Методические особенности формирования ключевых ИКТ-компетенций обучающихся 10-11 классов на уроках информатики средствами игровых технологий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Проблема игрового обучения в контексте фундаментального образования 8
1.1. Сущностное содержание игры как метода обучения 8
1.2. Методические возможности игровых технологий при формировании ключевых ИКТ-компетенций 15
Глава 2. Внедрение игровых технологий в рамках уроков информатики 10-11 классов 21
2.1 Реализация учебного плана с учетом методических особенностей 21
2.2. Проблемные моменты и пути их решения в процессе апробации методического обеспечения 24
Заключение 26
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Данная тема изучается в школьном курсе математики. Но, как показывает практика, этого недостаточно для прочного усвоения обучающимися навыков построения игровых стратегий. А это умение является одним из ключевых не только информатики, но и ряда других дисциплин.В-третьих,- это единый государственный экзамен. Поиск выигрышной стратегии - это задание 26С, где типичной ошибкой является отсутствие у обучающихся представлений о выигрышной стратегии игры как наборе правил, в соответствии с которыми выигрывающий игрок должен отвечать на любой допустимый ход соперника.В-четвертых, важной стороной актуальности предполагаемого проекта являются возрастные особенности обучающихся 10 класса. Это время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. Понимание принципов поиска оптимальной стратегии и самого понятия игры в более широком смысле поможет старшеклассникам в принятии важных решений.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАУчебный предмет: информатикаКласс: 10Тема урока: Стратегические игры.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока:создать условия для осмысления обучающимися основных принципов поиска выигрышных стратегий.Задачи урока:Обучающая:Сформировать у учащихся такие понятия, как «игра», «выигрышная стратегия», «оптимальная стратегия», «выигрышная позиция», «проигрышная позиция», «дерево игры».Научить использовать методы математического моделирования для построения стратегии.Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.Развивающая:Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала.Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты.Создать условия для развития у школьников умения работать во времени. Воспитывающая:Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.Планируемые результаты:ПредметныеЗнать:метод построения дерева игры;задачи выигрышной стратегии.Уметь:строить графические модели;анализировать игровую ситуацию;приводить доказательство того, что выбранная стратегия верная.МетапредметныеПознавательные УУД:моделирование игровой ситуации;анализ и обоснованный выбор выигрышной стратегии;систематизация знаний, умение устанавливать предметно-следственные связи;применение полученных знаний в жизни.Регулятивные УУД:постановка цели и выполнение учебного задания в соответствии с целью;умение соотносить приобретенные знания с реальной жизнью, принимать оптимальные решения в ситуации выбора;контроль и оценка правильности выполнения заданий самостоятельно по образцу.Коммуникативные УУД:формирование отношений сотрудничества в учебной деятельности;умение обосновывать и доказывать, рассуждать, вести диалог;умение согласовывать позиции с партнером и находить общее решение. Личностные:формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;формирование таких качеств, как стремление к достижению цели.2.2. Проблемные моменты и пути их решения в процессе апробации методического обеспеченияПроблемное поле методической разработки охватывает несколько блоков.Существенной проблемой является необходимость разрешения противоречия между взглядом учащихся на игры как средство развлечения и научным взглядом на стратегические игры и основные принципы поиска выигрышных стратегий.Дидактическая и технологическая проблема заключается в необходимости разрешить противоречие между передовыми педагогическими средствами поддержки, которые гарантируют выполнение плана урока, и учебными и учебными ресурсами в индивидуальных группах, нацеленных на каждого ученика, позволяя им приобретать личный опыт с новыми материалами. Проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методологией, без которой невозможно дисциплинарное обучение, и вариативными образовательными технологиями, без которых невозможна реализация системно-деятельностного подхода.Работа в этом проблемном поле позволила сформировать название методической разработки урока, где объектом проектирования выступает урок: «Стратегические игры», а предметом проектирования динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных (вероятностных) результатов обучения, воспитания и развития.Название, тема и тема проекта определили цель урока: создать обучающимся условия для изучения основных принципов поиска выигрышных стратегий.Данная методическая разработка позволяет создать условия для усвоения всеми учащимися минимального уровня понятий «игра», «стратегия», «выигрышные и проигрышные позиции»; формирование индивидуальной межпрофессиональной компетенции, которая должна быть преобразована в дисциплинарную компетенцию, обязательную для каждого для построения выигрышной стратегии. Для достижения поставленных целей используются многочисленные дидактические, технологические и методические пособия.Перейдем к содержанию урока.Техника «умная перемена» позволяет детям настроиться на урок, стимулировать умственную деятельность и проявить мотивацию. Чтобы реализовать этот этап класса, я разработал веб-сайт, который позволяет мне автоматизировать сумму игры.На этапе самоопределения я призываю обучающихся выполнить тестовое задание - сделать ход в игре в крестики-нолики. Знакомая и понятная каждому игра способствует формированию психологического комфорта у школьников, снятию стресса и переживаний неудач. Обучающийся сознательно занимается учебной деятельностью. На данном этапе я вижу своей целью создать условия, чтобы каждый ученик понимал требования, предъявляемые к нему в классе, чувствовал желание участвовать в работе и верил, что он может участвовать в образовательной деятельности.Этап обновления знаний. Организована подготовка обучающихся к правильному самостоятельному выполнению экспериментального учебного действия. Обучающиеся должны задать вопрос: можно ли, больше не играя, определить исход игры. Вместе мы формулируем понятия «игра» и «стратегия».Выявление места и причины затруднения. Совместно определяем причину затруднения, которая заключается в отсутствии навыков построения стратегий в игре.Построение проекта решения проблемы.