм межличностных отношений. Её выделяют отношения глубокой привязанности, взаимной симпатии. Для неё характерны: взаимовыручка, откровенность, доверие и т.д. Отношения с другом занимают в жизни каждого исключительное место. Дружба позволяет взаимодополнять друг друга, делает насыщенней и богаче мир каждого человека.
В каждом возрасте дружба имеет свои особенности, которые связаны с развитием деятельностной сущности личности, при этом во всех возрастах дружеские отношения имеют высокую нравственно-психологическую ценность, наличие друзей психологами считается одной из важнейших предпосылок личностного комфорта.
Дружба в настоящее время занимает одно из приоритетных мест в отношениях между людьми. С возрастом проявления дружбы изменяются: Уже у младших школьников отношения дружбы реализуются не столько в контексте игры, сколько в совместной деятельности, общении; со становлением личности, определяющим в дружеских отношениях становится общение, основанное на взаимопонимании. В школьном возрасте у всех детей присутствует мнение сущности дружбы, её основных критериях: взаимопонимании, доверии, взаимопомощи и т.д.
Можно отметить, что дружба современных детей несколько отличается от дружбы поколения детей, рожденных ранее 1990 года. Во многом характерными отличиями современных детей является то, что дружба становиться виртуальной, появляется значительное количество друзей в социальных сетях, в Интернете. При этом сама ценность дружбы несколько искажается. Детьми, особенно подростками, дружба понимается как некие отношения – развлечения.
Литература
Игнатова Е.Е. Дружба в жизни современного подростка. Материалы науч-практ. Конференции. – М., 2003.
Кон И. С. Дружба (психолого-этический очерк). - М., 1987
Родина А. М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: Дис. ... канд. психол. Наук. - СПб., 2000
Никулина И.В. и др. Дружба в молодежной среде в условиях развития нового общества [электронный ресурс]. //www.unn.ru/f14/k2/students/friends.htm
Шмерлина И. Дружба как духовная и социальная реальность //Социальная реальность. – 2006. - №5.
2
1.Игнатова Е.Е. Дружба в жизни современного подростка. Материалы науч-практ. Конференции. – М., 2003.
2.Кон И. С. Дружба (психолого-этический очерк). - М., 1987
3.Родина А. М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: Дис. ... канд. психол. Наук. - СПб., 2000
4.Никулина И.В. и др. Дружба в молодежной среде в условиях развития нового общества [электронный ресурс]. //www.unn.ru/f14/k2/students/friends.htm
5.Шмерлина И. Дружба как духовная и социальная реальность //Социальная реальность. – 2006. - №5.
Вопрос-ответ:
Что такое понятие детской дружбы в психологии?
В психологии понятие детской дружбы обозначает особые отношения между детьми, основанные на взаимной поддержке, доверии и совместных интересах. Друзья для ребенка являются важным источником эмоциональной поддержки и социального развития.
Каковы особенности современной дружбы?
Современная дружба среди детей и молодежи отличается тем, что она все больше зависит от виртуального пространства и социальных сетей. Однако, реальное общение и взаимная поддержка остаются важными компонентами дружеских отношений. Также современная дружба может быть менее стабильной и трансгрессивной, включая совместные развлечения и времяпрепровождение.
Сколько друзей может иметь ребенок?
Количество друзей, которых может иметь ребенок, может варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений. Некоторые дети предпочитают иметь несколько близких друзей, с которыми они проводят больше времени и делятся своими мыслями, в то время как другие могут иметь большое количество знакомых, но меньше близких друзей.
Какова степень близости в дружеских отношениях?
Степень близости в дружеских отношениях может быть разной. Некоторые друзья могут быть очень близкими и поддерживающими отношениями, подобными семейным. В других случаях, дружба может быть более поверхностной, основанной на общих интересах и развлечении. Каждый человек определяет для себя степень близости, которую он хочет иметь со своими друзьями.
Может ли Интернет стать основой составляющей дружбы?
Интернет может стать важным средством для поддержания и укрепления существующих дружеских отношений, но он не может полностью заменить реальное общение и взаимодействие. Виртуальные связи могут уменьшить географические и социальные преграды, однако в настоящей дружбе важным фактором является личное присутствие и взаимное понимание.
Кто такие друзья ребенка?
Друзья ребенка - это люди, с которыми он проводит время, играет и общается. Это могут быть одноклассники, родственники, соседи или дети из детского сада.
Сколько друзей может иметь ребенок?
Количество друзей у ребенка может быть разным и зависит от его характера, возраста и обстановки, в которой он находится. Некоторые дети предпочитают иметь несколько близких друзей, а другие могут общаться со множеством разных людей.
Что такое детская дружба в психологии?
В психологии детская дружба - это особое отношение между детьми, которое базируется на взаимной поддержке, доверии и уважении. Дети в такой дружбе могут делиться своими радостями и проблемами, играть вместе и помогать друг другу.
Какие особенности современной дружбы?
Современная дружба среди детей отличается от прошлых времен тем, что сегодня она часто строится через социальные сети и Интернет. Однако, дети все равно нуждаются в реальных встречах и общении лицом к лицу. Взаимная поддержка, совместные развлечения и времяпрепровождение остаются важными составляющими дружеских отношений.