Учащиеся делают предположение о теме урока и формулируют цель. Они выдвигают гипотезы о возможных решениях экспериментальных образовательных действий.Реализация проекта. Вернемся к тестовой задаче. После построения дерева решений для исследовательской учебной задачи обучающиеся смогут указать на предыдущую трудность и выразить идею о том, что метод подходит для решения таких задач.Первичная станция. На этом этапе я предлагаю обучающимся сыграть в игру «Камни». Используя метод от простого к сложному, я предлагаю сначала найти выигрышную стратегию в математической игре Bashe. Это поможет учащимся понять принцип построения игровой стратегии, вывести концепции выигрышных и проигрышных позиций. А затем перенести принципы поиска выигрышной стратегии на задание повышенной сложности 26С из банка заданий ЕГЭ.Самостоятельная работа с самодиагностикой по стандарту. Практическая работа организована с использованием авторской программы моделирования для поиска выигрышных стратегий. Обучающиеся применяют полученные знания для анализа выигрышных и проигрышных позиций задачи ЕГЭ.Включение и повторение знаний. На данном этапе я считаю целесообразным расширить понимание квестовых игровых стратегий в играх с гораздо большим количеством возможных вариантов. Используя методы проблемного обучения и диалогического общения, я привожу детей к выводу, что не все игры ищут игровые стратегии, если они решаются путем перечисления возможных комбинаций.ЗаключениеИгра буквально следует за каждым человеком с первых дней жизни, а в современной системе образования есть еще, точнее, игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия учителя и учеников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). В этом случае учебные задания включаются в игровой контент. В учебном процессе используются веселые компьютерные игры, театральные, деловые и ролевые. Игровые технологии обладают большим потенциалом с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирование субъектной позиции учащегося по отношению к собственной деятельности, общению и с самим собой.Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. У предлагаемой мною методической разработки есть несколько оснований - мировоззренческих, научно-содержательных, психолого-педагогических и технологических. В основе Федерального государственного стандарта лежит системно-деятельностный подход и развивающее обучение. Эти концептуальные положения лежат и в основе моей педагогической деятельности. Таким образом, данная методическая разработка представляет заимствование и применение в новых условиях опыта, созданного разными по стилю и по времени педагогами, а также модификацию моего прежнего опыта.Список литературыБатраковаС.Н.Психолого-педагогическиеосновыурока:Метод.указаниядлястудентовфакультетапсихологии/С.Н.Батракова–Яросл.гос.ун-т.:Ярославль,2016.–22с.БородинМ.Н.Информатика.УМКдлястаршейшколы:10-11классы(ФГОС).Методическоепособиедляучителя.Углублённыйуровень.2013год.ВахрушевА.А.,УфимцеваН.В.,УстиноваН.Н.Использованиеигровыхтехнологийвпроцессеобученияинформатикеиматематике//Наукаиперспективы.2017.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-informatike-i-matematike(датаобращения:04.01.2022).ГейнА.Г.Информатика.Методическиерекомендации.10класс:учеб.пособиедляобщеобразоват.организаций/А.Г.Гейн.—2-еизд.—М.:Просвещение,2017.—162с.:ил.—ISBN978-5-09-044798-0ГриценкоЗ.А.Применениекомпьютерныхигрвучебномпроцессеобщеобразовательнойипрофессиональнойшколы[Текст]/З.А.Гриценко.–М.:Пресс,2014.–87с.Дидактическиеигрынаурокахинформатики[Текст]:Кн.Дляучителя.–М.:Просвещение,2016.–96с.3.Игровыетехнологии[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/15/igrovye-tekhnologii4.Использованиеигровыхтехнологийнаурокахинформатики[Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://pandia.ru/text/79/137/89851.phpЕвдокимоваВ.Е.ФормированиеИКТ-компетентностимладшихшкольников//Наукаиперспективы.2017.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov(датаобращения:04.01.2022).Жабина,С.А.ФормированиеИКТ-компетенцийнаурокахинформатики/С.А.Жабина.—Текст:непосредственный//Актуальныевопросысовременнойпедагогики:материалыVIIIМеждунар.науч.конф.(г.Самара,март2016г.).—Самара:ООО"ИздательствоАСГАРД",2016.—С.137-139.—URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9815/(датаобращения:04.01.2022).КостенкоС.Л.,СимаковМ.А.ИнформационнаякомпетентностькакпланируемыйрезультатосвоенияФГОС//Педагогика:традициииинновации:материалыVIмеждунар.науч.конф.(г.Челябинск,февраль2015г.).-Челябинск:Двакомсомольца,2015.ЛернерИ.Я.Дидактическиеосновыметодовобучения:учеб.пособ./И.Я.Лернер–М.:Педагогика,перераб.,2016.–186с.Михайленко,Т.М.Игровыетехнологиикаквидпедагогическихтехнологий/Т.М.Михайленко.—Текст:непосредственный//Педагогика:традициииинновации:материалыIМеждунар.науч.конф.(г.Челябинск,октябрь2011г.).—Т.1.—Челябинск:Двакомсомольца,2011.—С.140-146.—URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/(датаобращения:04.01.2022).НикотинаЕ.В.ФормированиеИКТ-компетентностимладшихшкольниковвусловияхреализацииФГОСНОО//Перспективыразвитияинформационныхтехнологий.2014.№20.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo(датаобращения:04.01.2022).ПоташникМ.М.,ЛевитМ.В.Методическоепособие«Какподготовитьипровестиоткрытыйурок».Москва,2003Поташник,М.М.ОсвоениеФГОС:методическиематериалыдляучителя:пособиедляучителейируководителейшкол/М.М.Поташник,М.В.Левит.-Москва:Пед.о-воРоссии,2016.-205сРаспутинаО.В.ФормированиеИКТкомпетенцийнаурокахинформатикивсоответствиистребованиямиФГОС//Научно-методическийэлектронныйжурнал«Концепт».–2017.–Т.25.–С.241–243.–URL:http://e-koncept.ru/2017/770567.htm.РевинаЛ.В.Формированиеинформационнойикоммуникационнойкомпетенции(ИКТ-компетенции)учащихсянаурокахинформатики//ОНВ.2007.№4(58).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-i-kommunikatsionnoy-kompetentsii-ikt-kompetentsii-uchaschihsya-na-urokah-informatiki(датаобращения:04.01.2022).СамылкинаН.Н.Информатика.УМКдлястаршейшколы:10-11классы.Углубленныйуровень.Методическоепособиедляучителя/Автор-составитель:Н.Н.Самылкина.—Эл.изд.—М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2013.—137с.:ил.СелевкоГ.К.Энциклопедияобразовательныхтехнологий:в2-хт.Т.1.–М.:Народноеобразование,2005.–556с.СеменовА.Л.ИКТ-компетентностиучащихся.ИКТ-какинструментарийуниверсальныхучебныхдействий:подпрограммаформирования:http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.htmlТимоноваС.С.Применениеигровыхтехнологийнаурокеинформатики/С.С.Тимонова,О.А.Гальцева//Педагогикаипсихология:перспективыразвития:материалыIIМеждунар.науч.–практ.конф.(Чебоксары,29окт.2017г.)/редкол.:О.Н.Широков[идр.]–Чебоксары:ЦНС«Интерактивплюс»,2017.–С.112-114.

1. Батракова С.Н. Психолого-педагогические основы урока: Метод. указания для студентов факультета психологии /С.Н. Батракова – Яросл. гос. ун-т.: Ярославль, 2016. – 22 с.
2. Бородин М. Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10 - 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Углублённый уровень. 2013 год.
3. Вахрушев А.А., Уфимцева Н.В., Устинова Н.Н. Использование игровых технологий в процессе обучения информатике и математике // Наука и перспективы. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-informatike-i-matematike (дата обращения: 04.01.2022).
4. Гейн А. Г. Информатика. Методические рекомендации. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Гейн. — 2-е изд. — М. : Про све ще ние, 2017. — 162 с. : ил. — ISBN 978-5-09-044798-0
5. Гриценко З.А. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы [Текст] / З.А. Гриценко. – М.: Пресс, 2014. – 87 с.
6. Дидактические игры на уроках информатики [Текст]: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с. 3. Игровые технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/15/igrovye-tekhnologii 4. Использование игровых технологий на уроках информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/137/89851.php
7. Евдокимова В.Е. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников // Наука и перспективы. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.01.2022).
8. Жабина, С. А. Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики / С. А. Жабина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9815/ (дата обращения: 04.01.2022).
9. Костенко С. Л., Симаков М. А. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС//Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учеб. пособ. / И.Я. Лернер – М.: Педагогика, перераб., 2016. – 186 с.
11. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 04.01.2022).
12. Никотина Е.В. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Перспективы развития информационных технологий. 2014. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo (дата обращения: 04.01.2022).
13. Поташник М.М., Левит М.В. Методическое пособие «Как подготовить и провести открытый урок». Москва, 2003
14. Поташник, М. М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя: пособие для учителей и руководителей школ / М. М.Поташник, М. В. Левит. - Москва: Пед. о-во России, 2016. - 205 с
15. Распутина О. В. Формирование ИКТ компетенций на уроках информатики в соответствии с требованиями ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 241–243. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770567.htm.
16. Ревина Л.В. Формирование информационной и коммуникационной компетенции (ИКТ-компетенции) учащихся на уроках информатики // ОНВ. 2007. №4 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-i-kommunikatsionnoy-kompetentsii-ikt-kompetentsii-uchaschihsya-na-urokah-informatiki (дата обращения: 04.01.2022).
17. Самылкина Н. Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: Н. Н. Самылкина. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 137 с. : ил.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т.1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
19. Семенов А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ - как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html
20. Тимонова С.С. Применение игровых технологий на уроке информатики / С.С. Тимонова, О.А. Гальцева // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 окт. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 112-114.

Вопрос-ответ:

Какие особенности приобретает обучение в старших классах при использовании ИКТ?

Обучение в старших классах при использовании ИКТ приобретает ряд особенностей. Одна из них - большая самостоятельность учащихся, так как они уже имеют достаточный опыт работы с компьютером и могут самостоятельно выбирать нужные им программы и ресурсы. Кроме того, ИКТ позволяют создать более интерактивную и увлекательную образовательную среду, что способствует повышению мотивации и интереса к учебе.

Какие основные ИКТ компетенции формируются на уроках информатики в старших классах?

На уроках информатики в старших классах формируются такие основные ИКТ компетенции, как навыки работы с компьютером и программным обеспечением, умение проводить поиск и анализ информации в сети Интернет, умение создавать и редактировать текстовые, графические и мультимедийные документы, умение работать с электронной почтой и коммуницировать в сети.

Какие психологические аспекты нужно учитывать при внедрении ИКТ в учебный процесс старших классов?

При внедрении ИКТ в учебный процесс старших классов необходимо учитывать ряд психологических аспектов. Важно создать мотивацию к использованию ИКТ учащимися, так как не все могут быть готовыми или заинтересованными в таком обучении. Также нужно учитывать разные уровни подготовки учащихся и обеспечивать индивидуальный подход к каждому из них. Важно помнить о развитии таких навыков, как саморегуляция и самостоятельность, так как работа с ИКТ требует умения самостоятельно ориентироваться в большом количестве информации и выбирать необходимые инструменты.

Какое содержание имеет игра в контексте фундаментального образования?

Игра имеет сущностное содержание в контексте фундаментального образования. Она способствует развитию критического мышления, креативности и коммуникативных навыков у учащихся. Игра позволяет учащимся применять полученные знания и навыки на практике, осваивать новые материалы и углублять свои знания. Кроме того, игра включает в себя элементы сотрудничества и коллективной работы, что позволяет развивать социальные навыки и умения.

Какие есть методические особенности формирования ключевых ИКТ компетенций учащихся 10-11 классов на уроках информатики с использованием игровых технологий?

Методические особенности формирования ключевых ИКТ компетенций учащихся 10-11 классов на уроках информатики с использованием игровых технологий включают использование игровых задач и ситуаций, активное взаимодействие учащихся с компьютерными программами и платформами, развитие критического мышления и умений решать проблемы через игру, а также индивидуальный подход к каждому ученику.

Какие ИКТ компетенции особенно важны на уроках информатики для учащихся старших классов?

На уроках информатики для учащихся старших классов особенно важны следующие ИКТ компетенции: умение работать с различными программами и сервисами, навыки информационного поиска и анализа, умение организовывать и представлять информацию, понимание этических и безопасных аспектов использования ИКТ.

Какие психологические аспекты нужно учитывать при внедрении ИКТ в учебный процесс старших классов?

При внедрении ИКТ в учебный процесс старших классов необходимо учитывать психологические аспекты, такие как мотивация учащихся, индивидуальные особенности обучающихся, создание положительной образовательной среды, развитие коммуникативных навыков и умений сотрудничества.

Какое место занимает игровое обучение в контексте фундаментального образования?

Игровое обучение занимает важное место в контексте фундаментального образования. Оно позволяет развивать у учащихся критическое мышление, логическое мышление, проблемное мышление, творческие способности и навыки решения проблем. Игры помогают стимулировать интерес и мотивацию учащихся к обучению и создают благоприятную атмосферу для усвоения знаний.